Внутри сети всегда плати дороже

Автор: Максим Букин

Опубликовано 09 июня 2010 года

Путешествуя по России, я замечаю как счёт мобильного телефона с угрожающей быстротой начинает "худеть", стоит только пересечь границу домашнего региона. Профиль потребления остается тем же самым - звонки, SMS и совсем немного GPRS-интернета. Ещё пару лет назад расценки на внутрисетевой роуминг были наиболее запутанными, но сейчас все операторы "исправились" и предлагают примерно одно и тоже - в среднем, 8-10 руб. за каждые 60 секунд общения, а также около 2-4 руб. за 160 символов SMS-сообщений. Дороже становится и GPRS-трафик – при пересечении границы федерального округа его стоимость увеличивается в среднем в два раза по отношению к домашнему тарифу, а порог округления часто поднимают до 100 Кб. Единственное, что не меняется - стоимость приема и передачи MMS. Вероятно из-за того, что сервис остался нишевым и массовому абоненту он вряд ли интересен. Прежней остается и стоимость междугородных и международных вызовов - она и так запредельна.

Подобная ситуация - результат внутрисетевого роуминга, специфической услуги из прошлого, когда операторы предлагали отдельные тарифы для каждого региона, исходя из специфического уровня конкуренции. И, соответственно, выставляли заградительные тарифы для общения в соседних регионах, чтобы исключить наличие в сети "бегунков". Сейчас пора строительства сетей прошла - все компании "Большой тройки" называют себя национальными операторами связи, у каждого есть сети практически во всех регионах страны, собственные и арендованные магистральные каналы связи для пропуска голосового трафика, а также МГ/МН-сети для дальних вызовов. Но внутрисетевой роуминг остается приятной "кормушкой" для операторов исключительно из-за забывчивости абонентов и их приверженности своему мобильному номеру. Принцип "платит вызывающая сторона", к которому с 2006 года успели привыкнуть абоненты, здесь не работал никогда. И никакой ФАС не занимается проблемой взрывообразного увеличения стоимости вызова внутри страны - для абонентов, проехавших сотню-другую километров от места постоянной дислокации.

Между тем, существует три основных способа снизить расходы при путешествии в другой регион. Первый и радикальный - звонить меньше, ограничиваясь только SMS-сообщениями. Способ работает, но полностью не решает проблему: не всё можно объяснить текстом, да и нет пакетов SMS для роуминга.

Второй вариант, вполне доступный если поездка продолжается больше 3-4 дней: приобретение локального контракта оператора связи. Идеальным вариантом в данном случае будет использование терминала с двумя сим-картами. При покупке нового номера оператор обязательно преподнесёт приятный сюрприз: бесплатные минуты для локального общения или бонус к платежу. Он-то думает, что пользователь останется с ним надолго, но это вряд ли - SIM-карта будет выброшена как только начнётся обратный путь домой. Оператору от этого - прямые убытки, однако услуга внутрисетевого роуминга приносит, видимо, гораздо больше денег.

Вариант третий - оставить основной номер телефона и воспользоваться различными типами модификаторов. Их названия меняются с громадной скоростью от сезона к сезону - маркетологам отчаянно хочется организовать "эффект новизны" и продать побольше таких подключений. Хотя, схем работы очень немного. Интересно, что все такие модификаторы за дополнительные деньги продают базовые услуги домашней сети - к примеру, все входящие голосовые вызовы или SMS: бесплатно. Потрясающая щедрость за 1-1,5 руб. в день. Да, у всех подобных услуг есть стоимость подключения (обычно 30-35 руб., хотя отдельные варианты могут стоить и 90-120 руб.) и абонентская плата на уровне 30-100 руб. в месяц. Либо высокая стоимость подключения и автоматическое завершение такой опции через 15 дней.

Одна из наиболее популярных опций - возможность сохранить тариф не только в домашней сети, но и на территории всего региона - к примеру, центрального федерального округа (услуга "Соседние регионы" у МТС или "Домашний регион" у "ВымпелКом", а также "Везде Москва" для абонентов "МегаФон"). Ещё один вариант - сделать тоже самое (цена, правда, может быть чуть-чуть выше, чем в домашней сети), но уже в масштабах всей страны ("Моя страна" у "МегаФон", "Везде как дома" у МТС" или "Роуминг для своих" у "Вымпелком"). Можно использовать специальные предложения по летнему внутрисетевому роумингу (обычно они распространяются на южные регионы страны), правда действуют они только три месяца.

Вообще, наличие подобных модификаторов говорит о том, что даже работа по домашнему тарифу в любом регионе присутствия, для "сторонних абонентов", будет приносить оператору вполне разумную норму прибыли. Кроме того, отмена внутрисетевого роуминга способна даже увеличить уровень потребления со стороны абонентов. Но - как бы не так, за отжившие, но приносящие прибыль схемы тарификации компании предпочитают цепляться всеми "когтями".









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх