Приложение II.2 Урок 2. Тема: Согласные звуки и буквы I. Моби...

Приложение II.2 

Урок 2. Тема: Согласные звуки и буквы

I. Мобилизующий этап

Уч-ль. Начнем урок русского языка с логического упражнения. Послушайте его и постарайтесь запомнить.

Волк и заяц построили себе жилища под корнями ели и сосны. У волка нора не под сосной. Определите, какое животное, в каком месте устроило свое жилище.

(Учитель произносит текст логического упражнения один раз. Учащиеся его повторяют и выполняют. Желательно, чтобы вся эта работа осуществлялась одним учеником.)

II. Формулирование учащимися темы и цели урока

Уч-ль. При выполнении логического упражнения вы произнесли много слов. Скажите, что такое слово. (Учащиеся отвечают.)

Уч-ль. Из каких звуков состоят слова? (Слушается ответ ученика.)

Уч-ль. Вспомните, каких звуков больше в русском алфавите, какими буквами они обозначаются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Уч-к. В русском алфавите больше согласных звуков. Они обозначаются согласными буквами. Значит, тема сегодняшнего урока: «Согласные звуки и буквы». (Учитель записывает тему урока на доске.)

Уч-ль. Учитывая тему сегодняшнего урока, поставьте его цель. Используйте для этого опорные фразы:

Цель:

повторить всё, что…………… ;

учиться отличать………….

Уч-к. Цель урока: повторить все, что мы знаем о согласных звуках и буквах; учиться отличать согласные звуки и буквы от гласных.

III. Минутка чистописания

Уч-ль. Работу над целью урока начнем с минутки чистописания. Букву, которую мы будем писать, вы определите самостоятельно. Она находится в слове из логического упражнения, которое является названием животного. В нем один слог. Искомая буква обозначает в нем согласный, парный, твердый звук. Назовите букву, которую мы будем писать и обоснуйте свой ответ.

Уч-к. Сегодня на уроке мы будем писать букву к. Она находится в слове волк, которое является названием животного. В нем один слог. В этом слове буква к обозначает согласный парный твердый звук [к]. (Учитель обращает внимание детей на особенности написания буквы К, к. Учащиеся пишут ее 3–5 раз.)

Уч-ль. Установите закономерность записи букв в данной цепочке: Ккб Ккв

Уч-к. В этой цепочке написаны заглавная и строчная буквы к, к которым по очереди присоединяются согласные буквы алфавита.

Уч-ль. Напишите цепочку букв в заданной закономерности.) (Работа выполняется с комментированием.)

IV. Закрепление знаний учащихся

Задания и вопросы учителя:

– Дайте характеристику буквы, которую мы писали.

– Чем отличаются согласные буквы от гласных?

– Чем отличается звук от буквы?

– На какие группы можно поделить все согласные звуки?

V. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

1 часть слова – первый слог из дополнения осень;

2 часть – подлежащее гром;

3 часть – второй слог в определении, выраженным прилагательным в именительном падеже (сильный).

Уч-ль. Каково значение слова огромный?

Уч-к. Огромный – очень большой.

Уч-ль. Запишите слово огромный в словарь с комментированием. (Учащиеся выполняют задание.)

Уч-ль. Прочитайте пары слов, посмотрите на схемы и попробуйте сформулировать задание.

Уч-к. Надо составить пару предложений так, чтобы в первом предложении указывалась причина того, о чем сообщается во втором, и вводится первое слово опорной пары. Во втором предложении отражается следствие, вытекающее из содержания первого предложения, и вводится второе слово опорной пары. (Задание сначала выполняется в устной форме. Затем предложения записываются. Выделяется прилагательное во множественном числе, определяется их падеж. Вариант ответа: Неожиданно пошел сильный снег. Образовались огромные сугробы. Небо заволокли огромные синие тучи. Пошел снег.) VI. Физкультминутка VII. Тренировочные упражнения (Слушаются ответы учащихся.)

Уч-ль. Назовите орфограммы, которые вам встретились в прилагательных в форме множественного числа.

Вы использовали прилагательные множественного числа в различных падежных формах. Какой вывод можно сделать из этого упражнения?

Уч-к. Прилагательные в форме множественного числа склоняются.

Уч-ль. Я буду давать вам команды. Если команда содержит прилагательное в форме единственного числа, вы ее выполняете, и наоборот:

1. Сделайте легкие взмахи руками.

2. Поднимите левую руку.

3. Сделайте три невысоких прыжка.

4. Сделайте плавный поворот головы налево.

5. Сделайте два низких приседания.

6. Сделайте один громкий хлопок над головой.

7. Сделайте два громких хлопка.

8. Сделайте три глубоких наклона.

Упражнение 1

Уч-ль. Мы продолжаем работу над прилагательными в форме множественного числа.

Исключите из цепочки по одному слову по определенному признаку так, чтобы осталось одно слово, соответствующее теме урока: вьюжными, февраль, холодный, зимняя, снежных, суровыми.

Уч-к. Первым я исключу слово февраль, так как это существительное, а остальные слова – прилагательные.

Исключу слово зимняя – это прилагательное с мягкой основой.

Исключу слово холодный – это прилагательное мужского рода.

Исключу слово снежных – это прилагательное в форме родительного падежа.

Исключу слово вьюжными. В нем есть орфограмма разделительный мягкий знак.

Уч-ль. В этом упражнении встретились прилагательные в форме единственного и множественного числа. Чем они отличаются?

Упражнение 2 VIII. Итог урока Уч-ль. Что вы знаете о прилагательных в форме множественного числа? (Учащиеся отвечают. Дается задание на дом. Оценивается работа школьников на уроке.)

Уч-ль. На доске записано предложение, прочитайте его. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы, определите падеж прилагательного:

(В) гн…зде ласт…чки вывелись крошеч?н… птен?ч… ки.

Уч-ль. Ваша задача составить такой текст, чтобы каждое последующее предложение было бы следствием из предыдущего и содержало прилагательное в форме множественного числа в разных падежах в порядке их следования.

Уч-к. У счастливых родителей появилось много хлопот.

Заботливым птицам необходимо искать корм. (Коллективно составляется текст из 5–6 предложений и записывается по памяти.)

Уч-ль. Орфограммы мы проверим следующим образом. Я буду называть слово из первого предложения, а вы находить во всем тексте слова с такой же орфограммой.

1)  в гнезде, 2) крошечные и т. д.

(Во время проверки указываются имена прилагательные множественного числа и их падеж.)





 



Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх