Загрузка...



  • Египетские пирамиды
  • Висячие сады Семирамиды
  • Статуя Зевса Олимпийского
  • Храм Артемиды Эфесской
  • Галикарнасский мавзолей
  • Колосс Родосский
  • Александрийский маяк
  • СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА

    Чудеса света – это семь самых знаменитых памятников Древнего мира – египетские пирамиды в Эль-Гизе, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса Олимпийского, храм Артемиды Эфесской, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский (Фаросский) маяк.

    Древние греки нередко составляли списки великих царей, поэтов, памятников архитектуры и искусства. Выбор именно семи чудес света не случаен. Семь – священное число бога Аполлона и поэтому самое совершенное из всех чисел. В древних сочинениях описывались только самые необычные архитектурные сооружения и памятники искусства – то есть действительно чудеса.

    Шедевры искусства и архитектуры древние греки изучали в школах. Интересно, что перечень чудес света на протяжении времени несколько раз менялся и в разные периоды в него попадали дворец Кира в Персеполе, пергамский алтарь Зевса, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив, сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Колизей и Капитолий, храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе и т. д.

    Впервые на Руси все семь чудес света описываются у Симеона Полоцкого, знакомого с их перечнем из византийского источника. Европа Нового времени узнала о них после выхода книги Фишера фон Эрлаха «Наброски по истории архитектуры», включавшей также и первые известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего искусства.

    Египетские пирамиды

    «Все боится времени, но время боится пирамид» – так говорит арабская пословица о величайшем памятнике архитектуры, единственном из семи чудес Древнего мира, сохранившемся до наших дней. Пирамиды – грандиозные гробницы египетских царей, поражавшие своей мощью еще людей древности, – должны были обессмертить имя фараона.

    Все пирамиды расположены на западном (левом) берегу Нила, так как Запад, по представлениям египтян, олицетворял царство мертвых. Пирамида возвышалась над своеобразным городом мертвых, который составляли гробницы членов царской семьи и знатных египтян, стремившихся и после смерти быть ближе к фараону, заупокойный храм, в котором приносились жертвы в честь умершего фараона.

    Раньше других построил пирамиду над своей гробницей первый царь третьей династии Джосер, правивший в 3000 году до н. э. Его пирамида ступенчатая и самая древняя. Она состоит из шести ступеней. До Джосера над могилами фараонов, так же как и над могилами знати, воздвигались прямоугольные каменные гробницы, которые называют «мастабы». Пирамида Джосера в плане, по сути, состояла из шести таких мастаб, поставленных одна на другую, при этом каждая последующая была меньше предыдущей.



    Ступенчатая пирамида царя Джосера


    Высота первой пирамиды составляла 60 метров. Ее создание связывают с именем выдающегося древнего ученого Имхотепа: математика, архитектора, а также великого визиря фараона. Он был настолько известен, что даже после смерти, в течение нескольких веков, его имя было окружено всевозможными легендами. Сохранилось даже несколько статуэток, изображавших этого выдающегося мастера. Он был удостоен невиданной для Древнего Египта чести: по приказанию фараона его имя было высечено на пьедестале одной из статуй правителя, установленных в заупокойном храме.

    При раскопках в этом храме археологи обнаружили зал с самыми древними в мире колоннами, правда, еще не законченной формы, но тем не менее египетский мастер задолго до древних греков создал прообраз колонны.

    Пирамида Джосера была центром целого города мертвых, состоящего из гробниц и храмов, окружавших усыпальницу фараона. Все эти сооружения обносились стеной, сложенной из белого известняка, и составляли единый архитектурный ансамбль.

    Наиболее известны пирамиды фараонов четвертой династии – Хеопса, Хефрена и Микерина. Самая большая из них была построена фараоном Хуфу, или (по-гречески) Хеопсом, 5000 лет назад в XXVII веке до н. э. До конца XIX века она была самым высоким сооружением на Земле. Размеры этого грандиозного сооружения поражали путешественников, посещавших Египет. Внутри пирамиды может спокойно разместиться Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Не случайно в России пирамиды называли «рукотворными горами». Строительство пирамиды Хеопса связывают с именем древнеегипетского зодчего Хемуина.



    Комплекс пирамид в Гизе (Египет). В центре – пирамида Хеопса


    Ее высота достигала 147 метров. На данный момент, после обвала вершины, она составляет 137 метров. По подсчетам ученых, эта пирамида была сложена из 2 миллионов 300 тысяч глыб известняка, каждая из которых весила более 2 тонн. Причем при строительстве не было использовано никакого раствора. Камни просто плотно примыкали один к другому и подгонялись так мастерски, что между ними невозможно было просунуть лезвие ножа. Профессионализм древних мастеров кажется еще более удивительным, если вспомнить, что в их распоряжении не было не только современной техники, но даже железных орудий. Все их ремесленные инструменты были каменными.

    Известняк для строительства пирамиды добывался в каменоломнях на правом берегу Нила самым примитивным способом. После определения необходимого размера каменного блока на его границе выдалбливались глубокие борозды, в которые вбивались клинья из сухого дерева. Затем их поливали водой, клинья набухали и увеличивали трещину, после чего глыба откалывалась от скалы. Ее поднимали на сплетенных из папируса канатах, отесывали и на ладьях перевозили на левый берег Нила. После этого каменные глыбы везли на деревянных салазках к месту постройки пирамиды.

    Плиты обрабатывали шлифовальщики, в результате чего они становились гладкими и блестящими. Пирамида возводилась на известняковой скале. Плиты, каждая длиной 9 метров, укладывали огромными ступенями. Чтобы переместить плиты наверх, возводили специальную насыпь, по которой строители на канатах поднимали огромные блоки и с помощью деревянного рычага прочно подгоняли их один под другой.

    Этот труд требовал титанических усилий. Нередко люди гибли, раздавленные сорвавшейся глыбой, многие получали тяжелые увечья. После того как укладка блоков была закончена, пирамиду покрывали облицовочными плитами, которые затем полировали.

    Подробный рассказ о строительстве пирамид можно найти в «Истории» Геродота, который добросовестно описал весь процесс по рассказам египтян. По его словам, строительство пирамиды Хеопса продолжалось около 20 лет. Рабочие менялись каждые три месяца. Дольше выдержать изнурительный труд и плети надсмотрщиков не мог никто.

    Вход в пирамиду находился на северной стороне. Внутри было несколько камер. Самая большая из них, располагавшаяся на высоте 42,5 метра, была предназначена для упокоения фараона. В ней помещался саркофаг из красного гранита. Над погребальной камерой было расположено еще пять глухих камер, которые служили для распределения давления. Это было выдающейся инженерной находкой древних египтян. Кроме того, ученые обнаружили две вентиляционные щели, ведущие в саму погребальную камеру. Сами камеры соединены между собой длинными узкими ходами.

    Еще в начале XX века исследователи обратили внимание, что юго-восточнее пирамиды Джосера сохранились остатки каменных стен. При раскопках была найдена хорошо сохранившаяся часть ограды, напоминавшая ту, что была возведена вокруг пирамиды Джосера. Это натолкнуло египетского ученого Мохаммеда Гонейма на мысль, что в центре ограды также должна была находиться пирамида.

    Начались раскопки, и под слоем щебня и песка была найдена нижняя ступень пирамиды, высота которой составляла 7 метров. Гонейм рассчитал, что эта пирамида должна была состоять из 7 ступеней и достигать в высоту 70 метров. То есть она на 10 метров превышала высоту пирамиды Джосера. Наличие нижней ступени пирамиды свидетельствовало о том, что сохранилось и само захоронение. Его принялись искать и вскоре обнаружили в нижней части пирамиды ход с ответвлениями. В ряде помещений были найдены ценные вещи, золотые украшения, сосуды и чаши из порфира. На сосудах были печати, по которым ученые смогли прочитать имя неизвестного ранее фараона древней династии Сехемхета. Пресса и общественность с нетерпением следили за ходом раскопок. В конце концов археологи проникли в центральный зал и обнаружили богато украшенный алебастровый саркофаг. Ученые убедились, что в течение 4700 лет к саркофагу никто не прикасался.

    В специально назначенный день в склепе собралось множество египтологов, журналистов, кино– и фотооператоров. В полном молчании рабочие подняли дверцу саркофага. Он оказался пуст. По каким-то причинам, которые, вероятно, так и останутся для нас тайной, фараон не был погребен в этой гробнице. Может быть, он умер внезапно, не успев завершить строительство, а его преемники не захотели его продолжать, может быть, произошли какие-то иные, неизвестные ученым события, которые вынудили прекратить постройку пирамиды. Выяснить, что случилось на самом деле, практически невозможно. Потому эта загадка так и осталась неразрешенной.

    Второй по величине после пирамиды Хеопса считается пирамида Хафра, по-гречески Хефрена (143,5 метра). Она ниже на 8 метров, но сохранилась лучше. В ее верхней части осталась часть полированной облицовки.

    Самая маленькая и самая «младшая» из всех трех пирамид комплекса Гиза – пирамида Микерина (Менкаура). Ее высота едва достигает 66 метров. Это был конец больших пирамид.

    Возле пирамиды Хафра на высоком холме расположена гигантская фигура сфинкса – льва с человеческой головой. Нос и подбородок у статуи отбиты, лицо потрескалось. На голове можно заметить повязку, носить которую могли только фараоны. По мнению ученых, статуя изображает самого фараона Хафра и передает его портретные черты.

    На небольшом расстоянии от пирамиды расположен заупокойный храм, где верующие могли почтить память фараона. Внутри зала располагались его статуи. Отсюда к пирамиде вел длинный коридор, по которому тело владыки доставлялось в саркофаге к месту погребения.

    Для предохранения тела от разложения, египтяне использовали обычай бальзамирования (или мумифицирования) трупов. Этот процесс также подробно описан у Геродота. Он рассказывает, что умершего приносили в специально предназначенное для бальзамирования помещение и клали на пол. К нему подходил так называемый «начертатель знака», который намечал на левом боку покойного место для разреза. Затем другой человек делал разрез и убегал, так как все присутствующие, согласно ритуалу, с проклятьями бросали в него камнями. Бальзамировщики извлекали из тела внутренности и мозг, все это помещалось в специальные сосуды.



    Большой сфинкс в Гизе (высота 20 м). Около 2500 г. до н. э.


    Само тело обмывали пальмовым вином, натирали кедровым маслом и клали на 40 дней в специальный щелочной раствор. Потом тело снова промывали вином и пропитывали ароматическими растворами. После этого разрез зашивали и надевали на руки и на ноги золотые украшения. Затем намазывали тело клеем и обматывали тонкими льняными бинтами, длина которых могла достигать нескольких сотен метров. В день похорон мумию фараона клали в приготовленный саркофаг и с почестями провожали в последний путь. При этом в стране объявлялся длительный траур, во время которого не разрешалось употребление мяса, закрывались храмы, запрещались торжества.

    Внутри пирамиды в специальных камерах находились драгоценности и другие ценные вещи, по мнению египтян, необходимые фараону в его загробной жизни.

    По окончании церемонии вход в последнее пристанище фараона замуровывался навсегда. Стены внутренних помещений пирамиды были испещрены множеством молитв и заклинаний, которые должны были предохранить гробницу от проникновения грабителей. Но все эти предосторожности не помогли. Сказочные богатства пирамид манили отчаянных людей, и гробницы были разграблены еще в древности. Ученые могут лишь догадываться о том, какие богатства таили в себе гробницы фараонов.

    Висячие сады Семирамиды

    Второе чудо света, сады Семирамиды, – роскошный и необычный подарок вавилонского царя Навуходоносора любимой жене. Именно здесь умер сам Александр Македонский. Эти сады восхищали древних путешественников и до сих пор продолжают будоражить умы современных людей.

    Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в XIX–VI веках до н. э., культурный и торговый центр древности, поражавший современников своим великолепием. Здесь и располагалось второе чудо света – сады Семирамиды. Время разрушило висячие сады, и сейчас даже неизвестно точно, где они находились. Хотя учеными-археологами неоднократно предпринимались попытки отыскать следы знаменитого в древности чуда света.

    Еще в конце XIX века немецкий историк Роберт Кольдевей взялся за решение этой задачи. Восемнадцать лет продолжались раскопки. В результате ученый заявил, что нашел следы Древнего Вавилона – часть городской стены, развалины Вавилонской башни и остатки колонн и сводов, которые, как он полагал, когда-то окружали знаменитые висячие сады.

    Проведенные им раскопки позволили составить достаточно ясное представление о том, как выглядел Вавилон в VI веке до н. э. Город застраивался по четкому плану и был окружен тройным кольцом стен, длина которых достигала 18 километров. Число его жителей составляло не менее 200 тысяч.

    В старой части города располагался главный дворец Навуходоносора, который был разделен на две части – восточную и западную. На плане он изображен в виде четырехугольника. Вход располагался на востоке, там же размещался и гарнизон. Западная часть, по-видимому, предназначалась для придворных; с северной стороны, по мнению археологов, располагались висячие сады. Эта точка зрения поддерживается не всеми учеными. Но спустя много столетий установить точное местонахождение висячих садов достаточно трудно.

    Подробное и восторженное описание Вавилона оставил древнегреческий историк Геродот. Он посетил Вавилон в V веке до н. э. и был поражен шириной и правильностью его улиц, красотой и богатством дворцов и храмов. Читая восторженные описания Геродота, почти невозможно поверить, что за два века до него этот город был разрушен и стерт с лица земли жестоким ассирийским царем Синахерибом, а само место было затоплено водами Тигра и Евфрата.

    Долгое время богатая и цветущая Вавилония была объектом набегов со стороны царей воинственной Ассирийской державы. Стремясь уничтожить непокорного соперника, ассирийский царь Синахериб бросил на Вавилонию несметные полчища. Решающая битва произошла возле города Халул, на реке Тигр. Восставшие вавилоняне и их союзники были разгромлены. Вот как от лица ассирийского царя описывает эти события летописец: «Точно лев я разъярился, облекся в панцирь, и возложил на свою главу боевой шлем. В гневе сердца своего я быстро помчался в высокой боевой колеснице, поражающий врагов…

    Яростно гремя, я поднял боевой клич против всех злых вражеских войск… Вражеских воинов я пронзил дротиком и стрелами, их трупы я продырявил, точно решето… Я быстро перебил врагов, точно связанных жирных быков, вместе с князьями, опоясанными золотыми кинжалами и с руками, унизанными кольцами из красного золота. Я перерезал им горло, как ягнятам. Драгоценную их жизнь я оборвал, точно нить… Колесницы вместе с лошадьми, ездоки которых были убиты при наступлении, брошенные на произвол (судьбы), носились взад и вперед… Избиение я прекратил лишь по прошествии двух часов (после наступления) ночи. Сам царь эламский вместе с царем вавилонским и князьями халдейскими, которые находились на его стороне, были подавлены ужасом боя… Они покинули свои шатры и бежали. Ради спасения своей жизни они попирали трупы собственных воинов… Их сердца стучали, точно у пойманного голубя, они лязгали зубами. Я послал свои колесницы с лошадьми для их преследования, и беглецов, которые бежали, спасая жизнь, закалывали оружием, где бы их ни настигали».

    Затем ассирийский царь Синахериб двинулся на Вавилон и, несмотря на ожесточенное сопротивление его жителей, взял город. Вавилон был отдан на разграбление воинам. Тех защитников города, что не были убиты, обратили в рабство и переселили в различные области Ассирийской державы. А сам непокорный город Синахериб задумал стереть с лица земли: уничтожали стены и башни, храмы и дворцы, дома и ремесленные мастерские. После того как Вавилон был полностью разрушен, царь велел открыть шлюзы и затопить все, что осталось от великолепного города.

    Это произошло в VII веке до н. э. А через два столетия в Вавилоне побывал Геродот и был поражен его богатством и великолепием. Древний город вновь восхищал путешественников мощью и неприступностью своих стен, красотой дворцов и храмов.

    Как же уничтоженный город смог вновь возродиться из пепла и достичь небывалого расцвета? По приказанию царя Асархаддона, сына Синахериба, тысячи рабов были согнаны на залитый водой пустырь, на месте которого ранее стоял прекрасный город. Начались работы по восстановлению каналов, расчистке завалов и возведению нового города на месте прежнего. На строительство Вавилона направили самых лучших мастеров и архитекторов. В восстановленный город были возвращены его жители, переселенные ранее в отдаленные области Ассирии.

    Особого расцвета возрожденный Вавилон достиг при царе Навуходоносоре II, правившем в 605–562 годах до н. э. Он вел активную завоевательную политику, распространил свою власть на Финикию, Сирию, покорил столицу Иудейского царства – Иерусалим. Город был разрушен, а почти все его население было переселено в Вавилон (это событие в древнееврейской истории называют вавилонским пленом). Обширные завоевательные походы позволили Навуходоносору захватить огромные территории и большое количество пленных, которых обращали в рабов и использовали на строительстве грандиозных сооружений в столице. Навуходоносор решил пышностью и великолепием дворцов и храмов столицы превзойти всех своих предшественников.

    Вавилон представлял в плане правильный прямоугольник, который делился Евфратом на Старый и Новый город, и был окружен (как уже говорилось) тремя рядами мощных крепостных стен, сложенных из сырцового кирпича. В ряде древних источников стены Вавилона также называются в числе чудес света, так как они отличались необыкновенной шириной (на них могли свободно разъехаться несколько колесниц) и большим количеством зубчатых башен. Пространство между внутренним и внешним кольцом стен преднамеренно не застраивалось, так как в случае нападения оно должно было стать убежищем для населения близлежащих деревень.

    Всего в Вавилон вело восемь ворот, которые назывались именами различных богов. В центре города располагался храм Мардука, входить в который имели право только жрецы. Всего в городе насчитывалось несколько храмов, посвященных различным богам.

    В Вавилоне всегда было очень много путешественников, желавших своими глазами увидеть его роскошь и красоту, великолепные дворцы и храмы. Но наибольший интерес вызывали восхитительные висячие сады, которых не было больше нигде в мире.

    Первое и наиболее полное описание висячих садов можно найти в «Истории» Геродота. В то время строительство садов приписывалось легендарной ассирийской царице Шамурмат (по-гречески Семирамиде). На самом же деле они были построены по приказу Навуходоносора II для его любимой жены, мидийской царевны. В безлесной и сухой Вавилонии она тосковала по прохладе лесов родной Мидии. И, чтобы утешить ее, царь приказал разбить сад, в котором растения напоминали бы царице о родине.



    Сады Семирамиды


    Сады были разбиты на четырехъярусной башне. Платформы складывались из массивных каменных глыб и поддерживались крепкими сводами, в свою очередь опиравшимися на колонны. Сверху платформы покрыли камышом и залили асфальтом. Сделали прокладку из двух рядов кирпича, скрепленного гипсом, а уже на них уложили свинцовые пластины, предохранявшие нижние ярусы от проникновения воды.

    Только после этого был настлан толстый слой плодородной земли, позволявший выращивать самые крупные деревья. Ярусы садов соединялись между собой широкими лестницами, выложенными белыми и розовыми плитами. В садах были посажены великолепные растения, пальмы и цветы, доставленные по приказу царя из далекой Мидии.

    В пустынной и засушливой Вавилонии эти сады с их ароматом, зеленью и прохладой казались настоящим чудом и поражали своим великолепием. Для того чтобы растения могли расти в жаркой Вавилонии, сотни рабов ежедневно вращали водоподъемное колесо, качая воду из Евфрата. Вода подавалась наверх, в многочисленные каналы, по которым стекала на нижние ярусы.

    Именно в нижнем ярусе этого сада умер величайший полководец древности Александр Македонский. Разгромив персидского царя Дария, он двинулся к Вавилону, готовясь к решительному отпору со стороны его жителей. Но население города, уставшее от персидского владычества, встретило македонян как освободителей и без сопротивления открыло Александру ворота. Находившиеся за крепостной стеной персы не решились оказать сопротивление.

    Александра встречали цветами и радостными криками. Навстречу ему вышли жрецы, представители знати и множество простых горожан. Александр, наслышанный о красоте и роскоши Вавилона, был поражен тем, что сам увидел воочию.

    Восхищенный полководец решил сделать Вавилон столицей своей державы. Но в городе он появился лишь через 10 лет, готовясь к походу на Египет, из которого намеревался двинуться дальше в Карфаген, Италию и Испанию. Подготовка к походу была уже закончена, когда полководец занемог. Царя уложили в постель, но он продолжал отдавать распоряжения. И хотя врачи поили его целебными настоями, состояние его здоровья ухудшалось. Мучимый жаром, он приказал спустить его ложе в нижний ярус садов. Когда стало ясно, что он умирает, его перенесли в тронный зал строителя висячих садов Навуходоносора II. Там на возвышении было поставлено царское ложе, мимо которого в глубоком молчании проходили его воины. Это было последним прощанием царя с войском.

    А через несколько столетий некогда пышный и богатый город стал приходить в упадок. Выросли новые города, торговые пути протянулись в стороне от Вавилона. Наводнение разрушило дворец Навуходоносора II. Глина, служившая основным строительным материалом вавилонянам, оказалась недолговечной. Размытые водой, рухнули своды и перекрытия, разрушились колонны, поддерживающие террасы, на которых произрастали висячие сады. Все обратилось в прах. И лишь описания древних авторов и археологические находки помогают представить, каким же было величайшее чудо света, вдохновленное любовью вавилонского царя и созданное трудом и искусством вавилонских мастеров.

    Статуя Зевса Олимпийского

    Третьим чудом света считалась статуя Зевса Олимпийского – огромная великолепная скульптура «царя богов и людей» работы известного греческого скульптора Фидия. Она находилась в Олимпии. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал изобразить верховного бога, скульптор ответил: «…Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах “Илиады”:

    Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
    Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
    Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп
                                                                   многохолмный».

    Олимпия – древнегреческий город, располагавшийся на территории Пелопоннесского полуострова, в котором каждые четыре года проводились спортивные состязания и игры. В преддверии праздника прекращались все войны и распри. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием.

    Олимпия почиталась греками как одно из главных святилищ. Согласно мифу, именно здесь Зевс одержал победу над своим отцом Кроном (Кроносом). Последнему было предсказано, что его сын свергнет его так же, как он когда-то сверг своего отца Урана. Чтобы обмануть судьбу, Крон проглатывал всех детей, которые рождались у его супруги богини Реи. Чтобы спасти хотя бы одного ребенка от страшной участи, Рея скрылась на острове Крит и тайно родила сына Зевса. Мужу вместо ребенка она подала завернутый в пеленки камень, и он проглотил его, не заметив подмены. Младенца выкормила коза Амальтея (Амалфея). Когда малыш начинал плакать, охранявшие его стражники громко звенели оружием, чтобы заглушить крики. Зевс вырос и восстал против жестокого отца. Он заставил его извергнуть назад всех проглоченных ранее детей. С братьями Аидом и Посейдоном Зевс поделил власть над миром.

    В честь победы Зевса и устраивались регулярно Олимпийские состязания. На эти празднества собирались атлеты и паломники не только со всей Греции, но и из других стран. Все они обязательно посещали главную святыню Олимпии – великолепный храм Зевса со статуей божества, созданной величайшим скульптором Греции Фидием из Афин.

    Статуя Зевса была не единственной его знаменитой работой. Прославила Фидия статуя Афины-Девы, ставшая главной святыней его родного города. Им же были созданы великолепные рельефы на стенах Парфенона, на которых представлена священная процессия во время праздника Панафиней. Среди сотен созданных скульптором фигур нет ни одного повторения лица, жестов, позы, даже складок одежды!

    Долгое время о необыкновенном чуде света было известно лишь по сочинениям древних авторов. Лишь в середине XIX века в Олимпии начались археологические раскопки, которые то прерывались, то возобновлялись вновь. Во время раскопок в мастерской скульптора были найдены некоторые его инструменты и материалы: матрицы из терракоты, бесцветное стекло, фрагменты слоновой кости. Благодаря матрице удалось практически полностью восстановить фигурку богини Ники, которая находилась в правой руке статуи Зевса. В конце концов из небытия восстал Альтис – центр состязаний Древней Греции. По остаткам колонн, зданий и обломкам статуй ученые смогли восстановить внешний облик знаменитого святилища.

    Фидий был учеником скульптора Агелада и живописца Полигнота. Совместно с Периклом – афинским государственным деятелем – они разработали план перестройки Афин в один из красивейших городов Греции. Но самым знаменитым творением мастера стала колоссальная статуя Афины-Девы, достигавшая 12 метров в высоту. Скульптор изобразил богиню в полный рост, с золотым шлемом на голове. Левой рукой она опиралась на щит, а в правой держала фигурку Ники – богини победы. Щит богини был украшен сценами сражений греческих воинов с легендарными женщинами-воительницами амазонками. Среди греческих воинов Фидий изобразил себя и Перикла. Это вызвало возмущение афинян. Скульптора обвинили в безбожии, заявив, что изображение портретов на статуе божества, перед которой совершаются богослужения, недопустимо. Кроме того, скульптор был обвинен в хищении золота и слоновой кости, полученных им для изготовления статуи Афины.

    Против Фидия начался судебный процесс. В это время его пригласили в Олимпию для создания статуи Зевса. Под большой денежный залог Фидия отпустили. За несколько лет Фидий создал свою вторую знаменитую статую – Зевса Олимпийского. До наших дней она не сохранилась, так как в V веке н. э. по приказу византийского императора Феодосия II была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара в императорском дворце. Но по описаниям древних авторов мы можем представить себе, как выглядели храм Зевса Олимпийского и сама статуя.

    Храм был построен архитектором Либоном в V веке до н. э. Среди обломков украшавших храм статуй были найдены знаменитая статуя Гермеса с младенцем Дионисом на руках работы скульптора Праксителя и статуя богини Ники – скульптора Пеония.

    Сам храм находился на площади Альтиса. Сооруженный из белого мрамора, в длину он достигал 64 метров. Его окружали 34 дорийские колонны. На восточном и западном фронтоне размещались статуи, изображавшие сцены из мифов о битве лапифов с кентаврами и о состязании между царем Эномаем и героем Пелопсом.

    Первый миф повествует о борьбе между фессалийским племенем лапифов и мифическим племенем кентавров – полулюдей-полулошадей. Решающее столкновение между ними произошло на свадьбе одного из лапифов, кентавры были окончательно побеждены. Этот сюжет был очень популярен к моменту постройки храма, так как незадолго до того греки одержали победу над персами. В образе кентавров для греков воплотилась жестокая сила персов, стремившихся поработить свободные греческие города.

    Второй миф рассказывает о том, как коварный Эномай, опасаясь интриг, не хотел выдавать замуж дочь, и придумал для претендентов на ее руку заведомо невыполнимое испытание – одержать над ним верх в беге на колесницах. Но обогнать его никому было не под силу, так как у Эномая были волшебные кони. Побежденных женихов царь пронзал копьем. Так погибло тринадцать претендентов. Четырнадцатым оказался Пелопс. Он сумел подкупить возницу колесницы царя, и тот вынул из оси чеку.

    В результате колесница Эномая рассыпалась во время состязания, и царь погиб под обломками. Пелопс женился на красавице Гипподамии и стал царем. А страна с тех пор стала называться Пелопоннесом.

    На наружных стенах храма помещались барельефы с изображением подвигов Геракла. Пол храма был украшен мозаикой. А в центре его располагалась огромная статуя Зевса, увидеть которую каждый грек считал для себя за счастье.

    Царь богов и людей восседал на богато украшенном троне. В левой руке он сжимал статуэтку богини Ники, в правой – жезл с изображением орла. Голову бога-громовержца венчал оливковый венок, торс Зевса был обнажен, а с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Статуя поражала огромными размерами: голова Зевса почти касалась потолка храма, а в целом фигура достигала 17 метров. Статуя была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. chrysos – «золото», elephantinon – «слоновая кость»): тело и голова Зевса и фигурка Ники – из слоновой кости, а одежда и венки Зевса и Ники – из золота.



    Зевс Фидия


    Каждый, кто видел фигуру Зевса, непременно попадал под ее воздействие. В образе божества непостижимо сочетались мощь и величие, с одной стороны, и доброта и умиротворение – с другой. Всю Грецию облетело двустишие, написанное восхищенным поэтом:

    Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ
    Или на небо ты сам бога узреть восходил?

    Согласно легенде, Фидий, обессиленный проделанной им работой, пришел в храм после того, как статуя была установлена на предназначенном для нее месте. В сумерках он долго вглядывался в лицо божества, словно сверяя его с тем образом, что он нарисовал в своем воображении. Затем, словно по наитию, Фидий воскликнул: «Доволен ли ты, Зевс!» Ответом ему стал громовой удар, возвестивший утвердительный ответ бога.

    Несомненно, такая титаническая работа не могла быть проделана Фидием в одиночку. Над созданием статуи трудилось множество учеников скульптора и мастеров-ремесленников: ювелиров, чеканщиков, плотников, резчиков по слоновой кости. Работа была сложной и кропотливой. Разумеется, в природе невозможно было найти бивни слона такого размера, который позволил бы выточить голову и части тела этой огромной статуи. Основа создавалась из дерева. Затем на те ее части, которые не были прикрыты одеждой, накладывали пластины из слоновой кости. Для того чтобы идеально подогнать пластины друг к другу и сделать незаметными места соединения, требовалось большое искусство.

    Следует отметить, что слоновая кость – чрезвычайно капризный материал. Она боится как излишней сухости, так и чрезмерной влажности. Если статую Афины для сохранения влаги поливали водой, то в сырой Олимпии статую Зевса для предохранения от чрезмерной сырости смазывали оливковым маслом.

    На те части статуи, которые закрывались одеждой, накладывали пластины из чеканного золота.

    Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Подножие трона, спинка и подлокотники были украшены рельефами с изображением богов и богинь, а также с изображением состязаний. Надпись у ног божества гласила: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня».

    Так как при изготовлении статуи использовались особо ценные материалы, золото и слоновая кость, была организована специальная коллегия из ответственных лиц, которая занималась выдачей мастерам материала и несла ответственность за его использование. Помимо коллегии, был создан так называемый художественный совет, в который входили именитые граждане, жрецы, скульпторы, художники, архитекторы. Они обсуждали и принимали решения по всем проектам, предложенным Фидием.

    Одной из серьезных проблем, которую пришлось решить Фидию в процессе работы над статуей, стала проблема освещения. В греческих храмах не было окон, и свет проникал лишь через дверной проем. Поэтому голова статуи, располагавшаяся под самым потолком, находилась в тени. Разными способами Фидий пытался добиться равномерного освещения всей статуи, но достичь желаемого эффекта никак не мог. Наконец он справился со сложной задачей. Он решил выложить пол перед статуей темносиним элевсинским камнем, в котором был вырублен бассейн, наполненный оливковым маслом. Масло предохраняло статую от воздействия сырости. Кроме того, темная масляная поверхность превосходно отражала шедший из дверей поток света, освещая голову Зевса, мощный торс и складки плаща. Эффект был до того поразительным, что паломникам казалось, что свет излучает сама фигура Зевса.

    Статуя Зевса, как говорилось выше, была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара. А сам храм был разрушен, как и множество других греческих храмов, в результате землетрясения.

    Храм Артемиды Эфесской

    Артемисион, храм Артемиды в Эфесе (древний город в Карии, на западном побережье Малой Азии), был одним из самых прославленных центров паломничества античного мира.

    Артемида с давних времен почиталась в городах Малой Азии, как богиня плодородия. Поэтому малоазиатская Артемида несколько отличалась от греческой (богини охоты) и называлась Артемидой Эфесской. В честь нее в календаре ряда греческих городов один из месяцев назывался Артемисионом. В Эфесе в этот месяц устраивались пышные празднества в честь рождения богини.

    Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища. Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от Эфеса. Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».



    Артемида-охотница. Мрамор (высота 2 м). Около 345 г. до н. э.


    Храм предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти. Затем началась закладка фундамента.

    По преданию, строительство Артемисиона продолжалось 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города Малой Азии. Херсифрон умер, когда работы были в самом разгаре. Какая именно часть была построена при нем, точно неизвестно. Сведения древних авторов на этот счет противоречивы. Ученые сходятся лишь в том, что он успел закончить основное здание и колоннаду.

    Строительство верхней части храма продолжил его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало совершенствованию техники строительного дела и появлению новых, неизвестных ранее приемов. Метаген также не дожил до завершения грандиозного объекта. Закончили постройку храма архитекторы Пеонит и Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел. Правда, простоял он недолго, около 100 лет.

    В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив главную святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено. Крыша рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир. Существует легенда, что в тот день, когда был уничтожен храм Артемиды Эфесской, родился Александр Македонский.

    Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата.



    Храм Артемиды в Эфесе


    Писатели не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме. Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено. Тем не менее имя его осталось в истории, но это не та слава, которой стоит гордиться. Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности, достигнутой путем преступления или какого-либо неблаговидного поступка.

    Жители Эфеса не могли смириться с гибелью храма и решили начать сбор средств на его восстановление. Горожане щедро отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание, для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были сооружены после его разрушения.

    Восстановленный храм поражал своими масштабами. Он занимал площадь 110 на 55 метров и был окружен двойным рядом колонн, каждая высотой 18 метров. В архитектуре нового здания соединялись черты ионийского и коринфского ордера. Внутри установили 36 колонн, украшенных рельефами.

    Храм был облицован изнутри мраморными плитами, кровлю также покрывала мраморная черепица. В центре основного помещения находилась огромная (высота 15 метров) статуя Артемиды, которая была вырезана из дерева и украшена множеством драгоценностей. В отделке храма принимали участие известные скульпторы и живописцы. Рельефы одной из колонн были выполнены знаменитым художником и скульптором Скопасом, создавшим статую царицы Артемисии в Галикарнасском мавзолее. Афинский скульптор Пракситель украшал рельефами алтарь. Известные художники того времени дарили храму свои картины, например уроженец Эфеса Апеллес.

    Храм Артемиды Эфесской стал одним из знаменитых музеев древности. Множество картин и скульптур находилось как во внутреннем помещении храма, так и в каменной ограде возле него. Также там была установлена статуя женщины, изготовленная самосским мастером Ройком, который, по свидетельству древних авторов, первым изобрел способ отливки скульптур из меди.

    Артемисион был не просто музеем и картинной галереей. Как и другие греческие храмы, он был своеобразной кассой взаимопомощи и банком. Здесь хранили свои деньги и люди, и целые государства со всех концов эллинского мира. Например, известный историк Ксенофонт, ученик Сократа, перед походом в Персию оставил жрецам на хранение большую сумму денег. В период его отсутствия жрецы храма могли распоряжаться ими, как сочтут нужным. В случае его гибели все деньги переходили храму. После возвращения Ксенофонт в знак благодарности построил на сохраненные деньги в городе Скиллунте, в Элиде, небольшой храм, точную копию эфесского. Жрецы храма Артемиды не просто берегли деньги, переданные им на хранение. Они давали их всем желающим под большие проценты и тем самым приумножали богатства храма.

    Во II веке до н. э. в Малой Азии установилась власть Рима. Многие города подверглись разграблению и пришли в упадок. Но Эфес по-прежнему продолжал процветать.

    Он стал резиденцией римского проконсула, и потому на его благоустройство выделялись значительные средства. Продолжал богатеть и Артемисион. Во-первых, крупную сумму ему выделяли городские власти. Во-вторых, храм получал часть тех денег, которые поступали в казну после конфискации имущества и взыскания штрафов. Живший во II веке н. э. писатель Дион Хризостом писал: «У эфесян… вложено в храме Артемиды много денег частных лиц, не только эфесян, но и иностранцев и людей откуда угодно, а также деньги, принадлежащие народам и царям. Все помещающие вклады, помещают их ради безопасности, так как никто никогда не осмелится обидеть это место, хотя были бесчисленные войны и город не раз был взят. Ясно, что деньги лежат просто на счете, но обычно их дают взаймы эфесцам под заемные письма».

    Богатство храма составляли не только деньги, но и земли. А основным источником пышности храма были дары, которые преподносили богине благочестивые граждане. Многие по завещанию оставляли храму свое имущество. Благодарственные декреты с именами дарителей, преподнесших богине особо щедрые подарки, выбивались на камне и выставлялись в храме для поощрения остальных. Среди тех, кто удостоился особой благодарности, был знатный и богатый житель Эфеса – Дамиан. На свои средства он выстроил вдоль дороги, шедшей от города к храму портик длиной 200 метров. В портике, названном именем жены Дамиана, могли укрыться во время непогоды все идущие в храм.

    На нескольких каменных плитах был выбит благодарственный декрет римскому всаднику Вибию Салютарию, который пожертвовал храму Артемиды много серебряных и золотых статуй и крупную сумму денег. Этими статуями эфесцы очень дорожили. За ними ухаживал специально назначенный жрец, а в дни больших праздников их под охраной переправляли в театр и устанавливали на постаменте.

    Римляне оставили за Артемисионом и традиционно существовавшее у него право убежища – ни один государственный преступник или беглый раб не мог быть схвачен на территории храма. Считалось, что он находится под защитой самой богини Артемиды.

    В III веке н. э. былое могущество Рима сошло на нет. Государство с трудом сдерживало напор многочисленных врагов. Они неоднократно устраивали набеги, грабя и разоряя местное население. В 263 году Эфес был захвачен готами, святилище Артемиды разграблено. С утверждением христианства храм языческой богини стал подвергаться нападкам со стороны христианских проповедников, которые натравливали на него толпы верующих. Мраморные плиты Артемисиона использовали при строительстве различных сооружений. А затем на месте храма возвели христианскую церковь, которая также вскоре была разрушена.

    Сильнее всего здание храма пострадало от того, что было построено на болотистой почве. Со временем остатки разрушенного храма затянула трясина. Сам город Эфес потерял свое былое значение, гавань обмелела, корабли перестали приставать к пристани. А в 1426 году он был захвачен турками, и на месте древнего города возникла небольшая турецкая деревня.

    Лишь со второй половины XIX века началось серьезное изучение этих мест археологами. Почти семь лет работала экспедиция Британского музея во главе с английским инженером и археологом Дж. Т. Вудом, проводившая раскопки на месте Эфеса. За это время археологи сделали множество находок. Был обнаружен эфесский театр, рассчитанный на 24 тысячи зрителей, библиотека и много других величественных сооружений. А в канун 1870 года под 60-метровым слоем ила археологи обнаружили следы знаменитого храма Артемиды Эфесской, считавшегося в Древнем мире одним из чудес света.

    Раскопки были продолжены под руководством австрийского ученого Антона Баммера. Удалось выяснить, что храм представлял собой прямоугольник, окруженный колоннами. Внутри его находился двор, а в центре – плита, на которой, по всей видимости, располагался либо жертвенник, либо сама статуя Артемиды. В 1903 году англичанин Дэвид Хогарт, обследуя руины храма, обнаружил брошки, заколки для волос, драгоценные серьги и множество мелких монет из сплава золота с серебром, в древности называвшегося электроном.

    Археологи нашли обломки колонн с рельефами, которые хранятся теперь в Британском музее. Был полностью вскрыт фундамент храма. Тем не менее этого недостаточно, чтобы восстановить подлинный облик Артемисиона. Внешний вид статуи Артемиды реставрируют по изображениям на монетах и по найденной в середине XX века копии. Мы можем лишь предполагать, как на самом деле выглядел храм – одно из величайших чудес, созданных гением и трудом человека.

    Галикарнасский мавзолей

    Галикарнас – столица Карийского царства – был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола (умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды.

    Царь Мавсол присоединил к Карии ряд близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.

    Согласно проекту, мавзолей должен был представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и 46 метров высотой. По композиции он делился на три части. Прямоугольный постамент в виде ступенчатой пирамиды – собственно усыпальница царя и царицы – должен быть увенчан опоясывавшей его лентой мраморных рельефов. Второй этаж предполагалось выполнить в виде колоннады, окружавшей помещение храма. Крышей ему должна была служить пирамида из 24 ступеней. А на вершине пирамиды собирались разместить мраморную скульптурную квадригу – запряженную четырьмя конями колесницу. В верхнем и нижнем помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские. Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом, при строительстве мавзолея собирались использовать все три архитектурных ордера.

    Возвести мавзолей предполагалось в центре города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был стать главной достопримечательностью Галикарнаса.




    Галикарнасский мавзолей (реконструкция)


    Мрамор для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами, глыбы перевозили в каменотесные мастерские. Когда отдельные детали были готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен массивный, богато украшенный карниз.

    В разгар работ внезапно умер царь Мавсол. Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя. Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же, вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами.



    Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)

    Внизу: Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея



    Фризы южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы любопытных путешественников.

    Царица Артемисия не дожила до окончания строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала восхищение и почиталась как чудо света.

    После разгрома персов войском Александра Македонского Галикарнас был разграблен и разрушен македонскими воинами. Но мавзолей, как ни странно, не тронули. Он простоял в опустевшем городе 1800 лет, до XV века, и, несмотря на частые землетрясения, остался невредимым. В XV веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые разобрали мавзолей и построили на развалинах Галикарнаса опорную крепость – замок Святого Петра. Творения великих мастеров древности использовали для сооружения стен крепости. После того как крестоносцы были изгнаны из Малой Азии турками, на месте древнего Галикарнаса появилась турецкая крепость Будрун.

    В середине XIX века путешественники обратили внимание на то, что в стенах турецкой крепости встречаются плиты с античными барельефами, изображающими битву героев с амазонками. Всего насчитали 12 таких плит. Английский посол в Османской империи добился разрешения выломать их из стены и отправить на экспертизу в Британский музей. Ученые узнали знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший стены одного из прославленных чудес света – усыпальницы царя Мавсола.

    В Будрун отправился известный ученый-археолог, хранитель Британского музея Чарльз Ньютон. После того как он обнаружил в стенах крепости две мраморные статуи львов, когда-то стоявших у подножия мавзолея, у него исчезли последние сомнения.

    В течение девяти месяцев, пока решался вопрос с разрешением на выемку фрагментов усыпальницы из стен крепости, Ньютон искал место, на котором когда-то стояла гробница. За это время из толщи ила и строительного мусора были извлечены фрагменты мраморной колесницы, обломки статуй людей, лошадей и львов. В результате настойчивой и кропотливой работы была почти целиком восстановлена статуя царя Мавсола, достигавшая 3 метров в высоту, а также статуя Артемисии – высотой более 2,5 метра.

    После того как мавзолей был найден, началось тщательное изучение его остатков. Были собраны все упоминания древних авторов о мавзолее. На основе этого материала ученые совместно с архитекторами попытались восстановить внешний облик усыпальницы царя Карии. И тут не обошлось без разногласий.

    По одному варианту мавзолей представлял собой храм с крышей в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой возвышалась квадрига в виде колесницы и четверки лошадей, в которой находились огромные статуи Мавсола и Артемисии. Сам храм, по мнению этих исследователей, стоял на высоком постаменте, в зале которого и помещались саркофаги царя и царицы. А вокруг постамента, являвшегося первым этажом, находились статуи львов и всадников. Но такой вариант встретил серьезные возражения авторитетных ученых, тщательно изучивших все письменные источники и археологические материалы по данной проблеме и осуществивших математические расчеты.

    Они предложили свой вариант, согласно которому мавзолей состоял из двух пирамид (верхней и нижней) и храма с колоннадой. Нижняя пирамида служила основанием храма, а верхняя являлась крышей всего сооружения. Сверху она была увенчана квадригой, но статуй царя и царицы в ней не было. Это, по мнению ученых, вполне соответствует греческой традиции, согласно которой было принято ставить на погребальных сооружениях пустую колесницу, которая символизировала смерть хозяина.

    Но главным аргументом в пользу того, что статуи были помещены не на колесницу, а стояли на невысоком постаменте, является манера их исполнения. Особенно это бросается в глаза при сравнении их с фигурой лошади из квадриги. Лошадь выполнена с учетом того, что на нее будут смотреть снизу с большого расстояния. А статуи царской четы созданы в обычном ракурсе, без учета особенностей местоположения. После того как по фрагментам колесницы были вычислены ее размеры, стало ясно, что для нее статуи слишком тяжелы и массивны. Кроме того, у статуй тщательно разработаны черты лица, детали одежды и даже обувь, что было бы совершенно ненужным, если бы они размещались в квадриге на большой высоте. А отделывать нижнюю часть статуй тогда вообще не имело бы смысла, так как борта колесницы скрывали бы ее до линии бедер.

    Все это свидетельствует о том, что статуи царя и царицы помещались не в колеснице, а стояли на пьедестале где-то на нижней площадке, среди множества других статуй, обломки которых были обнаружены в толще ила и строительного мусора, скрывшей то место, на котором когда-то возвышалось одно из величайших чудес Древнего мира. Данная точка зрения признается на сегодняшний день наиболее верной.

    Колосс Родосский

    Слова «колосс», «колоссальный» прочно укоренились в русском языке и используются для обозначения чего-то очень большого, гигантского. Но мы обычно не задумываемся о первоначальном их значении. Древние греки называли колоссами огромные статуи, значительно превышавшие человеческий рост. Увидев гигантские статуи в Египте, они начали создавать их сами. Одной из первых была сооружена статуя бога Аполлона высотой 13 метров, в Амиклах. Но самой почитаемой в Греции была статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос, ставшая одним из чудес света.

    Остров Родос в конце IV века до н. э. был одним из самых богатых и могущественных греческих государств. Основным источником благосостояния жителей острова служила торговля. Будучи искусными мореходами, родосцы смело отправлялись по торговым делам в отдаленные края и страны. Они плавали в Африку, Сицилию и даже к северным берегам Черного моря.

    Богатство и процветание Родоса не могли остаться незамеченными теми, кто жаждал власти. Тем более что после смерти Александра Македонского его полководцы начали борьбу за раздел державы. Каждый стремился захватить наиболее богатые земли. Селевк обосновался в Вавилонии, Птолемей – в Египте, Антигон – в Сирии и Передней Азии. А сын Антигона, Деметрий, ставший прославленным полководцем, обратил внимание на богатства Родоса. Деметрий потребовал от жителей Родоса помощи в борьбе с Египтом. Но те отказались, так как с Египтом были налажены торговые отношения: именно там жители острова закупали большую часть хлеба.

    Возмущенный отказом Деметрий направил к острову флот и начал осаду. При осаде широко использовались стенобитные орудия и метательные машины. Под стенами Родоса впервые была применена гелепола.

    Гелепола – осадная машина, изобретенная афинским архитектором Эпимахом. Она представляла собой огромную башню 40 метров высотой и 15 метров шириной, которую обслуживало 3400 человек. В нижней ее части находился таран для пробивания стен и ворот. А на верхних этажах размещались стрелки из лука и располагались метательные машины. Гелепола была обшита плотными листами железа, которые защищали находившихся в ней воинов. Из этого сооружения нападавшие могли почти беспрепятственно обстреливать город.

    Гелепола наносила защитникам Родоса большой урон. Но родосцы продолжали обороняться и даже предпринимали смелые вылазки, уничтожая стенобитные машины. По ночам они восстанавливали разрушенные стены и вновь занимали оборону. Египет и другие союзники оказывали им помощь, доставляя по морю продовольствие и снаряжение. Осада Родоса продолжалась год и успеха не принесла. Враги Деметрия, пользуясь тем, что он развязал войну на острове, стали нападать на захваченные им земли. И полководец поспешил заключить мир с родосцами, которые восприняли это как победу.

    По условиям договора они становились союзниками Деметрия, но отказывались от войны с Египтом. Осада была снята, а гелепола досталась родосцам. В память о своей победе родосцы решили создать гигантскую статую богу Гелиосу – покровителю острова.

    По преданию, бог Солнца Гелиос, не имея во всей Греции ни одного посвященного ему места, с согласия богов поднял из морской глубины остров Родос. Поэтому жители острова особо почитали этого бога. Они чеканили его изображение на своих монетах и строили в честь него храмы, в которых устанавливали статуи Гелиоса. Но новая статуя бога-покровителя должна была превзойти все прежние красотой и величием. На народном собрании было принято решение продать полученные в результате победы осадные машины, а на полученные деньги возвести новую бронзовую статую Гелиоса.

    Бронзовые статуи создавались с использованием техники литья. Само по себе сооружение такой статуи требовало немалых затрат и большого мастерства. Сначала копия будущей скульптуры лепилась из глины. Затем на нее наносился слой воска. Толщина этого слоя соответствовала той, которую должна была составлять толщина бронзы. После этого поверх воскового слоя фигуру вновь покрывали глиной. Именно верхний слой и служил формой для будущей статуи: сверху оставляли отверстие для заливки металла и по сторонам – для выхода воздуха. Затем форму нагревали и давали стечь воску. Для усиления прочности глиняную форму обжигали. И только после этого бронзу разливали в полученную форму. После того как металл остывал, глиняную форму разбивали, и получившуюся статую полировали специальными инструментами.

    Считается, что статуи из металла греки начали отливать в VII веке до н. э. Первые скульптуры были достаточно примитивны, но постепенно мастера совершенствовали технику литья. Одним из знаменитых греческих скульпторов был Мирон из Элевфер. Именно ему принадлежит статуя юноши – метателя диска «Дискобол». До наших дней дошла ее мраморная копия. Не менее известны были работы мастера-самоучки Лисиппа из Сикиона. Он создавал из бронзы огромные статуи и целые скульптурные композиции. Согласно книгам древних авторов, на счету Лисиппа – около 1,5 тысячи различных статуй. Причем начинал он свою деятельность в качестве подручного в мастерской. Именно скульптурные портреты работы Лисиппа Александр Македонский ценил больше других. Лисиппом была отлита гигантская статуя Зевса (около 20 метров в высоту), которая считалась самой большой в Греции до тех пор, пока его ученик Харес из родосского города Линда не создал гигантскую статую Гелиоса.

    Сооружение статуи началось не сразу. Сначала жители острова восстанавливали все разрушенное в ходе военных действий. Лишь затем началось создание Колосса. Работа продолжалась 12 лет. Весть о гигантской статуе быстро разнеслась по всему эллинистическому миру. Бывавшие на острове купцы говорили об огромной статуе высотой в 70 локтей (приблизительно 35 метров). После создания статуи Гелиоса родосские мастера тоже стали делать гигантские статуи. Всего их на острове было около 100. Но Колосса, созданного Харесом, никому превзойти не удалось. Правда, простоял Колосс очень недолго, около 60 лет. В 220 году до н. э. на острове произошло сильное землетрясение, причинившее множество разрушений и унесшее жизни многих людей. Оно же сокрушило и Колосса: переломившись в коленях, он рухнул на землю.

    Беда, обрушившаяся на остров Родос, не оставила равнодушными соседей. Многие государства, связанные с ним тесными торговыми и дружескими отношениями, пришли на помощь. Богатые дары поступили из Сирии, Македонии, Сицилии, Вифинии. Правители многих стран на время освободили родосцев от уплаты пошлин. А египетский царь Птолемей прислал средства и опытных мастеров для восстановления Колосса. Но все старания и затраты оказались напрасными: поднять статую не удалось. Не смогли этого сделать и в более позднее время. Обломки гигантской статуи были оставлены на том же месте и по-прежнему привлекали внимание гостей и путешественников, пораженных ее размерами.

    В I веке н. э. римский писатель Плиний Старший, посетив Родос, не смог скрыть своего восхищения. Он отметил, что большинство людей не может обхватить даже двумя руками большой палец руки бронзового Гелиоса. Обломки статуи пролежали на земле больше тысячи лет, до 977 года, когда арабы, к тому времени занявшие Родос, продали их какому-то купцу, который, по рассказам одной из хроник, нагрузил их на 900 верблюдов. С тех пор следы Колосса теряются.

    Несмотря на имеющиеся у древних авторов сведения, статуя Гелиоса по-прежнему таит в себе немало загадок. Во-первых, неизвестны ни ее внешний вид, ни место, на котором она стояла. А во-вторых – непонятно, каким именно образом она была создана. Ведь ясно, что отлить такую огромную статую целиком было просто невозможно.

    Тем не менее ученые пытаются найти ответы на все эти вопросы. Например, удалось выяснить с большой долей вероятности, как выглядела статуя Гелиоса. Во время археологических раскопок был найден фрагмент барельефа с изображением Гелиоса, относящийся ко II веку до н. э. Ученые склонны предполагать, что оно списано со статуи Колосса Родосского. Следовательно, знаменитая статуя изображала бога Солнца в виде юноши с венцом из лучей на голове. Правая рука божества приложена ко лбу, словно он вглядывается в даль, а левая придерживает спадающее до земли покрывало.



    Колосс Родосский (статуя Гелиоса)


    Эта несколько необычная для солнечного божества поза нашла свое объяснение у ученых. Они полагают, что скульптор не стал изображать Гелиоса с торжественно простертыми вперед или вверх руками, так как понимал, что без дополнительной поддержки руки просто обломились бы под собственной тяжестью. Покрывало, спадающее на землю за спиной статуи, исполняло роль своеобразной подставки, придающей ей дополнительную устойчивость.

    Что касается месторасположения, то ученые исходили из того, что такая гигантская статуя требовала большого пространства вокруг. При этом она не должна была заслонять собой другие архитектурные сооружения. Поэтому наилучшим местом для нее была, вероятно, гавань, откуда бронзовый гигант издали приветствовал всех мореплавателей.

    Первоначально предполагалось, что статуя была литой. Но затем это стало вызывать сомнения, так как отлить такую огромную скульптуру целиком при существовавшем тогда уровне техники было просто невозможно. К тому же, даже если бы это удалось сделать, статуя была бы такой тяжелой, что установить ее на выбранном месте было бы весьма проблематично.

    Английский скульптор Мэрион попытался выяснить, как же была создана статуя Гелиоса. Для начала он тщательно изучил все сведения о Колоссе из античных источников. Большая часть из них содержит лишь упоминания, но в некоторых есть и более подробные сведения. Например, Филон Византийский сообщает, что на изготовление статуи потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа, что в пересчете на привычную нам меру веса составляет 13 тонн бронзы и почти 8 тонн железа.

    Исходя из этих сведений, Мэрион вычислил толщину бронзового листа, покрывавшего Колосса, и пришел к выводу, что он не был литым. При его создании использовались листы бронзы толщиной в 1,5 миллиметра.

    Мэрион предположил, что на месте, выбранном для установки статуи, были вкопаны три каменных столба, от которых отходили железные брусья. На брусья были нанизаны железные ободья. Эта конструкция являлась каркасом статуи, на котором и крепились бронзовые пластины. Следовательно, скульптура монтировалась постепенно, снизу вверх, ярус за ярусом. Когда потребовалось вести работы на высоте, превышающей рост человека, вокруг статуи стали насыпать земляной холм, который скрывал уже созданные ярусы и позволял подниматься на необходимый для работы уровень.

    На склонах холма сооружался настил из досок, и шло монтирование соответствующего яруса статуи. Сама статуя в этот момент находилась в земляной яме, облицованной досками, которые предохраняли уже готовую часть от насыпанной вокруг земли. Каменные столбы, железные прутья и ободья, служившие каркасом, также постепенно росли ввысь. К ним приходилось добираться по шатким мосткам. Работа была достаточно опасной и трудоемкой. Рабочие рисковали упасть и покалечиться о металлические прутья. Сложной была и задача скульптора, которому приходилось собирать отдельные участки, как пазлы или кубики в детской головоломке.

    Для того чтобы не перепутать и правильно состыковать фрагменты, Харес, вероятно, сначала создал модель статуи в человеческий рост из гипса или глины. С помощью этой модели он, скорее всего, продемонстрировал родосцам свой замысел и ее же использовал при создании Колосса. Все детали фрагмента переносились с глиняной модели на гипсовую поверхность в натуральную величину, а затем уже с гипсовой модели изготавливали деревянные шаблоны, по которым и чеканили бронзовые листы, добиваясь соответствия гипсовому слепку Остывшую и отполированную бронзовую деталь поднимали и закрепляли в нужном месте на железном каркасе, затем заделывали швы.

    После того как статуя была полностью смонтирована, земляной холм срыли, а помост, на котором она располагалась, облицевали мраморными плитами. Нет ничего необычного в том, что на изготовление Колосса потребовалось столько лет. В создании статуи принимали участие около 100 ремесленников различных специализаций и несколько сотен рабов. Даже в наше время, при современном уровне техники, статую Гелиоса можно считать гигантской. Ведь по высоте она в три раза превосходит Медного всадника в Санкт-Петербурге. Неудивительно, что в древности ее причисляли к семи чудесам света.

    Александрийский маяк

    Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат Книдский.

    О том, что под водой в районе Фароса находятся остатки маяка, было известно давно. Но наличие на этом месте военно-морской базы препятствовало проведению каких-либо исследований. Лишь в 1961 году Кемаль Абу эль-Садат обнаружил в воде статуи, блоки и шкатулки из мрамора. По его инициативе из воды была извлечена статуя богини Изиды. В 1968 году правительство Египта обратилось в ЮНЕСКО с просьбой о проведении экспертизы. Был приглашен археолог из Великобритании, который в 1975 году представил отчет о проделанной работе. В нем содержался список всех находок. Таким образом, значимость для археологов данного участка была подтверждена.

    В 1980 году группа археологов из разных стран начала раскопки на морском дне в районе Фароса. Эта группа ученых, помимо археологов, включала в себя архитекторов, топографов, египтологов, художников и реставраторов, а также фотографов. В результате на глубине 6–8 метров были обнаружены сотни обломков маяка, занимавшие площадь более 2 гектаров. Кроме того, исследования показали, что на морском дне находятся объекты более древние, чем маяк. Из воды было извлечено множество колонн и капителей из гранита, мрамора, известняка, принадлежащих различным эпохам.

    Особый интерес ученых вызвала находка знаменитых обелисков, называемых «иглы Клеопатры» и привезенных в Александрию по приказу Октавиана Августа в 13 году до н. э. Впоследствии многие из находок были отреставрированы и выставлены в музеях разных стран.

    Александрия – столица эллинистического Египта – была основана в дельте реки Нил еще Александром Македонским в 332–331 годах до н. э. Город строился по единому плану, разработанному архитектором Динохаром, и был поделен на кварталы с широкими улицами. Две самые широкие из них (по 30 метров шириной) пересекались под прямым углом.

    В Александрии находилось множество великолепных дворцов и царских гробниц. Здесь же был похоронен и Александр Македонский, тело которого было доставлено из Вавилона и погребено в золотом саркофаге в великолепной гробнице по приказу царя Птолемея Сотера, который тем самым хотел подчеркнуть преемственность традиций великого завоевателя. В то время когда другие военачальники воевали между собой и делили огромную державу Александра, Птолемей обосновался в Египте и сделал Александрию одной из богатейших и красивейших столиц Древнего мира.

    Славе города во многом способствовало создание Птолемеем Мусейона («обиталища Муз»), куда царь приглашал видных ученых и поэтов своего времени. Здесь они могли жить и заниматься научными исследованиями полностью за счет государства. Таким образом, Мусейон стал чем-то вроде академии наук. Привлеченные выгодными условиями, сюда стекались ученые из разных концов эллинистического мира. Из царской казны щедро отпускались средства на различные опыты и научные экспедиции.

    Привлекала ученых в Мусейон и великолепная Александрийская библиотека, в которой было собрано около 500 тысяч свитков, включая сочинения выдающихся драматургов Греции Эсхила, Софокла и Еврипида. Эти рукописи царь Птолемей II якобы попросил у афинян на время, для того чтобы писцы могли снять с них копии. Афиняне запросили огромный залог. Царь безропотно заплатил. Но возвращать рукописи отказался.

    Хранителем библиотеки обычно назначался какой-либо известный ученый или поэт. Долгое время этот пост занимал выдающийся поэт своего времени Каллимах. Затем его сменил знаменитый географ и математик Эратосфен. Он сумел вычислить диаметр и радиус Земли и допустил лишь незначительную ошибку в 75 километров, что при имеющихся на тот период возможностях не умаляет его заслуг.

    Разумеется, царь, оказывая ученым и поэтам гостеприимство и финансовую поддержку, преследовал свои цели: увеличить в мире славу своей страны как научного и культурного центра и, тем самым, свою собственную. Кроме того, поэты и философы должны были восхвалять его добродетели (действительные или мнимые) в своих произведениях.

    Широкое развитие получили естественные науки, математика и механика. В Александрии жил знаменитый математик Евклид, основатель геометрии, а также выдающийся изобретатель Герон Александрийский, работы которого надолго опередили свое время. Например, им был создан прибор, являвшийся фактически первой паровой машиной. Кроме того, он изобрел множество различных автоматов, приводящихся в движение с помощью пара или горячего воздуха. Но в эпоху всеобщего распространения труда рабов эти изобретения не могли найти применения и использовались лишь для развлечения царского двора.

    Гениальнейший астроном Аристарх Самосский задолго до Коперника заявил, что Земля – шар, который вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. У современников его идеи вызывали лишь усмешку, но он оставался при своем мнении.

    Разработки александрийских ученых находили применение и в реальной жизни. Примером выдающихся достижений науки и стало создание Александрийского маяка, считавшегося в древности одним из чудес света. В 285 году до н. э. остров соединили с берегом дамбой – искусственно насыпанным перешейком. А через пять лет, к 280 году до н. э., строительство маяка было завершено.

    Он представлял собой трехэтажную башню около 120 метров высотой. Нижний этаж был построен в виде квадрата с четырьмя гранями, каждая из которых составляла 30,5 метра в длину. Грани квадрата были обращены на четыре стороны света: север, юг, восток, запад – и сложены из известняка. Второй этаж был выполнен в виде восьмигранной башни, облицованной мраморными плитами. Грани ее были ориентированы по направлению восьми ветров. Третий этаж, собственно фонарь, был увенчан куполом с бронзовой статуей Посейдона, высота которой достигала 7 метров. Купол маяка опирался на мраморные колонны. Ведущая наверх винтовая лестница была такой удобной, что все необходимые материалы, в том числе и топливо для костра, поднимали вверх на ослах. Сложная система металлических зеркал отражала и усиливала свет маяка, и он был хорошо виден мореплавателям издалека. Кроме того, та же самая система позволяла вести наблюдения за морским пространством и обнаруживать корабли неприятеля задолго до того, как они появлялись в пределах видимости.

    На восьмигранной башне, образующей второй этаж, разместили бронзовые статуи. Некоторые из них были оборудованы специальными механизмами, которые позволяли им служить флюгерами, указывавшими направление ветра. Путешественники рассказывали о чудесных свойствах статуй. Одна из них якобы всегда указывала рукой на солнце, прослеживая его путь по небосводу, и опускала руку, когда солнце садилось. Другая на протяжении суток отбивала каждый час. Говорили, что была даже такая статуя, которая при появлении вражеских кораблей указывала на море и издавала предупреждающий крик. Все эти рассказы не кажутся столь уж фантастичными, если вспомнить паровые автоматы Герона Александрийского. Вполне возможно, что достижения ученого были использованы при строительстве маяка, и статуи могли производить какие-либо механические движения и звуки при поступлении определенного сигнала.

    Помимо прочего, маяк был еще и неприступной крепостью с мощным гарнизоном. В подземной части на случай осады имелась огромная цистерна с питьевой водой.

    Фаросский маяк не знал себе аналогов в Древнем мире ни по размерам, ни по техническим данным. До этого в качестве маяков обычно использовались обыкновенные костры. Неудивительно, что Александрийский маяк с его сложной системой зеркал, колоссальными размерами и фантастическими статуями казался всем людям настоящим чудом.

    Строитель этого чуда Сострат Книдский высек на мраморной стене надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Эту надпись он закрыл тонким слоем штукатурки, на котором поместил восхваление царя Птолемея Сотера. Когда со временем штукатурка отвалилась, взорам окружающих предстало имя мастера, создавшего великолепный маяк.



    Александрийский маяк


    Хотя маяк располагался на восточном берегу острова Фарос, его чаще называют Александрийским, а не Фаросским. Остров этот упоминается еще в поэме Гомера «Одиссея». Во времена Гомера он находился в дельте Нила, напротив маленького египетского поселения Ракотис. Но к моменту строительства маяка он, по замечанию греческого географа Страбонна, значительно приблизился к берегам Египта и находился в одном дне пути от Александрии. С началом строительства остров соединили с побережьем, фактически превратив его из острова в полуостров. Для этого была искусственно насыпана дамба, которая называлась Гептастадионом, так как длина ее составляла 7 стадий (стадия – это древнегреческая мера длины, которая равняется 177,6 метра). То есть в переводе на привычную для нас систему измерения длина дамбы составляла примерно 750 метров. Со стороны Фароса располагалась и основная, Большая гавань Александрии. Эта гавань была столь глубока, что у берега мог стать на якорь большой корабль.

    Содержание такого крупного сооружения в рабочем состоянии требовало значительных средств. Из сочинений древних авторов мы узнаем, что уже тогда маяку угрожала опасность разрушения. Вот, например, строки из эпиграммы неизвестного автора:

    Башня – помощница я морякам, потерявшим дорогу.
    Здесь по ночам зажигаю я светлый огонь Посейдона.
    Рухнуть вот-вот угрожала от глухо шумящего ветра,
    Но укрепил меня вновь своими трудами Аммоний.
    После свирепых валов свои руки ко мне простирают
    Все моряки, почитая тебя, о земли колебатель.

    Тем не менее маяк простоял до XIV века и даже в полуразрушенном состоянии достигал в высоту 30 метров, продолжая удивлять красотой и грандиозностью. К настоящему времени от этого прославленного чуда света сохранился лишь постамент, который встроен в средневековую крепость. Поэтому возможности у археологов или архитекторов изучить остатки этого грандиозного сооружения практически отсутствуют. Сейчас на Фаросе находится египетский военный порт. А на западной стороне острова расположен другой маяк, который ничем не напоминает своего великого предшественника, но также продолжает указывать путь кораблям.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх