• Глава 1 БИТВА НАД АТЛАНТИКОЙ
  • Глава 2 ЛЮФТВАФФЕ ПРОТИВ АРКТИЧЕСКИХ КОНВОЕВ
  • Часть девятая

    ВОЙНА НАД ОКЕАНОМ

    Глава 1

    БИТВА НАД АТЛАНТИКОЙ

    Три бомбардировщика «Не-111» летели на запад над самой поверхностью Северного моря, их обтекатели буквально касались воды, а пилоты напряженно следили за тем, чтобы не допустить неловкого движения и не разбиться о воду. На этой скорости вода становится твердой, как камень.

    Они летели низко, как утки, под лучами британских радаров и добились внезапности в своем налете на конвой, который, как сообщила разведка, покинул Пентланд-Фирт в полдень и сейчас шел на юг вдоль шотландского побережья. Осеннее солнце уже село, и опустились сумерки. Только на западе небо все еще было светлым, а это предсказывало благоприятные условия: бомбардировщики смогут нанести удар со стороны темного горизонта, и эффект неожиданности будет полным.

    В ведущем «хейнкеле» в качестве штурмана и командира находился майор Мартин Харингхаузен, он же – начальник штаба X воздушного корпуса. Управлял самолетом его штабной офицер-оперативник, капитан Роберт Ковалевски. Эти три самолета составляли штабное звено X воздушного корпуса – подразделение, характерное для структуры люфтваффе. Корпус, все еще под началом генерала авиации Ханса-Фердинанда Гайслера, имел, как и ранее, задачу атаковать британские суда. Но его командование не имело привычки засиживаться в кресле. Ведя своих подчиненных в атаку, они не требовали от Geschwader и Gruppen ничего такого, чего не сделали бы сами.

    Харингхаузен разработал особый метод атаки вражеских кораблей, известный как система «шведский турнепс». Он был основан на старой морской аксиоме, гласившей, что корабль является наилучшей целью, когда к нему подходишь с борта, перпендикулярно курсу. И чем ниже подлетает самолет, тем больше корабль возвышается над водой и тем четче становится его силуэт над горизонтом. Последнее особенно применимо на закате, но также в звездную или лунную ночь.

    Самолеты заметили конвой примерно в 20 морских милях к северо-востоку от Киннэрд-Хед и быстро легли на параллельный курс, планируя атаку.

    – Берем четвертый слева, – сказал Харингхаузен.

    Это был последний корабль и по очертанию корпуса и надстройке, возможно, танкер. Ковалевски сделал левый вираж и устремился к каравану.

    – Я его не вижу, Харинг, – произнес он.

    – Еще десять градусов налево, – скорректировал курс его командир.

    Он наклонился вперед, почти упираясь в приборную панель кабины, и потому мог сосредоточиться исключительно на цели, пока пилот находился сзади и был занят своим делом. После месяцев совместных тренировок они достигли мгновенного взаимопонимания и реакции.

    – А сейчас ты идешь прямо на цель, – сказал Харингхаузен.

    Он излучал спокойствие, испытав первым свой «турнепс» давным-давно, еще во время Гражданской войны в Испании. Тогда у него был старый «Не-59», который можно было использовать лишь для внезапных атак на бреющем полете, а иначе его очень быстро обнаружат и уничтожат.

    «Не-111» приближался к танкеру на скорости около 200 миль в час на высоте 45 метров. Чтобы выдерживать эти параметры, также требовались тренировки, потому что на такой высоте показания барометрического альтиметра ненадежны и он часто показывает, что самолет летит глубоко под водой. Поэтому точное знание высоты было важнейшим фактором в вычислениях Харингхаузена, потому что в первые три секунды бомбы падали соответственно в 5, 15 и 25 метрах, а то и вообще в 45. За это время Харингхаузен покрывал расстояние 240 метров, так что это как раз была дистанция, с которой можно было поразить цель. За три секунды потеря скорости была минимальной: вначале бомбы летели рядом и ниже бомбардировщика, потом падали на цель по плавной дуге.

    Силуэт танкера вырастал из моря, а его команда все еще не подозревала о нависшей угрозе. Ковалевски целился прямо в надстройку, под которой находилось машинное отделение. С каждой секундой «хейнкель» становился на 80 метров ближе, и палубы, мостик и мачты обрели очертания. Наконец, на удалении 240 метров был дан сигнал пуска, и четыре 500-фунтовые бомбы полетели одна за другой. Дело в том, что Харингхаузен настроил механизм так, чтобы бомбы сбрасывались с минимальным интервалом времени, что в расстоянии составляло 8 метров. В таком случае по крайней мере одна должна была попасть в цель.

    Через три секунды «хейнкель» прогрохотал над танкером, и почти одновременно с этим ударили бомбы. Чтобы дать самолету возможность удалиться на безопасное расстояние, они должны сдетонировать через восемь секунд. Огненное облако окутало танкер.

    Пока «хейнкель» делал круг, было видно, как горящая нефть вытекала из пораженного корабля. Как было установлено из радиопереговоров внутри конвоя, его водоизмещение составляло 8000 тонн. На втором «хейнкеле» находилась группа слежения, настроенная на ту же самую волну.

    В караване поднялась тревога, но, не обращая внимания на устремившиеся к нему следы трассирующих пуль, Харингхаузен вновь пошел в атаку, используя на этот раз кассету с бомбами на правом борту против сухогруза.

    В 1940 году ему с пилотом три раза удавалось топить по два корабля за один боевой вылет, поочередно используя бомбовые кассеты. В сентябре этот единственный экипаж заявил о потоплении судов общим водоизмещением не менее 100 000 тонн.[28] После этого условия для проведения атак стали труднее. Оборона усиливалась, и каждый месяц становилось все сложнее подобраться к кораблю. Хотя Geschwader KG 26 «Лев» проходила подготовку к атакам на бреющем полете и тренировалась с цементными бомбами в норвежских фиордах, ее успехи были невелики, а потери возрастали.

    Но успех вернулся в октябре 1940 года. Немногие наличные четырехмоторные «Фокке-Вульфы Fw-200», сведенные в I/KG 40 в Бордо, стали выполнять патрульные разведывательные полеты далеко в глубь Атлантики. 24 октября, находясь в небе с этой миссией, старший лейтенант Бернард Йопе примерно в 60 милях к западу от Ирландии наткнулся на 42 348-тонный лайнер «Empress of Britain», ныне используемый для перевозки войск. Снижаясь, он атаковал корабль не с борта, а с кормы. Бомбы взорвались в надстройке, и лайнер запылал. Британцы попытались взять его на буксир, но спустя два дня он был торпедирован подводной лодкой «U-32» лейтенанта Йениша, которую вызвали по радио на место события.

    Давайте перенесемся в 9 февраля 1941 года. Перед ангарами на аэродроме Бордо-Мериньяк разогревалось двадцать моторов, но самолетов было только пять: пять четырехмоторных «Fw-200 Кондор».

    Было шесть часов утра, когда в воздух поднялся самолет командира эскадрильи 2/KG 40 капитана Фрица Флигеля, сопровождаемый машинами старших лейтенантов Адама, Бухгольца, Йопе и Шлоссера. Тяжелые машины с неохотой отрывались от земли, их баки в фюзеляже и крыльях были наполнены почти 2000 галлонами горючего. На каждом был экипаж из шести человек: первый пилот, штурман, два радиста, бортовой механик и задний стрелок.

    Но бомбовая загрузка составляла лишь 2000 фунтов. Хотя «Fw-200» был самой тяжелой машиной в люфтваффе, его никогда не метили в бомбардировщики, поскольку это был всего лишь переоборудованный воздушный лайнер. Настоящий германский дальний бомбардировщик, «Не-177», все еще пребывал в стадии испытаний. Учитывая импровизированный характер самолетов и то, что их было немного, просто удивительно, как экипажам удалось всего достигнуть на этих «кондорах».

    Флигель с эскадрильей направился на юго-запад, его объектом было какое-то пятнышко на просторах Атлантики, где-то между Португалией и Азорскими островами. Там предыдущим вечером лейтенанту Николаю Клаузену на субмарине «U-37» удалось обнаружить британский конвой, шедший из Гибралтара в Англию. Эта встреча была делом шанса, потому что обычно конвои держатся подальше от баз люфтваффе и подводных лодок на французском берегу и делают большой крюк. Пока «U-37» следила за караваном, через главнокомандующего подводным флотом адмирала Карла Дёница было передано сообщение в KG 40 в Бордо. Ранним утром 9 феврала «U-37» атаковала и потопила сухогрузы «Courland» и «Estrellano». Потом, поддерживая радиосвязь, Клаузен держал приближающиеся «кондоры» в курсе местонахождения кораблей конвоя. Теперь появление самолетов было лишь делом времени.

    И они прибыли в полдень после шестичасового перелета, обнаружив караван примерно в 400 милях к юго-западу от Лиссабона. Они не могли бомбить в горизонтальном полете с большой высоты, как тяжелые бомбардировщики, из-за отсутствия подходящего бомбового прицела. Так называемый «Lotfernrohr 7d» поступил на вооружение много позже. Флигелю пришлось снизиться со своими самолетами, потом развернуться в направлении выбранного корабля и попытаться подлететь к нему с борта, чтобы видимые размеры цели были наибольшими.

    На расстоянии 400 метров и с высоты около 50 метров он сбросил первую из четырех 500-фунтовых бомб. В тот же момент бортовой механик открыл огонь из пулеметов в нижней части фюзеляжа, поливая огнем палубу, чтобы помешать корабельным зениткам вести стрельбу. Спустя секунды «Fw-200» пронесся над верхушками мачт – наверняка достаточно большая цель! Бензобаки в крыльях самолета старшего лейтенанта Адама были пробиты еще при подлете, и только по счастью его машина не загорелась. Из пробоин размерами с апельсин вытекал бензин, и летчик сразу же лег на обратный курс, пытаясь добраться до берега.

    Остальные самолеты провели несколько атак. Один из асов KG 40 Бухгольц пролетел над своим транспортом, чуть ли не касаясь мачт. Бомбы разорвались на уровне верхней части борта. Флигель и Шлоссер дважды попали в цель, Йопе – один раз. Было потоплено пять сухогрузов: британские «Jura», «Dagmar I», «Varna» и «Britannic» и норвежский «Tejo». Под конец вновь подошла «U-37» и потопила еще одно судно.

    Таким образом, конвой HG-53, несмотря на защиту девяти кораблей эскорта, уже потерял половину из шестнадцати кораблей, вышедших из Гибралтара. Если только остатки каравана не сумеют ускользнуть, британскому адмиралтейству придется опасаться худшего. И оно пошло на крайние меры, приказав кораблям рассеяться и добираться до места назначения в одиночку.

    С германской стороны этот успех был весьма преувеличен. Согласно секретному донесению № 520/21 Разведывательного управления люфтваффе, 2/KG 40 доложила о потоплении шести кораблей общим водоизмещением 29 500 тонн, а еще три корабля (16 000 тонн) получили повреждения. Даже опытным морским летчикам трудно оценить размеры кораблей с воздуха, особенно когда они целиком поглощены атакой. Поэтому Шлоссер в докладе представил 2490-тонный «Britannic» как 6000-тонный. Флигель оценил 967-тонный «Tejo» как судно в 3500 тонн. В действительности в это время по маршруту из Гибралтара ходили только сухогрузы водоизмещением от 1000 до 3000 тонн.

    Тем не менее «кондоры» записали на свой счет пять кораблей суммой 9200 тонн, а количество и размер их жертв были не столь важны. Главным в их успехе было то, что он впервые основывался на тесном взаимодействии люфтваффе и подводного флота, хотя в этом конкретном случае они поменялись ролями. Обычно обнаружение конвоев являлось обязанностью самолетов, а подводным лодкам полагалось их атаковать. Тем не менее Дёниц воспринял этот успех как благоприятный знак. Может быть, теперь, наконец, его подводные лодки станут получать лучшую и более дальнобойную информацию, вместо того чтобы тратить столько энергии на бесполезные поиски.

    В середине марта 1941 года Дёниц принял нового «Fliegerfuhrer Atlantik» (не кто иной, как подполковник Мартин Харингхаузен) в Лориане и сказал ему:

    – Вообразите себе нашу ситуацию, как будто вы находитесь на суше, вражеский конвой – в Гамбурге, а мои ближайшие лодки – в Осло, Париже, Вене и Праге. И у каждой максимальный радиус обзора двадцать миль. Каким образом можно ожидать обнаружения конвоя, если только его не заметила воздушная разведка?


    Проблема была стара, как сама война, а вопрос переоборудования «Fw-200» для дальней разведки поставил еще осенью 1939 года штурман штаба X воздушного корпуса майор Петерсен.

    Созданный Куртом Танком «кондор» впервые поднялся в небо в июле 1937 года и с того времени побил несколько рекордов в перелетах на дальние дистанции: Берлин – Нью-Йорк за двадцать четыре часа, Нью-Йорк – Берлин за двадцать, Берлин – Токио за сорок шесть часов восемнадцать минут. Конечно, все с промежуточными посадками. Заказы на экспорт возросли, но началась война и положила конец торговле. К тому времени стала общеизвестной неудача люфтваффе в создании четырехмоторного бомбардировщика в сочетании с разведчиком, поэтому когда X воздушный корпус обратился к Иешоннеку с предложением использовать «Fw-200» как временную затычку, то последний с этим согласился. Петерсен, летавший на этом самолете еще в гражданской авиации, стал командиром опытной эскадрильи, и во время Норвежской кампании она принесла определенную пользу в сборе разведданных.

    Для своих новых функций «фокке-вульф» обрел более прочный фюзеляж, на нем сконструировали дополнительные баки для горючего и установили кронштейны для бомб под крыльями. Со всеми этими и необходимыми внутренними переделками военная версия «Fw-20 °C» была готова. Конечно, в нем проглядывались черты его гражданского оригинала: он был слишком слаб по конструкции, слишком тихоходен и слишком уязвим. Его первоначальное вооружение в виде единственной 20-миллиметровой пушки в турели над кабиной вместе с двумя пулеметами в нижней и задней частях фюзеляжа вряд ли могло обеспечить надежную защиту от вражеских истребителей.

    С другой стороны, впечатлял его диапазон, особенно тогда, когда люфтваффе постигло горькое разочарование в качествах «Ju-88», на который так надеялись вначале. Даже «обычная» версия «Fw-22 °C» имела радиус действия, близкий к 1000 миль и еще 20 процентов запаса на случай навигационных ошибок, обстрела и т. д. С дополнительными емкостями в фюзеляже его можно было увеличить до 1100 миль, а «дальнобойная» версия с баками вместо бомб могла совершить путешествие туда и обратно на 1400 миль. Совсем не редкостью были полеты длительностью от четырнадцати до шестнадцати часов.

    Важность упомянутого выше проявилась, когда недавно сформированная подполковником Петерсеном I/KG 40 была расквартирована летом 1940 года на юго-западе Франции на берегу Атлантики: 1-я и 2-я эскадрильи в Бордо – Мериньяк, 3-я эскадрилья – в Коньяке. Они могли вести вооруженную разведку на всем протяжении от Бискайского залива до западной части Ирландии, а потом приземлялись в Ставангер – Сола или в Варнесе возле Тронхейма в Норвегии. На следующий или через день они совершали полет в обратном направлении.

    Так что, несмотря на импровизированный характер аппарата, люфтваффе было в состоянии заглянуть в океанские просторы далеко за горизонт, в чем так нуждались подводные лодки. Выступая 30 декабря 1940 года перед командным составом вооруженных сил по поводу ситуации в Атлантике, Дёниц призывал: «Дайте мне минимум двадцать „Fw-200“ только для целей разведки, и подводные лодки добьются огромного успеха!» А в январе 1941 года германское адмиралтейство вновь заявило: «Чтобы наши командные центры флота могли вести войну, необходима систематическая разведка в Атлантике».

    Но за фасадом трезвых рассуждений шла борьба за право конечного оперативного контроля над группой «кондоров». Кто возьмет верх: люфтваффе или флот? 6 января сам Гитлер разрешил проблему своим приказом: «I/KG 40 будет под началом главнокомандующего флотом». И попытался подсластить пилюлю Герингу, вернув ему морскую Kampfgruppe 806, так что тот мог добавить ее «Ju-88» к 3-му воздушному флоту Шперле для ведения налетов на Англию.

    Решение было из тех, которые дают небольшое удовлетворение обеим сторонам. Дёниц получил контроль над I/KG 40 лишь для того, чтобы убедиться, что группа была много слабее, чем он предполагал. Хотя по списку в ней было от двадцати до двадцати пяти машин, ежедневно боеспособными были от шести до восьми, в лучшем случае – еще одна демонстрация истины, что переделанный из авиалайнера самолет не годится для эксплуатации в боевых условиях. И как может горстка самолетов прочесать бескрайние просторы Атлантики с той тщательностью, которую от них требовал командующий субмаринами?

    16 января 1941 года командир эскадрильи I/KG 40 капитан Верлор обнаружил конвой к западу от Ирландии и методом «турнепса» потопил два корабля общим водоизмещением 10 857 тонн. После этого он несколько часов поддерживал связь, пока горючего осталось лишь на обратный путь. И за это время он не сумел ни получить себе на смену второй «Fw-200», ни привести подводную лодку на место события – все они были слишком далеко. В результате контакт был потерян, наступила ночь, а на следующее утро конвоя уже не нашли.

    То же самое произошло 23, 28 и 31 января. В каждом случае бывал замечен крупный конвой, и всегда самолету приходилось покинуть сцену до прибытия подводных лодок на позиции. С другой стороны, самолеты сами каждый раз топили корабли. Количество отправленных на дно судов в ходе «вооруженных разведывательных полетов» выросло с пятнадцати объемом 63 175 тонн в январе до двадцати двух и 84 515 тонн в феврале. Это данные союзников, опубликованные после войны. Современники заявляли о куда более внушительных победах.

    Чтобы успешно выполнить миссию дальней разведки при всех ее последствиях, экипажам «кондоров» приходилось действовать на пределе своих возможностей. Они представляли собой цвет летных школ бомбардировщиков, где комплектовались экипажи и оценивались их качества. И они многому научились у своих старших коллег, которые, работая в «Люфтганзе», обрели опыт полетов вслепую и на дальние дистанции. Наиболее успешным на поле боя был подполковник Петерсен – скоро принявший на себя командование всей Geschwader KG 40, – затем командиры групп и эскадрилий Верлор, Дазер, Бухгольц, Йопе и Майер. Двое последних и сегодня еще летают на самолетах «Люфтганзы».

    И все-таки никакая блестящая цепочка личных достижений не могла скрыть того факта, что основная работа – обеспечение подводного флота надежной развединформацией – не будет выполнена до тех пор, пока количество боеспособных самолетов можно сосчитать по пальцам на руке. В 1941 году месячное производство самолетов «Фокке-Вульф Кондор» составляло четыре-пять единиц, и не ожидалось никакого прироста. Поскольку подлодки все еще вслепую плавали по морям, каждое утро в рабочей комнате Дёница в Лориане происходил примерно такой диалог между ним и его руководителем операций капитаном 3-го ранга Эберхардом Годтом:

    Дёниц: «Сегодня выполняются какие-нибудь разведывательные полеты?»

    Годт: «Да, господин адмирал».

    Дёниц: «И сколько самолетов этим занято?»

    Годт: «Один, господин адмирал».

    Оба смотрят друг на друга и печально улыбаются, а Дёниц, чьи субмарины были источником огромных тревог англичан, с возмущением пожимает плечами.


    Даже Мартин Харингхаузен ничего не мог сделать для улучшения ситуации, когда в марте 1941 года он стал первым «Fliegerfuhrer Atlantik» с задачей собрать воедино все самолеты морской авиации под единое начало. Поскольку с самого начала Геринг с Иешоннеком оспаривали друг у друга право морского контроля над I/KG 40, Гитлер в конце концов отменил свой прежний приказ и передал «кондоры» также под командование нового Fliegerftihrer. Но хотя это позволило соблюсти приличия, работа по снабжению подводного флота развединформацией осталась на том же уровне. Шли месяцы, а прироста в численности не было никакого.

    Но Харингхаузен, которому Дёниц предоставил для штаба Шато-Брандерион в 12 милях от Лориана, имел на руках и другие обязанности. Первой была борьба с судоходством по маршруту от Ирландского моря через Ла-Манш до Тайна; а вторая состояла в поддержке 3-го воздушного флота Шперле в его налетах на британские порты.

    Для решения этих задач на далеко растянувшемся фронте командующий авиацией имел в своем распоряжении следующие силы: в Бордо: I/KG 40 («Fw-200»), III/KG 40 («Не-111», позднее «Fw-200»); в Голландии: II/KG 40 («Do-217»); в Бретани (Ланнион): одна LR эскадрилья разведсамолетов, 3 (F)/123 («Ju-88»); из трех береговых групп две были оснащены «Ju-88», а третья все еще гидросамолетами «Не-115».

    Эти соединения вели ежедневное патрулирование над британскими судоходными маршрутами из Ирландского моря до устья Темзы, причем не только сообщая о караванах судов, но и атакуя их. Даже «толстые, утомленные птицы», древние «Не-115» майора Штокмана со своими двумя 500-фунтовыми бомбами и двумя стреляющими вперед неподвижными пулеметами добивались успехов, летая от Бреста до Бристольского канала.

    Но в весенние месяцы 1941 года стало заметно усиление британской обороны. Конвои стали получать не только более мощный противолодочный эскорт, но и значительно возросло число легких зениток, устанавливаемых на торговых судах. И это германские летчики проверили на своей шкуре. Все еще применялся метод «турнепса» в атаках на бреющем полете, и грохочущие над мачтами самолеты были уязвимыми целями хотя бы в течение нескольких секунд.

    Вначале по подсчетам штаба «Fliegerftihrer Atlantik» на каждый потерянный самолет приходилось 30 000 тонн потопленных кораблей. Теперь соотношение резко изменилось. Самолеты, наталкиваясь на стену зенитного огня, уже не могли пробиться к кораблям. В июне потери были столь велики, что Харингхаузену пришлось отменить метод атаки, который он сам ввел в 1939 году.

    Британские контрмеры также вынудили подводные лодки покинуть свои охотничьи стоянки в Северном канале между Ирландией и Шотландией. Только между 7 марта и 5 апреля их было потеряно шесть, и среди них суда с такими выдающимися капитанами субмарин, как Прин («U-47»), Шепке («U-100») и Кречмер («U-99»), который единственный спасся со своей лодки. Дёниц отвел свои корабли далеко на запад, чтобы оттуда вести широкий поиск в Северной Атлантике, в районах, в основном недоступных для «кондоров», чьим западным пределом разведки был двадцать второй меридиан, то есть примерно в 1000 миль от боевых баз.

    В середине июля 1941 года содружество между двумя родами войск получило новый короткий живительный импульс, когда Дёниц послал стаи своих подлодок терзать конвои, выходящие из Гибралтара. Но хотя в этой ситуации операции субмарин велись в пределах диапазона «кондоров», атаки на бреющем полете, кроме редких случаев с отдельными кораблями, отпадали, а прицеливаться приходилось с помощью бинокля. Однако они стали лучше вести разведку, и не раз, когда эскорт отгонял субмарины от конвоя, самолеты вновь приводили моряков к месту нахождения конвоя.

    В сентябре 1941 года Дёниц снова перебросил свои подлодки на север, и в ноябре «кондоры» осуществили шестьдесят два разведывательных полета над Северной Атлантикой. Но хотя и были обнаружены пять караванов, лишь с одним удалось удерживать контакт в течение двух дней. Остальные были потеряны из виду. В декабре было только двадцать два вылета, хотя в одном случае наблюдение за конвоем велось целых пять дней. «Так или иначе, – гласит запись в военном дневнике командующего авиацией Атлантики, – но были переданы сведения для отправки подлодок на место обнаружения».

    После этого сотрудничество вновь прекратилось. Субмарины вели бои в Средиземном море, а с января 1942 года – бродили вдоль Атлантического побережья Америки в поисках «охотничьих лежбищ», где силы обороны были лишь недавно сформированы и не имели боевого опыта. I/KG 40 была переведена в Варнес в Норвегии. Дело в том, что в 1942 году союзники стали направлять конвои в Россию, открыв тем самым новую гигантскую зону боевых действий: Арктику.

    А тем временем с английского берега Канала британцы с середины 1941 года вели непрекращающиеся налеты бомбардировщиков в надежде заставить люфтваффе отвести часть истребительной авиации с Русского фронта. Но на деле лишь две Geschwader истребителей, стоявшие у Ла-Манша – JG 2 «Рихтгофен» и JG 26 «Шлагетер», – продолжали отражать эти налеты. Осенью 1941 года II/JG 26 была перевооружена первыми производственными партиями нового типа истребителя – «Фокке-Вульф Fw-190». Решая оборонительные задачи, эти истребители вместе с «Ме-109» нанесли противнику значительные потери.

    1. Безуспешной попыткой люфтваффе, несмотря на 218 вылетов, уберечь «Bismark» от погони за ним британского флота (26–28 мая 1941 г.).

    2. Успешный прорыв через Ла-Манш под мощным прикрытием с воздуха линкоров «Scharnhorst» и «Gneisenau» и крейсера «Prince Eugen» (12 февраля 1942 г.).

    3. Попытка высадки британских и канадских войск в Дьеппе, отбитая после большого кровопролития и при потере 106 британских бомбардировщиков и истребителей (19 августа 1942 г.).


    Когда 24 мая 1941 года штаб 3-й воздушной армии в Париже был уведомлен о намерении 47 000-тонного «Bismark» стать в доке в Сен-Назере, тот уже потопил британский линейный крейсер «Hood». Люфтваффе было приказано сделать все возможное, чтобы обезопасить путь этого корабля до гавани. Но все-таки оставалось еще два дня, пока линкор доберется до зоны воздушного прикрытия «Ju-88» и «Не-111». Так где же он был?

    26 мая – очень важная дата для вступления в контакт – с северо-запада надвигался фронт низкого давления, неся с собой шторма, при которых полеты почти невозможны. Хотя самолеты-разведчики Харингхаузена вылетели, они попали в зону потери видимости. В 15.45 единственный «Fw-200» вдруг оказался над британским линкором «Rodhey», который шел в окружении нескольких эсминцев. Но находившийся рядом с ним флагман «King George V» был полностью скрыт пеленой низко стелющихся облаков, а в отличие от британской авиации дальней разведки, на «кондорах» все еще не было радарных устройств.

    Согласно полученной информации, наверняка неточной в таких погодных условиях, враг находился примерно в 750 милях от французского побережья. А максимальное расстояние, на которое «Ju-88» и «Не-111» могли удаляться в море, составляло 550 миль. Этим было продиктовано решение, и взлет был перенесен на следующее утро, 27 мая в 3.00. К этому времени судьба «Bismark» уже была определена. В 21.05 предыдущего вечера торпеды с морских самолетов с авианосца «Ark Royal» уничтожили его винты и руль, и корабль уже не мог уйти от преследования.

    В последний раз его видели, когда линкор боролся за свою жизнь в 9.50 утра 27 мая. Это были пять «Ju-88» береговой Gruppe 606, которые несколько часов назад вылетели со своей базы. В разгар ожесточенной артиллерийской дуэли они попробовали вмешаться, спикировав на ближайший крейсер, но все бомбы прошли мимо цели. Когда час спустя появились семнадцать «хейнкелей» из I/KG 28 из Нанта, «Bismark» уже накрыли волны. Они безуспешно атаковали «Ark Royal», сбросив две 500-фунтовые и восемь 250-фунтовых бомб, но снова не попали в цель.

    После этого по очереди прилетали Kampfgruppe 100, II/KG 1, II/KG 54 и I/KG 77, но ни одна из них не обнаружила противника. Месяцами эти соединения осуществляли ночные бомбардировочные налеты на Англию, и вдруг их посылают в штормовое море с объектом на пределе их диапазона, для работы, к которой они никогда не готовились. А вот о Geschwader KG 26 и 30, которые как раз этим и занимались, вспомнили слишком поздно. Хотя весь следующий день возвращавшемуся британскому флоту не давала покоя германская авиация и были сброшены сотни бомб, лишь один эсминец («Mashona») был разбомблен до такой степени, что в конце концов затонул у западного берега Ирландии.

    Германские экипажи возвратились домой в подавленном настроении. Все 218 вылетов не помогли «Bismark» ни на йоту. Лишь на следующий год фортуна им улыбнулась: это экспедиция «Sharnhorst» и «Gneisenau», Дьепп и, самое главное, нокаутирующий удар в Арктике по конвою PQ-17.

    Глава 2

    ЛЮФТВАФФЕ ПРОТИВ АРКТИЧЕСКИХ КОНВОЕВ

    Уже три дня после отплытия 27 июня 1942 года из Гвалфиорда возле Рейкьявика в Исландии PQ-17 шел сквозь густой туман. Помимо танкера для заправки многочисленных кораблей эскорта и двух спасательных судов, караван включал в себя тридцать два торговых судна, доверху нагруженные военными материалами, сырьем и продовольствием для Советской России.

    Конвой медленно и осторожно продвигался вперед. Корабли держались на небольшой дистанции друг от друга. Туман был непроглядный: сухогруз «Exford» протаранил танкер «Gray Ranger», а американский «Richard Bland» сел на мель. Все три корабля пришлось отправить назад, и в конвое осталось тридцать три. В Датском проливе к северу от Исландии стали встречаться мощные плавучие льдины. Но лед, холод и туман не представляли проблем, пока конвой не был обнаружен германской дальней авиаразведкой, а затем его стали преследовать и, наконец, бомбить и торпедировать германские авиасоединения с баз в Северной Норвегии.

    Немцы имели полные сведения о ситуации в море. «Кондоры» I/KG 40, ныне располагавшиеся возле Тронхейма с новым командиром майором Эрнстом Хенкельманом, следили, как караван формировался в течение недель, и как только он отправился в путь, одна из машин 3-й эскадрильи промчалась в тумане так низко, что чуть не столкнулась с крейсером «London». Отплытие PQ-17 было подтверждено как агентурной разведкой в Рейкьявике, так и службой слежения германского флота. Из неожиданно возросшего потока радиообмена эта служба расшифровала существенную информацию, что готовится еще одна операция по проводке крупного союзного конвоя.

    Эти сведения конечно же были бы бесполезными, если бы караван было невозможно найти в море. К несчастью для PQ-17, на четвертый день пути защитная завеса тумана рассеялась. Две подлодки засекли его и последовали за ним. А после полудня оправдались наихудшие опасения моряков союзного флота, когда в небе появился самолет. Тщательно выдерживая нужное удаление от пушек корабельной зенитной артиллерии, он присоединился к каравану и следовал за ним, как тень.

    К этому времени PQ-17 достиг района острова Ян-Майен и обходил его с юга на северо-восточном курсе. Здесь он все еще был недосягаем для налетов германской авиации, базировавшейся в Бардуфоссе, Банаке и Киркенесе на Нордкапе, и, пока было возможно держать этот курс, он это делал. Но самое максимальное к северу от острова Медвежий ему придется повернуть на восток, потому что даже в летнее время ледяной барьер не позволяет продолжать движение на север. И вот этого момента и дожидалось люфтваффе.

    2 июля попытались атаковать четыре подводные лодки, но безуспешно. Сильный морской эскорт из шести эсминцев, четырех корветов, семи тральщиков, двух кораблей ПВО и двух субмарин каждый раз засекал нападающих и отгонял их от каравана. К 18.00 на сцене низко над водой появились самолеты первой ударной волны. Это были восемь гидросамолетов «Не-115» 1-й эскадрильи из береговой группы 406 в Соррейса возле Тромсе, и из-за их тихоходности и неуклюжести расчет делался только на неожиданность.

    Все они устремились в атаку, имея по одной торпеде. Но оборона была наготове, и на подлете их встретил бешеный огонь. Самолет командира эскадрильи, капитана Герберта Ватера был подбит, и летчику пришлось избавиться от своей торпеды, а потом сесть на воду. Буквально перед тем, как самолет пошел под воду, ему и еще двум членам экипажа удалось забраться на надувной плот. Потом, несмотря на вражеский огонь, старший лейтенант Бурместер посадил свой «Не-115», подобрал всех и сумел снова взлететь – без каких-либо повреждений! Но торпедная атака, как и со стороны субмарин, сорвалась из-за бдительности эскорта конвоя.

    3 июля погода с немецкой точки зрения снова стала ухудшаться, корабли союзников укрылись под защиту низко висящих облаков. Несмотря на усилия авиаразведки, контакт с караваном был потерян. На следующее утро PQ-17 был уже к северу от острова Медвежий, и пока не было потеряно ни одного корабля. Облачность опустилась ниже, создавая благоприятные условия для внезапной торпедной атаки. Только бы самолетам удалось выйти на свои цели.

    И они вскоре это сделали. Опять прилетели «Не-115», на этот раз 1-й эскадрильи береговой группы 906. Ее лидер, капитан Эберхард Пойкерт после долгих поисков заметил конвой в одном из прогалов в облачности 4 июля в 5.00. На этот раз зенитная артиллерия открыла огонь уже после того, как были сброшены торпеды, и одна из них шла прямым курсом на американский «Christopher Newport» типа «либерти» водоизмещением 7191 тонна. Торпеда попала в машинное отделение, и по каравану пронесся приглушенный грохот взрыва. Команда перебралась на одно из шедших сзади спасательных судов, а корабль был окончательно добит двумя торпедами – одной с «U-457», а другой, как это ни странно, с британской подлодки «Р-614».

    Когда первой потерей конвоя стал американский корабль, британские моряки затаили дыхание, увидев, как оставшиеся американские суда все одновременно спустили свои флаги – морской сигнал, означающий поражение. Однако вместо истрепанных ветрами флагов вверх взметнулись новенькие со звездами и полосами, явно демонстрируя вызов. Но в действительности, хотя момент был не совсем подходящий, британцы забыли, что сегодня – американский День независимости.

    В этот день 4 июля небеса опять расчистились, но, несмотря на хорошую видимость, для конвоя это спокойствие было обманчивым. Самолеты люфтваффе вновь появились уже вечером. Но на северной широте 75 градусов понятие «вечер» не имело смысла, потому что в это время года солнце не уходит с неба, и круглые сутки достаточно светло для налетов. В 19.30 первый налет совершила эскадрилья «Ju-88» из KG 30, Банак. Но хотя бомбы и падали вокруг кораблей, попаданий зарегистрировано не было.

    Час спустя в небе появилось более крупное соединение: самолеты из I/KG 26 Geschwader «Лев», во главе с одним из командиров эскадрильи, капитаном Берно Эйке. Командир группы подполковник Буш был переведен в Ставангер, чтобы принять на себя обязанности Fliegerftihrer Nord-West (командующий авиацией северо-запада). Эйке приказал своим двадцати пяти «Не-111» осуществить охват в клещи, и самолеты появились низко над водой с нескольких направлений. К тому времени типовой бомбардировщик люфтваффе мог также нести торпеду под фюзеляжем.

    Чтобы освоить этот совершенно новый для себя вид боевых операций, весной 1942 года эскадрильи I/KG 26 прошли подготовку в торпедной школе в Гроссето, Центральная Италия. На Генштаб люфтваффе большое впечатление произвели успехи итальянских, а еще более японских торпедоносцев. В Германии разработка такого оружия фактически была заторможена из-за ненужной конкуренции между люфтваффе и флотом в том, кто будет владеть морской авиацией. С одной стороны, флот, естественно, хотел усилиться за счет соединений торпедоносцев, но, с другой стороны, в силу своих данных эти авиачасти были официально предназначены для целей воздушной разведки. Всю наличную ударную мощь люфтваффе желало сохранить за собой. Но в начале войны у люфтваффе не было ни самолетов-торпедоносцев, ни экипажей, способных ими управлять. А у флота имелись эскадрильи «Не-115» «общего назначения». Вооруженные торпедами, они наносили удары по судоходным маршрутам вокруг Британии, несмотря на бытовавшее в люфтваффе мнение, что они не имеют на это права. По крайней мере, под командой моряков.

    Этот невероятный конфликт в конце концов привел к тому, что 26 ноября 1940 года Геринг полностью остановил операции морских торпедоносцев и временно – производство авиаторпед «F-5». На 27 ноября их оставалось, согласно докладу департамента генерал-квартирмейстера, всего лишь 132, и они были зарезервированы для специальной операции люфтваффе против кораблей британского Средиземноморского флота в Гибралтаре и Александрии.

    В этот момент главнокомандующий военно-морскими силами адмирал флота Редер в личной беседе с фюрером потребовал продолжения торпедных атак на британское каботажное мореплавание. Гитлер приказал провести исследования, которые показали, что, если применять авиационные торпеды в неглубоких акваториях Гибралтара и Александрии, они, возможно, все уткнутся в морское дно. Дело в том, что при запуске с высоты 30 метров торпеда вначале уходит на глубину 30 метров, а лишь потом всплывает на поверхность. Неужели Геринг не учел этого?

    Таким образом, торпедный проект люфтваффе закончился фиаско, и, казалось, флот одерживает верх. А тут еще 4 декабря 1940 года начальник оперативного штаба адмирал Курт Фрике потребовал, во-первых, энергичного возобновления торпедных атак силами флота, а во-вторых, перевооружения эскадрилий «общего назначения» более удобными и более современными самолетами, а именно «Не-111 Н-5».

    Но последнее слово все-таки осталось за люфтваффе. И хотя «Не-111», а позднее и «Ju-88» вместе с «Do-217», были переоборудованы для несения торпед, но получил их не флот. Хотя Геринг всей душой был за то, чтобы следовать итальянскому примеру, многие упорно придерживались мнения, сформулированного начальником штаба 3-го воздушного флота полковником Коллером: «Зачем сбрасывать снаряд (в виде торпеды) в воду перед кораблем, если бомбу можно сбросить прямо на него?»

    Конечно, эта идея целиком игнорировала два обстоятельства: 1) возрастающую эффективность противовоздушной обороны, препятствующей проведению атак на бреющем полете и в пике; 2) значительно более смертоносный эффект пробоины от торпеды в борту ниже ватерлинии, чем от разрыва бомбы посреди надстройки, как это обычно происходило.

    Несмотря на сопротивление Генштаба, после окончательного принятия торпед на вооружение в начале 1942 года сомнения в их возможностях скоро рассеялись. Тактические учения, проведенные в торпедной школе в Гроссето под официальным названием KSG 2 (Kampfschulgeschwader 2) и под руководством опытного морского летчика, подполковника Штокмана на корабле-мишени «Citta di Genova», показали, что потери можно уменьшить, если достигнута внезапность и если налет ведется одновременно с нескольких сторон. А еще лучшие результаты дает комбинированная атака бомбардировщиков и торпедоносцев. Но люфтваффе так и не попыталось применить этот тактически сложный маневр.


    Таким образом, налеты на PQ-17 пикирующих бомбардировщиков «Ju-88» из KG 30 и торпедоносцев «Не-111» из I/KG 26 вечером 5 июля представляли собой две различные операции, разделенные во времени одним часом, хотя и могли быть проведены совместно. Поэтому британская оборона смогла сконцентрировать всю свою огневую мощь сначала против одного налета, а потом – против другого.

    Тем не менее во втором налете конвою был нанесен первый тяжелый удар. Слетаясь со всех направлений, «хейнкели» подходили к каравану низко над водой и, облетая фонтаны воды, взметаемые взрывами вражеских снарядов, атаковали корабли.


    Лейтенант Конрад Хеннеман нацелился на крупный боевой корабль. Но когда он подлетел к месту, перед ним находились только эсминцы и более мелкие корабли. Все остальные были грузовыми судами. Он очутился в облаке снарядов и дыма. Наконец, его торпеда попала в 4941-тонный сухогруз «Navarino», но и сам самолет получил многочисленные пробоины. Он рухнул в воду невдалеке от своей жертвы и затонул.

    Также получил повреждения самолет лейтенанта Георга Канмайра. Ослепленный солнечным блеском, отраженным от скопления тумана, он не заметил, что летит прямо на эсминец. Первый снаряд снес крышку кабины, ранив при этом и Канмайра, и его штурмана, сержанта Феликса Шленкермана. Но им удалось совершить аварийную посадку, и все четыре члена экипажа были спасены, притом тем же самым эсминцем, который сбил их.

    Торпеда капитана Эйке попала в 7177-тонный американский сухогруз «William Hopper», который покинула команда, а позднее он был потоплен субмариной «U-334». Советский танкер «Азербайджан», хотя и получил пробоину от торпеды, продолжал держать скорость девять узлов и оставался в колонне. Когда самолеты I/KG 26 покинули место боя, а командующий конвоем капитан Даудинг пересчитал наличный состав, оказалось, что еще два корабля были потеряны. И все-таки такие потери не считаются опустошительными. И еще одно совершенно ясно: лучшая оборона достигается компактностью колонны. Только в этом случае силы эскорта имеют шанс защитить своих подопечных от атак с воздуха и из-под воды.

    А потому словно гром среди ясного неба прозвучал приказ британского адмиралтейства из Лондона, во-первых, отряду крейсеров «на большой скорости отойти на запад», а затем последовали две радиограммы самому конвою:

    21.23. «Срочно! По причине угрозы надводным кораблям конвоя рассредоточиться и следовать в русские порты!»

    21.36. «Экстренно! Мой приказ в 9.23 от 4-го. Конвою рассредоточиться!»

    Спасайся кто может! – вот что это означало на самом деле! С того момента, как корабли подчинились приказу, капитаны с минуты на минуту ожидали появления на горизонте эскадры германских линкоров и крейсеров, которая сметет их с лица земли. Но проходили часы, а ничего подобного не происходило.

    Понятия «конвой PQ-17» уже не существовало. Он превратился в разбредшееся стадо перепуганных, беззащитных торговых судов – просто легкие мишени для крадущихся подводных лодок или германских самолетов. Что же случилось? Неужели адмиралтейство допустило ошибку?


    Посредством своих конвоев PQ через Арктику до Мурманска и Архангельска западные державы начиная с августа 1941 года снабжали своих русских союзников, оказавшихся в тяжелом положении, большими партиями военных материалов. Германии потребовалось долгое время, чтобы осознать эту опасность и что-то предпринять. А пока новые танки и орудия появлялись на Восточном фронте во все больших количествах.

    Таким образом, первые одиннадцать караванов PQ прошли практически беспрепятственно, пока в феврале 1942 года PQ-13 не попал под налет. К тому времени немцы существенно укрепили свои позиции в Северной Норвегии. Гитлер, живший под постоянным страхом нового вторжения союзников в эту страну и угрозы его северному флангу, приказал перебросить туда мощные военно-морские силы. На свои новые базы в пустынных фиордах прибывали один за другим линкор «Tirpitz» и тяжелые крейсеры «Ltitzow», «Admiral Scheer» и «Admiral Hipper». Вопреки желанию Дёница, Гитлер далее направил в этот район крупное соединение подводных лодок.

    Наконец, 5-я воздушная армия генерал-полковника Ханса-Юргена Штумпфа со штабом в Осло получила подкрепления, а сразу к югу от Нордкапа были подготовлены авиабазы. В разгар противоконвойных операций командующий авиацией северо-востока полковник Александр Холле в Киркенесе и командующий авиацией на Лофотенах полковник Эрнст-Август Рот в Бардуфоссе имели в своем распоряжении следующие силы:

    KG 30 («Ju-88») в Банаке;

    I и II/KG 26 («Не-111») в Бардуфоссе и Банаке;

    1/StG 5 («Ju-87») в Киркенесе; береговые Gruppen 406 и 906 (разведывательные летающие лодки «Не-115» и «BV-138») в Тромсе и Ставангере; две Gruppen JG 5 («Ме-109»), размещенные на различных аэродромах;

    I/KG 40 («Fw-200») в Тронхейме; эскадрильи дальней разведки 1(F)/22 и 1(F)/124, оснащенные «Ju-88», в Бардуфоссе, Банаке и Киркенесе плюс Westa 6 (эскадрилья метеоразведки) в Банаке.


    Пока продолжалась арктическая зима, существовал предел операциям, которые люфтваффе могло проводить на этом крайне северном театре военных действий. И тем не менее Верховное командование необоснованно требовало, чтобы каждый конвой союзников был засечен, прослежен и атакован. Прологом для PQ-17 явились такие события.

    5 марта 1942 года самолетом разведки был обнаружен конвой PQ-12 к югу от острова Ян-Майен. Бушевала метель, и было практически невозможно выслать авиагруппу для нанесения удара. В море в сопровождении трех эсминцев вышел «Tirpitz», но основную группу каравана не нашел и ограничился потоплением отставшего советского сухогруза «Ижора». Британский флот метрополии находился в море, и «Tirpitz» с трудом ушел из-под удара самолетов-торпедоносцев с авианосца «Victorious».

    Караван PQ-13 (27–31 марта) был рассеян непогодой, под атаками III/KG 30 капитана Хайо Германа потерял два сухогруза, а еще три было уничтожено подводными лодками и эсминцами.

    PQ-14 (8–21 апреля) забрел в туман с плотными льдами, и шестнадцати кораблям из двадцати четырех пришлось вернуться с повреждениями в Исландию. Один корабль был потоплен подлодкой «U-403».

    PQ-15 (26 апреля – 7 мая) вследствие атак торпедоносцев потерял три судна. В это же время крейсер «Edinburgh», сопровождая обратный конвой PQ-11 из Мурманска, несмотря на плохую видимость, был поврежден торпедами с подлодок и эсминцев, и его команде пришлось покинуть корабль.

    PQ-16 (25–30 мая) был атакован авиасоединениями KG 30 и I/KG 26, и число самолетов 27 мая превышало сто. Но хотя и было повреждено много судов, только семь из тридцати пяти общим тоннажем 43 205 тонн было потоплено.

    Хотя неуклонный рост размеров конвоев был сопоставим с увеличением мощи атакующего противника, потери кораблей, благодаря их компактному построению и бдительности защитников, пока еще были терпимы, и Сталин получал большинство своих танков. Но история PQ-17, самого большого на данный момент каравана, благодаря британскому адмиралтейству стала из ряда вон выходящей.


    С момента отплытия из Исландии 27 июня PQ-17, помимо отряда ближней поддержки капитана 3-го ранга Брума, защищала группа прикрытия из четырех крейсеров и трех эсминцев под командой контр-адмирала Гамильтона, которая держалась поблизости, чтобы отразить любую атаку германского флота. Более того, из Скапа-Флоу вышел главнокомандующий британским флотом метрополии адмирал сэр Джон Тови с группой дальнего прикрытия, включавшей в себя линкоры «Duke of York» и «Washington», авианосец «Victorious», два крейсера и четырнадцать эсминцев. Адмиралтейство очень тревожили германские боевые корабли, которые, стоя в ожидании в своих норвежских фиордах, проявляли все признаки готовности напасть на конвой.

    И адмиралтейство не обманулось. Как только об отплытии PQ-17 разведали германские боевые группы I и II адмирала Отто Шнайвинда и вице-адмирала Оскара Кюммеца, они подняли якоря в Тронхейме и Нарвике и на север направились следующие корабли: могучие «Tirpitz», «Admiral Hipper», «Ltitzow», «Admiral Scheer» и двенадцать эсминцев. Ближайшим пунктом назначения был Альтенфиорд, где им предстояло дожидаться донесений разведки о передвижениях британского флота. Среди немцев тоже царила тревога, и Гитлер лично запретил кораблям вступать в бой при наличии какого-либо риска. Риск связывался в основном с очевидным присутствием в море одного или нескольких британских авианосцев, хотя к тому же разведка ошибочно посчитала два крейсера в отряде Гамильтона за линкоры. Таким образом, придерживаемые на привязи, германские боевые корабли не отваживались входить в арктические воды. Они просто стояли в ожидании.

    Однако, об этом британцы ничего не знали. Не оповещенный разведкой о действительном местонахождении противника, первый морской лорд, адмирал сэр Дадли Паунд с каждым часом чувствовал себя все более загнанным в тупик. Вечером 3 июля и утром 4-го сыпались радиограммы с утверждениями, что и конвой, и группа прикрытия преследуются германской авиацией. Значит, у немцев есть ясная картина ситуации, и они извещены, что флот метрополии адмирала Тови слишком далеко, чтобы помешать их кораблям напасть на конвой.

    Решение рассредоточить конвой было подстегнуто поступившим утром в Лондон сообщением, что русская подлодка действительно заметила германские боевые корабли, направлявшиеся к каравану. Хотя это была совершенная неправда, но она заставила адмирала Паунда совершить то, что адмирал Тови в телефонном разговоре с ним назвал «явным кровавым убийством». Были уведены все крейсеры и эсминцы, а торговым кораблям было приказано продолжать плавание рассредоточившись, практически без защиты.

    А германская боевая эскадра не выходила из Альтенфиорда до полудня следующего дня, но и тогда сразу же вернулась. Рассеянный по водам Арктики караван PQ-17 был подходящей целью для субмарин и самолетов, а не для тяжелых боевых кораблей.

    И 5 июля началось избиение – налеты в течение всего дня соединения KG 30 Эриха Блодорна, чьи группы по очереди (капитанов Конрада Кала, Эриха Штофрегена и Хайо Германа) атаковали транспорты. Первой жертвой прицельного пикирования «Ju-88» лейтенанта Клаузенера стал сухогруз «Peter Kerr». За ним на дно пошли американские «Washington», «Pan Kraft» и «Fairfield City», британский «Bolton Castle» и спасательное судно «Zaafaran».

    Многие корабли были тяжело повреждены. «Paulus Potter», плывший вдоль кромки льдов рядом с «Bolton Castle», попал одновременно вместе с ним под налет пикирующих бомбардировщиков, но брошенные командой останки первого корабля целую неделю дрейфовали посреди ледовых торосов, пока этот корабль-призрак в конце концов не заметила и не отправила на дно «U-255». И еще странная история об уцелевших моряках с «Washington», которые отказались покинуть лодки, когда к ним подошло судно «Olopana». А 8-го этот сухогруз был сам потоплен подводной лодкой.

    Погоня за рассеянными по морю судами продолжалась до 10 июля, буквально до входа в Белое море и до Архангельска. Там некоторые из кораблей были замечены и атакованы самолетами 5 и 6/KG 30. Американское судно «Hoosier» и панамское «El Capitan» были смертельно повреждены капитаном Доне и лейтенантом Бюхлером, а затем их прикончили подводные лодки. 12 июля командующий 5-й воздушной армией генерал-полковник Штумпф доложил рейхсмаршалу об «уничтожении крупного конвоя PQ-17. 10 июля воздушная разведка Белого моря, западного прохода у побережья Кольского полуострова и акватории к северу, не обнаружила на плаву ни одного грузового судна… Заявляю, что 5-я воздушная армия потопила двадцать два грузовых судна общим водоизмещением 142 216 тонн».

    Действительные потери каравана составили двадцать четыре корабля общим водоизмещением 143 977 тонн, из которых восемь было потоплено авиацией, девять – подводными лодками, а остальные семь – совместно. Уцелевшие одиннадцать судов в конце концов добрались до Архангельска, проведя несколько недель далеко на востоке у побережья Новой Земли, где они прятались от немцев.[29]

    «Трагедия, – писал британский историк флота капитан Роскилл, – явилась следствием попытки управлять флотом из штаба, находившегося от него в двух тысячах миль… Если бы командование было отдано в руки людей на месте, конвой PQ-17 был бы таким же успешным, как и его предшественник».[30]

    Теперь обе стороны стали готовиться к новому каравану. Союзники должны были продолжать любой ценой свою помощь русским поставками, а немцы намеревались оказать PQ-18 такой же прием, как и его предшественнику.

    18 августа на авиабазах люфтваффе на Нордкапе была поднята ложная тревога после того, как разведка донесла о новой и гигантской концентрации кораблей в исландском Гвалфиорде: сорок один груженый торговый корабль и три танкера, и там же присутствовали крейсеры и эсминцы. Три дня спустя поступило сообщение, что фиорд пуст, а на рейде Рейкьявика – ни одного корабля. Значит, конвой уже в пути. Но где же он?

    Две недели все эскадрильи авиаразведки 5-й воздушной армии обследовали каждый уголок за полярным кругом, имея в виду весь опыт, обретенный союзниками. Результат нулевой. Но дождевые облака ухудшали видимость, поэтому когда 12 и 13 августа выдалась хорошая погода, поиски были возобновлены, квадрат за квадратом, не оставляя без внимания ни одного прохода. Конвой как будто испарился в воздухе. Двухнедельные поиски были прекращены только 17 августа после 140 вылетов длительностью 1600 часов, которые обошлись примерно в четверть миллиона галлонов высокооктанового горючего.

    Дело в том, что в августе 1942 года в Россию конвой не посылался. Тот, что был замечен у берегов Исландии в начале месяца, действительно отплыл, но не в Арктику, а в Атлантику, а его пунктом назначения была Мальта. Все силы были брошены на операцию «Пьедестал» – доставку грузов осажденному острову, даже несмотря на то, что из четырнадцати судов прорвалось лишь четыре.

    А PQ-18 вышел в сентябре. 8-го числа его впервые обнаружила в хорошую погоду трехмоторная летающая лодка «BV-138», долетевшая до острова Ян-Майен: тридцать девять транспортов и танкер плюс два флотских танкера и спасательное судно, охраняемые несчетным количеством эсминцев и менее крупных боевых кораблей.

    На этот раз боевая тревога на германских авиабазах оказалась настоящей, а в это время разведсамолеты продолжали следить за конвоем. Но на следующее утро немцы были буквально шокированы, узнав о новой группе боевых кораблей: шесть эсминцев, крейсер и еще более крупный корабль с огромной палубой – авианосец! Это был эскортный авианосец «Avenger», который нес дюжину истребителей и несколько противолодочных самолетов. Сразу же взлетели «харрикейны», и неуклюжим германским летающим лодкам было не по силам сохранять контакт на максимальном визуальном удалении.

    То, что конвой имел собственное прикрытие из истребителей, было чем-то новым. Однако «харрикейны» были самого старого типа, и адмирал Тови заметил Черчиллю, что странно, когда транспорты загружены новейшими моделями «харрикейнов» для России, а их защищают устаревшие предшественники. Поэтому эффективность защиты от немецких налетов была не столь ощутима. Было бы у них больше современных истребителей, тогда бы и немецкие разведсамолеты, и ударные группы, которые сами воюют без истребительного прикрытия, чувствовали себя куда хуже, чем в данный момент.

    После полудня 13 сентября настало время. Geschwader I/KG 26 «Лев» поднялась в небо с Бардуфосса в составе двадцати четырех «Не-111». Один за другим самолеты прогудели над Малангефиордом, направляясь к пункту сбора над морем, а потом полетели группой, ведомые своим новым командиром, майором Вернером Клюмпером, который позднее станет главным инструктором в торпедной школе в Гроссето, Италия. Они держались минимальной высоты, стремясь проскользнуть под лучами радаров противника.

    Полет курсом северо-запад длился уже час, потом другой. Потолок облачности составлял около 800 метров, и при слабом дожде видимость достигала 6 миль. В конце концов, Клюмпер обернулся к своему радисту, но тот лишь пожал плечами: «Никаких указаний, гер майор».

    За полчаса до назначенного времени налета самолет разведки, с которым поддерживалась связь, должен был сообщить по радио координаты конвоя. Наверняка они пролетели, не заметив каравана. Поскольку самолеты уже почти достигли своего предела дальности, Клюмпер лег на обратный курс на восток, и тут-то показался конвой. Как было намечено, I/KG 26 атакует двумя волнами, в каждой по четырнадцать торпедоносцев. Для большей эффективности последует третья волна – эскадрилья из III/KG 26, Банак, капитана Клауса Нокена.

    Для конвоя, который только что отбил без потерь налет пикирующих бомбардировщиков «Ju-88» из KG 30, появление низко над водой сорока торпедоносцев было сравнимо с «огромной тучей саранчи». Но он ответил на вызов. Пока приближалась первая волна «хейнкелей», снаряды вздымали перед ними высокие столбы воды, каждый из которых сам по себе – смертельная угроза, а поэтому атака с бреющего полета над поверхностью воды стала невозможна. Клюмпер поднялся до высоты 50 метров, и самолеты отчаянно лавировали, стараясь уйти из-под огня зениток, но продолжали держать свой курс.

    Приоритетной целью был авианосец, но, невзирая на интенсивные поиски, Клюмпер не смог отыскать его. Он начал было сомневаться в точности донесений разведки. К тому же никаких вражеских истребителей так и не появилось. Клюмпер не мог знать, что «харрикейны» все еще продолжали погоню за только что улетевшими «Ju-88» и что «Avenger» расположился на удалении, чтобы занимать более выгодную тактическую позицию.

    В любом случае все сорок «хейнкелей» набросились на правую колонну конвоя, и досталось каждому кораблю. Несколько самолетов получили повреждения и были вынуждены беспорядочно сбросить свои торпеды. Но большинство приняло участие в налете, сбрасывая свои торпеды в воду в 300 метрах от ближайших кораблей. Тридцать из них мчались одновременно к своим целям, пока самолеты уворачивались от смертоносного огня зениток.

    И тут внизу посреди каравана разверзся ад. Послышался взрыв: первый сухогруз получил попадание, потом второй, третий. К небу взметнулось огненное облако. А взрывы не прекращались. Весь налет длился всего лишь восемь минут.

    «Сорок торпедоносцев, – писал капитан Роскилл, – почти целиком уничтожили две правых колонны конвоя».[31] Он утверждал, что немцы потеряли пять самолетов.

    В итоге было потоплено восемь кораблей общим водоизмещением свыше 45 000 тонн, но группа майора Клюмпера вернулась на базу без потерь. Правда, все его самолеты получили повреждения, а шесть из них – настолько серьезные, что были непригодны для боевых действий.

    На следующий день погода была еще более неблагоприятной для PQ-18. На небе – ни облачка, ни ветерка, а видимость – до самого горизонта. Так что у торпедоносцев были все шансы повторить вчерашний успех.

    Но эти расчеты были опрокинуты боевым приказом. Геринг все еще переживал неудачу первых «Ju-88» в их попытке потопить авианосец «Ark Royal» в первые недели войны, а тот факт, что корабль был недавно потоплен в Средиземном море подводной лодкой, только добавил соли на его рану. Более того, он с завистью воспринимал успехи японской морской авиации в боях с американскими авианосцами на Тихом океане и решил, что настало время для люфтваффе совершить что-то подобное. А поэтому KG 26 было приказано нацелить все имеющиеся самолеты на авианосец «Avenger». И они были отправлены навстречу своему року.

    На этот раз майор Клюмпер вылетел на задание лишь с двадцатью двумя самолетами. Разведка донесла, что авианосец находится впереди конвоя. Клюмпер со своим соединением в плотном строю стал на бреющем полете приближаться к цели. В поле зрения появились вначале дым, потом мачты и трубы, а затем и сам корабль. Тут в бинокль командир установил, что этот большой корабль действительно идет во главе эскорта. Это мог быть только авианосец. I/KG 26 разделилась на две группы по семь самолетов в каждой, чтобы нанести удар с двух сторон.

    Пока все шло нормально. Но как только они нарушили свой компактный строй, по радио раздался тревожный возглас: «Внимание! Истребители впереди!» И появилось десять «харрикейнов». Внезапности достичь не удалось. Предупрежденные о приближении «хейнкелей» (может быть, благодаря радиоперехвату донесений, посланных разведсамолетами), «харрикейны» уже были в воздухе для встречи с соперником.

    «Сомкнуть строй!» – приказал Клюмпер своим рассредоточенным самолетам, чтобы они могли, по крайней мере, помочь друг другу в обороне. И тут наступило полное разочарование: их объект атаки оказался вовсе не авианосцем.

    «Атака отменяется, – скомандовал Клюмпер. – Авианосец к северу, повторяю, к северу от эскорта. Изменить цель!»

    Это значило, что им придется пролететь прямо над конвоем на минимальной высоте и самим стать многоцелевым объектом для всех его сотен зенитных орудий. Надо будет лететь и вблизи эсминцев. Как если бы этого смертоносного огня было недостаточно, три «харрикейна» также устремились вниз в гущу немецких самолетов. Один «хейнкель» рухнул в воду прямо посреди конвоя, другим пришлось отрываться с дымящимися моторами и изрешеченными фюзеляжами и крыльями. Этот бой стал еще одним подтверждением факта, что, если враг заранее предупрежден, атаки торпедоносцев против объектов со столь мощной обороной превращаются в самоубийство. Только самому майору Клюмперу и еще одному самолету удалось прицельно сбросить свои торпеды, но притом под слишком острым углом. «Avenger» быстро развернулся им навстречу, и торпеды прошли мимо, не причинив никакого вреда.

    В этом бесплодном налете I/KG 26 потеряла пять самолетов. Еще девять, хотя и добрались до дома, были настолько повреждены, что для дальнейшего использования были совершенно непригодны. Таким образом, после двух вылетов против PQ-18 в этом еще недавно таком мощном авиасоединении остались пригодными лишь восемь машин. Но и даже для них последний шанс пополнить боевой счет был упущен. На следующий день погода вновь ухудшилась, и конвой завершил свой путь под защитой тумана и низко висящих облаков.

    В общей сложности PQ-18 под ударами авиации и подводных лодок противника потерял всего лишь тринадцать судов. Остальные двадцать семь в целости дошли до Архангельска. Для русских их груз содержал сотни современных танков и самолетов, тысячи грузовиков и массу других военных и промышленных материалов – всего этого было достаточно, чтобы оснастить для фронта целую новую армию.

    Важность этого не ускользала от внимания немцев. В секретном докладе управления разведки люфтваффе от 4 апреля 1943 года отмечалось, что в течение 1942 года поступления в Россию арктической трассой составили 1,2 миллиона тонн в сравнении с полумиллионом тонн через Персидский залив и Дальний Восток. Помимо сырья, продовольствия и горюче-смазочных материалов, сюда входили 1880 самолетов, 2350 танков, 8300 грузовиков, 6400 других автомашин и 2250 орудий.

    И вскоре германские армии на Восточном фронте стали на себе ощущать последствия этих поставок.

    Война над океаном: выводы и заключение

    1. С начала войны германские воздушные операции против британского флота и мореплавания союзников тормозились по той причине, что в люфтваффе в ходе его поспешного создания пока совершенно игнорировали подготовку авиасоединений к этому виду военных действий. Решение этой задачи было запланировано на второй этап развития военной авиации – между 1940-м и 1942 годами. А до последнего года Гитлер неоднократно заявлял своим командующим люфтваффе и флотом, что никакой войны с Британией не ожидается.

    2. Несмотря на наилучшие намерения и интенсивную связь между оперативными штабами обоих родов войск, совместная работа лишь в немногих случаях приносила тактический успех. Люфтваффе редко оказывало поддержку в масштабе, желаемом флотом, из-за возраставших запросов о его помощи со всех других военных театров.

    3. Летающие лодки и гидросамолеты, поначалу подходившие в качестве морского оружия, за исключением своего диапазона, значительно уступали современным самолетам наземного базирования с убирающимся шасси. Перевооружение германского берегового командования такими типами самолетов, как «Ju-88», часто вело, однако, к их использованию против сухопутных целей за счет боевых действий на море.

    4. Для успешной борьбы с мобильными и маневренными морскими целями требовались не только тренировка и опыт, но и тактическая гибкость применительно к силе вражеской обороны. Идеология люфтваффе иметь самолеты наземного базирования, готовые для всех ситуаций, включая и бои над морем, вряд ли соответствовала требованиям момента. Были обречены на разочарование слишком оптимистичные ожидания, что авиация сможет устранить британский флот с арены боевых действий. При завоеванном господстве в воздухе (пример: операция на Крите) нападение на вражеский флот принесло успех только в прибрежных водах, потому что Германия не обладала авианосцами.

    5. Отсутствие сотрудничества на высшем уровне между родами войск было также заметно в вопросах мин и торпед. В частности, разработка авиационной торпеды была отдана на откуп испытательному центру флота и при этом долгое время не приносила результатов. Поэтому торпедоносцы стали широко использоваться лишь в 1942 году, но имевшиеся типы были относительно тихоходны и неуклюжи.

    6. Тяжелые потери, понесенные конвоем PQ-17, вызваны главным образом ошибочной оценкой ситуации британским адмиралтейством, которое отдало каравану несвоевременный приказ рассредоточиться и лишило его основной защиты. Сравнительно меньшие потери следующего конвоя, PQ-18, можно объяснить прежде всего стремлением Геринга одержать престижную победу над британским авианосцем. Последующим заметным успехам в борьбе с арктическими конвоями помешали неблагоприятные погодные условия и мощь британского морского эскорта.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх