Социальная сеть Facebook хочет стать интернетом

Автор: Андрей Письменный

Опубликовано 22 апреля 2010 года

Глава Facebook Марк Цукерберг на прошедшей 21 апреля конференции F8 поведал о планах компании по модернизации платформы и сервисов, предоставляемых сторонним разработчикам. Рассказанное Цукербергом и другими сотрудниками Facebook неоднозначно намекает на то, что в планах компании – распространить социальную сеть за пределы сайта и сделать её чуть ли не синонимом интернета. Или, по крайней мере, одной из его важных частей.

Представленные Цукербергом сервисы во многом являются продолжением уже существующей системы Facebook Connect, позволяющей обладателям сайтов создавать систему аутентификации на основе учётных записей Facebook. Однако если раньше связь с Facebook была трудозатратной для разработчиков и требовала дополнительных действий со стороны пользователей, то теперь она будет лёгкой и практически незаметной. "Мы создаём такой веб, где социальность подразумевается" - говорит Цукерберг.

Сотрудники Facebook делят нововведения на три подкатегории: Graph API, Social Plugins и Open Graph. За этими не особенно говорящими названиями скрываются довольно простые концепции: дать авторам веб-сайтов доступ к открытой информации о посетителях, позволить встраивать в страницы виджеты Facebook и передавать в Facebook информацию о поведении пользователей.

При помощи коротенькой строчки кода HTML любую страницу можно отметить как относящуюся к определённой теме (к примеру, картотека IMDB содержит информацию о фильмах), другая строчка добавит к страницу кнопку "Like" ("Нравится"). Нажатие на неё на странице, описывающей фильм, приведёт к тому, что картина добавится в список любимых фильмов на Facebook и будет порекомендована друзьям через ленту сообщений социальной сети.

Такой трюк можно проделывать не только с фильмами: музыка, к примеру - ещё более актуальная тема. Зайдя на сервис Pandora, скоро можно будет обнаружить информацию о том, какая музыка нравится твоим друзьям по социальной сети. У Facebook уже около тридцати партнёрских сайтов, каждый из которых планирует в ближайшем будущем реализовать подобную функциональность. Кроме IMDB и Pandora в их списке числятся такие компании как CNN, Washington Post, New York Times, Time и MTV.

Нововведения в Facebook напоминают представленный около двух лет назад сервис Google не только названием. Google Social Graph API делает почти всё то же самое, включая отображение виджетов на страницах и сквозную аутентификацию. Что же помешало Google найти столь знаменитых партнёров?

По всей видимости, дело в том, что Google поначалу не открывал доступа к информации о пользователях, и нужно было ждать, пока Social Grap API начнут подключать социальные сети. Те не торопились, и вместо этого появился Facebook Connect, пользующийся у авторов западных веб-сайтов большей популярностью, чем аналоги вроде OpenID.

В отличие от Facebook Connect новые сервисы с технической точки зрения сделаны куда лучше. Для взаимодействия с ними не требуется писать многостраничного кода на PHP - достаточно, как уже говорилось, вставить в страницу лишь короткую строку на HTML (аналогичный сервис Google называется Friend Connect). Кроме того, вместо собственного протокола используется стандарт OAuth 2.0.

Получается, что планы Facebook по присоединению к своей социальной сети всего интернета вполне могут оказаться не такими безумными, какими видятся на первый взгляд. А если всё будет реализовано грамотно с технической точки зрения и безупречно с точки зрения открытости, то Facebook вряд ли можно будет в чём-то упрекнуть.

Если сайты, использующие новые API, не отпугнут посетителей использованием их личной (хоть и открытой) информации, то веб действительно может в одночасье стать на порядок социальнее.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх