Глава 7

Обелиски

Появление так называемой Иглы Клеопатры в Лондоне вызвало новый всплеск интереса к обелиску. Похожий по очертаниям на пирамиду, памятник, несомненно, заслуживает упоминания на страницах этой книги.

Во времена Среднего и Нового царств к храмам вели целые аллеи обелисков. Согласно исследованиям египтологов, эти памятники не являлись редкостью и в эпоху Древнего царства. Один обелиск стоит в Гелиополе, он был создан при Двенадцатой династии, или почти 5000 лет назад, возраст других обелисков еще более внушительный. По словам г-на Джона Уилсона, «обелиск играл заметную роль во времена Нового царства, подобная форма памятника уходит корнями в Древнее царство». Доктор Лепсиус обнаружил один обелиск в некрополе Седьмой династии в Гизе. Судя по всему, некогда перед каждой пирамидой возвышался обелиск.

К сожалению, обелиски – памятники хрупкие, их с легкостью низвергали и разрушали политические или религиозные фанатики, они часто становились добычей завоевателей, увозивших памятники из страны, поэтому совсем неудивительно, что ныне в Египте можно видеть лишь семь стоящих обелисков: четыре в Фивах, один на острове Филэ, один в Александрии и один в Гелиополе. В Англии находятся четыре обелиска, во Франции два, во Флоренции два, в Константинополе два. Больше всего египетских обелисков в Риме – двенадцать. Столько же памятников – двенадцать – можно было еще недавно насчитать в долине Нила. Исследователи утверждают, что поскольку на восточном берегу Нила не было обнаружено ни одной пирамиды, то и обелиски там искать не стоит.

Известно, что существовал обелиск Навуходоносора (вероятно, он был позолоченным), пропорции которого – 60 к 6 – использовались и при создании некоторых других обелисков. Высота позолоченного обелиска составляла 60 локтей, а ширина – 6 локтей. Покок видел обелиск подобных пропорций близ Мединет-эль-Файюма.

Геродот упоминает о великолепном обелиске высотой 100 локтей. Учитывая, что в вавилонском локте было 21,4 см, этим обелиском может быть тот знаменитый памятник, которым так восхищаются туристы в Риме. Этот древний памятник высотой 21,7 м был перевезен в Вечный город еще императором Августом.

Обелиск в 120 локтей, возведенный Сесострисом, – это, должно быть, тот памятник высотой 25,3 м, что возвышается теперь перед собором Святого Павла, или похожий на него обелиск в Париже высотой 24,7 м. Высота великолепного обелиска в Латеране составляет 150 локтей, или 32,2 м, а высота обелиска Фламиния, привезенного Августом, – 22,3 м. Размеры обелиска, стоящего возле собора Святого Павла, таковы: высота самой колонны составляет 23,5 м, высота основания – 2,7 м, высота вершины памятника – 1,8 м. Размеры обелиска в Латеране составляют соответственно 29,7 м, 2,9 м и 2,06 м, а размеры обелиска Фламиния на Пьяцца дель Пополо – 22,25 м, 2,4 м и 1,47 м.

Что касается Иглы Клеопатры, то высота основной части монумента составляет всего 17,5 м. Разумеется, Клеопатра не отдавала приказа создать обелиск и назвать памятник в ее честь. Чтобы сделать приятное римлянам, она лишь перевезла обелиск из Гелиополя, где он украшал храм Солнца, и поместила его в Цезариуме, в Александрии.

В 1801 году нашим солдатам, разбившим в Египте французские части, было предложено забрать александрийский обелиск в качестве трофея. Обрадованные этой возможностью, солдаты даже отказались от суточного жалованья, чтобы возместить расходы на транспортировку памятника в Англию. Однако тогда командование отказалось от этой мысли. Позднее, в 1819 году, Мехмет Али преподнес обелиск в дар нашему принцу-регенту. После подсчета суммы, необходимой для перевозки памятника в Лондон, отправка обелиска была отложена.

Тем не менее сейчас мы имеем возможность любоваться этим превосходным памятником, который у некоторых ассоциируется с символами идолопоклонства. Надо сказать, что, когда подобный обелиск привезли в Рим, папа Сикст V совершил над ним обряд очищения, чтобы зловредный бог Египта утратил власть над каменным монументом и не причинил вреда его нынешним владельцам-христианам.

Свое название Игла получила еще в древности, и оно, как мне представляется, очень уместно. Вот что говорит об обелисках Абенези: «Египетские жрецы возводили эти высокие каменные сооружения в виде игл и фигур с округлыми очертаниями. На этих памятниках они загадочными письменами увековечивали тайные знания и именовали их алтарями богов».

Обелиск из Гелиополя, подобно большинству своих собратьев, был вытесан из красного гранита, добытого в каменоломнях Сиены на Ниле. Город Гелиополь, известный своим древним храмом Солнца, находился в руинах уже во времена Страбона. Геродот говорит о двух обелисках из Гелиополя. Абд аль-Латиф также видел там два обелиска, один из которых лежал на земле, расколотый на две части. В своем рассказе он называл их иглами фараонов. У Покока мы встречаем описание обелиска высотой 20,5 м, длина северного и южного оснований памятника составляла 1,8 м, длина восточного и западного оснований – 1,9 м. В 1190 году некий арабский путешественник увидел на вершине обелиска медное навершие, от которого теперь не осталось и следа.

Огюст Мариет проследил историю обелиска вплоть до правления Амманемеса II в 3300 году до н. э., то есть возраст памятника составляет более 5000 лет. Другие ученые полагают, что он был изготовлен примерно в то же время, но при Осиртасене, фараоне Двенадцатой династии. Это было задолго до времени гиксосов, или царей-пастухов. Обелиск посвящен скончавшейся матери правителя, «главного Певца Солнца». Ваш покорный слуга, стоя у этого великолепного памятника, обратил внимание на глубину насечек, образующих иероглифы. Здесь нельзя не вспомнить грубоватые очертания обелисков в Бретани, памятники эти достигали огромных размеров. Так, обелиск в Локмариекере, как говорят, весит около 260 тонн.

Говоря о Гелиополе, уместно вспомнить о священном дереве, которое росло близ этого города и в тени которого Иосиф, Мария и Младенец отдыхали во время странствий по Египту. Можно скептически относиться к этой истории, но нельзя не заинтересоваться ее истоками и некоторыми вызывающими недоумение противоречиями. Как ни странно, но в саду Гелиополя и сейчас можно увидеть живое дерево – сикомор, прикоснуться к которому стремятся истово верующие христиане из многих стран. При этом они забывают о том, что дерево было объявлено засохшим еще в 1672 году.

А вот другой вариант истории священного сикомора. Говорят, что дерево некогда росло в садах Гилеада, диковинные растения из которых были посланы царицей Савской в дар царю Соломону. Впоследствии деревья были якобы перевезены в Гелиополь самой Клеопатрой! Когда в 1403 году Гелиополь посетил арабский географ Баки, от некогда большой рощи осталось лишь одно дерево. Позже историк Петер Мартир не увидел «ни малейшего следа рощи», как и Баумгартен. В 1526 году священное дерево появляется вновь, о нем упоминает арабский путешественник, историк и географ Лео Африканус. В 1610 году сикомор видел Сэндис. В 1615 году, во время сильного разлива Нила, дерево вновь исчезло. Многие, впрочем, верят, что, поскольку это было то самое дерево, в тени которого пребывали Дева Мария и Ее Младенец, оно должно было быть бессмертным или, по крайней мере, способным к воскрешению.

Тех, кого заинтересовал этот вопрос, отсылаю к другим книгам, в которых можно прочесть о том, как священный сикомор укрыл Богородицу от преследователей. Покрытые росписями стены древних храмов и папирусы часто изображают Деву Марию сидящей в листве священного дерева. Эта история – прекрасный пример того, что религиозные предания не умирают, а время от времени возрождаются, но в другом облике.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх