Глава восьмая

От формально конституционного правления к империализму


При опубликовании в 1889 году конституции из тюрем было освобождено около ста политических заключенных, осужденных после 1882 года. Однако за эти годы многие да заключенных либо были казнены, либо умерли в тюрьме. Со многими из них обращались, как с обыкновенными уголовниками, а не политическими заключенными.

Фактом является то, что принцип составления конституции и сам проект конституции, па котором настаивал японский народ, были более прогрессивны, чем конституция, которую выработало императорское правительство. Японский народ хотел иметь демократическую конституцию, согласно которой власть принадлежала бы народу. Мацудзава Кюсаку, Окумия Татэюки, Накаэ Тёмии[86] и многие другие политические деятели и ученые также стояли за установление республиканской системы правления.

Как отмечал Фукудзава Юкити, «хотя начиная с 11881 года правительство и обещало создать парламент и заявило, что будет решать все государственные дела совместно с народом, прислушиваясь к его мнению, эти обещания но были искренними, ибо оно усилило контроль за публичными выступлениями и издало такие законы, как закон о собраниях и «Правила сохранения общественного спокойствия». Все это свидетельствовало о тем, что заверения императорского правительства относительно подлинной конституции и парламента были лживыми.

Таким образом, несмотря на то, что японский народ был крайне заинтересован в принятии конституции, императорское правительство держало процесс составления конституции в полной тайне от народа; не приемная за парламентом прав вносить свои предложения и критиковать конституцию, оно составило проект конституции абсолютистского типа, который подвергся резкой критике даже внутри самого правительства, и решительно отстаивало его. Однако, опасаясь народного гнева, правительство вынуждено было внести в него некоторые изменения, правда, весьма незначительные.

Таким образом, согласно конституции, конституцию, узаконивающую императорскую власть, утверждал сам император. Парламент не имел права даже вносить поправки к конституции. Без санкции императора исправленный проект не мог быть даже представлен в парламент, император считался священным лицом, он был наделен всей полнотой власти, ему принадлежали законодательная, исполнительная, судебная и военная власть, императорский двор объявлялся экстерриториальным. Тайный совет как абсолютистский бюрократический орган контролировал парламент; была создана двухпалатная система, причем палата пэров пользовалась привилегиями и являлась органом императора. Парламент не мог собираться по собственному усмотрению, а должен был ждать, когда его созовет император. Правительство было ответственно только перед императором и не несло никакой ответственности пи перед парламентом, ни перед народом. За парламентом не признавались права проводить расследование, более того, хотя за ним и признавалось право делать запросы (интерпеллировать) в адрес правительства, но фактически парламент не имел права высказывать свое мнение по ответу правительства; хотя считалось, что законодательная власть принадлежит парламенту, но такие важные вопросы, как вопрос о мире и войне, решал император; по этим жизненно важным вопросам, затрагивающим судьбы народа, народ не мог выразить через парламент свою волю; заключение договоров тоже являлось прерогативой императора, народу запрещалось общение с другими народами мира; император имел право издавать полицейские указы, не советуясь с парламентом, человеческие права попирались абсолютистской властью. Кроме того, император мог издавать по любому вопросу чрезвычайные указы, не консультируясь с парламентом, а после издания указа заставить парламент одобрить его. Короче говоря, власть народа ни в какой мере не признавалась, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную было чисто формальным; по существу, император и его бюрократия по своему произволу пользовались законодательной, исполнительной и судебной властью, что и составляло сущность абсолютизма.

Конституция и парламент, навязанные народу, были только формально конституцией и парламентом. Народ не могли удовлетворить такая конституция и такой парламент, но критика их и предложения создать подлинную конституцию и парламент решительно подавлялись императорской властью.

В конце концов Япония получила (хотя бы даже и такие) конституцию и парламент, и теперь нужно было уже исходить из этого.

Таким образом, с 1890 года, имея формально конституционное правление, японский народ должен был фактически бороться против абсолютистского гнета полуфеодального капитализма, основанного на господстве неограниченной монархии.

В 1890 году, во время первых в Японии выборов, японский народ, несмотря па то, что выборы были ограниченными, принял в них участие. Хотя незаконная предвыборная деятельность не была запрещена, народ доказал на деле, что с его стороны не было никаких незаконных действий во время голосования и что он не намерен слепо повиноваться императорскому правительству. Из 300 депутатов палаты представителей он избрал 171 депутата от оппозиционных партий.

Однако в 1890–1891 годах правительству в результате различных махинаций удалось расколоть эту часть оппозиционно настроенных депутатов парламента и насильно протащить через парламент бюджет, направленный па расширение военного строительства; кроме того, не закончив в парламенте обсуждения законопроекта, обеспечивающего свободу слова, оно пошжило его под сукно. Курс императорского правительстви стал совершенно ясен уже во время парламента первого созыва. Императорское правительство было главным преступником, подрывавшим республиканское правление в Японии. Расширение военного строительства и подавление свободы слова — таковы две основные цели, которые ставило перед собой правительство.

Когда в 1891 году на второй сессии парламента депутаты под давлением народа вновь стали критиковать правительство, последнее распустило парламент. Но японский народ и выражавшие его волю политические партии правильно оценили значение этого первого в Японии роспуска парламента[87] в то время как мэйдзийское императорское правительство и бюрократия не поняли, по существу, всего значения подобной акции; прибегая к роспуску парламента, они рассчитывали таким путем наказать парламент или использовать факт роспуска для нанесения удара движению за усиление политической сознательности народа[88]. Тем самым они нарушали основные принципы конституции.

Во время всеобщих выборов в феврале 1892 года, проведенных в связи с первым после введения конституционного правления в Японии роспуском парламента, правительство через посредство министра внутренних дел Синагава Ядзиро прибегло, помимо подкупа и запугивания, к самым коварным методам; оно совершенно не считалось с волей парода и впервые в истории Японии и в мировой истории открыто и бесцеремонно вмешалось в выборы, широко используя подкуп и покрыв себя, таким образом, позором.

Это первое в истории Японии вмешательство в выборы не было каким-то случайным проявлением деспотизма правительства и бюрократии. Факты свидетельствуют о том, что сам император и его приближенные требовали от премьер-министра Мацуката не допустить избрания на предстоящих выборах кандидатов, которые, будучи членами парламента прошлого созыва, выступали против правительства. Факты свидетельствую также о том, что средства для вмешательства в выборы и для подкупов министр внутренних дел Сипагава получил, хотя и через чье-то посредство, от самого императора Мэйдзи[89]. Эти факты разоблачают сущность императорского правительства.

Японский народ даже в условиях абсолютизма мэйдзийского императорского правительства не переставал искренне верить в конституционное правление и выборы. Поэтому, несмотря на всевозможные угрозы и репрессии, народ настойчиво защищал идею выборной власти; в результате правительственные партии получили в парламенте всего лишь 137 мест, тогда как партии, отражавшие интересы народа, получили 163 мандата. Однако этот парламент, являвшийся лишь формально конституционным, не мог выступить против абсолютизма японского полуфеодального капитализма, который имел такие орудия, как бюрократия и военщина, поэтому стремления японского народа создать новое общество не привели пи к каким результатам.

Бывали случаи, когда император использовал свое право вето против решений, принимаемых парламентом. Это явно противоречило демократии и свидетельствовало лишь о том, что, кроме императора, который располагал правом вето, никто не обладал реальной властью в стране. Не только исполнительная, судебная и военная, но и законодательная власть находилась в руках императора.

С самого начала существования парламента император отказался признать за ним права, которыми обычно пользуются подобные учреждения. Как только третья сессия парламента потребовала от правительства сокращения расходов на вооружение, император издал указ, согласно которому парламент подчинился правительству. Ассигновав часть средств, предназначенных для расходов императорского двора, на расширение флота и армии, император насильно заставил парламент полностью утвердить бюджетные ассигнования на расширение вооружений, принеся тем самым в жертву народ.

В 1890 году японский капитализм переживал первый экономический кризис. И не случайно, что именно в этом году был впервые созван парламент. Жизненный уровень большинства японского народа в условиях полуфеодального капитализма продолжал оставаться низким. Внутренний рынок всегда был исключительно узким. Для того чтобы обезопасить себя от кризиса, нужно было принять как можно более демократическую конституцию и сделать это побыстрее, полностью освободиться от господства абсолютизма, поднять жизненный уровень народа и обеспечить емкость внутреннего рынка.

Однако вместо того, чтобы ликвидировать полуфеодальное господство внутри страны, поднять жизненный уровень народных масс и создать на внутреннем рынке изобилие товаров, японский капитализм думал лишь о том. как обеспечить свое монопольное господство, основанное на власти полуфеодального абсолютистского государства, и захватить внешние рынки.

Уже в 1882 году было создано монопольное объединение текстильной промышленности «Нихон босэки рэнгокай». Приблизительно в это же время начало усиливаться монопольное господство Мицуи и Мицубиси. Мицуи подкупил руководство партии Дзиюто, что нашло свое выражение в отъезде Итагаки в Европу[90].

Мицубиси, основатель компании «Нихон юсэи кайся», в значительной мере использовал партию Кайсинто[91]. Обе эти партии, вместо того чтобы, подобно партиям, представляющим интересы народа, совместно и решительно бороться против абсолютизма императорского правительства, затеяли между собой спор, в результате чего они лишились доверия народных масс, перестали быть народными партиями и по существу способствовали укреплению сил императорского правительства, бюрократии и военщины.

С 1882 года расширение армии и флота шло ускоренными темпами. Стремясь выйти из кризиса, охватившего японский капитализм в 1890 году, Япония стала строить планы захвата внешних рынков, особенно рынков Китая. В основе этих планов лежало монополистическое соглашение двух компаний — «Нихон босэки рэнгокай» и «Нихон юсэи кайся»[92].

В результате двойной эксплуатации со стороны полуфеодального капитализма народные массы Японии влачили нищенскую жизнь. Поэтому охваченный кризисом японский капитализм, не имея возможности расширить внутренний рынок за счет увеличения покупательной способности народных масс Японии, стал мечтать о захвате внешних рынков, и прежде всего рынков Китая. В этом заключалась основная причина японо-китайской войны. Это же обстоятельство использовал международный империализм для активизации империалистической политики на Дальнем Востоке. В этом же состояла причина и русско-японской войны. Иными словами, это являлось основной причиной агрессивной политики японского империализма.

В результате японо-китайской войны Япония захватила остров Тайвань. Народ Тайваня, выступавший против планов превращения Тайваня в колонию, боролся за создание независимого республиканского правительства. Однако японское императорское правительство с помощью вооруженных сил, которыми командовал один из членов императорской фамилии, подавило борьбу народа и установило на этом острове жестокое правление[93].

Из 365 миллионов йен контрибуции, полученной Японией от Китая в результате японо-китайской войны, 20 миллионов было предоставлено императору и только 10 миллионов иен ассигновано на образование и столько же на мероприятия по защите от стихийных бедствий. 325 миллионов иен пошло на выплату займа, выпущенного для покрытия военных расходов по ведению японо-китайской войны и на увеличение вооружений. Причем сумма, предназначавшаяся непосредственно на увеличение армии и флота, превышала 200 миллионов иен.

После японо-китайской войны в противовес развитию японского полуфеодального капитализма движение народа, требовавшего своего освобождения и повышения жизненного уровня, вступило в стадию организованного профсоюзного движения. Центром этого движения стали современные независимые организации народа.

1897 год был первым годом стремительного развития японского рабочего движения. В этот год произошло около 40 забастовок, а количество их участников составило приблизительно 5 тысяч человек. В это время Фукудзава Юкити, считавший, что достигнуть демократии можно лишь путем уничтожения пережитков феодального господства в Японии, и несмотря на то, что сам стоял на позициях капитализма, все же признал право на забастовки основным правом рабочего класса[94].

В 1899 году была опубликована известная работа Ёкояма Гэнносукэ «Низшие слои японского общества». В этой книге Ёкояма, призывая к созданию рабочих, крестьянских и потребительских союзов, писал: «Товарищи рабочие, разве вы не знаете, что в единении наша сила?.. Рабочий должен стать хозяином общества».

Однако в марте 1900 года императорское правительство с помощью кабинета Ямагата силой протащило через парламент закон «О поддержании общественного спокойствия полицией», стремясь таким образом полностью покончить с освободительным движением японского народа.

В 1901 году Катаяма Сэн, Котоку Дэндзиро, Абэ Исоо и другие сделали попытку создать первую в Японии социалистическую партию. 21 апреля 1901 года Катаяма, Котоку, Абэ и другие обсудили вопрос о создании Социал-демократической партии (Сякай минсюто). Они разработали программу будущей партии, которая состояла из следующих пунктов:

1) все люди — братья независимо от расы и политических убеждений; 2) установление всеобщего мира, а с этой целью полное уничтожение всякого вооружения; 3) полная ликвидация классового общества; 4) обобществление земли и капитала, являющихся основными средствами производства; 5) обобществление путей сообщения и транспорта (железных дорог, каналов, мостов и судов); 6) равное распределение богатств; 7) предоставление народу равных политических прав; 8) всеобщее равное обучение народа, все расходы по которому несет государство.

Программа действия сводилась к следующему: 1) отмена налога на предметы потребления и увеличение прямых налогов; 2) увеличение срока обучения в начальной школе и отмена платы за обучение, снабжение школ учебными пособиями; 3) создание рабочего управления; 4) запрещение детского труда (для детей школьного возраста); 5) запрещение ночных работ для девушек; 6) сокращение рабочего дня и запрещение работ в воскресные дни; 7) принятие закона о профсоюзах и обеспечение прав союзов; 8) принятие закона о защите прав арендаторов; 9) всеобщие выборы, принятие системы пропорционального представительства;,10) всенародное голосование; 11) 'Отмена смертной казни; 12) сокращение вооружений; 13) отмена закона «О поддержании общественного спокойствия полицией»; 14) упразднение палаты пэров; 15) отмена закона о печати и т. д. Всего программа действий включала 38 пунктов.

Императорское правительство приказало исключить из программы три пункта, касавшиеся сокращения вооружений, введения всенародного голосования и упразднения палаты пэров. Однако составители программы отказались выполнить это требование правительства. В ответ на это 20 мая, когда газета «Родо сэкай» и другие газеты поместили сообщение о создании Социал-демократической партии и опубликовали манифест и программу партии, правительство запретило партию. Одновременно правительство приказало прекратить публикацию и распространение манифеста и программы партии, возбудив судебное дело против тех газет, которые поместили их[95].

В то время, когда императорское правительство замышляло русско-японскую войну, японский народ чувствовал, что демократическая революция в Японии, революция, которая ставила своей целью освобождение японского народа и сохранение всеобщего мира, станет возможной только в результате совместных действий профсоюзного и социалистического движений.

В 1903 году газета «Ёродзу тёхо» вела антивоенную пропаганду с буржуазно-демократических позиций. По по мере того, как опасность войны все более нарастала, в составе редакции произошел раскол. Директор издательства Куроива Рюико дошел до того, что стал вести пропаганду войны. Поэтому Утимура Кандзо[96] повел антивоенную пропаганду один. Из газеты «Еродзу тёхо» ушли Котоку Дэндзиро[97] и Сакаи Тосихико[98]. 15 ноября 1903 года они основали газету «Хэймин симбун». В манифесте, изданном по случаю организации газеты, содержался призыв к борьбе за демократию, социализм и мир с целью установления свободы, равенства и братства, в нем разоблачалась сущность империалистических войн, которые ведутся за счет народа.

27 марта 1904 иода в двадцатом номере газеты «Хэймин симбун» была помещена редакционная статья «Опять растут налоги»; Сакаи Тосихико поплатился за эту статью тюремным заключением, став первой жертвой среди японских социалистов. В то время социалистическое общество уже развернуло широкую деятельность; повсюду в Японии, во всех районах страны, оно имело свои отделения.

В восемнадцатом номере газеты «Хэймин симбун» было опубликовано «Письмо к Российской социал-демократической партии», в котором говорилось о необходимости объединить усилия японских и русских рабочих для совместной борьбы против войны.

В августе 1904 года па проходившем в Амстердаме Международном конгрессе II Интернационала Катаяма Сэн, представлявший рабочий класс Японии, и Плеханов, представлявший рабочий класс России, обменялись рукопожатием. Конгресс принял резолюцию протеста против войны. В то же время Социал-демократическая партия Японии вошла в состав II Интернационала.

Японский народ, который многому научился на опыте японо-китайской войны, в 1903 году устами Нисикава Мицудзиро через журнал «Рокуго дзасси» заявил: «Говорят, что русско-японская война имеет своей целью не наживу, а восстановление справедливости, но подобные заявления могут ввести в заблуждение лишь дураков. Если Япония одержит в этой войне победу, то после войны вершить политикой будут военные, а это еще более усилит гнет милитаристского правительстт».

Поэтесса Ёсано Акико, защищая демократические традиции вольного города Сакаи, который еще в XVI веке познал республиканскую систему правления, и выступая против войны, писала в одном из своих стихотворений:

Ах, брат мои, слезы я сдержать не в силах.
Не отдавай, любимый, жизнь свою!
И что тебе твердыня Порт-Артура?
Пускай падет иль устоит навек.
Купец из Сакаи — твой предок, а не воин хмурый,
Не завещал разбойничий набег.
Что доблестно лить кровь людей, как воду,
За жертвой в поле рыскать, как зверью,
И пасть таким велениям в угоду?
Не отдавай, любимый, жизнь свою![99]

Одним из членов партии Дзиюто была Фукуда Эйко. Фукуда посвятила себя борьбе за право женщин участвовать в правительстве; в 1885 году вместе с Ои Кэнтаро она была арестована, а в дальнейшем освобождена из тюрьмы по амнистии в связи с опубликованием конституции. Увидев, что партия Дзиюто превратилась в политическую партию помещиков, и поняв, что только социализм, опирающийся па рабочее движение, может дать пароду свободу и права и освободить женщин, Фукуда писала: «Раньше мы негодовали по поводу того, что политическая власть монополизирована, и призывали обеспечить народу свободу и права, теперь же мы должны открыто выступить против монополизации капитала». Фукуда Эйко приняла участие в социалистическом движении и активно сотрудничала в издательстве Хэнмиися, основанном в 1903 году Котоку Дэндзиро и другими[100].

Благодаря деятельности газеты «Хэймин симбун», а после ее закрытия газеты «Тёкугэн» японский народ познакомился с освободительным движением русского народа и революцией 1905 года в России, которые оказали на него огромное влияние.

Как только в сентябре 1905 года было объявлено об окончании русско-японской войны, японский народ, принесший в течение двухлетней войны большие жертвы и подвергавшийся жестокой эксплуатации, с новой силой заявил о своем недовольстве войной. 5 сентября всю страну охватили волнения. Возмущенные жители Токио подожгли резиденцию министра внутренних дел, жгли трамваи, уничтожали полицейские посты. Для подавления этого выступления народа были вызваны войска.

В марте 1906 года в Японии был создан первый теоретический социалистический журнал «Сякайсюги кэнкю» («Изучение социализма»). В первом номере журнала был напечатан полный текст «Манифеста Коммунистической партии». В 1907 году Фукуда Эйко основала журнал «Сэкай фудзии» («Женщины мира»). Однако этот первый в Японии демократический женский журнал просуществовал всего полгода, после чего был закрыт императорским правительством.

В ответ на рост социалистического освободительного» движения японского народа после русско-японской войны императорское правительство в июне 1910 года спровоцировало так называемый инцидент Котоку, казнило Котоку и других революционеров[101] и стало проводить политику жестоких репрессий. Выражая в связи с этим свою глубокую скорбь, поэт Исикава Такубоку писал, что это событие произвело на японский народ тяжелое впечатление.

Так как императорское правительство, используя инцидент Котоку, перешло к жестоким репрессиям, освободительное движение японского народа на некоторое время было совершенно подавлено, и только один Катаяма Сэн продолжал борьбу за всеобщие выборы, но в конце концов в 1914 году он вынужден был эмигрировать в Америку.

Императорское правительство, спровоцировавшее инцидент Котоку, чтобы обрушить жестокие репрессии на японский народ, в августе 1910 года присоединило к Японии Корею, превратив ее в свою колонию, и жестоко подавило борьбу корейского народа за освобождение и независимость своей страны[102].

В 1911 году китайский народ под руководством Сунь Ят-сена, воспитанного на революционных традициях государства тайпинов, избавился от феодального абсолютизма Маньчжурской (Цинской) династии и заложил основы для создания Китайской народной республики. В то время как японский народ оказывал поддержку народной революции в Китае, японские империалисты пытались подавить республиканскую революцию в Китае.

В 1912 году умер император Мэйдзи. В день похорон императора Мэйдзи покончил жизнь самоубийством Ноги Марэсукэ, терзаемый сознанием того, что он виновен в гибели огромного числа японцев во время русско-японской войны.

После русско-японской войны еще более отчетливо проявился характер японского империализма. Японский империализм намерен был увеличить к 1910 году численность сухопутной армии на две дивизии и полностью завершить строительство 88 эскадр. Однако рост сознательности японского народа заставил правительство Сайондзи отказаться от формирования двух дивизий, которые должны были быть расквартированы в Корее.

В это же время армия заставила военного министра Уэхара уйти в отставку и выступила против назначения военным министром Ямагата; в связи с этим кабинет Сайондзи вынужден был уйти в отставку.

Народ был возмущен тем, что военщина травила правительство Сайондзи, и поднялся против засилия военщины и бюрократии.

В это время Кацура, будучи министром двора, обратился к императору с просьбой вновь назначить его премьер-министром[103]; заручившись императорским эдиктом, он, по существу, сам назначил себя на пост премьер-министра. В связи с этим был создай Комитет в защиту конституционного правления (Кэнсэй ёго рэнгокай), который получил поддержку Всеяпонского съезда журналистов и народных масс. Во главе этого комитета сгоял Одзаки Юкио. 5 февраля 1913 года комитет подверг резкой критике деятельность премьер-министра Кацура, заявив, в частности: «Наблюдая за их проделками, видишь, что они всегда подвергают обстрелу своих политических противников, используя в качестве крепости императорский трон, а снарядами служат императорские эдикты». После этих слов Кацура даже побледнел. Вокруг здания парламента собралась огромная толпа в несколько десятков тысяч человек. В ответ правительство вызвало несколько тысяч полицейских, желая разогнать толпу. Кацура приказал даже прервать заседание парламента и замышлял распустить парламент, поэтому возмущение народа дошло до предела, произошло столкновение с полицией, многие были ранены. На борьбу поднялось все население Токио. Парод громил издательства правительственных газет, уничтожал полицейские посты и участки. В результате этих событий кабинет Кацура, только два месяца находившийся у власти, вынужден был полностью уйти в отставку.

После падения кабинета Кацура, выражавшего интересы армейских кругов, на смену ему пришел кабинет Ямамото, представлявший военно-морские круги. В 1914 году Ямамото представил парламенту проект бюджета, основные ассигнования которого в сумме 350 миллионов должны были пойти на увеличение военно-морского флота.

После того как Карл Либкнсхт разоблачил на заседании немецкого рейхстага преступную милитаристскую политику военных промышленников, в японской печати было опубликовано сообщение агентства Рейтер о том, что командование японского военно-морского флота заключило ряд незаконных торговых сделок с немецкой компанией «Сименс Шуккерт». Возник так называемый «инцидент с компанией Сименс». Этот инцидент полностью разоблачил взяточничество командования японского военно-морского флота и показал всю низость связей, существовавших между английским военным промышленником Виккероом и командованием военно-морского флота Японии. Факты свидетельствовали также о том, что к этим незаконным сделкам японской военщины было причастпо руководство концерна Мицуи, представлявшего монополистический капитал Японии.

Народ подверг резкой критике японский империализм, но правительство, имея большинство в парламенте, пыталось продлить свое господство. Однако журналистские круги, понимавшие, что после сформирования кабинета Кацура система конституционного правления вступила в полосу кризиса, очень резко выступили против правительства.

10 февраля 1914 года, когда в парламенте должен был обсуждаться проект резолюции, осуждавшей деятельность правительства, десятки тысяч людей собрались вокруг здания парламента. А когда три внутрипарламонтские фракции, выступавшие в защиту конституции, потерпели поражение, между народом, собравшимся у здания парламента, и полицейскими отрядами, насчитывавшими несколько тысяч человек, произошли столкновения. Народные массы напали на здание, где помещалось правление партии Сэйкжай и ее печатный орган. Дело дошло до того, что в Токио были вызваны войска. Таким образом, движение в защиту конституционного правления, возникшее в 1913 году, вновь активизировалось.

Во время этой схватки с полицией было много раненых, многие были арестованы. Полицейские попирали все человеческие права. Они нападали па журналистов, которые находились там по долгу службы. Более того, соси[104] даже ранили одного журналиста.

Корреспонденты токийских, осакских и других газет, а также представители телеграфных агентств приняли на совместном заседании резолюцию, требующую привлечь к ответственности министра внутренних дел. Эта резолюция возлагала всю вину за события на правительство.

«В этом движении в защиту конституционного правления японские печатные органы впервые проявили себя как независимые органы», — отмечалось в «Истории периода Мэйдзи и Тайсё», выпущенной издательством «Асахи симбун».

В июне 1914 года мировой империализм развязал первую мировую войну. Вопреки воле японского народа и несмотря на то, что об этой его воле было заявлено в парламенте, японский империализм принял участие в первой мировой войне.

«Шли долгие дебаты относительно участия Японии в войне. На чрезвычайной сессии парламента имели место нападки на правительство. Одни критиковали правительственные партии за то, что они пытались уйти от ответственности (находясь в оппозиции, эти партии требовали отмены незаконных налогов, а придя к власти, ничего для этого не сделали), и особенно за то, что они стремились направить внимание общественности на войну, шедшую за пределами Японии, другие выступали за мир и решительно осуждали войну»[105].

«На смену кабинету Кацура пришел кабинет Ямамото. После того как оба этих кабинета ушли в отставку в результате борьбы в защиту конституционного правления, к власти пришел кабинет Окума. В связи с тем, что внимание общественности было сосредоточено в основном на внешнеполитических проблемах, таких, как война в Европе, участие Японии в этой войне, японо-германская война, кабинету Окума удалось сравнительно успешно осуществить свои планы»[106].

Японский империализм использовал войну в Европе, чтобы отвлечь общественное мнение от внутренних проблем и сосредоточить его на проблеме войны, предотвратив рост политической сознательности народа и концентрацию его сил. В 1915 году, воспользовавшись тем, что мировой империализм был занят войной в Европе, Япония предъявила Китаю «21 требование», которые были направлены против китайского народа и ставили своей целью превращение Китая в японскую колонию. Японский империализм открыто поддерживал клику Дуань Ци-жуя[107], представлявшую силы, подготавливавшие контрреволюционный заговор против республиканской революции в Китае. Через некоего Нисихара он предоставил этой клике в течение года (с сентября 1917 по сентябрь 1918 года) огромные займы в сумме 200 миллионов иен на условиях 8 процентов годовых, потребовав в качестве гарантии передать Японии казначейские билеты китайского правительства, золотые прииски и леса в провинциях Гирин и Хэйлунцзян, таможенные доходы городов Долунь, Шачукоу и Линьцин и все имущество телеграфа Китая.

Японский империализм все более открыто проводил свою агрессивную политику.

Совершенно естественно, что китайский народ, ясно осознавший, что японский империализм стремится ликвидировать республиканскую систему в Китае и превратить Китай в японскую колонию, проявил твердую решимость в борьбе против японского империализма. Японский империализм скрыл правду от японского народа, убеждая его в том, будто Китайская республика проводит необоснованную антияпонскую политику и поэтому Япония должна покончить с этой политикой Китая.

В результате первой мировой войны цепь мирового империализма была прорвана: в 1917 году в России было создано социалистическое государство — первое в истории государство рабочих и крестьян. Однако империалистические страны мира, не понимая исторической неизбежности этого, организовали интервенцию против революционной России. Воспользовавшись интервенцией, японский империализм решил напасть на Россию; в самый начальный период строительства социализма в России японские войска вторглись в Сибирь, рассчитывая сорвать это строительство.

В период первой мировой войны противоречия между усилением концентрации монополистического финансового капитала японского полуфеодального капитализма и обострением нищеты ига-родных масс приняли катастрофический характер. Поэтому японский народ поднялся па борьбу против нищенской жизни. 3 августа 1918 года по призыву женщин одного рыбацкого поселка префектуры Тояма начались массовые народные выступления в Токио, Осака, Кобэ и других местах, охватившие 103 города и деревни в 24 префектурах.

Перед лицом такого волеизъявления всего народа правительство, вместо того чтобы провести политические реформы, прибегло к жестоким полицейским репрессиям. Поэтому эти массовые народные движения приняли форму восстаний; дело кончилось тем, что в 42 населенных пунктах правительство бросило против восставших войска.

В этом народном движении, вошедшем в историю под названием «рисовых бунтов», приняло участие около ¼ всего населения Японии, или 14 миллионов человек. Это было всенародное движение[108].

Выступления японского народа в 1913–1914 годах, когда он по призыву газет и журналов собирался вокруг здания парламента, чтобы поддержать борьбу в защиту конституционного правления, сейчас, в 1918 году, вылились в массовое революционное движение в защиту права на жизнь всего народа.

Даже в «Истории периода Мэйдзи и Тайсё», выпущенной издательством «Асахи симбун», в томе, посвященном политическому положению, говорится об огромном значении этих «рисовых бунтов» и отмечается, что они не идут ни в какое сравнение с политическими выступлениями, проходившими под знаком защиты конституционного правления.

Правительство привлекло к суду более 7800 участников «рисовых бунтов», однако «рисовые бунты» привели к падению кабинета Тэраути. На смену ему пришло правительство Хара Кэй. Говорили, что правительство Хара было первым в Японии правительством, которое не возглавляли представители бюрократии и военщины, и что это правительство было сформировано как партийное правительство во главе с премьер-министром, членом палаты представителей, избранным народом. Но и при правительстве Хара по-прежнему придерживались старого принципа, согласно которому военный и морской министры назначались из числа полных генералов, генерал-лейтенантов, полных адмиралов и вице-адмиралов, находящихся на действительной военной службе. Через их посредство военные круги по-прежнему диктовали свою волю правительству. Собственно, и сам Хара был выходцем из бюрократии. Кроме того, партия Сэйюкай, которую он представлял, основную часть своих расходов покрывала за счет средств, получаемых от монополистического капитала Мицуи. Так как выборы были ограничены, парламент тоже не выражал воли большинства народа. По существу, в стране существовала лишь формально конституционная система правления, при которой высшая власть находилась в руках императора. Удовлетворить при такой системе требования большинства народа было очень трудно.

«Рисовые бунты», проходившие в Японии в 1918 году, были тесно связаны с развитием международного революционного движения: в 1919 году в Китайской республике началось «движение 4 мая», знаменовавшее собой начало борьбы китайского народа против японского империализма, в Корее произошли события 1 марта, в ходе которых корейский народ потребовал независимости Кореи. Эти движения начались хотя и не непосредственно, но под влиянием «рисовых бунтов» в Японии Если же рассматривать этот вопрос в широком плане, то в 1919 году, когда противоречия мирового империализма особенно обострились, развитие революции в России и рост социалистического государства рабочих, крестьян и всех трудящихся оказал огромное влияние на народы Японии, Китая и Кореи.

Голос японского народа, требовавшего демократизации страны, прозвучал уже в 1903 году, когда в парламент был представлен законопроект о всеобщих выборах. В 1911 году этот закон был принят палатой представителей, но отвергнут палатой пэров, считавшей, что он содержит опасные мысли и поэтому «его нельзя даже допустить на порог парламента». Однако и в дальнейшем, когда стало ясно, что правительство попирает конституцию, утратило доверие политических партий и отказалось от своих же принципов, массы продолжали борьбу в защиту конституционного правления. С другой стороны, народ понял, что в конечном счете основной причиной всех этих ненормальных явлений были ограниченные выборы, поэтому он остро ощущал необходимость всеобщих выборов. Во время первой мировой войны, когда критика немецкого милитаризма, бюрократизма и деспотизма приняла широкие масштабы, движение за всеобщие выборы сделало шаг вперед по сравнению с движением народа предыдущего периода. Так, в январском номере журнала «Тюо корон» за 1916 год была помещена статья Есино Сакудзо[109], в которой разъяснялся основной смысл конституционного правления и указывался путь создания подлинной демократии. К этому времени профсоюзы прошли уже определенный период развития, они также выдвинули требование всеобщих выборов. Это движение было лишено руководства со стороны профессиональных политических деятелей существовавших в то время политических партий. Оно стало подлинно массовым благодаря движению студенчества (в нем приняли участие студенты девяти высших учебных заведений Токио) и движению рабочего класса и всех трудящихся, объединенных в различные профсоюзы. Все более возрастала роль печатных органов, еще в 1913 году выступавших в защиту конституционного правления. На массовом митинге за всеобщие выборы, состоявшемся в Кокугидан 1 февраля 1920 года, присутствовало 20 тысяч членов профсоюзов. На митинге была принята резолюция, требовавшая немедленного проведения всеобщих выборов и отмены закона «О поддержании общественного спокойствия полицией».

В 1911 году было создано Рабочее общество взаимопомощи (Юайкай) с целью обеспечения сотрудничества между капиталом и трудом. Руководитель этого общества Судзуки Бундзи получал поддержку от Онбудзава Эйнти, представлявшего интересы капиталистов.

В 20-х годах, когда самосознание рабочего класса Японии значительно выросло, рабочий класс повел борьбу за независимость профсоюзного движения от Рабочего общества взаимопомощи, и монопольному положению Судзуки Бундзи внутри Японской федерации труда пришел конец[110]; интересы рабочего класса Японии представляли теперь Ямамото Кэпдзо, Ватаиабэ Масаносукэ и другие.

В мае 1920 года в Японии состоялась первая первомайская демонстрация, в которой приняло участие 10 тысяч рабочих. В том же году произошло соединение социалистического и профсоюзного движения и была создана Социалистическая лига.

Правительство отдало приказ распустить Социалистическую лигу, однако в 1922 году трудящиеся массы Японии создали Коммунистическую партию, авангард рабочего класса. В создании Коммунистической партии Японии приняли участие Ватанабэ Масаносукэ, Ямамото Сэндзи, Итикава Сёнти, Токуда Кюнти, Носака Сандзо и другие.

Империалистическое правительство Японии с первых же дней существования Коммунистической партии объявило ее вне закона; тем не менее эта партия возглавила трудящиеся массы Японии. Она выдвинула требования ликвидации абсолютной монархии, упразднения палаты пэров и Тайного совета, введения всеобщего избирательного права для мужчин и женщин, достигших 18 лет, предоставления трудящимся свободы слова, печати, собраний и союзов, обеспечения права создания рабочих организаций, права на забастовки и права на коллективные переговоры, уничтожения милитаризма и та пион полиции, введения восьмичасового рабочего дня, социального обеспечения, включая пособия по безработице, установления заработной платы в соответствии с рыночными цепами, определения минимума заработной платы, установления контроля за производством со стороны заводских комитетов, безвозмездной конфискации и установления государственной собственности на крупные земельные массивы, находящиеся во владении императора, храмов и крупных помещиков, обеспечения для трудящихся крестьян права на обработку земли, установления прогрессивного подоходного налога и специального налога на предметы роскоши, вывода японских войск из Кореи, Тайваня, Сахалина и Китая, признания Советской России, запрещения интервенции, осуждения империалистических войн, обеспечения процветания народов своей страны и всеобщего мира.

Уже в 1923 году Коммунистическая партия возглавила борьбу японского парода против подготовлявшихся империалистическим правительством Японии трех реакционных законопроектов: о контроле за общественным движением (позднее известного под названием закона «О поддержании общественного спокойствия»), о профсоюзах (имевший своей целью подавить профсоюзы) и об урегулировании арендных конфликтов. Коммунистическая партия Японии настаивала па проведении всеобщих выборов и демократизации страны; таким образом, она способствовала просвещению народа.

С 1919 года в Японии появляются и крестьянские союзы. В 1922 году был создан Японский крестьянский союз, объединивший крестьянские союзы в масштабах всей страны.

Наряду с ростом самосознания рабочих, крестьян и трудящихся масс Японии социализм находил все большее число сторонников и среди интеллигенции, главным образом студентов. В 1919 году одна за другой возникают студенческие организации по изучению социалистического учения, такие, как Общество новых лютей (Синдзинкай), созданное студентами Токийского императорского университета, Общество пробуждения народа (Гёминкай) и Союз созидателей (Кэнсэцуся домэй) в университете Васэда и т. д. По мере того как правительство усиливало репрессии против профессоров высших учебных заведений, они все чаще выступали против этих репрессий и требовали свободы научных исследований.

Значительно выросло и самосознание японских женщин. Создавались и организовывались женские союзы, профсоюзы, женские социалистические организации. Такого размаха женского движения Япония до сих пор не знала. Женщины выдвигали совершенно ясные и конкретные требования — они требовали предоставить женщинам право создавать союзы и право участия в политических организациях, требовали одинаковых прав с мужчинами и т. Д-

За пять лет войны во всем мире непосредственно на воину было израсходовано 350 миллиардов долларов. Война разрушила мировую экономику. Пароды мира, п особенно рабочий класс, убедившись па опыте, какие бедствия н страдания принесла с собой первая мировая война (за время этой войны только на фронте было убито 13 миллионов человек, а 30 миллионов погибло в результате бедствий, вызванных войной), выступили против мирового империализма, то есть монополистического финансового капитала. Поставив перед собой цель — стабилизировать социальную и экономическую жизнь народа (что стало возможным в советском социалистическом государстве п что зависит от развития сил социализма в других странах мира), народы стремились путем полной демократизации своих стран установить всеобщий мир. Отражением этого роста сознательности пародов всего мира явились созыв Версальской мирной конференции, создание Лиги Наций и Международного бюро труда и созыв конференции по ограничению вооружения и т. д.

Правительства империалистических государств все еще располагали значительными силами и очень часто не прислушивались к голосу народа, выступавшего против империализма и требовавшего демократизации своих стран и установления всеобщего мира. Тем ее менее на Вашингтонской конференции 1921–1922 годов было принято соглашение об ограничении морских вооружений, подписан договор четырех держав об обеспечении мира в районе Тихого океана и договор девяти держав, признававший независимость Китайской республики и устанавливавший мир с Китаем[111].

В сентябре 1923 года в районе Токио произошло сильное землетрясение. Японское императорское правительство старалось оказать помощь только привилегированным классам и нисколько не беспокоилось о том, чтобы устроить жизнь народа. Даже в таком городе, как Токио, несмотря на предупреждение Чарлза А. Биарда о необходимости реорганизации городского управления, не было установлено современной системы управления. Поэтому землетрясение и пожары имели здесь столь трагические последствия.

Японское правительство думало лишь о так называемом спокойствии, то есть о защите господства императора и привилегированных классов, народ же не имел ни сил, ни средств, чтобы защитить себя от землетрясения. Когда же жители города Токио, студенты и социалисты стали сами проводить спасательные работы и когда японский парод получил помощь и поддержку от народов Америки, Англии и Советского Союза, японское правительство отказалось от помощи японского народа и народов других стран; вместо этого оно подвергло социалистов и корейцев, проживавших в Японии, страшным репрессиям и с помощью жандармерии совершило зверское убийство Осуги Сакаэ и его семьи, арестовало и зверски уничтожило 19 революционеров во главе с руководителем Коммунистического союза молодежи Каваи Ёситора, пользовавшегося большим уважением среди молодежи, студентов и рабочих. Правительство само распространяло всевозможные слухи и создавало беспорядки в стране, оно уничтожило десятки тысяч корейцев[112].



Примечания:



1

См., например, «Сии Нихон си тайкэй» («Очерки истории Японии в новом освещении»), изд. Асакура Сётэн, Токио. 1955, т. 2, «Кодай сякай» («Древнее общество», 593—1180 годы), т. 3, «Тю-сэй сякай» («Средневековое общество», 1180–1600 годы).



8

Норо Эйтаро (1900–1934) — крупнейший японский ученый-марксист, автор ряда работ по истории и экономике Японии, видный деятель Коммунистической партии Японии. — Прим. ред.



9

Бакумацу — последний период правления сегунов — военно-феодальных диктаторов Японии (1854–1868). Революция Мэйдзи уничтожила систему сёгуната. — Прим. ред.



10

Лян Ци-чао (1873–1929) — китайский политический деятель, лидер либерально-реформаторского движения, возникшего и Китае в конце XIX — начале XX веков, выступал за установление в стране конституционной монархии. — Прим. ред.



11

Хани Горо, Рэкиси кёику-пи цуитэ (Относительно преподавания истории), журн. «Кепку», май 1933, изд. «Иванами сетэп».



86

Идеологи левого крыла «движения за свободу и народные права» («дзию мипкэи уидо»). — Прим. ред.



87

Об этом свидетельствует, например, статья «Короино хотэй ни утау» («На суд общественности»), опубликованная в экстренном выпуске газеты «Майнити симбун» от 24 января 1892 года.



88

Это видно на примере разъяснения предложения Коно Хиронака на четвертой сессии парламента.



89

См., например, В а т а и а б э К и д з и р о, Мэйдзи тэнно то риккэн сэйдзи (Император Мэйдзи и конституционное правление).



90

Итагаки был одним из лидеров партии Дзиюто. В 1882 году, в самый разгар движения «дзию минкэн уидо», министр иностранных дел Иноуэ Каору, желая окончательно перетащить на сторону правительства руководство партии, подкупил на деньги, полученные от Мицуи, одного из лидеров партии — Гото Сёдзиро. Через Гото Иноуэ привлек на свою сторону и Итагаки, которого Гото убедил взять деньги и, чтобы под благовидным предлогом оставить партию, выехать в Европу. Формальной целью поездки Итагаки было изучение конституционного правления в странах Европы. — Прим. ред.



91

Партия Кайсинто (партия реформ), вторая помещичье буржуазная партия Японии, соперничала с партией Дзиюто. Используя отъезд Итагаки, эта партия обрушилась с нападками па Дзиюто, обвинив ее в коррупции. — Прим. ред.



92

См. Норо Эйтаро, Нихон сихопсюги хаттацу си (История развития японского капитализма).



93

См. Яибара Тадо, Тэйкокусюгика-но Тайвань (Тайвань под гнетом империализма).



94

См. его статьи, опубликованные в 1898 году: «Домэйноко-но синсо» («Правда о забастовках»), «Домэйноко-ни сёсуру-но мини-ика» («Как прекратить забастовки»).



95

См. «Нихон сихонсюги хаттацу си кодза» («Лекции по истории развития японского капитализма») под ред. Норо Эйтаро.



96

Утимура Кандзо (1861–1930) — один из идеологов японского христианского социализма. С позиций христианского социализма он вел в период русско-японской войны антивоенную пропаганду. — Прим. peд.



97

Котоку Дэндзиро (псевдоним Сюсуй) (1871–1911) — крупнейший деятель японского социалистического движения начала XX века, один из основателей японской социалистической партии. По сфабрикованному полицией обвинению в подготовке покушения па императора был в 1910 году предан суду и и 1911 году вместе с группой своих товарищей казнен. — Прим. ред.



98

Сакаи Тосихико (1870–1933) — одни из японских социалистов. — Прим. ред.



99

«Японская поэзия», Государственное издательство художественной литературы, М., 1955, стр. 223–224.



100

См. Фукуда (Кагэяма) Эйко, Автобиография.



101

Инцидент Котоку — дело об обвинении Котоку в подготовке покушения на императора. — Прим. ред.



102

См. F. А. М с К е n z i е, Korea's fight for freedom, London, 1920.



103

Кацура Tapo — один из наиболее реакционных государствен-ных деятелей Японии. До описываемых событии в 1901 и 1907 годах ему поручалось сформирование кабинета. — Прим. ред.



104

Соси — деклассированные элементы, нанимавшиеся полицией или реакционными политическими деятелями для подавления на родных выступлений.



105

См. Мэйдзи Танеё си (История периода Мэйдзи и Тай-сё), Сэйдзнхэн (том, посвященный политической жизни), «Асахи симбун».



106

Там же, Гэнронхэн (том, посвященный свободе слова).



107

Клика северных милитаристов, обосновавшихся в Пекине. — Прим. ред.



108

См. Хосога ва Кароку, Документы, относящиеся к «ри совым бунтам», журн. «Сякаймондай кэнкю», 1932–1933, № И, 15 и 16.



109

Есино Сакудзо (1878–1933) — профессор Токийского университета, либеральный ученый, выступавший за демократизацию государственного правления Японии. — Прим. ред.



110

Рабочее общество взаимопомощи было наиболее крупной организацией, входившей в созданную после первой мировой войны в результате роста профсоюзного движения Японскую федерацию труда — Прим. ред.



111

Договор девяти держав был заключен по инициативе США и Англии, стремившихся перед лицом усиления позиций Японии в Китае сохранить и обеспечить свои привилегии в этой стране. В договоре содержались пункты, декларировавшие признание независимости и суверенитета Китая. Таким путем США и Англия отвергали притязания Японии, стремившейся подчинить Китай своему контролю, и, провозгласив политику «открытых дверей», открыли себе путь к закабалению Китая. Договор девяти держав явился крупной победой США в борьбе с их империалистическими конкурентами nq грабежу Китая. — Прим. ред.



112

Стремясь сорвать рост демократического движения, японское правительство сеяло национальную рознь в стране, устраивало кровавые погромы проживавших в Японии корейцев, на которых в чисто демагогических целях возлагало ответственность за беспорядок. — Прим. ред.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх