• На чем основан поиск
  • Как поиск реализован
  • История развития поисковых машин
  • Из чего состоит сайт
  • Принципы организации и поиска информации в Интернете

    Поиск информации в Интернете проводится двумя основными способами – с помощью каталогов (их еще называют директориями) и с помощью поисковых машин.

    Директории обеспечивают контекстный поиск для структурированного просмотра, тогда как поисковые машины, как следует из их названия, контекста не обеспечивают, однако позволяют находить конкретные слова или фразы.

    Директории можно уподобить оглавлению книги, а поисковые машины – предметному указателю.

    Часто поисковые системы объединяют в себе как поисковую машину, так и директории.

    Это хорошо видно на примере первой страницы Яндекса, где под поисковой строкой размещается список директорий, которые позволяют пользователю уточнять запрос по мере продвижения в глубь каждой из них.

    Ввиду того, что принцип организации директорий понятен каждому, кто пользовался библиотечным каталогом – а среди читателей таких, смеем полагать, подавляющее большинство, – мы не будем подробно останавливаться на технике работы с директориями и уделим больше внимания работе с поисковыми машинами. В завершение же разговора о каталогах приведем пример «цепочки», по которой осуществляется поиск в каталоге Яндекса: Бизнес > Реклама > Реклама в Интернете.

    Все поисковые машины работают по одному и тому же алгоритму и основаны на одних и тех же принципах. Различия между ними возникают лишь на уровне технической реализации этих принципов в работе.

    Чтобы понять принцип работы поисковой машины, попробуем разделить вопрос на две части: на чем основан поиск и как он реализован.

    На чем основан поиск

    Все поисковые машины базируются на трех основных операторах, лежащих в основе Булевой алгебры (ее также называют Булевой логикой или Boolean).

    Это логические операторы «И», «ИЛИ» и «НЕ». Работают они следующим образом.

    1. Логическое «И». Если между двумя словами в запросе стоит оператор «И», то в результате поиска будут найдены лишь те документы, в которых содержатся оба слова. Так, например, по запросу собака И кошка будет найден документ, содержащий предложение «собака гналась за кошкой», документов же, состоящих из текста «кошка отдыхала» или «корм для собак», мы не увидим.

    2. Логическое «ИЛИ». Если между словами стоит оператор «ИЛИ», то результа том поиска станут документы, в которых содержится хотя бы одно из этих слов.

    Если мы не сделаем специальных ограничительных оговорок, то материалы, в которых оба эти слова присутствуют, также будут найдены.

    По запросу собака ИЛИ кошка мы получим документы, исключенные в прошлом запросе и содержащие текст «кошка отдыхала» или «корм для собак», а также материал с предложением «собака гналась за кошкой».

    3. Логическое «НЕ». Если два предыдущих оператора описывали те слова, ко торые вы хотите включить в запрос, то оператор «НЕ» слова из запроса исклю чает. Пользователи, впервые сталкивающиеся с операторами запросов, нередко высказывают удивление: мол, не проще ли и вовсе не включать ненужное слово в запрос? Зачем вводить дополнительный оператор? Увы, нет. Не проще.

    На самом деле, чтобы понять важность логического оператора «НЕ», имеет смысл вспомнить, что наш запрос не создает в Интернете ничего нового. Мы лишь выуживаем то, что нам нужно, из имеющегося огромного, но все же конечного массива. При этом необходимо отсечь информационный мусор. Его-то мы и отсекаем с помощью оператора «НЕ». К сожалению, не нам решать, увидим ли мы этот мусор в выдаче. Так, например, по запросу сведений о коньке крыши неизменно появляется информационный мусор в виде документов о Коньке-Горбунке, фигурном катании, хоккее, лошадях и т. п. Без логического «НЕ» тут никак не обойтись.

    Давайте рассмотрим примеры работы логического оператора «НЕ».

    По запросу собака НЕ кошка будет найден документ, содержащий текст «корм для собак», а вот документы со словами «кошка отдыхала» или «собака гналась за кошкой», и даже «корма для собак и кошек» из выдачи будут исключены.

    Часто встречается чуть более сложный вариант написания запроса, который содержит все или почти все вышеперечисленные операторы. В этом случае лучше пользоваться таким элементом, как круглые скоби. Скобки позволяют отделять однотипные слова запроса от остальных. Кроме того, самому составителю при этом визуально гораздо удобнее различать отдельные фрагменты запроса. Мы не будем чересчур теоретизировать о скобках, а просто продемонстрируем работу указанного элемента на конкретных примерах. На наш взгляд, так будет понятнее, как и для чего используются скобки.

    Так, запрос пушистые И (собаки ИЛИ кошки)

    позволит получить документы, относящиеся как к пушистым собакам, так и к пушистым кошкам – по отдельности или вместе. Скобки при этом «раскрываются» по обычным арифметическим правилам вынесения за скобку общего множителя (для тех, кто не любит математику, поспешим сказать, что болеше углубляться в нее мы не будем). А вот запрос пушистые И (собаки ИЛИ кошки) НЕ (собаки И кошки)

    выдаст документы, в которых написано про пушистых собак или пушистых кошек, но не будет содержать текстов, где одновременно будут упомянуты и кошки, и собаки.

    Еще раз повторимся, все поисковые машины сегодня работают на основе анализа этих трех операторов, хотя нюансы их написания в разных поисковых машинах могут отличаться.

    Как поиск реализован

    Каждая полноценная поисковая машина располагает собственным штатом роботов, или пауков. Их еще называют краулерами (crawlers) и спайдерами (spiders,). Это программы, которые перескакивают со страницы на страницу и сканируют находящиеся на них тексты, не вникая при этом в их содержание. После чего сбрасывают документы на серверы своих хозяев и идут к следующим страницам. Как паук определяет, куда ему пойти? Он находит так называемую гиперссылку (ту самую, при наведении на которую курсор приобретает вид раскрытой ладони, и при клике по которой происходит переход на другую страницу) и идет по ней. Вот почему, если на страницу не ведет ни одна ссылка, паук на нее тоже не придет. Исключение составляет ситуация, когда владелец страницы вручную сообщит о ней поисковой машине, заполнив специальную форму на сайте поисковой машины.

    На сервере поисковой машины текст разбивается на отдельные слова, каждому из которых присваиваются координаты, после чего они заносятся в таблицу сервера вместе со ссылкой на тот адрес в Интернете, по которому текст размещался в момент посещения его пауком.

    Сам по себе поисковик представляет собой большую локальную сеть, состоящую из мощных компьютеров с огромным объемом дисковой памяти. Эти машины разделены на подгруппы (так называемые кластеры), между которыми распределяется информация, собранная пауками.

    Когда поисковая система получает запрос, она ищет ответ именно в своей таблице, а не в Интернете.

    При этом важно понять, как паук решает, с какой частотой ему следует посещать ту или иную страницу. Выглядит этот алгоритм приблизительно следующим образом. Поработав со страницей, паук возвращается на нее, н у, например, через две недели. И если видит, что никаких изменений не произошло, он планирует следующее посещение через более длительный период – скажем, через месяц. А если и тогда не обнаружит ничего нового, то наведаетсяя сюда еще позже, месяца через полтора-два.

    Вот почему нередко бывает так, что поисковая машина по запросу результат выдает, а попытка перейти на страницу по полученной ссылке безрезультатна – вероятнее всего, никакой страницы уже просто не существует на прежнем месте, но паук на нее давно не заходил, и, соответственно, поисковая система о ее удалении не знает.

    Весь комплекс процессов, описанных выше, называется индексацией.

    История развития поисковых машин

    История эволюции поисковых машин наиболее полно, на наш взгляд, представлена в книге признанных экспертов в области невидимого интернета Криса Шермана и Гарри Прайса «Невидимый Интернет».[2]

    До середины 1960-х годов компьютеров было немного. Изолированные друг от друга, они не могли обмениваться информацией.

    В 1962 г. профессор Ликлайдер (Licklider) из ведущего технического вуза США – Массачусетского Технологического института – сформулировал концепцию глобальной компьютерной сети «Galactic Network». Идея начала воплощаться в жизнь сотрудником американского министерства обороны Ларри Робертсом (Larry Robberts), который через четыре года после публикации статьи профессора предложил объединить отдельные компьютеры министерства в сеть, описанную Ликлайдером. Таковы предпосылки возникновения сети «ARPANET», которая затем превратилась в то, что сегодня величают Интернетом. Первый узел «ARPANET» появился в 1969 г., и следующие несколько лет к нему подключались университеты и различные контрагенты, работавшие по заказам военного ведомства США.

    В 1973 г. американское министерство обороны инициировало новую программу, предполагавшую обеспечивать надежную связь компьютеров между собой с помощью очень большого числа различных соединений. Целью такого решения было повышение устойчивости системы к попыткам массированно нарушить электронные средства коммуникации. Поскольку все это происходило во времена «холодной войны», речь шла об устойчивости к устрашающим последствиям, которыми грозило стратегическое ядерное противостояние. Поскольку «ARPANET» представлял собой одну-единственную сеть, что на системном уровне понижало его способность сопротивляться разрушениям, возникла идея создания «сети из сетей», которая теоретически могла бы быть бесконечно большой. Этот проект и назвали «Internetting», а саму сеть «Internet».

    По мере того, как количество присоединенных к Интернету машин увеличивалось, объективно назрел вопрос о необходимости инструментов, позволяющих легко находить текст и другие файлы на удаленном компьютере, в идеале – на любом, где бы он ни располагался в Сети.

    Доступ к файлам на самых ранних этапах развития Интернета осуществлялся в два этапа, каждый из которых выполнялся вручную: специальные команды вводились с клавиатуры. Кстати, тогда компьютеры могли управляться лишь специалистами, способными вводить команды в соответствующую строку. Графического интерфейса, позволяющего комфортно работать с машиной неподготовленному человеку, еще не изобрели. Так вот первым делом с помощью программы Telnet устанавливалось прямое соединение с компьютером, на котором находится нужный файл. На данном этапе лишь налаживалась связь, ничего и никуда в этот момент еще не передавалось. И только затем с помощью специальной программы – FTP – можно было этот конкретный файл взять.

    Очевидно, что на поиски нужного документа уходила масса времени: требовалось знать точный адрес компьютера, на котором он находится.

    Между тем файлов становилось все больше, интерес к ним постоянно рос, и для того, чтобы найти адрес одного из них, обычно приходилось обращаться в дискуссионные группы с просьбой о помощи и в надежде на то, что кто-нибудь из собеседников подскажет заветный адрес, по которому хранится нужная информация.

    В результате, стали появляться специальные FTP-серверы, которые представляли собой хранилище файлов, организованных в директории, по принципу хранения информации на персональном компьютере. Такие серверы существуют и по сей день.

    Первый работоспособный, общедоступный инструмент поиска файлов, хранящихся на FTP-серверах, назывался «Арчи» (Archie) и был создан в 1990 г. группой системных администраторов и студентов старших курсов Университета Мак Джил (McGill) в Монреале. «Арчи» был прототипом сегодняшних поисковых машин, но значительно более примитивным и ограниченным в своих возможностях. Он бродил по Интернету, разыскивал файлы на разных FTP-серверах и загружал список директорий каждого найденного сервера на собственный, формируя общий каталог.

    Этот каталог затем обрабатывался и хранился в центральной базе данных, внутри которой можно было организовать поиск. Поиск на собственном компьютере к тому моменту существовал уже издавна и, несмотря на то, что тоже требовал ввода команд, трудностей в работе не создавал. Однако без специальной подготовки использовать компьютер полноценно человек не мог. База данных находилась в университете Мак Джилл и обновлялась ежемесячно.

    В 1991 г. команда Марка Мак Кахилла (Mark McCahill) из Университета Миннесоты создала программу «Голден Гофер» (Golden Gopher – в переводе с английского «золотоискатель» или «старатель»), которая совмещала в себе оба протокола – Telnet и FTP. Все, что нужно было сделать пользователю для получения доступа к нужной информации, – щелкнуть по гиперссылке, приведенной в меню. Таким образом, впервые в истории вводить какие-либо команды уже не требовалось, так что отныне по ресурсам Интернета люди могли «бродить» и без специальной подготовки.

    Программа показывала пользователю последовательно возникающие пошаговые меню, что позволяло ему без проблем идти в глубь базы директорий, все более приближаясь к специфическим документам, которые и составляли цель поиска. Этот алгоритм, по сути, сохранен и сегодня в Каталогах, расположенных в Интернете.

    Стало возможно получать как текстовые документы, так и графические, и музыкальные, без привязки к какому-то определенному формату. А самое главное, стало в принципе возможно легко найти и получить в Интернете нужную информацию.

    Однако проблемы все же оставались. Одна из них, и довольно серьезная, была связана с тем, что компьютеры были построены на разных платформах, которые порой не понимали друг друга. Тут можно провести аналогию с людьми, которые говорят на совершенно разных языках и потому не могут построить более или менее осмысленную беседу. В те времена между собой конкурировали не операционные системы, как сейчас, а производители компьютерного «железа». Сегодня в меньшей степени важно, кто произвел компьютер. Гораздо существеннее, что на нем установлено: Windows, Linux, Mac OS или какая-то другая система. А тогда именно производители «железа» определяли лицо Интернета.

    Объективно назревала идея, согласно которой компьютеры разных платформ должны иметь возможность работать в одном протоколе, позволяющем просматривать страницы вне зависимости от того, на какой конкретно машине эти страницы созданы. Требовалось придумать такой универсальный протокол и сделать его удобным для пользователей. Первым, кто догадался объединить известную к тому времени простую форму гипертекста с универсальными коммуникационными протоколами, был Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee).

    Чтобы пользователь получил в руки независимый от платформы и при этом простой инструмент, Бернерс-Ли создал HTML (HyperText Markup Language, то есть Язык гипертекстовой разметки). Все Web-документы, отформатированные с помощью тегов HTML, видны совершенно одинаково во всем мире, вне зависимости от типа компьютера, на котором человек открыл страницу сайта. Поэтому и сегодня при переводе файла в формат HTML, например, на машине, работающей под управлением операционной системы MacOS, можно быть уверенным в том, что этот файл будет выглядеть точно так же и на компьютере, работающем под управлением Windows.

    Затем Бернерс-Ли придумал Universal Resource Identifier – метод стандартизации адресов, при котором компьютерам в Интернете присваиваются уникальные адреса (сегодня мы их называем URL, это то, что в привычном для пользователя виде обычно начинается с «www»). Наконец, изобретатель собрал вместе все эти элементы, создав систему в форме Web-серверов, которые хранят HTML-документы и предоставляют их другим компьютерам, создавая HTML-запросы о документах по определенным URL.

    Но Бернерс-Ли хотел видеть Интернет как информационное пространство, в котором можно получить свободный доступ к данным любых типов. На ранних этапах развития глобальной Сети преобладали простые текстовые документы HTML. К тому времени существовали системы поиска информации на локальных машинах, поэтому появилось несколько серверов, которые пытались проиндексировать какую-то часть страниц Web и прежде, чем отправляться за чем-то в Интернет, предлагали поискать необходимые сведения на этих серверах.

    При этом основная проблема заключалась в том, чтобы отыскать страницы, которые в принципе можно бы было индексировать. Поскольку Интернет лишен централизованной структуры и общего оглавления, единственный способ, позволявший добиться этого, состоял в поиске ссылки на страницу и переходе по этой ссылке, с последующим добавлением найденного ресурса к индексу.

    Однако вскоре возникла еще одна проблема. Наиболее популярные страницы посещались пауками чаще остальных, так как на них указывало максимальное количество ссылок. Пауки, количество и возможности которых были ограничены, «зависали» на таких страницах и впустую расходовали ресурсы, оставляя непосещенным множество других адресов, пока еще менее популярных. Для решения этой проблемы требовалось создать программу, которая позволила бы игнорировать уже проиндексированные страницы и сосредоточиться на поиске новых. Иначе это грозило проблемой с ресурсами.

    В 1993 г. студент-физик Массачусетского технологического института Мэтью Грей (Mathew Gray) создал первый широко известный Web-робот, названный «World Wide Web Wanderer» или просто «Вандерер», что в переводе с английского означает «скиталец» или «странник». Дело в том, что Грей заинтересовался статистикой. Результатом такого увлечения стало появление «странника»: изобретение было призвано помочь студенту проанализировать размеры Интернета и скорость его роста. «Вандерер» просто приходил на страницу и определял сам факт ее существования, не занося в базу содержимого найденного адреса. Несмотря на то, что создатель робота не преследовал никаких других целей, его детище, фактически дебютировавшее в «забеге» прогрессивных интернет-находок, легло в основу более сложных программ, которые к умению «скитальца» перемещаться по Сети добавили способность сохранять содержимое страниц в базе данных после их посещения.

    Случилось так, что 1994 г. стал переломным в истории создания поисковых машин. Студент выпускного курса Вашингтонского университета Брайан Пинкертон (Brian Pinkerton) устал от бесконечной череды электронных писем, которые посылали ему друзья, с информацией о хороших сайтах, найденных ими в Интернете. Безусловно, сайты ему были нужны, однако шквал посланий с их адресами раздражал, а посещение всех страниц отнимало уйму времени. Однако Пинкертон нашел решение проблемы – он создал робота, которого назвал WebCrawler (что-то вроде «вездеход для Интернета»). «ВебКраулер», как и «Вандерер», ползал со страницы на страницу, запоминая при этом весь текст Web-документа и сохраняя его в базе данных, которая была доступна поисковым словам. Изобретатель представил свое детище публике в апреле 1994 г., причем сделал это виртуально – через Web-интерфейс. База данных в тот момент содержала информацию с 6000 самых разных серверов. Уже через неделю она начала расширяться, причем ежедневный прирост составлял более 100 новых серверов. Так родилась первая поисковая машина.

    Тогда же был введен в обиход интернетчиков термин «краулер» или «паук», который применяется, как мы уже говорили, и по сей день.

    Ну а далее ситуация развивалась еще более стремительно. Крис Шерман и Гари Прайс приводят такую хронологию возникновения и развития современных поисковых машин.

    1994 г. – WebCrawler, Lycos, Yahoo!

    1995 г. – Infoseek, SavvySearch, AltaVista, MetCrawler, Excite. Появление метапоисковых машин.

    1996 г. – HotBot, LookSmart.

    1997 г. – NorthernLight.

    1998 г. – Google, InvisibleWeb.com.

    1999 г. – FAST.

    2000 г. и далее – Сотни новых поисковых машин.

    Русскоязычные поисковые машины появлялись в такой последовательности:

    1996 г. – Rambler (www.rambler.ru);

    1997 г. – Yandex (www.yandex.ru);

    2004 г. – русскоязычная версия Google (www.google.ru) и русскоязычная версия Yahoo! (http://ru.yahoo.com).

    Из чего состоит сайт

    Прежде, чем перейти к описанию языка запросов поисковых машин, рассмотрим, из каких элементов, с которыми предстоит работать пауку, состоит обычно сайт.

    Надо сказать, что язык HTML достаточно прост и логичен. Он представляет собой способ разбивки текста с помощью специальных элементов – тегов, которые определяют структуру и внешний вид текста при просмотре его в браузере. О тегах следует знать, что они всегда парные и что они бывают открывающими (обозначают начало определенного форматирования) и закрывающими (обозначают его окончание). Закрывающий тег – такой же по написанию, как открывающий, но перед ним стоит косая черта.

    Приведем пример очень простого сайта (рис. 1).



    Рис. 1. Пример сайта, как его видно в браузере Мозилла Файрфокс.


    Наверху страницы, изображенной на рисунке, то есть не в тексте сайта, а на верхнем поле рамки страницы, рядом с круглым значком браузера, расположена надпись: «Показываем устройство сайта». Она находится в так называемом заголовке страницы (который заключен между открывающим тегом <TITLE> и закрывающим тегом </TITLE>). Обращаем ваше внимание на то, что это заголовок именно всей страницы, а не текста.

    Посередине представленного рисунка жирным курсивом выведено: «Это простой сайт». Данная надпись – и есть заголовок текста. Шрифт фразы «Это простой сайт» по размеру превосходит шрифт текста на сайте, он специально выделен как заголовок текста. При разметке с помощью HTML этот текст расположен ниже тега <TITLE>, но при этом вместе с тегом <TITLE> находится внутри тега <Head>. То есть содержимое, заключенное в <TITLE>, – это часть того, что находится в <Head>. Такое расположение дает дополнительную возможность пауку лучше определять ключевые слова на сайте. Ведь если слова вынесены в заголовок текста или, тем более, всей страницы, вероятность того, что страница и текст посвящены теме, формулируемой этими словами, повышается.

    Ниже фразы «Это простой сайт» приведены четыре варианта написания основного текста сайта:

    – обычный;

    – жирный (пишется под тегом <B>);

    – курсив (пишется под тегом <i>);

    – текстовая гиперссылка (пишется под тегом <A HREF=http://www.url. ru>«Текст гиперссылки»</A>).

    Основной текст сайта, вне зависимости от того, каким вариантом шрифта он написан, располагается внутри тега <BODY>. Именно содержимое тега <BODY> представляет собой основной объект для паука и рассматривается им как текст страницы (собственно, это действительно текст страницы).

    Чтобы увидеть внутреннюю разметку сайта, надо в браузере Мозилла Файрфокс навести курсор на любой незанятый текстом участок поля и нажать правую кнопку мыши. В всплывающем меню следует выбрать пункт «Просмотр исходного кода страницы».

    Применительно к сайту, который мы рассматривали на рис. 1, этот исходный код будет выглядеть следующим образом:

    <HTML>

    <HEAD>

    <TITLE>

    Показываем устройство сайта:

    </TITLE>

    <CENTER>

    <B><I>

    <SPAN STYLE=«font-size: large»>Это простой сайт</SPAN>

    </CENTER>

    </B></I>

    </HEAD>

    <BODY>

    <P>

    Это текст на сайте. Обычный шрифт.

    </P>

    <P>

    <B>

    Жирный шрифт.

    </B>

    </P>

    <P>

    <I>

    Курсив. </I>

    </P>

    <A HREF=http://www.url.ru>«А это – гиперссылка»</A>

    </BODY>

    </HTML>

    Здесь можно увидеть все элементы, описанные нами выше. Кроме того, в исходном коде видны теги <P>, которые обеспечивают расположение текста в новой строке и с промежутком по отношению к тексту, расположенному в предыдущей строке.

    Разметка HTML по умолчанию не предполагает переноса текста и его форматирования. Поэтому текст, не содержащий никаких тегов, воспроизводится подряд, но с соблюдением пробелов между словами. Для того чтобы текст оказался написан не просто в новой строке, а с промежутком относительно находящейся выше строки, используется, как мы уже показали, тег <P>, а для того, чтобы текст был написан в новой строке, но без промежутка между выше– и нижерасположенной строками, применяется тег <BR>.

    Начало сайта, созданного с помощью разметки HTML, отмечено тегом <HTML>, а его окончание – тегом </HTML>.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх