Степные Афины

Античный историк Геродот родился около 484 года до н. э. в Галикарнасе, одном из древнейших ионийских городов на побережье Малой Азии (ныне это турецкий город Бодрум, расположенный на одноименном полуострове). К этому времени город уже более семидесяти лет находился под властью персидской державы. Геродот происходил из богатой и высокопоставленной семьи. Особенно славился его дядя Паниасид, автор поэмы о странствованиях ионян и о судьбе их колоний (ионяне основали более ста городов, в частности, выходцы из города Милета построили на берегах Понта Эвксинского — Черного моря — Ольвию, Истрию и Пантикапей).


Когда Геродоту было пятнадцать лет, афинский полководец Кимон разгромил персов и отвоевал Фракию. Чуть позже греки одержали победу над персидским флотом у устья реки Эвримедонт. Жители Галикарнаса, тяготившиеся зависимостью от персов, Решили, что силы врага сломлены и необходим только последний толчок. Они восстали против персидского ставленника тирана Лигдамида. Среди восставших были поэт Паниасид и Геродот. Тиран жестоко подавил восстание греков. Участь побежденных была типична. Паниасида приговорили к смертной казни, а юного Геродота — к вечному изгнанию.


Геродот эмигрировал на Самос и здесь задумал создать труд по истории войн между греками и персами, и вообще обо всех народах ойкумены, которые боролись против персидских завоевателей. Это была своего рода месть за поражение. Для сбора материалов он решил объездить страны и народы, где происходили главные события, и увидеть исторические места собственными глазами. Желательно было бы и самому побеседовать с очевидцами событий или хотя бы выслушать местные предания.


Результатом этого глобального исследования стала "История в девяти книгах, или Музы". Многочисленные «истории» писались греками задолго до Геродота, даже его дядя Паниасид начинал писать историю греческого народа. Но именно Геродот создал столь грандиозный во всех отношениях — историческом, географическом, этнографическом, философском — труд, что Марк Тулий Цицерон с полным на то основанием назвал Геродота "отцом истории". Звание это закрепилось за ним навеки.


Для истории России Геродот тоже представляет особую ценность. У нас нет другого более полного сборника сведений об образе жизни и истории обитателей южных территорий России. Если же говорить об определенных частных вопросах, то подобно гомеровской «Илиаде», толкнувшей Шлимана на поиски Трои, подобно Платоновским диалогам, породившим целую науку атлантологию, «История» Геродота создала легенду то ли о скифском, то ли о греческом, то ли о будинском городе Гелоне, поиски которого ведутся уже более двухсот лет и пока не дали конечного результата.


Первое путешествие Геродот совершил именно в Скифию, поскольку на южных просторах будущей России персидский царь Дарий потерпел от скифов тяжелейшее поражение. Случилось это в 512 году до н. э.


В те и более ранние времена Скифия была для греков страной, хоть известной, но легендарной и таинственной. Гомер в «Одиссее» называл ее "вечно одетой туманом и мглой облаков". Жуликоватый, а, может быть, чересчур рьяный "охотник за чудесами", поэт Аристей, согласно преданию, обошедший все земли нашей страны до Уральских гор, в недошедшей поэме "Эпос об аримаспах" наполнил эти края невероятными чудесами и ужасами. Впрочем, не настолько уж он был и жуликоват, если разобраться с позиции сегодняшнего дня.


Геродот приехал в греческую колонию Ольвия (возле современного Николаева). Здесь он провел несколько месяцев, периодически совершая познавательные поездки в глубь скифской страны. Предполагается, что во время кратких поездок он поднимался вверх по реке Гипанис (Южный Буг) до так называемых "Священных путей". Но прямых доказательств этому нет. В любом случае основным источником информации стали для историка беседы с местными жителями, преимущественно греками.


Последние рассказали ему легенду о происхождении скифов и некоторых соседних с ними народов. Так как она имеет прямое отношение к возникновению города Гелона, процитируем "Историю":


Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда необитаемую страну (теперь ее занимают скифы — Герион же жил далеко от Понта, на острове в кеане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.


Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы — полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женская, а нижняя — змеиной. Увидав ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной, однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: "Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?" Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: "Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание".


С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей — Агафирс и Гелон — не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу)".


Таким образом, легенда свидетельствует, что гелоны — это родичи скифов. Некоторые ученые и отождествляют их с одним из скифских племен, но другие резко отличают гелонов как самостоятельный народ, третьи же полагают, что речь идет о смешении в гелонах скифской и будинской крови, принимая во внимание указание Геродота, что "будины — большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы": Другими словами, в них видят отдаленных предков либо славянских, либо финно-угорских племен.


Далее Геродот пишет:


В их (будинов) земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их так же иной.


Будины — коренные жители страны — кочевники. Это единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками.[44] Гелоны же, напротив, занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой (лоси). Мехом этих зверей будины оторочивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки".


Рассказ Геродота о Гелоне стал толчком для археологических поисков города. Но в отличие от той же самой Трои область поиска оказалась столь обширной, что надежд на их положительные результаты практически не было.


Дело в том, что географические познания древних о нашей стране не отличались ни точностью, ни полнотой. Колонизовавшие северное побережье Черного моря греки не проникали, вглубь страны, на север, и довольствовались теми сведениями о ней, которые стекались в греческие города вместе с варварами, являвшимися сюда для торгового обмена. Такого рода" сведения не могли быть точными и относились прежде всего к той или другой греческой колонии. Как говорят историки, поселись Геродот в Пантикапее, наши представления об истории южной России были бы коренным образом иными.


По мнению Геродота, обитаемые земли к северу от Ольвии простирались всего на двадцать дней пешего пути. Далее было царство холода и непроходимых снегов, жить там, считал историк, невозможно. Он подтверждал это мнение словами: "Я не могу найти никого, кто бы сказал, что знает эти страны, как очевидец".


Геродот представлял Скифию как четырехугольник, почти квадрат. Если определить каждую его сторону в двадцатидневный пеший путь, то получатся следующие границы: на юге — побережье Черного моря, прямо на этой границе лежит город Ольвия; на западе — река Дунай; на востоке — вытянутые к северу берега Азовского моря; на севере неведомые страны. Вот в этом четырехугольнике и следует искать земли будинов и местоположение легендарного города Гелона. Версий было много. В основном они сводились к тому, что город следует искать либо на Волге, либо на Среднем Дону. Первым начал поиски Гелона известный историк И.Е. Забелин. Именно он высказал предположение, что Гелон — это городище Укек (или Увек), лежащее на берегу Волги немногим ниже Саратова. Эту точку зрения поддержала саратовская археологическая комиссия во главе с С.С. Краснодубровским. Продержалась она в течение всей второй половины XIX — начале XX веков. Однако затем была отвергнута. Материалы из раскопок нельзя было датировать временем Геродота.


На местоположение Гелона Геродот косвенно указывает в еще одном месте своей книги. Когда он описывает поход Дария на скифов, то говорит и о следующем.


Военные планы скифов были составлены весьма хитро. Войско царя Скопаса должно было завлекать персов вдоль Меотиды. Два других царства — великое царство под властью Иданфирса и царство, где царем был Таксакис, соединившись в одно войско вместе с гелонами и будинами, должны были медленно отступать, заманивая врага в пустынные местности.


Персы упорно преследовали хитрецов и проникли в землю будинов. Здесь они нашли большой город, окруженный деревянной стеной. Жители его не оказали персам сопротивления, благоразумно разбежавшись, так что город был пуст. Персы предали его огню.


Это был их единственный успех. В конце концов, им удалось «договориться» со скифами о битве. Оба войска выстроились, но в этот момент перед строем скифской конницы пробежал заяц. Скифы, позабыв о неприятеле, с гиканьем бросились вдогонку. Дарий обиделся:


— Мне! Царю царей! Владыке мира! Эти пожиратели конины предпочли охоту на какого-то зайца!


Никто не объяснил царю царей, что заяц символизировал у скифов удачу. Поймать его было просто необходимо.[45]


Лишенное продовольствия и воды (скифы засыпали колодцы), войско Дария стало отступать в сторону Византия. Скоро это отступление переросло в беспорядочное бегство. От полного разгрома Дария спасло только то, что он заблудился, не зная дороги. Скифы же искали его именно на дорогах. Даже Геллеспонта они достигли первыми.


Ни одно из поселений на Волге или Дону не соответствовало данному описанию похода Дария — не было найдено следов пожарищ, соответствовавших бы VI веку до н. э.


Где же искать Гелон? Ведь он не мог не быть. Иначе как попадал в Грецию янтарь Балтийского моря?


В 1906 году археолог В.А. Городцов начал раскопки в 35 километрах выше Полтавы по реке Припять, в междуречье рек Ворскла и Сухая Грунь. Раскопки велись только один сезон и в весьма сложных условиях: во-первых, на месте древнего городища, которое и было целью раскопок, находится сразу несколько селений, во-вторых, с юга к городищу примыкает старинный русский город Глинск, хорошо известный прежде всего как вотчина матери Ивана Грозного Елены Глинской. Местное население не только разоряло само городище, но и всячески мешало археологическим раскопкам из опасения потерять свои Усадьбы.


Однако результаты проведенных работ были столь значительны, что в 1930-х годах позволили археологу В. Щербакивскому отождествить Белвское городище (название дано по одному из современных селений на его территории) с городом Гелоном. Особое внимание историки обратили на этимологию древнегреческого названия реки Ворсклы. Геродот именовал ее Пантикапой.


В.И. Абаев, исходя из иранского (скифского) языка, установил двусложность этого имени: «панти» — «путь» и «капа» — «рыба», то есть "рыбный путь". Ян Збожил исходил из концепции славянского происхождения названия. Первое слово тоже означает слово «путь», зато второе происходит от славянского слова «кап» — «начало». И в том, и в другом случае название показывает значение географического положения Пантикапы (Ворсклы). Вполне справедливо предположить, что название Пантикапа означало, что с Ворсклы начинался путь из Гелона (Бельского городища) к торжищу борисфенитов в Оль-вию и обратно. Если с этим согласиться, то из Гелона купцы плыли по Пантикапе, в устье ее переправлялись через Борисфен (Днепр) — переправа здесь существует издревле — и шли уже пешим ходом в нужном им направлении.


Но географическое описание местопребывания Гелона у Геродота не соответствовало положению Бельского городища. Античный историк постоянно ссылался на определенную близость города к Танаису, то есть Дону.

Выдающийся советский археолог М.И. Артамонов обратил внимание на то, что, согласно Геродоту, около середины VI века до н. э. поблизости от Гелона поселились невры, которым пришлось спасаться от появившижя в их землях множества змей.


Исторически точно известна местность Неврида, страна невров. Она располагалась к северу от верховьев Днестра, между его истоком, истоками Западного Буга и бассейном реки Припять. То есть это Северная Галиция и Волынь. Пришли они сюда из низовий Западного Буга.


Следовательно, где-то рядом с Невридой и следует искать земли будинов. Артамонов определил их, как среднее Поднепровьег прежде всего соседствую-шая с Волынью Киевщина. Эти места обычно рассматривали территориями племен андрофагов и ме-ланхленов. Однако в XX веке и тех, и других не смогли археологически выделить из будинов. Поэтому вполне возможно предположить, что андрофаги и мелан-хлены — это качественные определения будинов по их отдельным характерным приметам. Так, в частности, археологи точно установили, что будинам было свойственно культовое людоедство, откуда, возможно, и родилось прозвище «андрофаги» — пожиратели людей.


Однако напомним еще раз, Геродот указывал, что земли будинов находились за рекою Танаис (Доном), выше земли савроматов. И этот вопрос разрешил Артамонов. Он обратил внимание на то, что, по Геродоту, в земле савроматов нет деревьев — это обширная степь, простиравшаяся от Азовского моря к северу на пятнадцать дней пути. То есть Геродот говорил об обычном пути ежегодных перекочевок савроматов с юга на север и обратно. Кочевье действительно шло вдоль реки. И вот здесь-то и возникает главный вопрос: знали ли древние савроматы истинное русло Дона, как его определяют современные ученые, не считали ли они Танаисом крупнейший правый приток Дона — реку Северный Донец? Если именно Северный Донец считался тогда большей астью Танаиса (а это наиболее вероятная версия), то местожительство будинов следует искать в его верховьях! Иными словами, в Харьковщине.


Но как показывают археологические изыскания, в пределах полосы территории Харьковщина — Полтавщина — Киевщина в Геродотовы времена проживали представители единой культуры и единого типа погребений — столбовой конструкции деревянного склепа. Итак, теоретическое обоснование того, что именно Бельское городище является остатками Геродотова города Гелона, было дано.


Окончательно это доказала археологическая экспедиция Б.А. Шрамко, начавшая с 1958 года систематические ежегодные раскопки территории Бельского городища. На первых порах одним из руководителей работ был Б.Н. Граков. Проходили они в гораздо лучших условиях, чем работа экспедиции В.А. Городцова. Археологи не только пользовались всемерной поддержкой государства, но и местное население относилось к ним доброжелательно.


В ходе многолетних исследований было установлено, что городище основано и заселено в раннем железном веке. Расположенное в междуречье Ворсклы и Сухой Груни, оно четко разделено на три части. Археологи назвали их: Западное городище (расположено на берегу реки Сухая Грунь); Восточное городище (находится на берегу реки Ворскла), Куземинское городище — между первыми двумя, на берегу Ворсклы.


Вначале Западное и Восточное городища существовали раздельно. Затем они были объединены общим валом Большого Бельского городища. Такое объединение для того времени и тех культур — явление уникальное. Ничего подобного больше нигде не наблюдается. Объединение произошло либо в конце VI — начале V веков до н. э. либо в V–IV веках до н. э. К этому уже новому городищу было пристроено дополнительное — Куземинское, — видимо, для охраны речной пристани.


Зарождение городища относят к VII веку до н. э. хотя найдены следы поселения, относящегося к VIII веку до н. э. Жители покинули город в III веке до н. э.


Б.Н. Граков высказал предположение, что Бельское городище было основано союзом двух племен в начале VI века до н. э., а в V веке до н. э. к ним присоединилось еще одно племя. Академик А.Б. Рыбаков поддержал эту точку зрения и даже попытался определить возможные племена союза: будимы, переселившиеся с правого берега Днепра, борисфени-ты (они же "скифы-пахари"), а затем осевшие кочевники гелоны (одно из скифских племен). В любом случае Бельское городище сложилось как центр племенного союза, объединявшего две разные этнические группы. Одна из них имела культуру местного происхождения, которая типична для лесостепных памятников скифской эпохи, охватывающих значительную территорию от Днепровского Левобережья до Среднего Дона. Другая по своему происхождению связана с правобережными от Днепра памятниками жаботинского типа (называется от раскопанного поселения на Тарасовской горе близ Жаботина) и появилась на Левобережье лишь в раннескифское время. По-видимому, первую группу можно связать с аборигенами будинами, а вторую — с пришельцами гелонами.


Руководитель археологических работ в Бельском городище Б.А. Шрамко по этому поводу писал:


Это был крупнейший по тем временам политический и торгово-ремесленный центр в Лесостепной Скифии. Значительное различие археологических памятников Восточного и Западного городищ свидетельствует о том, что на этих двух поселениях, объединенных валом Большого Бельского городища, жило разное население, принадлежавшее к различным этническим областям с разными обычаями и хозяйственными традициями. В таком случае все Бельское городище следует рассматривать как центр племенного союза, в который входили, по крайней мере, два различных племени. К северу от Степной Скифии древние авторы упоминают только одно крупное поселение, с которым пытались отождествить Бельское городище. Это город Гелон, который Геродот описывает как центр своеобразного союза гелонов и будинов".


Наибольшая плотность населения Бельского городища была на Западном и Восточном городищах, где культурный слой хорошо насыщен и толщина его в некоторых местах превышает 1 метр. Площадь всех трех вместе составляет 3 868 гектара, то есть почти столько же, сколько занимала Москва в начале XX века! Однако полностью территория застроена не была.


Куземинское городище площадью в 15,4 гектара. Здесь небольшой, слабонасыщенный культурный слой керамики IV–III веков до н. э. Занимает он пологий склон, который опускается к самому берегу реки Ворсклы. Скорее всего, это пристройка, защищавшая пристань. Это подтверждается и обнаруженным здесь в 1952 году складом античных остродонных амфор.


Западное и восточное городища резко различаются между собой как по жилищам, так и по крепостным укреплениям, и по могильникам.


Установлено, что крепостные валы городища возводились на местах, где рос кустарник. Его сжигали, а затем строили стены из дерева и земли.


В Восточном городище опорные столбы стены располагались на большом расстоянии друг от друга. Между ними вкапывались на расстоянии около метра поддерживающие вертикальные столбы. С внутренней стороны на вертикальные бревна опиралась, стена из горизонтальных бревен и примыкающая к ней насыпь из глины и земли. В верхней части насыпи для жесткости конструкции и удержания верхних концов вертикальных бревен были заложены деревянные стяжки.


Внутри города у стены был вал шириной свыше 7 метров.


Первоначально крепостная стена была высотой около 2 метров. Но в конце VI века до н. э. ее сожгли, при восстановлении стены были подняты в два раза — до 4 метров.


Перед стеной был ров шириной до 5 метров с половиной, глубиной от подошвы вала 5 метров 60 сантиметров. Дно рва было плоское, шириной 1 метр. Такое дно позволяло осажденным незаметно для врага передвигаться во время вылазок.


Верхняя часть внешней стороны стены была покрыта глиной и побелена. Вероятно, это сделано, чтобы придать городу внешний вид каменного.


Вход в город был узким и расширялся в сторону внутренней части города.


Жили в Восточном городище в наземных столбовых домах с глинобитными печами. Это был крупный ремесленный центр. Здесь раскопаны целые комплексы, созданные для деятельности кузнецов, бронзолитейщиков, гончаров.


Обнаруженная керамика относится к культуре VI века до н. э. Есть здесь чернолощенная инкрустированная керамика.


В городище было обнаружено святилище с разнообразными предметами, некоторые из которых, могут быть связаны с местным культом божества, подобного Дионису. Но так как виноград в этих широтах не растет, по всей видимости, это был пивной Дионис. Не исключено, что употребляли они и мухоморовку (сому) — священный напиток индо-ариев.


Западное городище располагается на берегу реки Сухая Грунь. Исследовано оно гораздо хуже, поскольку сильно разрушено местными жителями. Дело в том, что здесь обнаружены курганообразные зольники, которые использовались в XIX–XX веках для получения селитры. Зольники появились в VI веке до н. э. Их как минимум семь, и располагались они по неправильному кругу.


В зольниках археологи обнаружили обломки ионийских амфор VI–V веков до н. э., протофасосских амфор V века до н. э. и средиземноморских амфор неизвестного центра V–IV веков до н. э. Факт обнаружения столь значительных керамических объемов древнегреческой керамики свидетельствует не только о том, что жители Бельского городища вели активную торговлю со странами Средиземноморья, но и о том, что, вероятно, здесь постоянно проживала целая колония греческого купечества.


Крепостные сооружения Западного городища резко отличаются от крепостных сооружений Восточного городища. Валы его тянутся на 3270 метров. Здесь просто копался ров и насыпался вал. Вершина насыпи была четко заострена под углом в 30° к горизонту.


Перед насыпью были вплотную друг к другу вбиты в землю вертикальные столбы. Нижняя их часть служила стенами внутренних помещений, а верхняя — крепостной стеной.


Следует отметить, что, помимо древнегреческой керамики, в зольниках обнаружена и характерная для VII–VI веков до н. э. керамика так называемой жаботинской культуры.


Население Западного городища обитало в жилищах типа землянок с покатыми крышами. Здесь же обнаружено святилище с жертвенником, зооморфными и антропоморфными статуэтками.


Внутри городища были колодцы, многочисленные ямы для больших запасов зерна и других продуктов, хозяйственные помещения. Здесь можно было содержать большие стада домашнего скота. Все это позволяло выдерживать длительную осаду. Вероятно, в случае военной опасности за стенами Бельского городища, с полным основанием идентифицированным с Геродотовым городом Гелоном, могли укрываться все жители близлежащих поселений. Только так можно объяснить значительную протяженность оборонительной линии: ведь мало ее построить, надо еще иметь людей, которые бы ее защищали.


Во рвах городища были обнаружены наконечники стрел из бронзы, железа и кости, железные мечи и кинжалы, дротики, железные чешуйки от панциря, метательные камни разных размеров, булава.


Город жил, воевал, защищался и побеждал.


Экспедицией Б.М. Шрамко было доказано, что в конце VI века до н. э. городище постигла катастрофа — оно было сожжено. Это полностью подтверждает рассказ Геродота о том, что в 512 году до н. э. персы без сопротивления со стороны местного населения заняли и сожгли город Гелон. Нападение захватчиков на центральный город Северной Скифии было неизбежно — огромный укрепленный район, славившийся торговлей, а, следовательно, богатством, должен был привлечь персов, искавших военной добычи, продовольствия и фуража. Это единственный исторический факт из жизни Гелона, подтвержденный письменным источником.


После разгрома персов город был восстановлен и просуществовал до III века до н. э. Как и отчего он погиб, точно сказать на данном этапе исследований невозможно.


Изучение Бельского городища продолжается.


Примечания:



4

[4] Подобное же сейчас происходит и в России: не имея возможности физическим путем вернуть могущество Российской империи и СССР, люди пишут сотни книг, прославляющих это былое могущество, находя хоть в этом какое-то утешение. Подобное же на Руси происходило и во времена татаро-монгольского ига, когда в былинах воспевали сомнительного происхождения подвиги Добрыни, Алеши и Ильи времен Киевской Руси. Многое бы мы узнали о своем прошлом, если б руководствовались только былинами и не имели летописей!



44

[44] Возможно, что слово «будины» на утраченном языке означало "белка, которая, опять-таки возможно, была тотемным животным будинов. Сами себя они называли "народом поедателя сосновых шишек". «Белка», как имя племени встречается у родственных скифам алтайских народов.



45

[45]Что произошло бы на Куликовом поле, если бы перед русским воинством пробежала черная кошка.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх