Историческое известїе о раскольникахъ.

Въ бытїйственныхъ книгахъ древнихъ и новыхъ временъ обр?таются многїя свид?тельства грубыхъ но для черни столь соблазнительныхъ коварствъ, что ц?лые народы приводятся оными въ н?кое изступленїе д?лать то, что совс?мъ здравому разсудку противно. Мудрые никогда непроизводили толь чудесныхъ перем?нъ для блага рода челов?ческаго, какъ нев?жды для пагубы его. Нетокмо въ странахъ обитаемыхъ людьми одичавшими отъ скудости, преселенїй въ дебри и пустыни и разныхъ другихъ причинъ, но и въ т?хъ, гд? просв?щенїе часто водворялось, помрачало буйство очи простолюдимовъ и низвергало ихъ толпами въ ровъ погибели. Б?дные стеная подъ игомъ жестокости и неразумїя стремятся сильно для освобожденїя себя отъ онаго ко всякому призраку обольщающему ихъ чувства. Въ самомъ нашемъ отечеств? им?емъ мы много прим?ровъ поползновенїя разсудка челов?ческаго къ посл?дованїю нел?пымъ внушенїямъ т?хъ, кои обращаютъ слабость его въ свою пользу и нимало не помышляютъ о сл?дствїяхъ своихъ поступокъ. Государи почитавшїе строгость надежнымъ врачевствомъ отъ недуговъ душевныхъ, тщетно оную противу ихъ употребляли. Кростость и мудрость суть несравненно надежн?йшїя и почтительн?шїя средства для удержанїя людей отъ заблужденїй. Сїи средства суть орудїя Великїя Екатерины, чрезъ кои управляетъ Она своимъ народомъ. Государи пекущїеся о благ? своихъ подданныхъ въ томъ Ей подражаютъ и уготовляютъ Европ? блаженство. Суев?рїе скоро всюду истребится, сердца оживотворятся духомъ челов?колюбїя и раздоры уступятъ м?сто мирнымъ союзамъ братства. Поелику же нын? мракъ нев?жества толь прим?тно исчезать начинаетъ, то и нужно сохранить въ памяти т? случаи, кои навлекли оной и на Россїю и изъ коихъ мен?е прочихъ изв?стны побужденїя къ расколамъ и многоразличному ихъ разд?ленїю. Он? вс? слабы, но еще слаб?е ихъ умствованїя нашихъ простолюдимовъ, породившїя много буйствъ, но несравненно мен?е кровопролитїя, нежели у народовъ величающихся своимъ просв?щенїемъ. Начало и постепенное ихъ возвращенїе есть сл?дующее.

Россїйская церковь воспрїявшая начало свое въ 988 году отъ Греческой и завис?вшая долго отъ оной была до половины посл?дняго в?ка въ совершенномъ согласїи, кром? н?коего монаха Андреяна, возставшаго около 1003 года противъ поклоненїя иконъ, Iерархїи и законовъ церковныхъ, но приведеннаго немедл?нно въ разумъ истинны Митрополитомъ Леонтїемъ. Нын?шнїе же расколы возъим?ли бытїе и силу свою л?тъ за сто предъ симъ: ихъ соблазнило исправленїе церковныхъ книгъ. Многїя погр?шности обезобразившїя церковныя книги и произшедшїя по большой части отъ переписчиковъ за недостаткомъ училищъ и книгопечатень по причин? разныхъ безпокойствъ государство угн?тавшихъ, побудили еще въ 1512 году царя Василїя Ивановича писать въ А?онскую гору къ тамошнему духовенству и просить, чтобъ прислали къ нему челов?ка, способнаго исправить погр?шности, вкравшїяся въ Россїйскїя церковныя книги; для чего и присланъ былъ оттуда старецъ Максимъ, мужъ въ Греческомъ и Славенскомъ язык? весьма искусный, коего ревность къ исполненїю возложенной на его должности, стоила ему дорого; ибо народъ Россїскїй возропталъ на его съ самаго его при?зду, что онъ неисправляетъ книги, но портитъ и вводитъ новую в?ру; по чему посадя его въ тюрму содержали его въ оной 38 л?тъ до самой его смерти. Царь Иванъ Васильевичь продолжая сїе исправленїе собралъ въ Москв? соборъ именуемый стоглавнымъ подъ предводительствомъ Митрополита Макарїя, въ которомъ вс? Архїепископы и Епископы Россїской церкви присутствовали и который точно опред?лилъ помянутое исправленїе. Царь Михаилъ ?еодоровичь съ родителемъ своимъ свят?йшимъ Патрїархомъ Филаретомъ Никитичемъ предпринималъ тоже, чему посл?довалъ и Патрїархъ Iосифъ въ царствованїе Алекс?я Михайловича, благоволившаго при Патрїарх? Никон? собрать соборъ, въ коемъ присутствовало все знатное Россїское духовенство и на которомъ такъ же положено исправить церковныя книги. Государь писалъ о томъ ко вселенскимъ Патрїархамъ, изъ коихъ Константинопольскїй Папсїй собрал соборъ, гд? положено, дабы въ семъ д?л? точно сл?довать древнимъ Греческимъ и Славенскимъ книгамъ. По томъ еще было два собора, одинъ въ 1655 а другой въ 1667 году. Въ первомъ присутствовали Патрїархи: Антїохїйскїй Макарїй, Московскїй Никонъ, Сербскїй Гаврїилъ, Россїскїе Архїепископы и проч, а во второмъ Патрїархи: Александрїйскїй Папсїй, Антїохїйскїй Макарїй съ согласїемъ Цареградскаго и Iерусалимскаго, Московскїй Iоасафъ съ 14 Митрополитами Россїскими и 8 Восточными Архїепископами, 5 Епископами, 25 Архимандритами, 6 Игуменами и 15 Протопопами, коими вс?ми единогласно исправленїе книгъ было опред?лено и въ совершенство приведено. Съ того времени малопросв?щенные а бол?е злые люди почли и огласили исправленїе книгъ порчею и составили первый расколъ въ Россїйской церкв? подъ предлогомъ истиннаго благочестїя, боголюбезнаго православїя, непорочнаго храненїя древней в?ры и отеческихъ преданїй. Главные начальники онаго были протопопы: Иванъ Нероновъ, Данїилъ и Аввакумъ съ Дїакономъ ?еодоромъ, великїе пустосвяты и при томъ духа гордаго и къ возмущенїю склоннаго. Сонмъ ихъ умножился скоро при стеченїи черни какъ пламень при бурномъ в?тр?, и смутивъ въ разныхъ м?стахъ народъ, захватилъ съ помощїю изм?нниковъ Астраханскихъ изъ шайки Стеньки Разина пребогатой Соловецкой монастырь и обратилъ оной въ свой вертепъ, которой по повел?нїю Царя Алекс?я Михайловича былъ взятъ и большая часть скрывавшихся тамъ возмутителей получила мзду своихъ д?лъ и казнена 22 Генваря 1676. Старов?рцы утверждаютъ для прельщенїя слабоумныхъ, что трупы ихъ остались нетл?нны и проч. Никита показывалъ видъ совершеннаго раскаянїя и просилъ у Государя и собора прощенїя, которое и получилъ, но за дарованїе ему жизни отблагодарилъ онъ т?мъ, что во время стр?лецкаго бунта подговоря многихъ себ? подобныхъ и склоня на свою сторону немалое число стр?льцовъ, ходилъ по площадямъ и корчемнымъ домамъ для возмущенїя народа и мало по малу столь усилился, что дерзалъ уже гласно склонять народъ на д?ло коварное, и вызывалъ къ себ? для пр?нїя о в?р? самаго Патрїарха, дабы принесть его въ жертву своему неистовству, и во время его служенїя ворвался въ кр?пость съ великимъ множествомъ единомышленниковъ своихъ и въ буйств? кричалъ Государямъ Iоанну Алекс?евичу и Петру Алекс?евичу: велите Государи им?ть Патрїарху съ нами д?ло о в?р?. Патрїархъ же приб?гнувъ къ Богу и явясь немедл?нно у Ихъ Величествъ, просилъ о покровительств?, которое и оказано было ему съ мужествомъ и благоразумїемъ Ихъ достонымъ; ибо Они немедл?нно вошли въ грановитую палату и повел?ли туда же быть Патрїарху со вс?мъ его соборомъ для ув?щанїя мятежниковъ, которые такъ же въ сїю палату впущены были; но они при самомъ вход? своемъ попрали слово Евангельское: воздадите Кесарева Кесареви и Божїя Богови, над?лали множество безчинствъ въ присутствїи Высочайшихъ лицъ, родительницы ихъ; великихъ княженъ и знатн?йшихъ особъ духовнаго и св?тскаго чина и невнимали никакимъ ув?щанїямъ и доказательствамъ о ихъ заблужденїи; поелику у нихъ не то совс?мъ на ум? было, какъ посл? при допросахъ и д?йствительно оказалось по преданїи Никиты въ руки правосудїя самыми его сообщниками. — Изъ числа мятежниковъ попъ Козьма убоясь жребїя Никиты, казненнаго на красной площади, подговорилъ съ собою н?сколько десятковъ челов?къ и б?жалъ изъ Москвы въ 1668 году въ Стародубовскую н?которую область и тамъ стекавшихся къ нему въ великомъ множеств? мужиковъ вторично крестилъ и миромъ мазалъ по выдержанїи ими сорокодневнаго поста съ крайнимъ воздержанїем и сод?ланїи всякой день 300 земныхъ и 700 поясныхъ поклоновъ, а въ нощное время 600 молитвъ Iисусу и проч. Отъ сего Козьмы установлено, что бы православные его ни съ к?мъ изъ инов?рцовъ непили и не?ли, въ баню неходили, Богу вм?ст? немолились, ни о чемъ съ ними неразсуждали, на торгу кром? великїя нужды непокупали пищи, да и ту молитвою бы очищали и проч. О строгомъ же сохраненїи запов?дей Божїихъ и любви ко ближнему ничего неупомянуто. — Вскор? по томъ н?который Стефанъ попъ съ сыномъ своимъ Димитрїемъ пришелъ туда же изъ Б?лева и поселясь въ слобод? Митковк? поразнился съ Козьмою въ томъ токмо, что никого неперекрещивалъ. Дошедшїй до нихъ слухъ о Высочайшемъ повел?нїи сыскать и представить ихъ въ Москву, принудил ихъ преподобїя ятися б?гу въ Польшу и водвориться при р?к? Витк? во влад?нїи н?коего пом?щика Халецкаго, гд? по краткомъ мирномъ сопребыванїи возъим?ли другъ противу друга великую вражду за колоколъ, которой Козьм? хот?лось им?ть а Стефану н?тъ. По смерти Козьмы учинился преемникомъ его н?кїй б?глый чернецъ Iоасафъ, управлявшїй паствою своею 5 л?тъ и положившїй основанїе сооруженїю церкви, доконченной и освященной разстригою ?еодосїемъ. Съ того времени умножился расколъ въ Россїи до крайности и соблазнивъ тысячи простодушныхъ, разс?ялъ ихъ по дебрямъ и пустынямъ, гд? они б?дственно провождали дни свои и часто ради мученическаго в?нца сожигались толпами. Разд?ленїе же въ ономъ главное посл?довало тогда, когда вымерли у нихъ попы принявшїе священническїй санъ прежде исправленїя книгъ: тогда одна половина осталась безъ священства и таинствъ, а другая довольствовалась наборомъ б?глыхъ поповъ приходившихъ къ нимъ подъ видомъ возвращающихся отъ ереси къ благочестїю. Безпоповщина разд?ляется на 4 отрасли: на Поморской, ?еодосїевской, Нетовской и Филиповской толкъ. О поморянахъ изв?стно, что они возъим?ли начало свое отъ Данилы Викулина, бывшаго дьячкомъ при церкв? Шумскаго погоста, который ходилъ по волостямъ и развращалъ народъ называя триперстное сложенїе печатью Антихристовою, крестъ четвероконечный кумиромъ и т. под. преклонилъ на свою сторону весь Олонецкїй у?здъ и основалъ около 1694 года выгор?цкой скитъ, пришедшїй въ отм?нную славу при преемник? его Андре? Денисов?, челов?к? хитромъ и столько грамотномъ, что сочинилъ дв? исторїи: одну о взятїи Царемъ Алекс?емъ Михайловичемъ Соловецкаго Монастыря, а другую о казни старов?рцовъ Аввакумовскихъ, гд? весьма хитро украсилъ пов?сти свои баснотворными подвигами оныхъ лжестрадальцовъ, уподобленныхъ древнимъ святымъ мученикамъ и проч. Онъ писалъ такъ же съ помощїю брата своего Андрея и поморскїе отв?ты Неофилу Iеромонаху присланному къ нимъ по Именному повел?енїю для ув?щанїя ихъ и обращенїя на путь истинны. Сїи хитросплетенные отв?ты, такъ же весьма старинные и р?дкїе Россїйскїе книги и рукописи, богатыя иконы и иныя великол?пныя церковныя утвари, добытыя ими за великїя деньги при помощи многоразличныхъ пронырствъ, служили камнемъ претыканїя вс?мъ т?мъ, кои были набожны, но незнали, въ чемъ состоитъ истинное благочестїе. Въ вышесказанныхъ Денисовыхъ исторїяхъ упоминается, что н?кїй старецъ изъ Соловецкаго Монастыря изб?гшїй участи собратїи своей, принесъ оттуда въ поморье запасные дары, коихъ оскуд?нїе принудило его соединить остатки ихъ съ хл?беннымъ растворомъ и испечь хл?бы для того же употребленїя, и будто не ради продажи крохъ ихъ за м?шки сребра и золота. Посл? его были зд?сь главные настоятели: Петръ Прокофьевъ, Иван Филиповъ, Леонтїй ?еодосїевъ и инные, коихъ вс?хъ ученїе состояло въ сл?дующемъ: 1) перекрещивать къ нимъ приходящихъ; 2) признавать Антихриста пришедшимъ въ мїръ и царствующимъ; 3) немолиться о здравїи Государей; 4) неим?ть отнюдь браковъ и разводить женатыхъ на чистое житїе; 5) непринимать креста изъ двухъ частей сложеннаго; 6) отъ огнесожженїя и погребенїя себя живыхъ неотрицаться и за самоубїйцъ Бога молить, признавая ихъ святыми страдальцами мученическаго в?нца удостоившимися; 7) на трисоставномъ крест? нед?лать обыкновенной надписи а особливо подъ титлами и проч. подобн. — ?еодосїевской толкъ воспрїялъ начало свое отъ ?еодосїя Васильева отщетившагося въ 1706 или 1707 году отъ Поморянъ и разпространившаго около Новгорода и Пскова ученїе свое заключающееся найпаче въ томъ: что бы при сохраненїи Поморскаго православїя полагать предъ об?домъ за покупаемое отъ нечестивыхъ на торгу брашно по 100 поклоновъ, и д?лать въ печныхъ изразцахъ диры, дабы удобн?е благодать во время молитвы на уготовляемыя ?ствы д?йствовала, ради чего и сосуды съ напитками бываютъ у нихъ тогда же отверсты.

Они им?ли въ 1751 году в Польш? между собою Соборъ, гд? положили 46 правилъ для непрем?ннаго и повсем?стнаго наблюденїя, изъ коихъ большая часть сходны съ Поморскими, а прочїе сл?дующаго содержанїя: 1) Юношамъ, д?вамъ и женамъ въ Воскресные дни и прочїе праздники въ л?съ за ягодами и грибами неходить и по чужимъ деревнямъ негулять; 2) по середамъ и пятницамъ а въ великой постъ по вторникамъ и четвергамъ по дважды, въ прочїе же дни по трижды не?сть; 3) на пьющихъ вино и пиво отъ жидовскихъ рукъ налагать постъ на 12 дней а на всякой день по 100 поклоновъ; 4) растящихъ на глав? власы и носящихъ шляпы къ моленїю недопущать; 5) по середамъ и пятницамъ бань отнюдь нетопить; 6) налагать по 500 поклоновъ на поющихъ св?тскїя п?сни, играющихъ въ дуды, качающихся на качеляхъ и ходящихъ к ворожеямъ; 7) налагать по 1000 поклоновъ на того, кто будетъ въ суд? инов?рцовъ искать правды; 8) съ новожонами нежить въ одной храмин?; 9) въ отлученныхъ домахъ, мїрскихъ и новоженскихъ Христа не славить; 10) стряпухъ при себ? недержать; 11) юношамъ рубахъ красныхъ и сподницъ каламенковыхъ, а д?вицамъ сапоговъ и платковъ красныхъ и подвязокъ золотыхъ на моленїи неим?ть.

Филиповской толкъ обязанъ началомъ своимъ чернецу Филипу, Андрея Денисова келейнику, который возъим?въ желанїе заступить м?сто своего настоятеля и неполуча на то отъ братїи согласїя, разсудилъ за благо обличить оную въ несовершенномъ храненїи древняго православїя и отъ нее удалиться. Къ нему пристало немедл?нно челов?къ до пятидясяти ревностныхъ поборниковъ его благочестїя и онъ удалясь съ ними за н?сколько десятковъ верстъ отъ прежняго своего жилища, построилъ тамъ себ? скитъ и во ономъ со вс?мъ почти своимъ стадомъ духовнымъ въ 1742 году сожегся. Съ того времени далеко разпространилося его ученїе, коего главное отличїе отъ Поморскаго состоитъ въ отс?ченїи четвертаго аминя, строгомъ отверженїи брака и перекрещиванїи приходящихъ къ нимъ супруговъ, нарицаемыхъ посл? того духовными братїями и сестрами, въ храненїи тресоставнаго креста безъ титлы, въ поклоненїи одн?мъ только т?мъ иконамъ, кои въ ихъ согласїи писаны, и во всегдашнемъ разглагольствїи о мученическомъ в?нц?, ради котораго уговариваютъ они всякаго къ себ? новоприходящаго поститься 40 дней по прим?ру Спасителя, на что если кто согласится, то выиспов?давъ его снимаютъ съ него все платье и запираютъ его въ пустой и темной изб?, гд? онъ пришедъ чрезъ н?сколько времени въ изнеможенїе проклинаетъ прельстившихъ и заключившихъ его безчелов?чно, тоскуетъ, стонетъ, терзается и на конецъ въ отчаянїи и неописанномъ безобразїи испускаетъ духъ свой. —

Что же принадлежитъ до Нетовскаго или Спасовскаго толку, то первый онаго заводчикъ неизв?стенъ и самымъ его посл?дователямъ, кои соблюдая многїя правила Поморянъ, отличаются отъ нихъ въ томъ токмо, что никого неперекрещиваютъ, говоря, что все священство и таинство погибло на земли, и что хотящїе спастися должны приб?гнуть къ одному Спасу, который в?даетъ, какъ б?дныхъ спасти. Они называются Нетовщиною по тому, что говорятъ: н?тъ нын? никакой святыни въ мїр?, а Спасовщиною для того, что во всемъ на благодать Спасителя полагаются. Изъ сего Филиповскаго толку н?которые видя, что порядокъ св?та стоитъ ненарушимо а въ д?вств? ихъ умножается прим?тно любострастїе, заключили, что должно исполнить и оное слово Божїе: не добро быти единому, ради чего за неим?нїемъ у себя священниковъ, почли за нужное приб?гнуть въ семъ случа? къ такъ называемой ими новой церкв?, а оттуда возвратясь въ благочестивое свое собранїе раскаеваться тамъ въ дерзновенно сод?янномъ гр?х?. Другїе утверждая, что в?нецъ ни къ чему неслужитъ, и что сила брака заключается въ согласїи сочетавающихся и родительскомъ съ об?ихъ сторонъ благословенїи, позволяли вступать въ супружество безъ всякихъ церковныхъ обрядовъ. Третїе же вступя въ супружество т?мъ или инымъ образомъ, нарекли себя прелюбод?ями а женъ своихъ блудницами, по тому, что въ Антихристово пришествїе, о коемъ они столь сильно другъ друга ув?ряютъ, не гд? получить благословенїя Божїя. Н?кто Иванъ Алекс?евъ изъ ?еодосїева толку старался въ разныхъ сочиненияхъ ув?рить благочестивую свою братїю, что д?вственная жизнь состоитъ единственно въ произволенїи нашемъ и въ силахъ оную въ себ? вм?стить. — Самокрещенцы суть подражатели н?коего Павла, которому вс? толки древняго православїя непонравились для того, что им?ли по прим?тамъ его съ Антихристомъ сообщенїе въ разсужденїи оскверненїя пришествїемъ его нетокмо вс?хъ людей и зв?рей, но земли и воды. По мн?нїю его чиста одна токмо дождевая вода, которую онъ избравъ для окрещенїя себя, возбудилъ въ н?которыхъ соревнованїе къ своему благочестїю. Адамантовъ толкъ гнушается вс?ми другими и называетъ ихъ губительн?йшими прелестниками, живетъ уединенно, ни съ к?мъ никакого сообщенїя неим?етъ и ни за что неходитъ по каменной мостовой для того, что оная выдумана въ Антихристово по мн?нїю его время; имя же свое заимствуетъ отъ твердости, съ каковою пребываетъ въ любезномъ своемъ православїи. — Молоканы отступившїе много отъ ученїя старов?рческой своей собратїи ?дятъ по середамъ и пятницамъ сыръ и молоко а въ суботные дни постятся. — Щельники иконамъ непокланаются, смотрятъ во время молитвъ своихъ въ щели и безм?рно къ ближнимъ свир?пы и злобны; обитаютъ же большою частїю на Дону. — Селезневскїй толкъ разпространившїйся нарочито въ Польш? и им?вшїй частое обращенїе съ жидами, прил?пился немало къ ихъ ученїю и обрядамъ. — Перстный им?етъ главнымъ своимъ основанїемъ ученїе о сложенїи перстовъ и удостоенїи мученическаго в?нца, коего н?кїй ревнитель перекрестилъ въ 1781 году въ слобод? Злынк? беременную свою жену и троихъ д?тей, и тогда же всехъ ихъ убивъ ночью сонныхъ, пришелъ по утру къ таможеннымъ приставамъ и объявя имъ вину свою, сказалъ: я мучитель былъ своихъ, а вы будите мн?; и такъ они отъ меня а я отъ васъ пострадаю и будемъ вкуп? въ царствїи небесномъ мученики. — Толкъ Христовщины самой худшїй изъ вс?хъ. Оной положилъ выбирать себ? Христа изъ собратїи своей и ему покланяться; заблужденїя его столь ужасны, что никакое перо описать неможетъ. Кадильники изобр?ли себ? особливой способъ держать кадило и предали проклятїю вс?хъ т?хъ, которые не по ихъ предписанїю кадятъ. Кром? сихъ толковъ есть еще и другїе, но различїе ихъ незаслуживаетъ особливаго вниманїя.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх