• ГЛАВА ВТОРАЯ ЗНАНИЯ ДОГОНОВ
  • ПОСТСКРИПТУМ
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    У ИСТОКОВ ЗАГАДКИ СИРИУСА

    ГЛАВА ВТОРАЯ

    ЗНАНИЯ ДОГОНОВ

    Самая яркая звезда, которую можно увидеть на небе, — это Сириус. Венера и Юпитер часто бывают еще ярче, но они, как известно, — не звезды, а планеты, вращающиеся вокруг нашего Солнца, которое тоже — одна из звезд. По мнению астрономов, нет никаких причин предполагать, что в районе Сириуса может существовать разумная жизнь. Сириус выглядит таким ярким, поскольку это большая и сравнительно близкая к нам звезда. Она превышает по своим размерам и Солнце, и целый ряд других близко расположенных звезд. Астрономы предполагают, что планеты с разумной жизнью могут существовать у солнцеподобных звезд — таких, как тау Кита и эпсилон Эридана. Что ж, это вполне возможно! Сириус, напротив, не считается перспективным кандидатом для поиска внеземных цивилизаций. Совершенно не очевидно, что он представляет в этом отношении какой-либо интерес.

    Поиски радиосигналов из космоса, которые велись в рамках проекта Озма (I960) и других подобных программ, были нацелены на тау Кита и эпсилон Эридана. Увы, они оказались безуспешными. Вряд ли, конечно, это доказывает что-либо, кроме самого факта интереса земных астрономов к этим звездам как возможному пристанищу разумной жизни.[70] Проект Озма, к примеру, был рассчитан на поиск сигналов большой мощности, посылаемых на определенной частоте в определенные моменты времени. Таких сигналов обнаружить не удалось. Позже представления астрономов об объектах их поисков несколько расширились, но и сами исследователи прекрасно понимают, что блуждают, по сути дела, в полной темноте. Шансы на успех весьма незначительны. У астрономов нет уверенности, что поиск ведется в правильном направлении, но они по крайней мере делают, что могут. Так, на самом большом в мире радиотелескопе, находящемся в Аресибо (Пуэрто-Рико), пытались прослушивать отдельные звезды — но Сириуса в их числе не было. Автор надеется, что представленные в этой книге доказательства побудят астрономов уделить большее внимание изучению системы Сириуса и продолжить исследования Ирвина Линденблада.[71] Думаю также, что следовало бы разработать и осуществить на одном из больших радиотелескопов программу поиска радиосигналов из района Сириуса.

    Сегодня в рассуждениях о разумной жизни в космосе уже учитывается возможность того, что в истории человечества могли происходить контакты с внеземными цивилизациями. В нашей книге речь пойдет о возможном палеоконтакте с цивилизацией, некогда возникшей на одной из планет Сириуса. Существуют убедительные свидетельства того, что это произошло сравнительно недавно — от семи до десяти тысяч лет назад, — и эти свидетельства трудно интерпретировать каким-то иным образом.

    Перед тем как перейти к рассмотрению собранного мною материала, я хотел бы сказать еще несколько слов о Сириусе. Примерно в середине прошлого столетия один астроном в течение долгого времени наблюдал за этой звездой и с удивлением обнаружил, что она движется по волнообразной траектории.[72] Обдумав возможные причины этого явления, астроном в конце концов пришел к выводу, что колебания Сириуса могли быть вызваны влиянием очень большой и тяжелой звезды, вращающейся вокруг него. Но такой звезды там не было и в помине! Открытый впоследствии спутник Сириуса — с периодом обращения в 50 лет — оказался очень невелик по своим размерам. Он был назван Сириусом В, а центральная звезда системы — Сириусом А.

    В то время Сириус В был единственной известной звездой этого класса. Сегодня мы знаем более чем о сотне звезд, подобных Сириусу В, которые разбросаны по всему небу. Они называются белыми карликами. Их общее количество в Галактике оценить довольно трудно: многие из них слишком малы и тусклы, чтобы их можно было увидеть даже через современные телескопы.

    Наиболее странное свойство белых карликов — сочетание малых размеров и большой массы. Они излучают мало света, но обладают фантастически мощными полями тяготения. На белом карлике человек был бы моментально расплющен силой гравитации.[73] Таким образом, «большая» звезда, необходимая, чтобы заставить колебаться Сириус А, оказалась на самом деле очень маленькой, но столь же массивной, как обычная звезда. Сверхплотное вещество, из которого она состоит, является «вырожденным». Другими словами, атомы в нем настолько тесно прижаты друг к другу, что их электронные оболочки смяты. Это вещество обладает плотностью, превышающей человеческое воображение. В Солнечной системе, насколько можно судить, нет ничего похожего. Но физики смогли построить теорию этого вещества, и уже в двадцатом столетии был достигнут значительный прогресс в понимании его свойств.

    Некоторые ученые полагали, что в системе Сириуса существует еще и третья звезда — Сириус С. По словам Фокса, он наблюдал ее в 1920 году. В 1926, 1928 и 1929 годах эта звезда была замечена на Союзной обсерватории ван ден Босом, Финсеном и другими астрономами. Но в последующие годы ее уже никто не видел. Правда, Загар и Воле утверждали, что на существование этого спутника указывают некоторые особенности движения Сириуса А.[74] В 1995 году Дювану и Бене наконец-то удалось подтвердить его реальность (см. главу 1).

    Наиболее детальное исследование системы Сириуса провел на Военно-морской обсерватории США Ирвин Линденблад. Мы обменялись с ним несколькими письмами, и он послал мне свои работы (последняя из них вышла из печати в 1973 году), а также фотографию, воспроизведенную на фото 1. Это первый случай, когда удалось сделать фотоснимок Сириуса В — маленькой светящейся точки, расположенной около главной звезды — Сириуса А, который примерно в 10 000 раз ярче.

    Каким образом Линденбладу удалось сделать этот снимок, рассказано в примечаниях к фотографиям. Он изучал систему Сириуса в течение нескольких лет и не обнаружил никаких признаков существования Сириуса С. «Можно, таким образом, заключить, что астрометрические доказательства наличия еще одного спутника — либо у Сириуса А, либо у Сириуса В — отсутствуют», — писал Линденблад в одной из своих статей.[75]

    Еще один известный астроном — Д. Лаутерборн — продолжал тем не менее придерживаться мнения, что второй спутник в системе Сириуса все же существует.[76] В итоге он оказался прав.

    Итак, мы видим, что в системе Сириуса немало загадок. Только в двадцатом веке наука — прежде всего ядерная физика — достигла такого уровня развития, который позволил построить теорию белых карликов, состоящих из вырожденной материи. Разве не удивительно было бы обнаружить, что некто далекий от современной науки знает о системе Сириуса столько же, сколько и мы?

    Здесь я хочу привести одну цитату из интереснейшей книги «Разумная жизнь во Вселенной», написанной двумя видными астрономами — Карлом Саганом из Корнелльского университета и И. С. Шкловским из Академии наук СССР. (Саган перевел с русского языка книгу Шкловского «Вселенная, жизнь, разум», существенно расширив и дополнив ее.) В очень содержательной главе «Возможные последствия прямого контакта» Саган пишет:

    «[Обстоятельства возникновения человека], с трудом воссоздаваемые наукой по прошествии миллионов лет, были бы хорошо известны высокоразвитой внеземной цивилизации, представители которой посещали бы нашу планету, скажем, один раз в сто тысяч лет, чтобы узнать, не произошло ли здесь чего-либо интересного. Допустим, что примерно 25 миллионов лет назад один из таких галактических зондов в очередной раз посетил третью планету в системе довольно обычной карликовой звезды класса G (нашего Солнца. — Прим. авт.). В это время здесь произошел интересный и перепективный эволюционный скачок: появилась обезьяна проконсул (предок гомо сапиенса, или современного человека. — Прим. авт.). Эти данные медленно — со скоростью света — пересекли Галактику, достигли ее центра, и там на них обратили внимание. Если возникновение разумной жизни представляет научный или другой интерес для галактических цивилизаций, интервалы между плановыми посещениями этой планеты могли быть уменьшены — скажем, до десяти тысяч лет. Развитие человеческого общества, техники, искусства и религии в начале последнего послеледникового периода заставило бы еще более сократить время между визитами. Но если этот интервал не превышал нескольких тысяч лет, то не исключено, что контакт человека с внеземной цивилизацией мог произойти и в историческую эпоху».[77]

    Эта цитата может служить своего рода введением в нашу тему. Отношение Сагана и Шкловского к вопросу о возможных посещениях Земли инопланетянами в целом типично для всего астрономического сообщества. Я еще не встречал астронома, который бы всерьез сомневался в том, что бесчисленное множество цивилизаций существует на планетах, вращающихся вокруг других звезд.[78] Те, кто все еще полагает, что человек — единственное разумное существо во Вселенной, безнадежно отстали от последних достижений науки. Несколько десятилетий назад это мнение было более или менее общепринятым, но сегодня разделять его — все равно что считать Землю плоской.

    Д-р Мелвин Калвин (кафедра химии Калифорнийского университета в Беркли, США) полагает, что «… в видимой Вселенной имеется по крайней мере 100 000 000 планет, которые были очень похожи на Землю или похожи на нее в настоящее время. Из всех этих рассуждений следует вывод: мы не одиноки во Вселенной. Так как существование человека на Земле занимает лишь миг космического времени, несомненно, что на некоторых из этих 100 000 000 планет разумная жизнь далеко обогнала наш уровень».[79]

    По мнению д-ра Су-Шу Хуанга (Космический центр имени Годдарда, Мэриленд, США), «… планеты образуются вблизи звезд главной последовательности, более поздних, чем F5. Таким образом, планеты должны возникать как раз там, где условия наиболее пригодны для возникновения жизни. Основываясь на этом, можно предсказать, что почти для всех одиночных звезд главной последовательности между F5 и К5 вероятность возникновения жизни на их планетах довольно высока. Поскольку они составляют несколько процентов от общего числа звезд, жизнь, действительно, должна быть распространенным явлением во Вселенной».[80]

    Д-р А. Дж. У. Камерон, профессор астрономии из Университета Йешивы, рассмотрел возможность существования жизни возле звезд тау Кита и эпсилон Эридана, которые считаются наиболее перспективными в этом отношении из всех наших космических соседей. Под «соседями» подразумеваются звезды, расположенные ближе пяти парсек от Солнца (один парсек равен 3,26 светового года). Он отмечает, что «в пределах этого радиуса существует еще 26 других одиночных звезд меньшей массы, каждая из которых, согласно изложенному выше анализу, с такой же вероятностью может иметь планеты, пригодные для жизни».[81]

    Д-р Р. Н. Брейсуэлл из Радиоастрономического института (Стэнфордский университет) утверждает:

    «Поскольку в нашей Галактике около миллиарда звезд, планет должно быть около 10 миллиардов… Не все из них будут обитаемы, некоторые будут слишком горячи или слишком холодны, в зависимости от их расстояния до центральной звезды; поэтому мы должны обращать внимание только на планеты, расположенные так же, как наша Земля относительно Солнца. Будем называть такое положение «положением в зоне обитаемости».

    Это не означает, что вне зоны обитаемости не может быть жизни. Могут существовать живые формы, приспособленные к очень тяжелым физическим условиям… Исключив замерзшие планеты и планеты, стерилизованные жарой, мы получим, что в Галактике имеется около 1010 (десяти миллиардов) подходящих для жизни планет… Мы не знаем точно, на каких из 1010 подходящих планет имеется разумная жизнь. Поэтому мы изучим все возможности, начиная с того, что разумная жизнь широко распространена и имеется практически на любой подходящей планете. В этом случае среднее расстояние между двумя разумными обществами равно десяти световым годам. Для сравнения напомним, что ближайшая звезда любого типа находится на расстоянии около одного светового года.

    Десять световых лет — это очень большое расстояние. Радиосигнал пройдет это расстояние за 10 лет… Поэтому связь с кем-нибудь на расстоянии 10 световых лет не будет похожа на телефонный разговор… Уверены ли мы в том, что сможем послать радиосигнал на 10 световых лет? На этот вопрос можно ответить вполне определенно».[82]

    Вряд ли есть смысл и дальше цитировать многочисленные высказывания видных астрономов и других ученых в поддержку идеи существования внеземной жизни. На сегодня эта идея пользуется достаточно широкой популярностью. Доводы в пользу представления о редкости жизни в Галактике выглядят весьма слабыми. Но существует еще один важный фактор, который необходимо учитывать в рассуждениях о контактах между цивилизациями: в истории человечества технический прогресс шел, как мы знаем, с огромным ускорением. Когда космическая цивилизация достигает своей «точки взлета», далее следует настоящий технологический взрыв. Люди старшего поколения хорошо помнят, что во времена их молодости не было самолетов, автомобилей, ракет, спутников, компьютеров, телевидения и атомных бомб. Болезни, которые сегодня легко излечиваются, были смертельно опасны, а о квалифицированной стоматологической помощи можно было только мечтать. Даже правила элементарной гигиены выглядели поразительным новшеством. Я вспоминаю обо всем этом вовсе не из желания еще раз покадить новоявленному богу прогресса. Главное, что необходимо осознать, — взрывной характер этого прогресса. Ведь все перечисленное появилось на протяжении жизни всего лишь одного поколения.

    «Точка взлета» — это, по всей вероятности, явление, общее для всех космических цивилизаций. Любая цивилизация во Вселенной либо уже прошла, либо должна пройти через нее. И, разумеется, время жизни одного поколения совершенно ничтожно по сравнению со сроками становления цивилизации или тем более — сроками образования планет. Отсюда следует, что любое общество, более высокоразвитое, чем наше, должно нас далеко опережать. Как только цивилизация достигает «точки взлета», она начинает развиваться с такой скоростью, что всякие сравнения с дотехнологическими обществами теряют смысл. Глупо думать, что те, кто идут впереди, опережают нас лишь на несколько лет ускоренного научно-технического развития; скорее уж — на несколько десятков тысяч лет. Техника и социальная структура таких обществ выходят далеко за границы нашего воображения. Во Вселенной, следовательно, должны существовать два типа цивилизаций: более низкоразвитые, чем земная, или «примитивные», и значительно более высокоразвитые — «магические». Та стадия, на которой сейчас находится земная цивилизация — уже не «примитивная», но еще и не «магическая», — настолько непродолжительна, что мы можем оказаться на данный момент единственной подобной цивилизацией в Галактике. В этом смысле наше положение может считаться привилегированным. Разумеется, говорить об одновременности в масштабах всей Галактики можно лишь условно. Но эту сторону вопроса мы пока можем не учитывать.

    Из приведенных выше рассуждений следует, в частности, один любопытный вывод. Если во Вселенной существуют два основных типа цивилизаций (помимо нашего собственного «промежуточного» типа), то к «примитивным» цивилизациям проявляют интерес лишь цивилизации «магические» — просто потому, что первые лишены всякой возможности общаться между собой. Такой была земная цивилизация лет сто тому назад — провинциальной, неторопливой, самоуверенной и полной разнообразных проявлений жестокости. Время от времени в ее лоне рождались пророки и мечтатели, которых сжигали на кострах или распинали, безуспешно пытаясь предотвратить таким образом распространение их идей. Но ни послать в космос, ни принять из космоса радиосигналы наша цивилизация не могла. Сегодня, достигнув «переходной» стадии развития, мы уже можем принять — хотя и не можем послать — такие сигналы с помощью существующего оборудования. Это значит, что вести межзвездный диалог способны только «магические» цивилизации. Располагая высокоэффективной техникой, они, вероятно, в состоянии перехватить сигналы земных радио - и телевизионных станций и узнать таким образом о нашем существовании. «Магические» цивилизации должны были разработать правила, по которым «примитивные» цивилизации принимаются в «Галактический клуб». Возможно, процедура приема земной цивилизации в это сообщество уже начата, и со временем мы станем одним из его членов. Но никакой лондонский клуб не желает иметь в своем составе дикаря в набедренной повязке, размахивающего копьем и отравленными стрелами. Точно так же на текущем этапе своего развития земная цивилизация не может рассчитывать на полноправное членство в «межзвездном клубе».

    Но я хочу обратить внимание читателя не только на то, что в Галактическом сообществе должно существовать деление на «старших» и «младших» (хотя бы в смысле некоторых ограничений для последних). Важнее понять, что уровень технического развития «старших» делает для них возможными и те вещи, о которых «младшие» могут только мечтать — например, межзвездные полеты. Расстояния в несколько световых лет, отделяющие цивилизацию от ее ближайших соседей, вполне могут быть преодолимы при наличии соответствующих транспортных средств. А если это так, то наша планета, которую любой внеземной астроном отметил бы как возможное пристанище для жизни, скорее всего уже была посещена внеземлянами во время их космических странствий. Это могло случиться на любом этапе долгой истории нашей планеты. Предположим, что наши далекие предки — пещерные люди — попали в поле зрения внеземных космических зондов. Тогда, как отмечают Саган и Шкловский, «интервалы между плановыми посещениями этой планеты могли быть уменьшены — скажем, до десяти тысяч лет. <… > Но если этот интервал не превышал нескольких тысяч лет, то не исключено, что контакт человека с внеземной цивилизацией мог произойти и в историческую эпоху».[83]

    Если бы подобное событие действительно произошло, оно непременно оказало бы существенное влияние на развитие человечества и было бы каким-то образом отмечено в его исторической памяти. Однако по прошествии нескольких тысяч лет следы его, скорее всего, стерлись бы практически полностью. Только в очень маловероятном случае — если бы сохранился какой-то однозначный след контакта — была бы надежда реконструировать обстоятельства подобного события. Сделать же это, опираясь на рассеянные фрагменты первоначальных сведений, было бы чрезвычайно трудно. Но не невозможно. Вернемся к процитированному отрывку из книги Сагана и Шкловского. Обсуждая возможность сохранения информации о прилете внеземной экспедиции в доисторические времена, авторы приводят в качестве иллюстрации встречу индейцев тлинкитов с французами, которая произошла в 1786 году и рассказ о которой дошел до современных этнологов в мифологизированной форме:

    «Достоверные сведения о прямом контакте с внеземной цивилизацией (ВЦ), случившемся на протяжении последних столетий, когда распространилось критическое мышление и рациональный подход к действительности, отсутствуют. Любое же более раннее сообщение такого рода неизбежно было бы искажено под влиянием господствовавших тогда взглядов на мир. Степень этого искажения зависит от того, как давно произошел контакт с ВЦ и каковы были его обстоятельства. [Пример,] хорошо иллюстрирующий подобную ситуацию, — рассказ о состоявшейся в 1786 году первой встрече между тлинкитами (народом, живущим на северо-восточном побережье Северной Америки) и французскими мореплавателями, которыми командовал Лаперуз. У тлинкитов нет письменных летописей. Столетие спустя один из их вождей рассказал об этом событии американскому этнографу Дж. Т. Эммонсу. Визит французских парусных судов описывался при этом в мифологических образах. Тем не менее суть дела была передана верно.

    Некий старый слепой воин, преодолев страх перед пришельцами, отправился на один из кораблей и занялся там меновой торговлей с европейцами. Несмотря на свою слепоту, он смог заключить, что обитатели кораблей — тоже люди. Его визит помог наладить активную торговлю между экспедицией Лаперуза и тлинкитами. Устная традиция сохранила достаточное количество сведений, чтобы можно было воссоздать реальную картину происшедшего. Этому не помешало даже то, что многие детали события были скрыты под мифологическими образами: например, корабли описывались как огромные черные птицы с белыми крыльями.

    Другой пример — народы Африки южнее Сахары, у которых в доколониальный период письменность отсутствовала и которые поэтому сохранили сведения о своей истории преимущественно в фольклоре. Их легенды и мифы, передаваемые от поколения к поколению, имеют большую историческую ценность».[84]

    Не знаю, почему Саган упомянул здесь именно народы Африки южнее Сахары, от которых пришли первые сведения на интересующую нас тему. Поскольку далее о них ничего не говорится, это, по-видимому, чистой воды совпадение. Но внимание Сагана привлекли удивительные истории о странных существах, которым приписывается основание шумерской цивилизации. Последняя (и это с неохотой признают многие археологи) возникла как бы на пустом месте. В классическом сочинении Александа Полигистора эти существа описываются как земноводные. По его словам, они предпочитали на ночь возвращаться в море, а днем могли оставаться на суше. Во всех сохранившихся текстах эти существа называются «полудемонами» или «разумными животными», но никогда — богами. По своим знаниям и продолжительности жизни они превосходили людей и со временем вернулись на своем корабле «к богам», захватив с собой образцы земной фауны. Я рассматриваю эти легенды в главе 9, а сохранившиеся тексты включены в приложение III. Впервые с 1876 года они публикуются без сокращений.

    Культура Шумера занимает очень важное место в истории. В следующих главах книги нам часто придется вспоминать о ее достижениях. Шумеры заложили основу цивилизации Двуречья, но более поздние государства этого региона — Вавилон и Ассирия — известны гораздо лучше. Шумерский язык довольно быстро уступил место аккадскому. Последний — это один из семитских языков; что же касается шумерского, то он не является семитским, и более того, до сих пор не удалось найти ни одного языка, который состоял бы с ним в генетическом родстве. В процессе смешения шумеры и аккадцы образовали единый этнос — наподобие того, как это позднее произошло в Британии с норманнами и англосаксами. Правда, аккадцы больше отличались от шумеров, чем англосаксы от норманнов, поскольку аккадцы, как уже говорилось, были семитами, а шумеры таковыми не были. Впоследствии господство над Месопотамией захватили вавилоняне и ассирийцы, а еще позднее — персы, жившие на востоке Месопотамии. Из шумеро-аккадской среды вышли и те семиты, которых мы знаем под именем евреев.

    Следует понимать, что в те времена, когда «жили» известные нам из Библии Ной и Авраам, евреев как таковых еще не было. «Ной», к примеру — это еврейское имя, под которым фигурирует главный герой значительно более древнего — шумерского — предания о Потопе.[85] Легенда о земноводных основателях цивилизации, которая вызвала такой интерес у Сагана, — также шумерская. Пока это, впрочем, не столь существенно. Я лишь хотел бы добавить, что евреи и арабы по традиции считаются потомками Авраама; последний же не был ни евреем, ни арабом.

    Теперь — несколько слов об африканских народах, которые явились первоначальным источником заинтересовавшей меня информации. Наиболее примечательный из этих народов — догоны, живущие сейчас в республике Мали. Города, ближайшие к их району обитания, — это Тимбукту и Бамако (в Мали) и Уагадугу в Буркина-Фасо (бывшая Верхняя Вольта). В самом начале моих исследований я обнаружил статью, написанную французскими этнологами М. Гриолем и Ж. Дитерлен и опубликованную в этнографическом журнале.[86] Статья была написана по-французски; ее перевод впервые публикуется в настоящей книге (см. приложение I). Я решил опубликовать полный перевод этой статьи, чтобы избавить читателей от трудностей поиска французского журнала, в котором она впервые вышла в свет. Кроме того, исходный текст статьи был бы доступен только для тех, кто читает по-французски. Теперь же полный текст статьи — со всеми ссылками и примечаниями — доступен для любого желающего. Поэтому я могу обойтись без пересказа ее содержания.



    Рис. 2. Вид Тимбукту в 1830 г., когда этот город впервые предстал перед взором европейских путешественников (Rene Caillie. Travels through Central Africa to Timbuctoo; and Across the Great Desert, to Morocco; Performed in the Years 1824–1828. 2 vols, London, 1930). Кайи был первым западным исследователем, сумевшим добраться до этого дивного города, затерянного в глубине африканского материка. Он писал: «Город Тимбукту образует треугольник с периметром около пяти километров». Большое здание — это Великая мечеть. До места обитания догонов Кайи не добрался, но он встречался с бамбара и впоследствии писал о них: «Никогда раньше я не встречал таких веселых людей, как бамбара. На закате они собираются под деревьями у входа в деревню и всю ночь танцуют под довольно приятную музыку… В общении они вежливы и доброжелательны…»



    Рис. 3. Место обитания народа догонов.

    Впервые прочитав эту статью, озаглавленную «Суданская система Сириуса» (имеется в виду бывший Французский Судан, а не Республика Судан, находящаяся более чем в тысяче миль к востоку от этого района, южнее Египта), я едва мог поверить своим глазам. Передо мной лежал этнографический отчет о четырех племенах, включая догонов, которые хранят в качестве своих наиболее тайных религиозных преданий знания о системе звезды Сириус, включая и такие сведения об этой системе, которые отсталые племена явно не могли получить самостоятельно.

    Для догонов самая важная звезда на небе — Сириус В, который невозможно увидеть без телескопа. Они и не отрицают, что эта звезда невидима. Но как же, в таком случае, догоны узнали о ее существовании? Как пишут Гриоль и Дитерлен, «вопрос о том, как люди, не располагавшие никакими оптическими инструментами, смогли узнать о движении практически невидимых звезд и определить некоторые их характеристики, не только не был решен, но даже не ставился». Тем не менее Гриоль и Дитерлен склонны называть Сириус В всего лишь «практически невидимой» звездой. На самом деле для невооруженного глаза он абсолютно невидим; чтобы наблюдать Сириус В, необходимо иметь сильный телескоп. Как же можно объяснить существование этих знаний?

    Гриоль и Дитерлен совершенно определенно говорят о том, что большая и яркая звезда Сириус интересует догонов значительно меньше, чем его крошечный спутник, который они называют По толо (толо значит «звезда»). По — это зерно злака, в Западной Африке обычно именуемого «фонио». Его ботаническое наименование — Digitaria exilis. Говоря о звезде По, Гриоль и Дитерлен называют ее «звезда Дигитария» или просто «Дигитария». Существенно, что зерно По — самое маленькое из зерен, известных доганам. Оно действительно крайне мало по размерам и не употребляется в пищу ни в Европе, ни в Америке. Для догонов мелкое зернышко символизирует небольшую звезду, отсюда и название звезды.

    В статье также говорится: «Не Сириус, однако, является основанием этой системы: он — только один из фокусов орбиты маленькой звезды Дигитария, По толо… которая играет главную роль и на которой поэтому концентрируется все внимание мужчин-посвященных». Неспециалист вряд ли заметит, насколько это утверждение необычно. Но ведь догоны четко указывают на то, что главная звезда этой системы — Сириус А — расположена в одном из фокусов яйцеобразной или эллиптической орбиты Дигитарии (см. рис. 8 и 9, а также иллюстрации к статье Гриоля и Дитерлен в приложении I). Разумеется, геометрический термин «фокус» принадлежит этнологам. Однако они лишь точно перевели то, что догоны сказали на своем родном языке. Последние же и говорят, и изображают на рисунках (см. рис. 4 и 8) орбиты, движение по которым подчиняется законам Кеплера. Йоганн Кеплер (1571–1630) почти четыре века тому назад предположил, что небесные тела движутся не по «совершенным» круговым траекториям. Ему пришла в голову блестящая догадка о том, что орбиты планет представляют собой эллипсы, а Солнце находится в одном из двух фокусов каждого из них. Большинство людей, с которыми я говорил, не имеют об этом никакого представления. Даже если они и проходили в школе законы Кеплера, то давно забыли о них. А многие совершенно искренне не помнят, что такое эллипс, пока им его не покажешь.



    Рис. 4. S — Сириус A; S2 — одно из положений Сириуса В; S3 — еще одна звезда; Р — одна из планет системы Сириуса.

    Можно сказать, что эллипс — это нечто вроде вытянутой окружности. Представьте себе, что вы растягиваете окружность в разные стороны, «разрывая» ее центр. Естественно, круг станет более плоским вверху и внизу и более выпуклым — по бокам. Две «части» центра окажутся лежащими на прямой, соединяющей самые отдаленные точки получившейся фигуры. Эти «части» и называются «фокусами эллипса». Если бы вы положили ладони на выпуклые стороны эллипса и стали их сжимать, вы могли бы вернуть его к состоянию «нормальной» окружности.


    Рис. 5. Эллипс.

    Но вот о чем прошу я читателей подумать: откуда племя догонов, не имеющее о теории Кеплера никакого понятия, знает обо всем этом? Эта теория была создана еще в XVI веке — но многое из того, что известно догонам, было открыто европейскими астрономами лишь в конце двадцатых годов двадцатого столетия! Я посылал специальный запрос руководителям французского ордена Белых отцов, занимавшихся миссионерской деятельностью в Африке, и они подтвердили, что никакие миссионеры не пытались просвещать догонов до 1931 года, когда Гриоль и Дитерлен впервые оказались в районе плато Бандиагара.

    Как они догадались хотя бы о существовании эллиптических (а не просто круговых) орбит, не говоря уже о том, чтобы применить эту идею к объяснению движения невидимой звезды в далеком космосе? Откуда догоны знают, что Сириус В находится именно в одном из фокусов эллипса, а не где-то еще? Почему не в центре? Для людей, далеких от науки, было бы совершенно естественно предположить — даже говоря об эллиптической орбите спутника звезды, что сам Сириус расположен в центре этого эллипса. Но нет! Они слишком хорошо понимают суть дела, чтобы допустить такую ошибку. Ибо суть первого закона Кеплера состоит не только в том, что орбиты планет имеют эллиптическую форму, но и в том, что Солнце находится в одном из фокусов эллипса. Только таким образом можно объяснить движения планет.

    С другой стороны, дело, конечно, не в личности Кеплера. Эллиптические орбиты — это, так сказать, универсальная истина, равно справедливая для Солнечной системы, любой звезды в Галактике и любой другой галактики. Кеплер ничего не придумывал, он просто открыл один из законов природы. Так что догоны могли о Кеплере ничего и не знать. Все, что необходимо, — это объяснить, из какого источника они получили сведения об этом законе природы. Учтем, что, насколько можно судить, ни одной из древних африканских культур он не был известен.



    Рис. 6. У окружности один центр, у эллипса — два фокуса.



    Рис. 7. Солнце находится в одном из фокусов орбиты планеты.

    На рис. 8 я сравниваю догонское изображение орбиты Сириуса В, по которой он движется вокруг Сириуса А, с современным. Правильность последнего была недавно подтверждена исследованиями Линденблада. Кроме того, на рис. 9 те же изображения даны в линейной перспективе, развернутые во времени. Я вовсе не утверждаю, что догонские рисунки абсолютно точны. Но их сходство с современной диаграммой столь разительно, что даже самый неподготовленный наблюдатель это заметит. В точных измерениях здесь нет необходимости. Вполне очевидно, что догоны обладают достаточно верным общим представлением о наиболее неочевидных и «тонких» аспектах движения Сириуса В вокруг Сириуса А.



    Рис. 8. Слева: орбита Дигитарии (Сириуса В), как ее изображают догоны. Справа: орбита Сириуса В в соответствии с современными астрономическими данными.

    Им, в частности, известен период обращения Сириуса В, составляющий 50 лет. Говоря о церемониях Сиги, Гриоль и Дитерлен замечают: «Период орбиты умножают на два, получая сто лет, так как праздники Сиги объединяются в пары «близнецов», и подчеркивая тем самым основной принцип близнечности».

    Догоны утверждают, что Сириус В вращается вокруг своей оси, что свидетельствует об их глубоких познаниях в звездной динамике. Звезды, действительно, не только движутся в пространстве, но и вращаются вокруг своих осей. Но как могли узнать об этом догоны?! «Двигаясь в пространстве, Дигитария также вращается с периодом в один год, и в честь этого вращения проводится ритуал бадо». Современной астрономии период вращения Сириуса В вокруг его оси неизвестен; звезда эта столь мала, что еле видна даже в телескоп. Я спросил одного астронома — Дж. Вегнера, работающего на кафедре астрономии и в астрономической обсерватории Оксфордского университета, может ли период вращения Сириуса В составлять один год. Он ответил, что определить этот период пока невозможно, но год — величина вполне допустимая. Другими словами, это не исключено — что мне, собственно, и хотелось узнать.

    Догоны говорят о Сириусе В как о «бесконечно малой» звезде. Как мы знаем, Сириус В относится к классу белых карликов, самых маленьких видимых звезд во Вселенной. Но что еще более замечательно — так это то, что они добавляют: «Звезда, считающаяся самой маленькой, является и самым тяжелым небесным телом: «Дигитария — самая маленькая из всех вещей. Она — самая тяжелая звезда». Она состоит из металла сагала, который немного более блестящ, чем железо, и столь тяжел, что «все земные существа, объединившись, не могут ее поднять». В действительности вес звезды равен… весу всех семян, или же весу всего железа на земле… «(это цитата из статьи Гриоля и Дитерлен).



    Рис. 9 Орбиты Дигитарии и Сириуса В в линейной перспективе (слева — на основе представлений догонов, справа — по современным астрономическим данным).

    Итак, можно заключить, что догонское представление о Сириусе В соответствует всему тому, что о нем знает наука, и даже содержит некоторую дополнительную информацию. Они говорят, что эта звезда невидима невооруженным глазом, но тем не менее знают о ее существовании. Они говорят, что ее период обращения составляет 50 лет, и это действительно так. Они говорят, что Сириус А не находится в центре ее орбиты, и это тоже верно. Они говорят, что Сириус А располагается в одном из фокусов эллиптической орбиты Сириуса В, — и это бесспорно справедливо. Они говорят, что Сириус В — одна из самых маленьких звезд, и это тоже справедливо (если отвлечься от совершенно невидимых нейтронных звезд). Они говорят, что Сириус В состоит из вещества, именуемого сагала (это слово производно от корня со значением «мощный») и что этого вещества на Земле нет. Вещество сагала тяжелее, чем все земное железо, и это опять-таки верно. Ибо Сириус В действительно состоит из сверхплотного вещества, которое на нашей планете не встречается.

    Все эти сведения образуют самую священную и тайную традицию догонской культуры, основу религии и всей жизни этого народа. В ней присутствуют сведения и о третьей звезде системы Сириуса — Эмме йа толо, — которая, как утверждают догоны, в четыре раза легче, чем Дигитария, и «движется в том же направлении по более протяженной траектории, проходя ее за то же время (50 лет). Их взаимное расположение таково, что угол между их радиусами является прямым». Вокруг Эмме йа толо, в свою очередь, вращается еще один спутник. Догоны, таким образом, знают, что не только звезды могут быть спутниками звезд. Об Эмме йа толо они говорят: «Это «солнце женщин»… «маленькое солнце»… Ее сопровождает спутник, именуемый «звезда Женщин»… или Козий Пастух… »

    Знания об этой звездной системе лежат в основе цикла мифов о сотворении мира. Догоны, в частности, говорят, что Сириус В «неустанно вращается вокруг Сириуса… но никогда не достигает его». Со всеми перечисленными выше фактами связаны различные мифологические сюжеты и персонажи. Я попытался извлечь из статьи факты как таковые и представить их вниманию читателей. Теперь вам, по-видимому, понятно, почему я вынужден включить в книгу полный перевод статьи Гриоля и Дитерлен. Изложенные сведения столь невероятны, что, не сделай я этого, меня могли бы заподозрить в фальсификации.

    Обратимся теперь к другой работе Гриоля и Дитерлен, более полной и обстоятельной, чем статья «Суданская система Сириуса». Я имею в виду книгу «Бледный Лис», опубликованную в 1965 году.[87] К сожалению, объем этой книги исключает возможность публикации ее в виде приложения к чему бы то ни было. «Бледный Лис» вышел из печати через десять лет после кончины Марселя Гриоля. Он, в частности, содержит размышления Жермены Дитерлен по поводу догонской системы Сириуса. Подводя итоги их совместных с Гриолем исследований (а «Бледный Лис» представляет собой лишь первый том в задуманной серии публикаций), профессор Дитерлен включила в книгу краткое приложение, содержащее астрономические сведения о строении системы Сириуса. Это отрывок из статьи д-ра П. Бэза, опубликованной в 1931 году в журнале «L'Astronomie». В нем рассказывается об обстоятельствах открытия спутника Сириуса и приводятся данные о «параметрах его орбиты, периоде обращения и плотности».[88] С момента публикации в 1950 году статьи «Суданская система Сириуса» степень ее удивления явно выросла. Но будучи настоящим ученым, г-жа Дитерлен ограничивается фактами,[89] не пытаясь делать никаких особых выводов и даже не акцентируя внимания читателя на связи астрономических реалий с догонской традицией. Я утверждаю с полной определенностью, что ни Марсель Гриоль, ни Жермена Дитерлен нигде и никогда, насколько мне известно, не говорили ни о каких контактах между догонами и внеземлянами. Они даже избегали прямых указаний на явную невозможность для догонов знать те вещи, о которых они тем не менее знают. Я лично не смог бы, открыв нечто подобное, просто сказать: «Проблема того, как… не была не только решена, но даже не ставилась». Подобная сдержанность столь поразительна, что сама по себе говорит в пользу открытий Гриоля и Дитерлен. Если бы они начали рекламировать свои находки — думаю, я лично никогда не отнесся бы к ним серьезно. Скорее всего, я счел бы их весьма сомнительными.

    Я сел и заново переписал мою книгу в свете значительно более полной информации «Бледного Лиса» (я пользовался рукописным переводом — но в 1986 году был опубликован хороший английский перевод этой фундаментальной монографии, выполненный Стивеном Инфантино и опубликованный Фондом Континуум). В главе 9 мы рассмотрим некоторые из этих дополнительных сведений.

    «Бледный Лис» сообщает много нового о догонских поверьях и знаниях, связанных с астрономией в целом и системой Сириуса в частности. К примеру, о Луне догоны говорят, что она «сухая и мертвая, как высохшая кровь».[90] Догонские изображения планеты Сатурн включают кольцо вокруг нее (см. рис. 10). Доганам также известно, что планеты вращаются вокруг Солнца. Кстати говоря, планеты именуются толо таназе — «звезды, которые описывают круги».[91] Это, однако, не значит, что они обращаются вокруг Земли: «Юпитер следует за Венерой, медленно вращаясь вокруг Солнца».[92] Различные положения Венеры на небосводе представлены занимающей большую площадь группой алтарей и поднятых на возвышения камней.[93] Они лежат в основе одного из догонских календарей.[94] Всего таких календарей четыре. Три из них — солнечный, венерианский и сириусный календари — носят литургический характер, а четвертым — лунным — руководствуются при проведении земледельческих работ.[95]


    Рис. 10. Догонский рисунок, изображающий орбиту планеты, вращающейся вокруг Эмме йа толо — Сириуса С.


    Догоны знают еще о четырех невидимых простым глазом небесных телах, помимо Сириуса В и других компонентов системы Сириуса. Эти четыре тела находятся в нашей Солнечной системе. Так, для догонов не является секретом существование четырех больших Галилеевых спутников Юпитера. Они именуются Галилеевыми, так как Галилео Галилей открыл эти спутники, когда впервые взглянул на небо через телескоп. Другие спутники Юпитера невелики по размерам и не играют особой роли: это астероиды, некогда попавшие в ловушку гравитационного поля гигантской планеты. (Считается, что они захвачены из пояса астероидов, расположенного между орбитами Марса и Юпитера. Некоторые астрономы полагают, что он возник в результате взрыва некогда существовавшей там планеты.) Догоны говорят: «Рана, полученная [Лисом], все еще кровоточила. Кровь из его половых органов пролилась на землю, но Амма поднял ее в небо в виде четырех спутников, которые вращаются вокруг Дана толо, Юпитера… «Эти четыре маленьких звезды представляют собой подпорки для Юпитера… «Когда Юпитер изображается с помощью камня, его подпирают четырьмя другими камнями».[96] Догонское изображение Юпитера можно видеть на рис. 11. Гриоль и Дитерлен описывают его следующим образом:

    «Эта фигура представляет собой планету — круг, по бокам которого расположены четыре спутника, именуемые Ддмя толоунум — дети Дана толо (Юпитера). Эти четыре спутника, отождествляемые с четырьмя разновидностями сене (акации), возникли из капель крови, вытекшей из отрезанных половых органов Лиса. «Четыре маленьких звезды — это подпорки Юпитера»… Участки между ними обозначают времена года. Спутники вращаются вокруг Юпитера, и их движение способствует росту листьев сене, ибо ночами деревья сене движутся подобно тому, как звезды движутся в небе. Эти растения вращаются вокруг своих осей, как спутники…»[97]

    Гриоль и Дитерлен добавляют в сноске, что «стволы некоторых разновидностей сене закручены наподобие спирали. Поэтому не принято строить дома из дерева сене; в противном случае дом мог бы начать «вращаться». Ночные «движения» сене, как считается, привлекают внимание «блуждающих» душ мертвых».


    Рис. 11. Догонский рисунок, изображающий Юпитер с его четырьмя Галилеевыми спутниками.


    Что касается Сатурна, изображенного на рис. 12, догоны особо подчеркивают наличие у него «гало», видимого только в телескоп. Согласно Гриолю и Дитерлен, «… догоны утверждают, что вокруг этой планеты существует постоянное гало, не похожее на то, которое иногда можно видеть вокруг луны… Эта звезда всегда связывается с Млечным Путем».[98]

    Сатурн известен догонам как «звезда пределов места»,[99] имеющая какое-то отношение к Млечному Пути. Смысл этого выражения далек от ясности, и этнологи говорят, что этот вопрос нуждается в дополнительном изучении.[100] Не исключено, что Сатурн «ограничивает» пространство Солнечной системы, как бы отделяя ее от Млечного Пути, в котором расположена наша планетная система. Поскольку Сатурн — самая дальняя планета, упоминаемая догонами, такое значение можно считать допустимым. Догоны понимают, что Земля также является частью Млечного Пути.[101]

    «… Млечный Путь состоит из звезд, движущихся по спирали внутри «спирального звездного мира», в котором находится Земля. В этом «звездном мире» ось («развилка Аммы»), вокруг которой они движутся, соединяет Полярную звезду с… «и т. д. О Млечном Пути говорят как о «более далеких звездах» (имеется в виду: более далеких, чем планеты).


    Рис. 12. Сатурн и его кольцо. Догонский рисунок.


    Гриоль и Дитерлен сообщают, что, по мнению догонов, «существует бесконечное число звезд и спиральных миров».[102] Толо, или «звезды», делятся на три типа: «Неподвижные звезды входят в «семью звезд, которые не вращаются» (вокруг другой звезды)., планеты входят в «семью звезд, которые вращаются» (вокруг другой звезды)… спутники называются толо гонозе — «звезды, которые описывают круги».[103] Движение небесных тел подобно движению крови в живом организме. Планеты и спутники — это «циркулирующая кровь».[104] Из этого, кстати говоря, следует важный вывод: догоны имеют собственное, не заимствованное у европейцев, представление о кровообращении. Кровообращение, как известно, было открыто англичанином Уильямом Гарвеем (1578–1657). Сколь это ни странно, но до него подобная мысль никому в голову не приходила. Джон Обри, автор «Кратких жизнеописаний», хорошо знавший Гарвея, передает его слова: «Я слышал, как он рассказывал, что после выхода его книги о кровообращении «чернь полагала, что он сошел с ума».[105] Догоны, однако, не склонны подозревать в психической неполноценности своих мудрецов, разделяющих эту точку зрения. Вот как они представляют себе указанный процесс:

    «Движение крови в теле, которая циркулирует внутри органов брюшной полости, объединяет, с одной стороны, «чистую» кровь, а с другой — «масляную»: таков путь слова. Водяная — или чистая — кровь движется через сердце, затем через легкие, печень и селезенку; масляная кровь проходит через поджелудочную железу, почки, кишечник и половые органы».[106]

    ПОСТСКРИПТУМ

    Вообще-то первыми открыли кровообращение китайцы, но до 1546 года европейцы об этом не знали. Еще до Гарвея некоторые европейские мыслители — такие, как Мигель Сервет, Джордано Бруно и некоторые другие — также полагали, что подобное явление существует. Китайцы, однако, знали о нем начиная примерно с шестого века до нашей эры. Сохранился классический трактат «Учебник телесной медицины Желтого императора», составленный во II в. н. э., в котором система кровообращения описана с поразительной точностью. Но в течение двух тысячелетий это знание не покидало пределов Поднебесной — и, во всяком случае, никак не могло стать известным небольшому западноафриканскому народу. (Подробности см. в моей книге по истории китайской науки: Temple R. K. G. The Genius of China. N. Y.: Simon and Schuster, 1986.)

    Догоны говорят: «… Пищу, которую вы едите, и напитки, которые вы пьете, Амма превращает в красную кровь; белая кровь очень плоха».[107] Они также говорят: «Сущность потребляемых продуктов питания переходит в кровь».[108] Они знают, что кровь движется через внутренние органы, «начиная с сердца».[109] Похоже, что догоны даже понимают, какую роль в кровообращении играет кислород — или, как минимум, воздух. Они отождествляют воздух со «словом», которое, как утверждается, проникает в кровь, принося с собой «питание для внутренних органов» с помощью «импульса, создаваемого сердцем». «Усвоение «слова» (воздуха) в теле также связано с пищей, питающей кровь. Все органы дыхания и пищеварения имеют отношение к этому усвоению».[110]

    Млечный Путь, который уподобляют, как я уже сказал, текущей крови, описывается следующим образом: «… термин йалу уло обозначает Млечный Путь, или нашу Галактику, — звездный мир, частью которого является Земля и который вращается по спирали… [Количество] спиральных звездных миров, созданных Аммой, почти бесконечно… Спиральные звездные миры заполняют Вселенную — бесконечную, но измеримую».[111] Амма — это верховный бог догонов, создатель Вселенной. Существует интересный рассказ об Амме и его творении: «Процесс приготовления пива напоминает о важной роли, которую играло брожение во время сотворения мира… Брожение представляет собой «воскрешение» зерен, уничтоженных в ходе пивоварения. <… > Жизнь… подобна брожению. Многое сбраживалось внутри Аммы» при сотворении мира.[112] «Вращаясь и танцуя, Амма создал все спиральные звездные миры Вселенной».[113] «Результатом работы Аммы стала Вселенная, состоящая из звездных миров, которые вращаются по спирали».[114]

    Мысль о том, что разумная жизнь существует не только на Земле, представляется догонам вполне естественной. Они говорят:

    «Спиральные звездные миры населены, ибо, создав вещи, сформировав мир и придав ему движение, Амма одновременно создал и живых существ. На других «Землях», как и на нашей Земле, есть живые существа. Это изобилие жизни иллюстрируется комментарием к мифу, в котором говорится: человек живет на четвертой Земле, на третьей Земле есть «рогатые люди», иннеу гам-муругу, на пятой — «хвостатые люди», иннеу дуллогу, на шестой — «крылатые люди», иннеу буммо, и т. д. Невежество догонов в отношении реальных характеристик жизни на других мирах сочетается, таким образом, с их уверенностью в том, что она, безусловно, существует».[115]

    Догоны знают, что Земля вращается вокруг своей оси. Когда Лис проходит по нарисованным на песке таблицам для гадания, «планета начинает вращаться под действием [его] лап».[116] «Если после Лиса остается только след его хвоста, это изображение сравнивают с движением Земли вокруг ее оси. Говорят: «Лис повертел хвостом, Земля повернулась вокруг своей оси».[117] «Таким образом, гадательная таблица представляет Землю, «вертящуюся под действием лисьих лап», в то время как он идет вдоль ее полей; обучающая же таблица представляет собой пространство, в котором движется Земля, а также и Солнце с Луной, помещенные Ам-мой вне пределов досягаемости со стороны Лиса».[118] «Обучающая таблица», о которой здесь идет речь, имеет двенадцать полей, образующих лунный календарь, в котором каждый месяц представлен одним полем. В «Бледном Лисе» она изображена на рисунке 96. Таким образом, эти двенадцать месяцев охватывают «пространство, в котором движется Земля», или, иными словами, соответствуют годичному вращению Земли вокруг Солнца. Помимо движения вокруг Солнца, Земля каждые сутки делает также оборот вокруг своей оси. Орбита Земли вокруг Солнца — это и есть «пространство Земли».

    Догоны понимают, что именно вращение Земли вокруг ее оси лежит в основе кажущегося вращения небосвода. Они говорят о «кажущемся движении звезд с востока на запад, как оно видится людям».[119] Догоны, таким образом, не разделяют известного заблуждения наших европейских предков, которые в течение тысячелетий думали, что небо и звезды вертятся вокруг Земли. (Впрочем, существует одно исключение, которого, насколько мне известно, не заметил ни один историк науки. Я вкратце излагаю эту «тайную» традицию в приложении II — тем более что она имеет определенное отношение к тайне Сириуса.)

    Догоны пользуются понятием «плацента» для обозначения звездных и планетных систем. Наша Солнечная система, насколько можно судить, именуется «плацентой Ого»,[120] а система звезды Сириус — «плацентой Номмо».[121] Ном-мо — это собирательное имя великого культурного героя и основателя цивилизации, пришедшего из системы Сириуса, чтобы создать на Земле цивилизованное общество. Номмо (это слово следует употреблять во множественном числе) были земноводными существами. Далее, на рис. 5 2 и 54, воспроизведены их изображения, сделанные доганами. Номмо более или менее соответствуют шумеро-вавилонскому Оаннесу.

    Вот в каких словах Гриоль и Дитерлен описывают представление догонов о «космических плацентах»:

    «Две системы… лежат в основе различных календарей, придавая необходимый ритм жизни и деятельности людей. <… > Одна из них, ближайшая к Земле, будет иметь своей осью Солнце, являющееся знаком остатка плаценты Ого, а другая, более отдаленная — Сириус, знак плаценты Номмо, управителя Вселенной».[122]

    Движение небесных тел в этих «плацентах» ассоциируется с кровообращением, а сами небесные тела — с комками, образующимися в крови при ее свертывании. Эта схема применяется и к самым большим по размерам космическим системам: «… напомним, что Млечный Путь представляет собой «дорогу крови»;[123] «… планеты и спутники отождествляются с движущейся кровью и с присутствующими в ней «семенами».[124] Система Сириуса, известная доганам как «Земля рыбы»,[125] представляет собой плаценту Номмо, именуемую также «двойной небесной плацентой».[126] В этом выражении речь идет о двойной звезде. «Земля», существующая в системе Сириуса — это «чистая Земля», тогда как существующая в нашей Солнечной системе — «нечистая Земля».[127]

    Посадка Номмо на нашей планете именуется «днем рыбы»,[128] а планета в системе Сириуса, с которой он прилетел, — это «[чистая] Земля дня рыбы… не [наша] нечистая Земля».[129] В нашей Солнечной системе все планеты родились из плаценты Солнца. Так, о Юпитере говорится, что он «возник из крови, которая пролилась на плаценту».[130]

    Планета Венера также образовалась из крови, пролившейся на плаценту.[131] (Венера «была кроваво-красной при своем рождении, но постепенно побледнела».[132]) Марс тоже возник в результате свертывания «крови».[133] Как сказано выше, догоны считают нашу Солнечную систему плацентой нечистого существа — Ого. Земля же, что весьма существенно, — это «место, где пуповина Ого соединялась с его плацентой…».[134] Другими словами, Земля — это место, где Ого был, так сказать, «введен» в нашу планетную систему. Лис Ого, судя по всему, символизирует самого человека, несовершенный вид разумных существ, возникший на этой планете в Солнечной системе, с которой соединена его «пуповина».

    Ого — это мы сами, во всей нашей космической нечистоте. Мысль об этом, конечно, шокирует. В догонском мифе Ого восстал против бога при сотворении мира и остался «неполным» существом. В традиции христианского Запада ему соответствует Люцифер. Догоны не устают повторять, что Номмо был принесен в жертву ради человечества и для того, чтобы очистить Землю от последствий «восстания» Ого. Параллель с Христом совершенно очевидна, она включает даже распятие на дереве, смерть и воскресение. Но религиозная сторона проблемы меня интересует в последнюю очередь. Если кто-либо из читателей сочтет необходимым, он может заняться анализом этого вопроса по собственной инициативе. Единственная причина, по которой я упоминаю, что Ого, то есть мы сами, можем быть космическими париями, — это надежда, что мы не навсегда останемся таковыми. Догоны, во всяком случае, выражают надежду на «искупление», как это сделал Иисус Христос в Его великом послании человечеству. «Искупление» может, однако, пониматься по-разному. Мне кажется, что разумнее понимать «грех» не как нарушение социальных норм, а скорее как форму «космической нечистоты», в духе того же Ого. Я всегда полагал, что преступления, в которых повинны христиане, во многом связаны с неправильным пониманием слова «грех», позволяющим использовать его как своего рода оружие против несогласных. Стремление к освобождению от «космической нечистоты» может быть ближе к истине. Не исключено, что правы авторы, утверждающие, что в основе всех бед человечества лежит какая-то генетическая ошибка. Но если это так, то не находимся ли мы сейчас в космическом карантине?

    Догоны верят, что Номмо еще вернется. В небе снова появится некая звезда,[135] которая явится «знаком воскрешения Номмо». Когда Номмо впервые приземлился на этой планете, он «одержал победу над Лисом, предрекая тем самым свое будущее владычество над Землей — творением Лиса».[136] Возможно, таким образом, что звероподобная природа человека была в значительной мере изменена к лучшему еще в далеком прошлом. Может быть, именно те космические пришельцы, которых догоны называют Номмо, «победили в нас Лиса» и дали человечеству лучшее, что есть в его цивилизации. Сегодня мы остаемся странной смесью дикости и цивилизованности, продолжая бороться с Ого, все еще таящимся внутри нас.

    Вот как описывают догоны движение небесных тел: «… Земля вращается вокруг своей оси и движется вокруг Солнца… Луна описывает коническую спираль в своем движении вокруг Земли. Солнце посылает свет в пространство и на Землю…»[137] Солнце — это «остаток плаценты Ого»[138] и центр нашей планетной системы. По какой-то причине — догоны утверждают, что этой причиной стало посещение Земли земноводными основателями цивилизации с одной из ближайших звезд, — в основе жизни и верований этого народа лежит не все это планетное великолепие, а лишь одна звезда с ее невидимыми простым глазом спутниками. Почему именно она? Действительно ли то объяснение, которое предлагают догоны, соответствует истине? А если да, вернется ли Номмо на Землю снова? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо для начала детально разобраться в знаниях догонов. В «Бледном Лисе», например, говорится (в отличие от статьи, опубликованной в «Журнале общества африканистов»), что звезда Эмме йа в системе Сириуса может иметь период обращения не 50 лет, а 32 года. Она больше, чем Сириус В, и «в четыре раза легче». По отношению к Сириусу А позиции По толо и Эмме йа толо таковы, что они образуют с этой звездой прямой угол. Сириус В «наблюдает» за Сириусом С, причем последний служит «посредником», передающим его «приказы» Сириусу А.[139] Сегодня мы знаем, что такое небесное тело действительно существует. Предсказание догонов удалось проверить и установить, что в целом они правы. Что же касается конкретных параметров орбиты Сириуса С, то ожидать здесь полного соответствия между мифом и данными астрофизики, конечно, не приходится. Хранящаяся в мифах информация о реальных явлениях неизбежно искажается в ходе ее передачи от поколения к поколению.

    У догонов существует выражение добрых пожеланий по случаю встречи или расставания, с которым обращаются к другу или родственнику: «Да поможет тебе сидеть бессмертный Амма!»[140] Пожалуй, нам также пора присесть, ибо мы вот-вот нырнем в темные воды прошлого нашей планеты, и не исключено, что результатом этого могут явиться существенные изменения в наших представлениях о нем. Помимо того, что у нас есть шансы найти свидетельства о состоявшемся некогда контакте между людьми и инопланетянами, мы можем открыть, что и сам Древний мир по мере нашего углубления в прошлое начинает выглядеть все более странно. «Плотность тайн» заметно растет. Это чем-то напоминает попытку выяснить, из чего делается сахар: легкий сироп неожиданно превращается в вязкую патоку, свойства которой никак не соответствуют ожидаемым. То же происходит и с прошлым. Из его дверей, покрытых затвердевшей паутиной, доносятся голоса наших забытых предков.


    Общий вид догонской деревни Комакан в Мали. © А. Коста


    Догонская деревня Сонго в Мали. © А. Коста.


    Дом догонского жреца около Санга, Мали. На стене здания видны следы возлияния, посвященного Амме — единственному богу догонов. © А. Коста.



    Древние пиктограммы, сохранившиеся на стенах священной пещеры в Сонго, Мали. Догоны используют эту пещеру для своих религиозных церемоний на протяжении многих столетий. © А. Коста.



    Танцоры на великом празднестве Сиги, состоявшемся в Комакане в 1863 г. и посвященном системе Сириуса. © А. Коста.



    Танцоры, одевающиеся перед своим выступлением на празднестве Сиги, в деревне Комакан. © А. Коста.



    Догонские танцоры, направляющиеся к центральной площади деревни Комакан для участия в праздновании Сиги. © А. Коста.



    Группа из трех маленьких керамических фигурок, изображающих земноводных разумных существ или жрецов, исполняющих их роли. Высота каждой из статуэток — 12,6 см. Тайник с этими статуэтками был, как полагают, найден при раскопках вавилонского города Ниневия в середине девятнадцатого века. В настоящее время они хранятся в Отделе западно-азиатских древностей Британского музея (инвентарные номера 91835–91637). Фигурки представляют собой изображения троих (из семи) мудрецов, или апкаллу, известных также под именами Оаннес и Дагон и создавших шумерско-вавилонскую культуру. Обычно подобные статуэтки помещали в фундаменты храмов и других зданий, имевших важное религиозное значение.


    Примечания:



    1

    Строго говоря, в 1976 году вышли три издания «Мистерии Сириуса», и каждое последующее было более полным.



    7

    West John Anthony. Metaphysics by Design: Harmony and Proportion in Ancient Egypt. Second Look, Vol. I, No. 8, June 1979, pp. 2–5.



    8

    West John Anthony. Serpent in the Sty: The High Wisdom of Ancient Egypt. Wildwood House, London, 1979.



    9

    Ibid, pp. 109–110.



    10

    Ibid, pp. 229–230.



    11

    Ibid, p. 107.



    12

    Schwaller de Lubicz R. A. Sacred Science: The King of Pharaonic Theocracy. Translated by Andre and Goldian Vanden Broeck. Inner Traditions International. Rochester, Vermont, USA, 1982, p. 96.



    13

    West J. A. Serpent in the Sky, p. 202.



    14

    Ibid.



    70

    Cameron A. G. W. Ed. Interstellar Communication, N. Y.: W. A. Benjamin, 1963. См., в частности, стр. 75, 88, ПО и особенно 176. (Эта книга переведена на русский язык: Межзвездная связь. М.: Мир, 1965.)



    71

    См., напр.: Sagan С. and Shklovskii I. S. Intelligent Life in the Universe. N. Y.: Dell, 1966, pp. 437, 440–464.



    72

    Этим астрономом был Йоганн Фридрих Бессель, и свое открытие он сделал в 1834 году. Незадолго до своей смерти в 1844 году Бессель понял, что Сириус должен быть двойной звездой. В 1862 году американец Алвен Кларк взглянул на Сириус через самый большой — для того времени — телескоп и увидел около него слабую светящуюся точку. Так был открыт Сириус В. В 1915 году д-р У. С. Адаме из обсерватории Маунт Вильсон измерил температуру спутника Сириуса и установил, что она равна 8000°, то есть примерно в полтора раза выше солнечной. Сириус В оказался очень горячей звездой, излучающей с единицы своей площади в 3–4 раза больше света и тепла, чем Солнце. Впоследствии удалось вычислить диаметр этой звезды (он всего лишь в три раза превышает диаметр Земли) и ее массу (которая почти равна массе Солнца). На основе этих данных была разработана теория звезд особого типа — белых карликов — и найдены другие подобные звезды.



    73

    Кубический сантиметр вещества, из которого состоит Сириус В, на Земле весил бы 75 килограммов. Вес спичечного коробка, заполненного этим веществом, превышал бы тонну с четвертью, а заполненного веществом, из которого состоит ядро Сириуса В, — был бы равен примерно пятидесяти тоннам. Плотность этой звезды в 65 000 раз превышает плотность воды, тогда как плотность нашего Солнца примерно равна плотности воды.



    74

    См.: Aitken R. G. The Binary Stars. N. Y.: Dover Publications, 1964, pp. 240–241.



    75

    Lindenblad I. Multiplicity of the Sirius System. — Astronomical Journal, 1973, Vol. 78, No. 2, pp. 205–207.



    76

    Mass Loss and Evolution in Close Binaries. Copenhagen University, 1970, pp. 190–194. (Это труды семинара, состоявшегося в замке Эльсинор, в котором, в частности, участвовал и Лау-терборн.)



    77

    Sagan С. and Shklovskii I. S. Intelligent Life in the Universe. N. Y.: Dell, 1966, Chapter 33.



    78

    См., например, сборник Interstellar Communication, N. Y.: W. A. Benjamin, 1963. В нем опубликованы статьи девятнадцати астрономов и других ученых.



    79

    Ibid, р. 75.



    80

    Ibid, р. 92.



    81

    Ibid., р. ПО.



    82

    Ibid, р. 232–235.



    83

    Sagan С. and Shklovskii I. S. Intelligent Life in the Universe, pp. 440–464.



    84

    Ibid.



    85

    См, напр.: Pritchard J. B. Ancient Near Eastern Texts relating to the Old Testament, Princeton University Press, 1955, pp. 42, 93–95.



    86

    Griaule M, Dieterlen G. Un Sysmme Soudanais de Sirius. — Journal de la Societe des Africanistes, 1950, Tome XX, Fascicule I, pp. 273–294. Перевод этой статьи см. в приложении I.



    87

    Griaule М, Dieterlen G. Le Renard. Tome I, Fascicule I. Paris: Institut d'Etnologie, Musee de l'Homme, 1965. 544 pp.



    88

    Ibid, p. 529.



    89

    Девять ссылок даны на публикации Бэза, вышедшие из печати в период с 1931 по 1936 год, и одна — на статью Э. Шац-мана в LAstronomie, 1956, pp. 364–369



    90

    Le Renard, p. 478.



    91

    Ibid, pp. 480–481.



    92

    Ibid.



    93

    Ibid, p. 486.



    94

    Ibid, p. 481.



    95

    Ibid, p. 226.



    96

    Ibid, p. 264.



    97

    Ibid, p. 329.



    98

    Ibid, p. 292.



    99

    Ibid, p. 291.



    100

    Ibid, p. 292.



    101

    Ibid, p. 321.



    102

    Ibid.



    103

    Ibid, p. 323.



    104

    Ibid.



    105

    Aubrey J. Brief Lives. London: Penguin, 1972, pp. 290–291.



    106

    Le Renard, p. 348.



    107

    Ibid, p. 287, note 1.



    108

    Ibid, p. 141.



    109

    Ibid.



    110

    Ibid.



    111

    Ibid, pp. 102–104.



    112

    Ibid, p. 128.



    113

    Ibid, p. 163.



    114

    Ibid, p. 168.



    115

    Ibid, p. 170, note 2.



    116

    Ibid, p. 276.



    117

    Ibid, p. 279.



    118

    Ibid, p. 280.



    119

    Ibid, p. 335.



    120

    Ibid, p. 470.



    121

    Ibid.



    122

    Ibid.



    123

    Ibid, p. 489.



    124

    Ibid, p. 323.



    125

    Ibid, p. 384.



    126

    Ibid.



    127

    Ibid, p. 381.



    128

    Ibid.



    129

    Ibid.



    130

    Ibid, p. 287.



    131

    Ibid, p. 248.



    132

    Ibid, pp. 248–249.



    133

    Ibid, p. 249.



    134

    Ibid, p. 219.



    135

    Ibid, p. 440.



    136

    Ibid.



    137

    Ibid, p. 477.



    138

    Ibid.



    139

    Ibid, p. 475.



    140

    Ibid, p. 499, note 2.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх