• Случай Нила
  • Глава 8

    Синдром Котара когда вам кажется, что вас не существует

    Иногда мозг отрицает собственное существование. Это можно назвать радикальным самоотрицанием.

    Люди с редким психическим расстройством – синдромом Котара – убеждены, что они уже умерли или что не существует какой-то части их тела. Такие больные страдают от крайней формы нигилистического бреда (le delire de negation). Они могут также считать, что остальных людей тоже нет и мир не существует – в общем, кругом пустота.

    Иногда больные уверены, что у них отсутствуют какие-то жизненно важные органы, например мозг или сердце. Также они могут представлять, будто их тело принимает огромные размеры (le delire d’enormite) – например, что оно стало величиной с небо или даже с Вселенную. Хотя у таких душевнобольных наблюдается склонность к самоубийству, они, как ни странно, могут верить и в собственное бессмертие.

    Довольно часто такие пациенты проверяют это на собственном опыте, предпринимая нечто очень рискованное или пытаясь покончить с собой. Так или иначе, они чрезмерно поглощены мыслями о собственной смерти и часто требуют, чтобы их убили. Например, один человек день и ночь слышал голос, читающий ему смертный приговор и описывающий пытки, которые для него готовят.

    Синдром Котара часто бывает связан с депрессивным состоянием, галлюцинациями и потерей памяти. Иногда он встречается и при шизофрении.

    Болезнь названа по имени французского психиатра Жюля Котара, который первым описал пациентов с таким синдромом на парижской встрече психиатров (Societe Medicо-Psychologique) в 1880 г., а позже, в 1891 г., выпустил о них книгу{73}. Он описывал состояния разной степени тяжести, от среднего до крайне тяжелого. Больные средней степени тяжести испытывают чувство отчаяния и отвращения к себе. Но если расстройство принимает более сложные формы, пациенты воображают изменения, происходящие как внутри себя, так и вовне. Котар считал, что отрицание собственного существования возникает в наиболее серьезных случаях.

    Хотя люди могут страдать синдромом Котара практически в любом возрасте, такое состояние обычно проявляется к середине жизни. Гораздо чаще оно встречается у женщин, нежели у мужчин, хотя никаких удовлетворительных объяснений этому пока не найдено. У пациентов часто бывает вполне нормальное детство (насколько об этом можно судить). Приступы возникают внезапно, без предварительных психических расстройств. Однако перед появлением симптомов заболевания обычно наблюдается период начальной тревожности, продолжительность которого может быть от нескольких недель до нескольких лет. Внешне эта тревожность зачастую проявляется лишь в раздражительности.

    Отрицая существование различных частей тела, один пациент утверждал следующее:

    Раньше у меня было сердце. Теперь что-то другое бьется вместо него… У меня нет желудка, и я никогда не хочу есть. Когда я ем, я чувствую вкус пищи, но, после того как она прошла по пищеводу, не ощущаю уже ничего. Такое впечатление, что еда проваливается в пустоту{74}.

    По словам докторов М. Д. Эноха и У. Г. Третоуэна,

    …[пациент с синдромом Котара] может даже не употреблять личное местоимение «я». Одна пациентка называла себя «мадам Ноль», подчеркивая свое отсутствие. Другая… говорила о себе: «В этом нет толку. Заверните это и выкиньте на помойку»{75}.

    Энох и Третоуэн упоминают, что хотя при синдроме Котара пациенты могут достичь такой степени отчаяния, что заявляют о желании не существовать,

    …парадоксальным образом вероятность смерти представляется им невозможной и ведет к развитию идей о бессмертии. Это вызывает у них сильнейшее отчаяние – жаждать смерти, но быть обреченным на вечное существование в состоянии нигилизма, напоминающее прижизненный ад Кьеркегора{75}.

    Энох и Третоуэн добавляют, что некоторые пациенты при данном заболевании склонны наносить себе травмы.

    Преследующие больных галлюцинации могут быть вкусовыми или обонятельными. В этих случаях пациенты убеждены, что они

    …гниют, что их еда испортилась, им предлагают [в пищу] грязь, фекалии или человеческое мясо. В этом кроется еще один парадокс, поскольку, несмотря на их убеждение в собственной смерти или бессмертии, они пытаются уничтожить себя{75}.

    С 1880 г. психиатры решают, можно ли причислить данное заболевание к разряду синдромов. Некоторые говорят, что клинические наблюдения не подтверждают этого, и относят синдром Котара к подтипу депрессии или бредовым представлениям особого рода.

    Причину возникновения заболевания видят во многих вещах. Среди предполагаемых причин – структурные проблемы мозга, токсические и метаболические патологии. К ним относятся различные рассеянные заболевания мозга, атрофия базальных ганглиев[4] (находящихся в его основании) и поражение теменной доли (средние и верхние участки заднего отдела мозга).

    Однако компьютерная томография показывает, что у больных синдромом Котара нет проблем с теменной долей, зато наличествует «многофокусная атрофия мозга и заболевание средней лобной доли», при котором борозды мозга оказываются расширены{76}.

    Японские исследователи утверждают, что в возникновении синдрома Котара немалую роль играют проблемы с бета-эндорфинами, принимающими большое участие в восприятии боли, в регулировании поведения и гормональной секреции{77}.

    Существует детальное исследование случая 27-летнего мужчины, у которого проявления синдрома Котара возникли в результате брюшного тифа{78}.

    Считается, что данный синдром встречается редко. В исследовании ученых из Гонконга среди 349 психиатрических пациентов было выявлено лишь 0,57 % страдающих этой болезнью{79}.

    При изучении Кембриджским университетом 100 случаев заболевания оказалось, что почти всем пациентам с этим синдромом был поставлен диагноз психотической депрессии. Интересно, что 86 % из них имели нигилистические представления о своем теле, 69 – отрицали собственное существование, а 55 % считали себя бессмертными. Состояние всех больных сопровождалось обостренным чувством тревоги и вины{80}.

    Впрочем, одно ясно точно: синдром Котара – это крайняя форма отрицания себя{81}.

    Случай Нила

    История 26-летнего Нила – классический пример проявления синдрома Котара.

    Детство Нила, единственного ребенка в семье, было вполне нормальным. Когда ему исполнилось двадцать лет, его родители погибли в авиакатастрофе, разбившись на небольшом самолете. Нил был глубоко религиозным, а эта трагедия потрясла и озлобила его. Обвиняя в смерти родителей себя, Нил стал затворником, оборвал все отношения с людьми и связи с внешним миром. Он бросил университет, стал употреблять тяжелые наркотики и практически ничем не занимался, живя за счет наследства, доставшегося от богатых родителей. Некоторое время Нила интересовал спиритизм, а особенно тема реинкарнации.

    В итоге семейный врач убедил Нила обратиться за пси хиатрической помощью. Юноша был одержим бредом отсутствия тела. Нил отказывался признать, что у него есть голова, туловище, ноги и руки – вообще какие-либо части тела. Он отрицал, что ест, пьет, мочится, испражняется, и не мог объяснить, почему одевается, если выходит на улицу. На одной из стадий терапии Нилу предложили выпить стакан воды. После этого его попросили объяснить, куда делась вода. Молодой человек ответил, что она «испарилась». Когда врач требовал объяснить эти и другие несоответствия, Нил либо не отвечал, либо просто говорил: «Не знаю». Судя по всему, он не замечал непоследовательности или противоречия в своих ответах.

    Фантазии на тему синдрома Котара?

    Описание нечто похожего на синдром Котара встречается в кинематографе и литературе. К примеру, герой научно-фантастического фильма 1957 г. «Невероятно худеющий человек» (по роману и сценарию Ричарда Мэтисона) постепенно достигает микроскопических размеров. Происходящее в корне меняет его восприятие себя и окружающего мира. Продолжая уменьшаться до величины атома, главный герой фильма замечает: «Когда становишься таким маленьким, оказываешься едва ли не больше Вселенной».

    Нарциссический мозг

    Если синдрому Котара и можно что-либо противопоставить, то это нарциссизм – чрезмерную любовь к себе. Нарцисс из греческого мифа увидел себя в пруду и влюбился. Он не мог расстаться со своим отражением, даже чтобы поесть, и в результате умер от голода.

    По мнению доктора О. Джона, в жизни «люди-нарциссы» подражают мифологическому герою. В многочисленных экспериментах доказано, что человек, считающий себя совершенством, еще больше восхищается собой при просмотре видеозаписей с собственным участием. Более того, такие люди ищут возможности сосредоточить внимание на себе или утвердить осознание собственной значимости{82}.

    В одном эксперименте по оценке степени нарциссизма 51 из 130 студентов Калифорнийского университета получили высокие баллы. В отличие от своих не замеченных в самолюбовании сверстников, на видеозаписи они предпочитали смотреть на себя, а не на других, и любили часто смотреться в зеркало. В другом эксперименте, где принимали участие 62 человека со склонностью к нарциссизму и 62 не расположенных к этому, каждый должен был выполнить простое задание. После оценки результатов оказалось, что в обеих группах работа была сделана примерно на одном уровне, однако члены первой группы оценивали свое исполнение значительно выше, чем люди из второй. Джон считает: «У “нарциссов” определенно завышенная самооценка, с которой мало кто соглашается»{83}. Такие люди жаждут внимания от окружающих, а также уделяют его сами себе. Джон добавляет: «У нарциссических личностей мотивация по укреплению самооценки сильнее… так как они очень чувствительны к критике»{83}. Таким образом, нарциссические натуры способны раздуть свое самомнение до недопустимых пределов{83}.

    Аристократический мозг

    По мнению легендарного испанского гистолога XIX в. Сантьяго Рамон-и-Кахаля, клетки человеческого мозга являются «аристократами среди других единиц строения организма». Они – основные потребители жизненных ресурсов. Хотя масса человеческого мозга составляет лишь 2 % от общей массы тела, каждую секунду через него проходит 15 % всей крови, и он расходует 20 % кислорода и питательных веществ.

    Однако, в отличие от аристократов, клетки мозга очень много работают, благодаря чему тело нормально функционирует{84}.

    Вирус Борна

    Можно ли заразиться психическим заболеванием, как, например, простудой? Раньше такие болезни считали незаразными. Однако группа немецких биологов полагает, что некоторые из них могут быть вызваны вирусами.

    Известно, что вирус Борна поражает животных, вызывая аномалии в их поведении. Но не так давно его обнаружили и у людей. Исследователи нашли данный вирус у трех человек, страдающих расстройствами настроения. Когда возбудителей инфекции ввели лабораторным животным, последние заболели. Ранее выяснили, что вирус Борна эволюционирует в различные штаммы в зависимости от того, какой организм им заражен. Поскольку возбудитель заболевания, найденный у трех человек, имеет свои отличия, это говорит о том, что обследованные люди были инфицированы вирусом, распространенным в человеческой популяции. Ученые уверены, что «эти открытия представляют новое поле для исследований психических расстройств»{85}.


    Примечания:



    7

    Baron-Cohen S. An assessment of violence in a young man with Asperger’s syndrome // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1988. Vol. 29. No. 3. P. 351–360. Доктор Саймон Барон-Коэн – психиатр в Медицинской школе больницы Сент-Мэри в Лондоне.



    8

    McKelvey J., Lambert R., Mottron L., Shevell M. Right hemisphere dysfunction in Asperger’s Syndrome // Journal of Child Neurology. 1995. Vol. 10. P. 310–314. Доктор Дж. Р. Мак келви и коллеги работают в отделении неврологии и нейрохирургии в университете Макгилла.



    73

    Cotard J. Maladies Cerebrales et Mentales. P.: Balliere, 1891.



    74

    Anderson E. Psychiatry. L.: Balliere, Tindall, Cox, 1964.



    75

    Enoch M., Trethowan W. Uncommon Psychiatric Syndromes. 2 edn. Bristol: John Wright and Sons, 1979. P. 116–133. Доктор М. Д. Энох – бывший профессор психиатрии Ливерпульского университета. Доктор У. Г. Третоуэн – бывший профессор психиатрии университета Бирмингема.



    76

    Joseph A., O’Leary D. Brain atrophy and interhemispheric fi ssure enlargement in Cotard’s syndrome // Journal of Clinical Psychiatry. 1986. Vol. 47. No. 10. P. 518–520. Докторa Энтони Джозеф и Даниэль О’Лири – психиатры в больнице Маклина в Бельмонте, Массачусетс.



    77

    Matsukura S., Yoshimi H., Sueoka S., Chihara K., Fujita T., Tanimoto K. Endorphins in Cotard’s syndrome // The Lancet. 1981. Vol. 1. P. 162–163. Доктор С. Мацукура и коллеги работают в университете Кобе.



    78

    Campbell S., Volow M., Cavenar J. Cotard’s Syndrome and the psychiatric manifestation of typhoid fever // American Journal of Psychiatry. 1981. Vol. 138. No. 10. P. 1377–1378. Доктор Сьюзан Кемпбелл и коллеги – психиатры из медицинского центра Университета Дьюка (Дарем, Северная Каролина, США).



    79

    Chiu H. Cotard’s syndrome in psychogeriatric patients in Hong Kong // General Hospital Psychiatry. 1995. Vol. 17. P. 54–55. Доктор Н. Ф. Чу – психиатр из больницы прин ца Уэльского в Шатине (Гонконг).



    80

    Berrios G., Luque R. Cotard’s syndrome analysis of 100 cases // Acta Psychiatrica Scandinavia. 1995. Vol. 91. P. 185–188. Докторa Дж. И. Берриос и Р. Люк – психиатры Кембриджского университета.



    81

    Juan S. People who get worked up over nothing // The Sydney Morning Herald. 4 January 1990. P. 10.



    82

    Исследование О. Джона и Р. Робинса приводит Б. Бауэр. I gotta love me // Science News. 5 April 1997. P. 212. Доктор Оливер Джон – психолог в Калифорнийском университете в Беркли. Доктор Ричард Робинс – психолог в Калифорнийском университете в Дэвисе.



    83

    Интервью с О. Джоном от 25 мая 1997 г.



    84

    Time-Life. Mysteries of the Human Body. Alexandria, Virginia: Time-Life Books, 1990. P. 12.



    85

    Исследование Л. Бод приводит К. Факельманн. Is mental illness infectious? // Science News. 17 August 1996. P. 107. Доктор Лив Бод работает в отделении вирусологии Института Роберта Коха в Берлине.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх