• I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА
  • II. ЭСКОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • А. ОБЩАЯ СТАТИСТИКА
  • Б. ПЕРЕВОЗКИ В АФРИКУ
  • В. ПЕРЕВОЗКИ В АЛБАНИЮ И ГРЕЦИЮ
  • III. РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФЛОТА
  • IV. ПОТЕРИ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА
  • V. НЕМЕЦКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ
  • VI. АНГЛИЙСКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ
  • VII. ПОТЕРИ ФЛОТОВ ОСТАЛЬНЫХ СОЮЗНИКОВ
  • VIII. СРАВНЕНИЕ ПОТЕРЬ
  • А. Сравнение потерь итальянского и британского флотов
  • IX. ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ СУДОВ
  • X. ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРАБЛИ, ПОСТРОЕННЫЕ ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ
  • XI. ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
  • XII. ТОЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ
  • XIII. ПОТОПЛЕНИЕ КРЕЙСЕРА «ХЕЛЛИ»
  • Приложение.

    Статистика говорит

    I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА

    10 июня 1940 года — 8 сентября 1943 года



    9 сентября 1943 года — 30 июня 1945 года



    Не считая напряженных и важных действий мелких и вспомогательных кораблей, эти цифры говорят, что одни только крупные корабли итальянского флота за годы войны совершили 43207 выходов в море, что составило 48939 дней плавания, а пройденное расстояние достигло 11815815 миль.

    II. ЭСКОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    А. ОБЩАЯ СТАТИСТИКА

    а. 10 июня 1940 года — 8 сентября 1943 года

    До перемирия итальянский флот обеспечил сопровождение огромного, почти немыслимого, числа торговых судов на следующих направлениях:

    — Прибрежные воды Итальянского полуострова и Далмации

    — Между полуостровом и островами Сицилией, Сардинией, а с ноября 1942 года и Корсикой

    — Между полуостровом и Тунисом для обеспечения перевозок крайне важных сельскохозяйственных удобрений

    — Вдоль побережья Триполитании и Киренаики (позднее и Туниса) для доставки грузов из Италии Кроме того, итальянский флот обеспечил перевозку за море большого количества снабжения и личного состава армии (обратные переходы не включены)



    Для выполнения этой работы пришлось отправить



    Потери грузов и личного состава при этих перевозках указаны ниже. В скобках даны потери процентах отправленного.



    Однако, если большая часть груза пошла на дно, то люди, так и не прибывшие в порты назначения, в основном были спасены.

    б. 9 сентября 1943 года — 1 мая 1945 года

    После перемирия итальянский флот продолжал эскортную деятельность, что отражено в таблице:



    Кроме этих конвоев, итальянский флот перевозил на своих собственных военных кораблях грузы и личный состав.



    Б. ПЕРЕВОЗКИ В АФРИКУ



    Приведенные цифры можно разбить по следующим графам:



    В указанные грузы входили 28466 итальянских и 32299 германских танков и грузовиков.

    В. ПЕРЕВОЗКИ В АЛБАНИЮ И ГРЕЦИЮ

    Во время кампании в Албании и Греции итальянский флот также выполнял перевозки людей и техники. В таблицу не включены обратные переходы и перевозки в Далмацию для захвата и оккупации Югославии.



    До апреля 1941 года были перевезены 15951 танк и грузовик, а также 87092 лошади и мула.

    III. РАЗЛИЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ ФЛОТА

    Всего до перемирия 19 госпитальных судов итальянского флота совершили 623 похода, перевезя 281260 раненых и больных в Италию из различных заморских портов. За это время они подверглись 36 атакам самолетов и подводных лодок. При этом были потоплены:

    1. «По» — авиаторпедой в Валоне 14 мая 1941

    2. «Орландо» — бомбами возле Триполи 3 мая 1941

    3. «Калифорния» — авиаторпедой в Сиракузах 11 августа 1941

    4. «Арно» — авиаторпедой возле Тобрука 10 сентября 1941

    5. «Читта ди Трапани» — подводной лодкой возле Бизерты 1 декабря 1942

    6. «Сицилия» — бомбами в Неаполе 4 апреля 1943

    7. «Сан Джусто» — миной возле Триполи 3 мая 1941

    8. «Тевере» — магнитной миной возле Триполи 17 февраля 1941

    Следует добавить, что германское госпитальное судно «Грац» было потоплено подводной лодкой возле берегов Киренаики 5 декабря 1942 года.

    Разведывательные гидросамолеты флота совершили 31107 вылетов, проведя в воздухе 125943 часа. 230 самолетов были потеряны.

    Для обороны портов было поставлено 174500 метров сетей, более 300 аэростатов, установлено около 2000 орудий. Всего было поставлено 54457 мин.

    Радиостанции флота до перемирия передали) радиограммы общим объемом 71000000 слов.

    До перемирия в доках было отремонтировано 7608 кораблей.

    Итальянские морские базы до перемирия подверглись не менее чем 2030 авианалетам.

    IV. ПОТЕРИ ИТАЛЬЯНСКОГО ФЛОТА

    а. Потери до перемирия

    В общие потери включены корабли, активно действовавшие в составе итальянского флота и потопленные или погибшие по разным причинам в период с 10 июля 1940 года по 3 сентября 1940 года (включая потопленные корабли, которые были позднее подняты).



    Сюда включены следующие вражеские корабли, которые были захвачены и вошли в строй под итальянским флагом: Франция — 1 подводная лодка, 1 корвет, 8 тральщиков; Югославия — 1 эсминец, 6 канонерок.

    б. После перемирия

    С момента перемирия до конца Второй Мировой Войны итальянский флот потерял много кораблей, ранее входивших в состав действующего флота. Во многих случаях их можно разделить на следующие группы:

    Корабли, погибшие в первые дни после перемирия в боях против германских кораблей, самолетов, артиллерии, и погибшие позднее в боях на стороне союзников (Колонка А).

    Корабли, погибшие потому, что в день перемирия не смогли покинуть контролируемые немцами или японцами порты, где они находились. В большинстве случаев эти корабли были затоплены собственными экипажами (Колонка Б).



    в. Корабли, не состоявшие на активной службе

    Помимо всех этих кораблей, итальянский флот потерял те корабли, которые ко дню перемирия находились на верфях, достраиваясь и проходя оснащение.



    Б. Причины гибели

    393 корабля итальянского флота погибли по следующим причинам:



    V. НЕМЕЦКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ


    Германский флот, согласно официальным спискам, опубликованным Британским Адмиралтейством, потерял, начиная с октября 1941 года, когда он впервые появился на Средиземном море, до 8 сентября 1943 года, следующие корабли:

    1 эсминец

    38 подводных лодок

    5 катера-охотника несколько торпедных катеров и тральщиков, точное число которых установить не удалось.

    Всего же немцы потеряли около 50 судов общим водоизмещением примерно 30000 тонн.

    VI. АНГЛИЙСКИЕ ПОТЕРИ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ

    Начиная с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года британский флот потерял на Средиземном море следующие корабли (Грубая ложь. Приведен список британских потерь до самого конца войны. См. приложение переводчика. А.Б.):



    VII. ПОТЕРИ ФЛОТОВ ОСТАЛЬНЫХ СОЮЗНИКОВ

    Потери остальных флотов союзных держав, сражавшихся против итальянского флота, официально не публиковались. По этой причине приведенные данные, собранные из нескольких источников, могут оказаться неполными, и действительные потери могут быть больше. В любом случае, сюда включены корабли, потопленные на Средиземном море с 10 июня 1940 года до 8 сентября 1943 года.

    До перемирия между Францией и Италией французский флот потерял только одну подводную лодку «Морзе». Позднее, под флагом Свободной Франции погиб 1 эсминец, «Леопард», и 2 подводные лодки, «Нарвал» и «Суффлер» («Леопард» выброшен на берег штормом. А.Б.).

    Поэтому французский флот потерял 4 корабля водоизмещением 5048 тонн. Корабли, затопленные в Тулоне сюда не включены, так как это небоевые потери.

    Греческий флот потерял не менее 56 кораблей водоизмещением около 30000 тонн. 1 линкор («Килкис»); 4 эсминца; 10 эскортных миноносцев; 4 подводные лодки; 1 госпитальное судно; 4 тральщика; 3 военных танкера; 5 торпедных катеров и примерно 20 мелких кораблей (Линкор — это на самом деле броненосец постройки начала века: Эскортные миноносцы — такие же старые угольныё дестроеры.).

    Среди захваченных югославских судов были: 5 эсминцев; 4 эскортных миноносца; 3 тральщика; 3 подводные лодки; много мелких и вспомогательных кораблей. 1 эсминец был затоплен собственным экипажем. 1 подводная лодка погибла в бою. Всего югославский флот потерял не менее 30 кораблей водоизмещением 18000 тонн.

    Голландия потеряла эсминец «Исаак Свирс».

    Официальный список американских потерь показывает 1 эсминец, 3 мелких корабля, 2 морских транспорта и 12 десантных кораблей. Сюда следует добавить транспорты, принадлежавшие американской армии, данными о которых мы не располагаем.

    Корабли канадского, австралийского, новозеландского и индийского флотов тоже принимали участие в войне на Средиземном море. Их потери не известны, если не считать 2 канадских корветов водоизмещением 1450 тонн.

    Из этих данных следует, что флоты остальных союзных держав, сражавшихся на стороне Британии на Средиземном море с 10 июня 1940 года по 8 сентября 1943 года потеряли не меньше 111 кораблей водоизмещением 84126 тонн. Однако в действительности эта цифра должна быть гораздо выше.

    VIII. СРАВНЕНИЕ ПОТЕРЬ

    А. Сравнение потерь итальянского и британского флотов

    а. Классификация потерь

    Имея все приведенные выше цифры, можно сравнить потери, понесенные флотами до 8 сентября 1943 года. Отсюда исключены частично затопленные корабли, которые были позднее подняты. Также сюда не включен 61 десантный корабль итальянского флота водоизмещением 732 тонн, так как нет официальной британской статистики по кораблям этого типа.



    Сравнение этих цифр говорит, что британский флот потерял больше надводных кораблей (137 против 112) и значительно большего тоннажа (примерно на 72% больше, чем итальянцы). С другой стороны, итальянский флот потерял больше подводных лодок и значительно больше мелких и вспомогательных кораблей. Они погибли в основном во время нескольких эвакуации и при налетах на итальянские порты. Всего же британский флот потерял 412000 тонн боевых кораблей против 269000 итальянских, что на 53% больше.

    б. Причины потерь



    Отсюда можно видеть, что итальянский флот потерял от корабельного оружия (снарядов, торпед, мин и пр.) гораздо меньше кораблей, чем противник. От авиации же итальянцы потеряли гораздо больше и по количеству, и в процентном отношении.

    IX. ПОТЕРИ ТОРГОВЫХ СУДОВ



    * Итальянские суда, вернувшиеся в Италию или построенные

    ** Иностранные суда, захваченные или купленные

    *** Суда, захваченные или построенные немцами, переданные итальянцам, но оставшиеся под германским флагом

    X. ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРАБЛИ, ПОСТРОЕННЫЕ ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ

    За время войны с 10 июня 1940 года по 8 сентябри 1943 года флот ввел в строй следующие корабли:



    К началу войны итальянский флот имел боевые корабли общим водоизмещением 500589 тонн и вспомогательные суда водоизмещением 189011 тонн; всего — 689600 тонн. Сюда входили 4 линкора, не принадлежавшие к действующему флоту, но позднее переведенные туда. Поэтому за время войны было построены корабли, общим водоизмещением примерно 20% первоначального состава флота. За этот же период было построено 60 торговых судов общим водоизмещением 305733 тонны.

    XI. ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

    Во время войны личный состав итальянского флота понес тяжелые потери (сюда не включены потери Республики Сало).



    Раненых было около 8000 человек. Эти потери составили примерно 15% от 190000 человек, призванных служить во флоте. Погиб также 121 офицер, служивший наблюдателем на самолетах-разведчиках. Это составило примерно 50% офицеров, откомандированных туда. Среди экипажей потопленных кораблей потери составили:

    30% матросов

    50% офицеров

    75% командиров кораблей

    100% адмиралов

    XII. ТОЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ

    Переводчик счел необходимым дописать это небольшое приложение, так как статистика потерь, приведенная автором, фальшива от начала до конца. Как нетрудно заметить, не только советская пропаганда живописала «победы русского оружия при Аустерлице». Обратите внимание на расхождение с текстом самой книги. Брагадин описывает «Куин Элизабет» и «Вэлиант» как constructive total loss (красивый термин, не правда ли?), а вот «Кавур» — совсем даже наоборот. Подтасовки с периодом потопления — до и после перемирия, особенно же — приписание себе немецких заслуг. Но, если быть до конца объективным, то англичане тоже грешат подобным, хотя и в меньшей степени. Уж очень они не любят включать тот самый constructive total loss в потери. Вот не sunk, и все! И еще. Обратите внимание, что можно сделать, имея в своем распоряжении три сотни самолетов, два десятка субмарин и десяток торпедных катеров. Всего лишь! Я говорю о немцах.



    Потоплены немцами

    Авианосцы: Ark Royal, Eagle Линкор: Barham Легкие крейсера: Coventry, Calcutta, Galatea, Penelope (*), Southampton, Glouchester, Fiji, Hermione, Naiad, Spartan (*)

    Крейсера-заградители: Abdiel, Latona, Welsman

    Эсминцы: Dainty, Defender, Diamond, Eclipse, Inglefield (*), Greyhound, Hasty, Hereward, Imperial, Intrepid,Ithuriel, Maori, Sikh, Zulu, Jackal, Jersey, Jaguar, Kashmir, Kingston, Kipling, Janus (*), Nestor, Gurkha, Lance, Legion, Lively, Laforey (*), Loyal (*), Lightning, Martin,

    Panter, Partridge, Porcupine, Quail (*),

    Эскортные миноносцы: Tynedale, Dulverton, Grove,Puckeridge, Airedale, Btean, Holcomfae, Heythrope, Southwold, Derwent, Hurworth(*), Alderham (*), Rockwood

    Потопленыитальянцами:

    Тяжелый крейсер: York

    Легкие крейсера: Calypso, Cairo, Manchester, Bonaven-ture, Neptune Эсминцы: Waterhen, Escort, Fearless, Gallant (+), Hostile, Hyperion, Bedouin, Mohawk, Juno, Kandahar, Khartoum, Pakenham, Quentin (+)

    Эскортные миноносцы: Eridge.

    Причины гибели не установлены, или иные причины :

    Эсминцы: Broke, Arrow, Havock (?)

    Broke — потоплен французами

    Arrow — погиб при взрыве боеприпасов

    Как можно видеть, причина гибели 1 эсминца точно не установлена.

    * — потоплен после капитуляции Италии

    + — потоплен совместно с немцами

    ? — не установлено, кем потоплен

    XIII. ПОТОПЛЕНИЕ КРЕЙСЕРА «ХЕЛЛИ»

    Из книги Cervi «The hollow Legions», London 1972.

    Губернатором Эгейских островов летом 1940 года был Де Веччи. Его резиденция находилась на Родосе. Начиная с июня 1940 года англичане стали использовать греческие территориальные воды и греческие порты для заправки своих кораблей. Это вынудило Муссолини объявить Греции войну. Итальянские агенты сильно преувеличили масштабы судоходства южнее Дарданелл, но Муссолини поверил их донесениям и решил это пресечь. Он приказал 20—25 августа 1940 года провести негласное патрулирование между Дарданеллами и Эгейским морем. Цель — торговые суда. Подводные лодки должны были атаковать их без предупреждения и невзирая на флаг.

    Однако нельзя было атаковать нейтральные суда и военные корабли. Этот приказ был совершенно секретным. Адмирал Каваньяри написал письмо Де Веччи. Изложив директиву дуче, он предложил выбрать лучшую из подводных лодок для этой операции. 14 августа Де Веччи прибыл на Лерос и выбрал подводную лодку «Дельфи-но» лейтенанта Айкарди. Де Веччи не показал Айкарди письмо Каваньяри и проинструктировал его устно. Айкарди потом заявил, что его не проинформировали о сроках патрулирования и запретах, а просто указали на корабли, идущие вблизи Тиноса и Спроса. Айкарди сразу вышел в море. В 8.00 15 августа 1940 года он торпедировал и потопил крейсер «Хелли» возле Тиноса. Айкарди заявил, что, когда он выходил в атаку на 2 торговых судна, стоящие в гавани Тиноса, то заметил за кормой «Хелли», который намеревался атаковать его. Лучше ему было этого не говорить. «Хелли» в это время стоял на якоре при флагах расцвечивания по случаю церковного праздника, проходившего в известном храме на Тиносе. Понятно, что действия Айкарди не встретили одобрения в Риме. В ноябре 1940 года он был отстранен от командования лодкой и больше в море не выходил. А в декабре 1 940 года был смещен и Де Веччи.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх