• Контекст и основные элементы бизнес-архитектуры
  • Структура организационной компоненты
  • Структура информационной компоненты
  • Организация компоненты «Приложения»
  • Базовые принципы, методы и определения моделирования бизнес-процессов
  • Определение моделирования
  • Типология моделей
  • Общие принципы моделирования
  • Базовые определения по архитектуре
  • Объектный анализ
  • Процессный анализ
  • Понятие процесса
  • Компоненты процесса
  • Анализ процесса
  • Анализ топологии процесса
  • Анализ характеристик процесса
  • Анализ ошибок процесса
  • Анализ динамики процессов
  • Анализ рисков процесса
  • Анализ ресурсного окружения процессов
  • Анализ возможностей стандартизации процесса (создание эталонных, референтных моделей)
  • Основные методики моделирования
  • IDEF-технологии
  • Глава 2

    Что такое модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов

    В настоящее время существует множество определений, касающихся моделирования бизнес-процессов. Вместе с тем в контексте задач, которые были поставлены в книге, наибольшее внимание будет уделено специфике бизнес-моделирования с учетом современных тенденций в развитии бизнеса и информационных технологий, обеспечивающих его поддержку.

    Как было отмечено в первой главе, разработка концепции сервисно-ориентированной архитектуры, процессного подхода, «взаимопроникновение» ИТ и бизнеса оказали существенное влияние на современные взгляды на построение бизнеса. Формализованным механизмом, обеспечивающим представление и реализацию данных подходов в деятельности организации, стала такая сущность, как архитектура предприятия.

    В качестве примера можно привести несколько определений понятия «архитектура предприятия».

    Вот как определяется данное понятие в документах Финансово-контрольного управления США [9]:

    «Архитектура предприятия описывает деятельность организации с двух позиций:

    ¦ с позиции логических терминов, таких как взаимодействующие бизнес-процессы и бизнес-правила, необходимая информация, структура и потоки информации, места расположения работы и пользователей;

    ¦ с позиции технических понятий, таких как аппаратные и компьютерные средства, программное обеспечение, коммуникация данных, защита и безопасность, а также используемые стандарты».

    В дополнение из этих же документов можно привести еще значимое определение понятия «Архитектура предприятия»: «…архитектура предприятия является необходимым инструментальным средством для того, чтобы повысить результативность и эффективность существующих в организации бизнес-процессов, а также средством для разработки и реализации поддерживающих их технических систем, в наиболее простой интерпретации организации, учреждение, предприятие и т. д. представляют собой совокупность целенаправленных операционных действий, а архитектура предприятия дает структуру (или структурное описание) этого действия. Архитектура предприятия систематизирует и дает фиксированное описание в виде работоспособных моделей, диаграмм и функций всех режимов деятельности данного объекта. В роли такого объекта может выступать либо отдельная автономная организация, либо функциональная или предметная область, которая охватывает несколько организационных границ (например, финансовое управление; управление сбором данных, управление материального обеспечения и т. п.)».

    Можно привести другое определение архитектуры предприятия, которое дано на сайте www.geao.org Всемирной организации корпоративной архитектуры» (GEAO – Global Enterprise Architecture Organization): «Архитектура предприятия описывает те способы, с помощью которых общее видение деятельности организации отражено в структуре и динамике предприятия. На различных уровнях абстракции она дает единый набор моделей, принципов, руководств и политик, которые используются для создания, развития и обеспечения соответствия систем в масштабе и контексте деятельности всего предприятия в целом».

    На практике архитектура предприятия принимает форму достаточно обширного набора моделей, которые описывают структуру и функции организации. Важной областью использования этих моделей являются систематизация процесса планирования организационных и технологических изменений и обеспечение лучших условий для процесса принятия решений.

    Отдельные модели архитектуры предприятия логически организованы так, чтобы в совокупности обеспечивать все более возрастающий уровень детализации информации об организации – ее целях и задачах, реализуемых корпоративных программах и организационной структуре, системах и данных, используемых технологиях и всех остальных представляющих интерес областях.

    Концепция позиционирования архитектуры предприятия с различных ракурсов (предметных областей) и уровней абстракции позволяет бизнесу четко видеть влияние предлагаемых изменений на различных уровнях (управленческом, исполнительном и т. д.) и различных компонентах (технологических, информационных, организационных и т. д.).

    Такая ситуация заставляет по-другому оценивать роли и место моделирования бизнес-процессов в деятельности организации в целом и развития ИТ в частности. В первую очередь следует отметить, что целевой задачей моделирования становится не описание отдельных бизнес-процессов под разрозненные задачи, а построение бизнес-архитектуры, являющейся составной компонентой архитектуры организации.

    Данная компонента призвана не только представлять в систематизированном виде бизнес-цели и бизнес-функции организации, но и обеспечить взаимоувязку организационных и технологических ресурсов в единые процессы, обеспечивающие получение целевых результатов. По этой причине моделирование бизнес-процессов можно рассматривать в широком и узком смыслах. А именно с точки зрения отражения логики действий по получению целевого результата («узкое понимание») и с точки зрения некоторого интеграционного решения, определяющего взаимосвязь и взаимодействие организационных, технологических, информационных и других ресурсов в рамках осуществления целевой деятельности организации.

    Учитывая данные обстоятельства, описание архитектуры бизнес-процессов охватывает не только компоненты, необходимые для отображения бизнес-логики, но и компоненты «окружения», с которыми обеспечивается взаимодействие в рамках процесса получения целевых результатов деятельности организации.

    Как указано в работе [4], «задача разработки бизнес-архитектуры состоит в моделировании «картины в целом» и последующем углублении в тщательно отобранные ключевые процессы и информационные потоки, в том числе с использованием таких инструментов, как декомпозиция функций/процессов, анализ бизнес-событий, модели местоположений и модели интеграции».

    В рамках бизнес-процессов описание компонент окружения осуществляется ровно на таком уровне детализации, который позволяет обеспечить:

    а) оценку влияния компонента на процесс;

    б) взаимосвязь с другими компонентами и интеграцию в целевой бизнес-процесс.

    Детализация же имеющих самостоятельное значение компонент «окружения» бизнес-процессов происходит в рамках соответствующих элементов архитектуры предприятия.

    Таким образом, бизнес-архитектура предприятия обеспечивает лучшее понимание всей модели предприятия, поскольку именно она несет значительную часть нагрузки по отражению связи между различными моделями (или артефактами), описывающими различные предметные области архитектуры предприятия.

    Можно согласиться с выводами авторов [4], что отсутствие понимания и взаимосвязей между различными артефактами архитектуры и неспособность явного описания таких взаимосвязей в рамках бизнес-архитектуры являются одной из основных причин неудач проектов разработки архитектуры предприятия в целом или практического использования результатов подобных работ.

    Контекст и основные элементы бизнес-архитектуры

    Существует достаточный разброс мнений в понимании и определении бизнес-архитектуры и бизнес-модели. Одна из трактовок предусматривает определение бизнес-архитектуры как области, которая определяется высшими руководителями, отвечающими за основные функции (бизнес) организации [10]. Такая трактовка, как правило, включает в себя утверждения по поводу миссии и целей организации, критические факторы успеха, бизнес-стратегии, описания функций, а также структуры и процессы, необходимые для реализации функций.

    Ключом к построению хорошей бизнес-архитектуры является определение бизнес-процессов, их функций и характеристик. Это становится основой для построения архитектуры ИТ-приложений, которые обеспечивают автоматизированную поддержку этих процессов. Хотелось бы в связи с этим привести следующую цитату из книги Unleashing the Killer Арр [11]: «Вы тогда достигаете цели, когда становится невозможно определить, где заканчиваются бизнес-аспекты и где начинаются технологии».

    Состав и содержание компонент, входящих в модель бизнес-архитектуры, должны определять возможность ответов на вопросы: что, как, где, кто, когда. В рамках типовых методологий моделирования осуществляется следующее «распределение» между элементами бизнес-архитектуры и задаваемыми вопросами:

    ¦ используемые данные (что?);

    ¦ процессы и функции (как?);

    ¦ места выполнения этих процессов (где?);

    ¦ организации, персоналии-участники, системы (кто?);

    ¦ управляющие события (когда?);

    ¦ цели и ограничения, определяющие работу системы (зачем?).

    В рамках модели бизнес-архитектуры выделяются следующие основные компоненты:

    1) бизнес-процессы / цели и стратегия построения бизнеса;

    2) организационная компонента / организационное окружение;

    3) информация / информационное окружение;

    4) приложения / обеспечивающее окружение.

    В данном случае авторы не претендуют на полноту и «стандартизацию» предлагаемого варианта описания бизнес-архитектуры. Более важным является отображение «интеграционных» аспектов.

    Проблемы и подходы, связанные с проектированием «окружения» бизнес-процессов, отображены в главе 3 книги.

    Ключом к построению хорошей бизнес-архитектуры является определение бизнес-процессов, их функций и характеристик, что, в свою очередь, является основой для построения архитектуры приложений, которые обеспечивают эти процессы.

    Можно привести следующие определения по целевым постановкам задач для бизнес-архитектуры: «Если архитектура ИТ-предприятия описывает то, как компоненты ИТ объединяются вместе для достижения нужного результата, то точно так же бизнес-архитектура описывает, как элементы бизнеса соединены вместе» [12].

    Бизнес-архитектура включает в себя, как правило, следующие аспекты:

    ¦ бизнес-стратегия, функции и организационные структуры – собрание целевых установок, планов и структур организации. Данная информация может быть представлена в самых разных форматах, но наиболее важный аспект состоит в создании контекста для описания бизнес-процессов. Эта часть архитектуры не является технической, но она критически важна с той точки зрения, что архитектура информационных технологий (информации, прикладных систем, технологическая архитектура) строится на ее основе и обеспечивает реализацию ключевых функций организации;

    ¦ архитектура бизнес-процессов, которая определяет основные функциональные области организации. Для министерства это могут быть функции, перечисленные в Положении о министерстве, для коммерческой организации – процессы разработки новых продуктов, услуг и сбыта товаров и т. п. Она также описывает специфические процессы внутри каждой функциональной области и их операционные параметры, например объемы операций, роли, реализацию централизованной или децентрализованной модели операций и т. д. Эта часть является как бы «точкой соприкосновения» между бизнес-архитектурой и архитектурой приложений и обеспечивает взгляд на бизнес и функции организации, достаточно детализированный для того, чтобы использовать его при выработке стратегии и планов создания приложений;

    ¦ показатели результативности. Этот аспект состоит в определении ключевых показателей результативности (КПР) работы организации, их текущих и желаемых уровней. Модель КПР используется как средство мониторинга исполнения бизнес-процессов. Для определения показателей результативности работы организации применяются различные методики, например широкую популярность завоевала методика Роберта Каплана и Дейвида Нортона «Balanced Score Card (BSC)». BSC представляет собой систему, основанную на причинно-следственных связях между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторами получения планируемых результатов. Она рассматривает четыре проекции: финансовую, взаимоотношения с потребителями, операционной эффективности и человеческого потенциала организации, цели и задачи которых взаимосвязаны и отражены финансовыми и нефинансовыми показателями.

    Структура организационной компоненты

    Организационная компонента в модели бизнес-архитектуры отвечает на вопрос «кто за что отвечает» в бизнес-процессах. Распределение ответственности за результаты бизнес-процессов определяется в виде задания ролей, определяющих те или иные полномочия, «инкапсулирования» данных ролей в конкретные бизнес-процессы и закрепления ролей между конкретными персоналиями. Соответственно, организационная компонента должна поддерживать описание существующей в организации организационно-штатной структуры, а также отражать закрепленное в должностных инструкциях распределение функциональных обязанностей участников бизнес-процессов.

    Целью разработки модели организационной компоненты является обеспечение возможности получения качественных и количественных оценок эффективности использования кадровых ресурсов в реализации бизнес-процессов и как следствие поиск вариантов оптимизации организационной структуры предприятия.

    Структура информационной компоненты

    В рамках модели бизнес-архитектуры содержание и детальность отображения информационной компоненты определяются степенью ее влияния на поддержку бизнеса. Информационная компонента должна быть «коррелирующим» отражением бизнес-архитектуры.

    Если бизнес-архитектура в целом отвечает на вопрос: «С учетом нашего общего видения, целей и стратегий, кто и что будет делать?» – информационная компонента должна отвечать на вопрос: «Какая информация должна быть предоставлена для того, чтобы эти процессы могли выполняться теми, кто их должен выполнять?».

    Соответственно, в рамках модели бизнес-архитектуры информационная компонента включает в себя все те информационные объекты (потоки, документы, данные), которые непосредственно связаны с бизнес-событиями. Реализуемые описательные модели информационной компоненты являются более абстрактными, чем в случае решения проектных задач по разработке приложений. В первую очередь эти модели используют язык бизнеса и обеспечивают контекст, который требуется для моделирования данных.

    Целью разработки моделей информации и моделей данных является создание графических представлений потребностей организации и отдельных бизнес-процессов в информации. Это становится основой для реорганизации бизнес-процессов и конструирования новых прикладных систем, описания взаимодействий и информационного обмена, который происходит между организацией и клиентами, партнерами.

    Информационная компонента представляется в таком виде, чтобы была обеспечена возможность рассмотрения моделей информации на различных уровнях абстракции, исходя из потребностей бизнес-процессов (в первую очередь потребностей ролевых участников).

    Организация компоненты «Приложения»

    По аналогии с информационной компонентой компонента «Приложения» ориентирована на отображение того, какие прикладные системы нужны предприятию для выполнения бизнес-процессов. Также можно перефразировать вопросы в отношении связи прикладных систем и бизнес-процессов: «С учетом нашего общего видения, целей и стратегий, кто и что будет делать?» – компонента приложений должна отвечать на вопрос: «Для эффективного выполнения процессов необходимо использование следующего перечня информационных систем».

    Детальность описания прикладных систем должна обеспечиваться на уровне, достаточном для понимания состава автоматизируемых функций, хранимых (обрабатываемых) операционных данных (документов), что в конечном итоге дает объективное представление об уровне ее значимости для организации в целом.

    Описание компоненты «Приложения» должно быть не только достаточным для понимания, в какой части бизнес-процессов обеспечивается поддержка, но и с точки зрения оценки затрат и выгод по использованию систем.

    Базовые принципы, методы и определения моделирования бизнес-процессов

    Одной из составных (зачастую «невидимых» для пользователей) частей модели бизнес-архитектуры является используемая методологическая база. Зачастую данная составляющая оказывается интересной только для разработчиков. Вместе с тем знание базовых принципов и определений, касающихся вопросов моделирования, имеет важное значение для заказчиков и пользователей системы «модель бизнес-архитектуры». Это знание определяет общее представление о возможностях и ограничениях системы, позволяет не только выступать в пассивной роли пользователей, но и формулировать постановки задач по дальнейшему развитию системы.

    Крайне сложно ожидать объективной оценки и полноты использования возможностей модели бизнес-архитектуры от пользователей, не имеющих хотя бы общих представлений о системном анализе, процессном подходе, базовых принципах моделирования и т. д. По этой причине авторы посчитали важным дать общее представление о предметной области – моделировании бизнес-процессов.

    Определение моделирования

    Объектом моделирования может выступать любая сущность, описанные в книге подходы универсальны и могут быть применимы как к архитектуре корпоративной информационной системы или компании в целом, так и при проектировании отдельных информационных систем.

    Определение по ISO-15704 Моделирование – абстрактное представление реальности в какой-либо форме (например, в математической, физической, символической, графической или дескриптивной), предназначенное для представления определенных аспектов этой реальности и позволяющее отвечать на рассматриваемые вопросы.

    Типология моделей

    В общем, модели можно классифицировать по различным критериям, например:

    ¦ формальные (использующие общепринятые правила, нотации и средства) и неформальные;

    ¦ количественные – позволяющие производить численные оценки и проверки, и качественные – предназначенные для понимания поведения и структуры системы;

    ¦ описательные – предназначенные только для восприятия человеком, или исполняемые – позволяющие исследовать их поведение и использовать полученные результаты для выводов об исходном объекте.

    Примерами качественных и описательных моделей являются:

    ¦ текстовые, использующие либо одну из формальных грамматик (пример – так называемые формы Бэкуса), либо обычный текст;

    ¦ визуальные модели, представляемые в виде диаграмм с определенной нотацией. Вообще говоря, даже эскизное изображение структуры или хода процесса, не обязательно соответствующее какому-либо стандарту, также может рассматриваться как модель – лишь бы оно могло быть использовано в нужном контексте для анализа или обсуждения проблемы.

    Примерами количественных моделей могут служить: математические модели, которые могут быть описаны системами уравнений. Решение уравнений может быть в простейшем случае найдено в аналитической форме, в более сложных случаях применяются различные численные методы. Достаточно часто применяются электронные таблицы, с помощью которых могут быть проведены исследования типа «что – если». В зависимости от используемых средств эти модели могут быть исполняемыми или чисто описательными.

    Динамические исполняемые модели строятся с использованием специализированных программных или программно-технических средств и позволяют исследовать поведение описываемых ими объектов в различных внешних условиях. Модели последнего типа относятся к числу наиболее сложных и часто применяются на этапе выбора архитектуры сложных систем со многими элементами и связями, особенно когда поведение элементов описывается нелинейной или случайной функцией. Хотя разработка такой модели и проведение исследований требуют определенных затрат времени и ресурсов, во многих случаях применение подобных моделей оказывается экономически обоснованным, а в отдельных областях, связанных с военными, космическими, ядерными и другими подобными объектами, – единственно возможным.

    Общие принципы моделирования

    Перед тем как дать описание основных используемых на сегодняшний день методов моделирования, укажем общие принципы и особенности, которые должны быть учтены при построении модели.

    1. Принцип осуществимости. Создаваемая модель прежде всего должна обеспечивать достижение поставленных целей. Таким образом, прежде чем приступить к сбору информации об объекте, нужно четко определить границы области моделирования, цели и количественные показатели их достижения; «моделирование ради моделирования» обычно создает негативное отношение к проекту в компании, снижает лояльность руководства.

    2. Принцип информационной достаточности. При полном отсутствии информации об исследуемом объекте построение его модели невозможно. При наличии полной информации моделирование не имеет смысла. Существует некий критический уровень априорных сведений об объекте, при достижении которого имеет смысл переходить от этапа сбора информации к этапу собственно построения модели.

    В данном случае закладываются условия для выполнения такого значимого требования, как адекватность модели, а именно достижение разумного баланса между детальностью и потребительскими качествами модели.

    3. Принцип множественности модели. Создаваемая модель должна отражать те свойства реального объекта, которые влияют на выбранные показатели эффективности. При использовании любой конкретной модели познаются только некоторые области действительности. Для более полного исследования реального объекта необходим ряд моделей, позволяющих с разных сторон и с разной детализацией отражать рассматриваемый процесс.

    4. Принцип агрегирования. В большинстве случаев сложную систему можно представить в виде совокупности агрегатов (подсистем), для адекватного описания которых оказываются пригодными некоторые стандартные схемы. Имея хорошо структурированные, относительно независимые блоки нижнего уровня, появляется возможность довольно гибко перестраивать модель в зависимости от меняющихся по ходу проекта требований, предлагать на выбор лицу, принимающему решение, различные варианты построения модели, лишь перегруппируя подсистемы и изменяя взаимосвязи между ними.

    5. Принцип отделения. Исследуемая область, как правило, имеет в своем составе несколько изолированных компонент, внутренняя структура которых достаточно прозрачна или не представляет непосредственного интереса для целей проекта, в таком случае ее место в модели занимает условный пустой блок, для которого определяются только значимые входные и выходные информационные потоки.

    Этот прием используется при определении границ области моделирования и при расстановке приоритетов внутри нее, он позволяет сократить объем и продолжительность моделирования, однако может негативно сказаться на адекватности модели.

    Базовые определения по архитектуре

    В качестве общих элементов определений, связанных с архитектурой, можно использовать следующий перечень [7]:

    ¦ архитектура определяет основные компоненты (бизнес-архитектура, архитектура приложений и т. д.);

    ¦ архитектура определяет взаимосвязи между компонентами и взаимодействия между ними;

    ¦ уровень детализации архитектуры выбирается таким, что «опускается» вся информация о компонентах, которая не имеет значения вне вопросов взаимодействия с остальными компонентами архитектуры;

    ¦ поведение компонент является частью архитектуры настолько, насколько это важно с точки зрения взаимодействия с другими компонентами;

    ¦ каждая система имеет архитектуру, даже система, которая состоит из одной компоненты;

    ¦ архитектура содержит объяснения и обоснования по поводу своих компонент и структуры;

    ¦ определения архитектуры не содержат описания самих компонент.

    Приведенные в вышеуказанном источнике примеры общих принципов, связанных с архитектурой в целом, также могут быть взяты за основу при осуществлении проектирования и использовании модели бизнес-архитектуры:

    ¦ все подразделения (ведомства) должны использовать в своей работе архитектуру, разработанную для организации (правительства) в целом;

    ¦ архитектура должна обеспечивать решение вопросов бесперебойного выполнения организациями своих функций, безопасности и восстановления в случае катастрофических событий;

    ¦ функциональные (бизнес-) требования должны формировать архитектуру;

    ¦ архитектура должна обеспечивать совместимость и взаимодействие;

    ¦ архитектура должна быть расширяемой, масштабируемой и адаптивной;

    ¦ архитектура должна быть инструментом реализации изменений;

    ¦ архитектура должна уменьшать сложность интеграции и способствовать улучшению качества бизнес-процессов;

    ¦ тенденции рынка должны учитываться при проектировании технологической архитектуры.

    Объектный анализ

    Объектный анализ – это метод исследования не бизнес-процесса в целом, а его неделимых наименьших функциональных частей системы (на данном уровне рассмотрения) – структурных элементов (объектов), связанных между собой некими отношениями.

    В качестве объектов предметной области могут рассматриваться конкретные предметы или реальные сущности, например клиент, заказ, изделия, документ и т. п. (рис. 3).


    При этом различают пассивные объекты (материалы, документы, оборудование), над которыми выполняются действия, и активные объекты (организационные единицы, конкретные исполнители, программное обеспечение), которые осуществляют действия.

    Каждый объект характеризуется своим состоянием (точнее набором атрибутов, значения которых определяют состояние), а также набором операций для проверки и изменения этого состояния. Каждый объект является представителем некоторого класса однотипных объектов, определяющего их общие свойства.

    Качественно-количественному анализу подвергается «операционное окружение» объектов системы. Структура операционного окружения включает такие основные составляющие и их характеристики, как состав:

    ¦ функций, уровень их типизации, уровень автоматизации;

    ¦ документооборота;

    ¦ организационных единиц, должностей, ролей;

    ¦ информационных и технических средств.

    Процессный анализ

    Понятие процесса

    Процессный анализ предполагает исследование одного или множества бизнес-процессов организации в целом.

    Варианты определения процесса следующие.

    ¦ Процесс – это множество внутренних шагов деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту.

    ¦ Процесс – это поток работы, проходящий от одного специалиста к другому или от одного отдела к другому (в зависимости от уровня рассмотрения).

    ¦ Процесс – это одна или более связанных между собой процедур либо операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения.

    ¦ Процесс – это взаимонезависимый компонент производственной системы, преобразующий вход в один или несколько выходов в соответствии с предварительно установленными правилами.

    ¦ Процесс – это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с определенными критериями.

    Процессный подход к моделированию позволяет:

    ¦ перейти от «точечного» текстового описания деятельности (Положения о подразделениях и должностных инструкций) к полному формализованному графическому описанию деятельности, интегрирующим стрежнем которого является модельное представление бизнес-процессов;

    ¦ выделить и использовать процессы в качестве объектов управления (раньше управляли функциями, выполняемыми тем или иным подразделением);

    ¦ сменить ориентацию вектора управления компании от «вертикальной» («на начальника») к «горизонтальной» («на заказчика»). Заказчик может быть как внешним, так и внутренним. Независимо от этого именно он оценивает результаты выполнения процессов, а не начальник, стоящий выше по иерархии.

    Необходимость эффективного и целесообразного выбора процессов верхнего уровня при описании деятельности организации требует классифицировать их на значимые и незначимые процессы. Критерии значимости процессов могут быть различны: результативность, эффективность, гибкость, по пригодности создания ценности, по пригодности для решения стратегических задач.

    С учетом роли и места в деятельности организации предлагается классификация бизнес-процессов на следующие типы:

    ¦ основные (ключевые) процессы – устойчивые процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ориентированные на создание конечного продукта/услуги; в составе основных процессов может быть выделен контур управляющего воздействия: собственно действие и контроль за его исполнением;

    ¦ обеспечивающие процессы – (правовое и кадровое обеспечение и т. д.) – процессы, обеспечивающие нормальное выполнение основных процедур и изменяющиеся в зависимости от изменения состава и технологии основных процессов;

    ¦ процессы внешнего взаимодействия – процессы взаимодействия с объектами, не входящими в согласованные границы описания предметной области; например, если объектом моделирования является предприятие в целом, то процессом внешнего взаимодействия будет являться процесс предоставления отчетности контрольным органам.

    Также дополнительно может быть выделена категория процессов развития – процессы, определяющие тенденции и направления развития основных процессов в зависимости от анализа и прогнозируемых направлений совершенствования процедур организации.

    Компоненты процесса

    Для задания процесса необходимо определить:

    ¦ название (определение) процесса;

    ¦ реализуемую функцию или их последовательность;

    ¦ участников процесса;

    ¦ ответственное лицо – владельца процесса;

    ¦ границы процесса;

    ¦ входные и выходные потоки, а также их поставщиков (или потребителей);

    ¦ требуемые ресурсы (производственные, технические, материальные, информационные);

    ¦ определяющую цель (цели) процесса;

    ¦ метрики процесса, точки и процедуры мониторинга процесса;

    ¦ возможные риски и влияния процесса на субъекты процесса.

    Входные потоки – материалы, услуги и/или информация, преобразуемые процессом для создания выходных потоков.

    Выходные потоки – результат преобразования входных потоков.

    Ресурсы – содействующие факторы, непреобразуемые, чтобы стать выходным потоком (персонал, оборудование, помещения, информация и т. п.).

    Владелец процесса – лицо (бизнес-роль), несущее полную ответственность за процесс и наделенное полномочиями в отношении этого процесса. Он не касается функций, выполняемых в рамках процесса отдельными департаментами. Ему важна успешная реализация всего процесса и прежде всего его производительность, эффективность и адаптируемость. Владелец процесса обеспечивает взаимодействие с поставщиками входных потоков процесса и с потребителями его результатов.

    Исходя из вышеизложенного, выделяются основные составляющие модели бизнес-процесса, участвующие в ее построении:

    ¦ функции (действия, выполняемые участниками процесса);

    ¦ ресурсы (производственные, технические, материальные, системные);

    ¦ документы и данные (как преобразуемые в процессе, то есть входной/ выходной поток, так и непреобразуемые, то есть как ресурс);

    ¦ участники процесса (трудовые ресурсы);

    ¦ материалы/продукты, услуги (как преобразуемые в процессе, то есть входной/выходной поток).

    Анализ процесса

    Для анализа процессов рекомендуется использовать опыт консультантов, эталонные и референтные модели, «check-листы» и другие статистические методы, применяемые в менеджменте качества. Аспекты анализа процесса:

    ¦ анализ топологии процесса;

    ¦ анализ характеристик процесса;

    ¦ анализ ошибок процесса;

    ¦ анализ динамики выполнения процесса (время выполнения, расход и занятость ресурсов и оборудования);

    ¦ анализ рисков процесса;

    ¦ анализ ресурсного окружения процесса;

    ¦ анализ возможностей стандартизации процесса (создание эталонных, референтных моделей).

    Анализ топологии процесса

    Анализ топологии процесса может проводиться в несколько итераций. В результате первоначальный построенный процесс может кардинально измениться. Например, функции, которые раньше выполнялись последовательно друг за другом, стали выполняться параллельно. Цель данного анализа – добиться максимально понятного течения процесса, отражающего при этом либо реальное положение вещей, либо оптимальное с учетом доступности ресурсов.

    Анализ характеристик процесса

    Этапы анализа характеристик:

    1) определение основных характеристик (показателей) процесса;

    2) определение метрик характеристик для их оценки;

    3) мониторинг метрик характеристик процесса.

    Основными характеристиками процесса являются следующие показатели:

    ¦ результативность – характеризует соответствие результатов процесса нуждам и ожиданиям потребителей;

    ¦ определенность – отражает степень, с которой реальный процесс соответствует описанию;

    ¦ управляемость – характеризует степень, в которой производится управление выполнением процесса производства требуемых продуктов/услуг, отвечающих определенным целевым показателям;

    ¦ эффективность – отражает, насколько оптимально используются ресурсы при достижении необходимого результата процесса;

    ¦ повторяемость – характеризует способность процесса создавать выходные потоки с одинаковыми характеристиками при повторных его реализациях;

    ¦ гибкость (адаптируемость) – способность процесса приспосабливаться к изменениям внешних условий, перестраиваться так, чтобы не снижались ни результативность, ни эффективность;

    ¦ стоимость процесса – определяет совокупную стоимость выполнения функций процесса и передачи результатов от одной функции к другой.

    Примеры метрик характеристик процесса:

    ¦ отношение фактического времени выполнения процесса к плановому времени выполнения;

    ¦ степень автоматизации по количеству функций (количество функций с возможностью автоматизации / общее количество функций процесса);

    ¦ степень автоматизации по времени (суммарное время автоматизированных работ / суммарное время выполнения всех работ);

    ¦ отношение суммарного времени выполнения функций процесса к суммарному времени ожидания;

    ¦ отношение суммарного времени выполнения функций-интерфейсов взаимодействия с другими процессами к суммарному времени ожидания.

    Анализ ошибок процесса

    Этапы анализа ошибок процесса:

    1) классификация возможных ошибок процесса;

    2) описание ошибок процесса;

    3) выявление ошибок в процессе.

    Возможные ошибки, которые могут возникать при моделировании бизнес-процессов:

    ¦ незавершенность. Наличие пробелов в описании процесса, например отсутствие подпроцесса, процедуры или информационного ресурса;

    ¦ несоответствие. Неадекватное использование информационных ресурсов в различных частях процесса. Это приводит к искаженному восприятию информации или к неясности указаний;

    ¦ иерархическая несовместимость. Несовместимость процесса с подпроцессами, его составляющими;

    ¦ «наследственная» несовместимость. Наличие конфликта между основными и последующими процессами.

    Анализ динамики процессов

    Динамика процессов исследуется с помощью динамической (имитационной) модели.

    Имитационное моделирование – это методика, позволяющая представлять в рамках динамической компьютерной модели протекание процессов, действия людей и применение технологий, используемых в изучаемых процессах.

    Динамическое имитационное моделирование позволяет генерировать конкретные бизнес-случаи выполнения бизнес-процесса на заданном интервале времени. Для построения оптимального бизнес-процесса разрабатывается несколько альтернатив, которые анализируются с помощью метода имитационного моделирования.

    При использовании механизма динамического моделирования для каждого разработанного варианта модели можно получить набор статистики как по процессу в целом, так и по отдельным его элементам. Статистика включает такие параметры, как среднее время выполнения процесса, общее время ожидания, среднее время выполнения отдельных функций, коэффициент использования исполнителей и других ресурсов и т. д. Полученная статистика служит основой как для оценки текущего процесса, так и для сравнения альтернативных вариантов и выбора наиболее оптимального из них. Альтернативы могут вырабатываться индивидуально на основе эмпирических исследований либо автоматическим способом – по случайному принципу.

    Анализ рисков процесса

    Операционный риск можно определить как риск прямых или косвенных убытков в результате неверного исполнения бизнес-процессов, неэффективности процедур внутреннего контроля, технологических сбоев, несанкционированных действий персонала или внешнего воздействия.

    Операционный риск критичен для тех процессов, которые характеризуются:

    ¦ значимостью для деятельности организации в целом;

    ¦ большим числом транзакций в единицу времени;

    ¦ сложной системой технической поддержки.

    Выделяемые обычно риск-факторы аналогичны показателям состояния внутренней операционной среды и бизнес-процессов – объем операций, оборот, процент ошибочных действий. Управление операционными рисками – проблема, решаемая построением прозрачных и управляемых бизнес-процессов, правильной организационной структурой с опорой на экспертное знание.

    Этапы анализа рисков процесса:

    1) структуризация рисков;

    2) описание рисков и процессов, их предотвращающих;

    3) определение рисков в бизнес-процессах.

    Анализ ресурсного окружения процессов

    Основу процесса составляют выполняемые функции. Для выполнения каждой из функций требуются ресурсы:

    ¦ людские – участники процесса (кто выполняет);

    ¦ производственные – станки, оборудование, компьютеры, транспорт (при помощи чего выполняет);

    ¦ материальные – материалы, комплектующие, энергетические ресурсы (с использованием чего выполняет);

    ¦ информационные – данные, документы, информация (на основании чего выполняет);

    ¦ интеллектуальные – знания и полномочия участников и владельца процесса.

    Все эти ресурсы должны быть определены и описаны для каждой функции, выполняемой в процессе.

    Например, операционное окружение таможенных процессов включает:

    ¦ организационное наполнение (перечень исполнителей на уровне должностных лиц и подразделений, участвующих в процессе);

    ¦ системное наполнение (перечень информационных и технических систем, используемых в процессе);

    ¦ функциональное наполнение (перечень функций, выполняемых исполнителями на уровне должностных лиц и подразделений в процессе);

    ¦ информационное наполнение (перечень документов и данных разного типа, используемых в процессе).

    Анализ возможностей стандартизации процесса (создание эталонных, референтных моделей)

    Эталоны могут служить базовыми критериями для инжиниринга бизнес-процессов. Сопоставление собственного бизнес-процесса с аналогичным процессом, взятым за образец, позволяет получить целевые, или ориентировочные, показатели. Такая процедура называется эталонным сравнением. Расхождение между характеристиками эталонного процесса и собственными показателями может подсказать, как лучше организовать у себя бизнес-процессы. Целевыми критериями при эталонном сравнении могут выступать финансовые, временные или совокупные показатели, например стоимость процесса, пропускная способность или величина входа/выхода, хотя немаловажное значение имеют и более субъективные характеристики, связанные со степенью удовлетворенности клиентов. Концепция эталонного сравнения не нова, но она всегда позволяет по-новому подойти к совершенствованию бизнес-процесса и необходимому для него сокращению времени.

    При моделировании процессов «как есть» и «как должно быть» анализу подвергаются топология и ошибки процесса, а также «операционное окружение» процесса. То есть рассматриваются модели в состоянии «как есть», выявляются возможные варианты их оптимизации, их изменения и построения нового варианта операционного окружения соответствующей логики (организации) процесса.

    Основные методики моделирования

    Необходимо отметить, что постановка задачи по построению модели объекта определяется фиксированием ряда таких составляющих, как:

    ¦ используемые методики проектирования моделей;

    ¦ формализация (нотация);

    ¦ лингвистическое обеспечение (система классификации и кодирования).

    Существуют различные подходы, или методики, к описанию архитектуры предприятия. Эти методики задают классификацию основных областей архитектуры и единые принципы для их описания во взаимной увязке друг с другом, описание используемых правил (политик), стандартов, процессов, моделей, которые используются для определения различных элементов архитектуры на разных уровнях абстракции. В качестве примеров можно указать следующие методики:

    ¦ методики, опубликованные аналитическими компаниями, такими как Gartner, Giga Group, МЕТА Group и др.;

    ¦ модель Захмана;

    ¦ методика TOGAF;

    ¦ методика POSIX 1003.23, которая основывается на разработках компании Cap Gemini, переданных для публичного использования в 1996 году.

    Для государственных организаций существуют специальные методики, такие как разрабатываемая при поддержке правительства США Федеральная архитектура госорганизаций (FEAF – Federal Enterprise Architecture Framework) или используемая в Министерстве обороны США DoDAF (Department of Defence Architecture Framework).

    Методика является инструментом для создания широкого спектра различных архитектур. Она, как правило, включает в себя:

    ¦ описание методов проектирования архитектуры в терминах использования определенных «строительных блоков»;

    ¦ описание того, как эти «строительные блоки» связаны между собой;

    ¦ набор инструментов для описания элементов архитектуры;

    ¦ общий словарь используемых терминов.

    Методики также могут содержать список рекомендуемых стандартов и совместимых продуктов, которые могут использоваться для реализации различных элементов архитектуры. Важно понимать, что методики не только задают набор документов и планов, необходимых для описания предприятия, но и определяют, как все эти элементы описания связаны между собой.

    Методики позволяют решить проблему плохого взаимопонимания между вовлеченными в этот процесс людьми, поскольку задают некий общий, одинаково понимаемый набор понятий и моделей для описания элементов архитектуры в интересах различных категорий заинтересованных сторон.

    Разработка одних методик была инициирована государственными структурами, других – частным сектором и представителями индустрии.

    Различные методики, как правило, ориентированы на разные аудитории потенциальных пользователей и отличаются широтой охвата проблемы, вниманием к определенным областям, хотя тенденция состоит в постепенной унификации определений, связанных с архитектурой. Некоторые из методик концентрируются на определенных секторах индустрии, преимущества других подходов состоят в более четком документировании, а третьи уделяют большее внимание процессу перехода от сегодняшнего в будущее состояние архитектуры.

    Согласно описанной выше методологии моделирования авторами был изучен и опробован ряд методик по описанию бизнес-процессов, архитектуры информационных технологий предприятия.

    Определение модели согласно Захману (Zachman Framework for Enterprise Architecture). Модель представляет собой общий словарь, набор перспектив или структур для описания современных сложных, корпоративных систем и преследует две основные цели: с одной стороны, логическое разбиение поставленной задачи на отдельные блоки для упрощения формирования и восприятия итогового решения, с другой – обеспечение возможности рассмотрения целостной архитектуры решения с выделенных точек зрения или соответствующих уровней абстракции.

    Собственно модель представляется в виде таблицы, имеющей пять строк и шесть столбцов – «матрица» со строками в виде различных уровней абстракции (перспективами) и набором столбцов в виде представлений (областей) архитектуры. Перспективы (строки в таблице) соответствуют различному уровню управления организацией.

    Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом (бизнес-модель). На этом уровне вводятся достаточно общие основные понятия, определяющие бизнес, например продукты и услуги, клиенты, расположение объектов бизнеса, а также формулируется бизнес-стратегия. Фактически данная строка определяет контекст всех последующих строк.

    Вторая строка (концептуальная модель) предназначена для определения в терминах бизнеса структуры организации, ключевых и обеспечивающих бизнес-процессов.

    Третий уровень (логическая модель) соответствует рассмотрению с точки зрения системного архитектора. Здесь бизнес-процессы описываются уже в терминах информационных систем, включая различные типы данных, правила их преобразования и обработки для выполнения определенных на уровне 2 бизнес-функций.

    На четвертом уровне – технологической или физической модели – осуществляется привязка данных и операций над ними к выбранным технологиям реализации. Например, здесь может быть определен выбор реляционной СУБД, или средств работы с неструктурированными данными, или объектно-ориентированной среды.

    Пятый уровень соответствует детальной реализации системы, включая конкретные модели оборудования, топологию сети, производителя и версию БД, средства разработки и собственно готовый программный код. Многие из работ на данном уровне часто выполняются субподрядчиками.

    Основные правила заполнения таблицы следующие:

    ¦ каждая клетка таблицы независима от других, вместе они образуют функционально полное пространство для описания системы («базис»);

    ¦ порядок следования колонок несуществен;

    ¦ каждая клетка содержит соответствующее описание аспекта реализации системы в виде определенной модели или, возможно, простого описания (текстового документа);

    ¦ базовые модели для каждой из колонок являются уникальными;

    ¦ соответствующие модели в клетках каждого ряда в совокупности образуют полное описание системы с выбранной перспективы;

    ¦ заполнение клеток должно проводиться последовательно «сверху вниз», попытка пропуска одного из рядов нежелательна, так как нельзя создать хорошо работающую систему, «перепрыгнув» определенные уровни ее описания на этапе проектирования.

    Модель Gartner выделяет четыре связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровня:

    ¦ Среда бизнес-взаимодействия (Business Relationship Grid);

    ¦ Бизнес-процессы и стили бизнес-процессов;

    ¦ Шаблоны;

    ¦ Технологические строительные блоки (кирпичики – bricks).

    Верхний уровень Среды бизнес-взаимодействия описывает модель «виртуального» бизнеса, а также все, что связано с кооперацией предприятий и бизнесом В2В. Этот уровень соответствует понятию «отраслевой / нервной системы» взаимодействующих организаций. Он получил развитие в связи с распространением Интернета как среды взаимодействия и связан с понятиями межорганизационного взаимодействия.

    Второй уровень Стили бизнес-процессов описывает, как организация выполняет свои ключевые функции, то есть включает в себя бизнес-процессы организации, такие как обработка заказа, мониторинг производственных процессов, анализ использования критически важных ресурсов, совместная работа с информацией.

    Следующий уровень Шаблоны описывает модели и алгоритмы, которые могут широко использоваться для решения различных бизнес-задач. Отметим, что шаблоны охватывают не только область программного обеспечения, но и соответствующие сетевые и вычислительные ресурсы. Примерами шаблонов является трехуровневая архитектура прикладных систем (интерфейс – логика – данные), использование «толстого» клиента в архитектуре клиент/сервер, хранилища данных. Что касается приложений, то упор сделан на использовании шаблонов сервис-ориентированной архитектуры, то есть реализации приложений в виде модульного набора различных типов сервисов. Это в том числе позволяет в перспективе интегрировать приложения как Web-сервисы.

    Нижний уровень Строительные блоки (Bricks) соответствует технологической архитектуре и включает в себя операционные системы, серверы, базы данных, сами данные и прочее.

    IDEF-технологии

    Первые методы семейства стандартов IDEF (Integrated DEFinition) были разработаны в США в середине 70-х годов по программе Integrated Computer-Aided Manufacturing. В настоящее время данный комплекс стандартов включает в себя методы функционального, информационного, поведенческого моделирования и проектирования, приведенные ниже.

    ¦ IDEFO (Function Modeling Method) – стандарт функционального моделирования, позволяющий описать бизнес-процесс в виде иерархической системы взаимосвязанных функций (функциональных блоков – в терминах IDEF0).

    ¦ IDEF1 (Information and Data Modeling Method) – стандарт описания информационных потоков внутри системы, позволяющий отображать и анализировать их структуру и взаимосвязи.

    ¦ IDEF1X (IDEF1 Extended) – стандарт проектирования реляционных структур, основанный на концепции «сущность – связь» (ER – Entity-Relationship), предложенной в 1976 году сотрудником корпорации IBM Питером Ченом. Применяется для разработки реляционных баз данных и использует условный синтаксис, специально разработанный для удобного построения концептуальной схемы и обеспечивающий универсальное представление структуры данных в рамках организации, независимое от конечной реализации базы данных и аппаратной платформы.

    ¦ IDEF2 (Simulation Modeling Method) – стандарт динамического моделирования развития систем. В связи с весьма серьезными сложностями задачи построения модели динамической системы и ее последующего анализа от использования этого стандарта практически отказались, и его развитие приостановилось еще на начальном этапе. IDEF2 использует модели и методы имитационного моделирования систем массового обслуживания, сети Петри, модель конечного автомата, описывающую поведение системы как последовательность смен состояний.

    ¦ IDEF3 (Process Flow and Object Stale Description Capture Method) – стандарт документирования процессов, происходящих в системе. Применяется при исследовании, например, технологических процессов на предприятиях. С помощью IDEF3 описываются сценарий и последовательность операций для каждого процесса. IDEF3 имеет прямую взаимосвязь с методологией IDEF0 – каждая функция (функциональный блок) может быть представлена в виде отдельного процесса средствами IDEF3.

    ¦ IDEF4 (Object-oriented Design Method) – стандарт проектирования объектно-ориентированных систем. IDEF4 позволяет наглядно отображать структуру объектов и заложенные принципы их взаимодействия, тем самым давая возможность анализировать и оптимизировать сложные объектно-ориентированные системы.

    ¦ IDEF5 (Ontology Description Capture Method) – стандарт наглядного и эффективного описания онтологии системы: словаря терминов и определений, используемых при описании характеристик объектов и процессов, имеющих отношение к рассматриваемой системе, и классификации логических взаимосвязей между ними.

    ¦ IDEF6 (Designed Rational Capture Method) – назначение стандарта состоит в структурировании «знаний о способе» моделирования, их представления и использования при разработке информационных систем. Под «знаниями о способе» понимаются причины, обстоятельства, другие мотивы, которые обусловливают выбранные методы моделирования. Проще говоря, «знания о способе» интерпретируются как ответ на вопрос: «почему модель выглядит таким образом?». Стандарт IDEF6 акцентирует внимание именно на процессе создания модели.

    ¦ IDEF8 (Human-System Interaction Design) – стандарт описания интерфейсов взаимодействия оператора и системы (пользовательских интерфейсов). Современные среды разработки пользовательских интерфейсов в большей степени создают внешний вид интерфейса. IDEF8 фокусирует внимание разработчиков интерфейса на программировании желаемого взаимного поведения интерфейса и пользователя на трех уровнях: выполняемой операции (что это за операция); сценарии взаимодействия, определяемом специфической ролью пользователя (по какому сценарию она должна выполняться тем или иным пользователем) и на деталях интерфейса (какие элементы управления предлагает интерфейс для выполнения операции).

    ¦ IDEF9 (Business Constraint Discovery) – стандарт описания бизнес-ограничений, используется при определении и анализе ограничений, в которых действует организация.

    ¦ IDEF14 (Network Design) – стандарт проектирования компьютерных сетей, основанный на анализе требований, специфических сетевых компонентов, существующих конфигураций сетей. Также он обеспечивает поддержку решений, связанных с рациональным управлением материальными ресурсами, что позволяет достичь существенной экономии.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх