Незаметная революция

Автор: Владимир Гуриев

Опубликовано 07 октября 2009 года

На третью декаду сентября компании Canon и Sony Ericsson, если верить их пиар-отделам, наметили по революции, каждая в своей области (фото и, очевидно, музыкально-мобильная индустрия). Я пишу эту колонку за несколько дней до заветной даты, поэтому могу лишь предполагать, что ничего революционного не произошло. Вы же это знаете наверняка. И тут дело даже не в компаниях, а в том, что революции редко приходят по расписанию.

Но это хороший повод поговорить о тех, чья деятельность действительно привела или приведет к революционным изменениям в нашей жизни. Таких революционеров не слишком-то много.

Sony с «уокмэном» и идеей о том, что музыку можно слушать постоянно. Сейчас на этом же поле пожинает плоды Apple, но постоянным фоном музыка стала гораздо раньше. При этом интересно, что о музыке как таковой мы имеем весьма смутное представление. Другими словами, на вопросы «что это», «зачем это» и «как это работает» у ученых удовлетворительных ответов нет. Одна из свежих теорий гласит, например, что музыка — точнее, даже не музыка, а способность различать ритм в нагромождении звуков — это побочный эффект нашей врожденной способности к речи. То есть у животных никакой музыки в голове нет, как нет у них чувства ритма ни в каком виде. И все бы ничего, да другие исследователи нашли пару лет назад попугая по кличке Снежок. А Снежок, подлец, отчаянно любит группу Backstreet Boys — и «пляшет», покачивая головой точно в такт песням любимой команды!

Polaroid с идеей моментальной фотографии, из которой потом выросла фотография цифровая, огромные публичные архивы любительских фотоснимков, распознавание лиц, восстановление трехмерных ландшафтов по комплекту двумерных изображений и сотни технологий, о которых мы пока и представления не имеем. Тут во главу угла изначально ставилось не технологическое решение, а изменение отношения к процессу, десакрализация фотографии, — технологии подтянулись уже потом.

Институт Фраунгофера и mp3. Остроумное технологическое решение (сжатие звука с условно неощутимыми на слух потерями) привело к распространению плохо совместимых между собой этических систем. Потом к битве распространителей и потребителей подтянулись полки софтверщиков, киношников, производителей игр и так далее, но первыми опробовали горький вкус чужой свободы именно звукозаписывающие компании.

(Тут я затрудняюсь назвать компанию, но) Интернет. Причём даже не как штука, невероятно сжимающая мир (в эту революцию все остальные умещаются как матрешки, да еще и место остается), а как источник текстов. Ведь расхожее мнение о том, что читать в последние годы стали меньше, по-видимому, неверно. Но даже если «в книгах» читать стали меньше (что не факт), то ведь под рукой у сотен миллионов человек ежедневно доступный источник бесплатных текстов. Разумеется, новостной сайт или интернет-форум не способны заменить художественную литературу (справедливо и обратное), но читать и писать нам приходится в разы больше, чем предыдущим поколениям.

На подходе новые революции: смена отношения к личным данным и сужение личного пространства (катализаторы изменений: поисковики, социальные сети, возможно, Digital Globe), резкое увеличение количества постоянно поддерживаемых социальных связей (социальные сети, про которые пока тоже мало что понятно), возможно — я, правда, не уверен — радикальная смена экономической парадигмы (об этом в текущем номере пишет Алексей Хмеленко) или расцвет трехмерного видео, о котором рассказывает Владислав Бирюков.

Но я хотел сказать о другом. Я хотел рассказать о явлении, без которого все вышеперечисленные изменения были бы маловероятны. О явлении, которое никогда не упоминается в контексте технического прогресса. Об очень простом изменении жизненного уклада, которое существенно ускорило появление других изменений.

Это доставка пиццы.

"Компьютерра" №35 (799)









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх