• На приеме
  • На переговорах
  • На деловом ужине
  • При устройстве на работу
  • Общение с коллегами на работе
  • Глава 2

    Ляпы делового этикета

    На приеме

    * * *

    Один молодой человек попал на роскошный прием к приятелю своего друга. Банкетные столы были сервированы по высшему разряду: тарелки сверкали своей чистотой и белизной, на столе стояло множество столовых приборов. Все было оформлено со вкусом и выглядело очень аппетитно. Но вот одна загвоздка – к своему несчастью, этот юноша мало бывал на таких приемах и не знал всех премудростей обращения с многочисленными столовыми приборами.

    Но голод, а скорее всего гастрономическое любопытство его было настолько велико, что, немного осмелев, чему поспособствовал бокал вина, молодой человек подошел к самому красивому и изысканному блюду. Вокруг него лежало множество предметов, которыми, надо полагать, и следовало воспользоваться для его поглощения.

    Увидев свое осмелевшее отражение в одном из таких предметов, он, невзирая ни на что, взял красиво изогнутую раковину с чем-то удивительно вкусным и не совсем понятным внутри, выбрал один из многочисленных предметов, который указывал на него двумя своими зубьями, и начал ковыряться в раковине, пытаясь все-таки узнать, что же там внутри.

    Начинка оказалась настолько вкусной, что наш знакомый не мог оторваться от ее поедания, несмотря на удивленные взгляды светских «львов» и «львиц». Таким незатейливым образом он продегустировал с десяток этих чудесных раковин и съел бы их еще больше, если бы не сердобольная дама бальзаковского возраста, которая не могла больше наблюдать «мучения» юноши, подошла к нему и тактично объяснила, что данное блюдо следует поглощать с помощью специальной ложечки.

    * * *

    Однажды на очень важном приеме, который проходил в респектабельной гостинице в одном из американских штатов, от выпитого вина одному из гостей захотелось уединиться в небольшой комнате, которую он сам называл комнатой для раздумий и личных совещаний. Достигнув цели и зайдя в эту комнату, герой нашего рассказа обнаружил огромное, во всю стену зеркало, блестящий кран умывальника, склонившийся над гранитной раковиной, и рядом небольшие и очень милые полотенчики.

    Далее произошла встреча с очаровательным белым и чистым, который дал бы сто очков вперед самому крутому унитазу в самой престижной гостинице. И вот когда дело подошло к самому ответственному – сливу, этого гостя ожидал некий сюрприз. Нажав кнопку на крышке унитаза, он увидел, что вода стремительно поднимается вверх. Мысль о том, что этот монстр засорился, привела нашего героя в ужас.

    Выбежав оттуда и присоединившись к остальным, он уже начал судорожно подсчитывать, во сколько обойдется поломка этого дивного и столь необходимого предмета. И чем дольше он этим занимался, тем больше оказывалась предполагаемая сумма и тем отчетливее он осознавал, что у него не хватит денег.

    Вдруг он заметил, что в эту злосчастную комнату направляется один милый пожилой господин. С одной стороны, наш герой обрадовался такой невероятной удаче – ведь теперь всю вину за сломанную сантехнику можно свалить на этого старичка. Но с другой стороны, голос совести говорил ему, что несправедливо заставлять страдать ни в чем неповинного человека.

    Голос совести оказался достаточно громким и убедительным, так что незадачливый гость стремглав бросился догонять пожилого джентльмена. Но вот теперь самое страшное – как ему сказать, что это по его вине господин не сможет воспользоваться этой комнатой по назначению. Как сказать это, умудрившись быть тактичным, и соблюсти все правила этикета, хотя смутно представляется, какие в этом случае могут быть правила и манеры.

    Прошмыгнув следом за господином, он схватил его за рукав и продолжал держать некоторое время, не вымолвив ни слова и издавая лишь непонятные звуки.

    Наконец, он еле выдавил из себя то, что унитаз сломан и что в этом виновата он. Подведя господина к унитазу, чтобы продемонстрировать поломку, наш бедолага обнаружил, что белый предмет сияет своей чистотой и мирно журчит водой в бачке.

    Господин слегка удивился, тогда наш герой, не отступая, нажал на кнопку слива, и все повторилось в точности: вода стала проходить откуда-то снизу, и казалось, что вот-вот перельется через край. Господин лишь улыбнулась и кивнул в сторону унитаза. Там уже не было никакой воды, а сам он опять умиротворенно журчал.

    Наш герой был беспредельно смущен и весь вечер пытался не попадаться на глаза этому джентльмену.

    * * *

    На переговорах

    Переговоры – вещь весьма важная, и от поведения самих участников зачастую зависит результат и успех переговоров в целом.

    Например, опаздывать на столь важное мероприятие ни в коем случае не стоит, это считается не только признаком дурного тона, но и способно полностью уничтожить все ваши связи с партнером. Вот, например, какой случай вышел на переговорах одной престижной фирмы с китайскими партнерами, которые, как всем известно, ценят пунктуальность превыше всего.

    Две фирмы по производству автомобилей решили заключить выгодный для них контракт. Китайские партнеры жаждали посмотреть на работу своих будущих партнеров, поэтому они решили приехать в Россию сами. Российские партнеры, естественно, пообещали встретить их в аэропорту и организовать экскурсию по своим заводам.

    Ко дню приезда китайских партнеров все было готово, оставалось только встретить их и доставить для подписания контракта в офис фирмы. Почетную обязанность встретить китайцев решили доверить самому организованному сотруднику фирмы, который всегда выполнял данные ему поручения на должном уровне, к тому же юноша немного владел китайским языком.

    Отправившись встречать китайцев, юноша вспомнил, что забыл купить домой продукты, поэтому по пути он решил заскочить в магазин. Успешно решив свои личные дела, он со спокойным сердцем отправился в аэропорт. Самолет должен был приземлится в 8 часов, поэтому юноша не придал никакого значения двум минутам опоздания. Все равно, мол, будут еще в это время спускаться по трапу.

    Наконец он прибыл в зал ожидания и стал ждать, китайцев среди пассажиров самолета не было. Как оказалось, они ждали его только минуту, затем заказали срочный обратный рейс – и в момент прибытия встречающего они уже летели на Родину.

    Казалось бы, всего две минуты, не так уж и много, но из-за них был расторгнут грандиозный контракт, а юноша был уволен.

    * * *

    Не только опоздание не приемлемо на переговорах, но и обращение на «ты». Такое обращение является помехой не только для общения, но для дальнейшего сотрудничества. Вот, например, какая история произошла на переговорах двух новых русских. Двое новых русских решили заключить контракт о сотрудничестве между своими фирмами. Встретились они в ресторане. Поприветствовали друг друга и приготовились обсудить предмет договора.

    Один из них решил, что намного легче работать с партнером, если ты с ним на «короткой ноге», поэтому в процессе всего разговора он обращался к нему только на «ты». На следующий день, когда бумаги были подготовлены, партнер на подписание не явился, расценив данное отношение к нему как преднамеренное «тыкание». Он решил, что его партнер сразу же пытается установить свое превосходство и относится к нему безо всякого уважения, поэтому отказался от контракта.

    * * *

    Курение на переговорах, даже с постоянными партнерами, также может привести к неожиданным курьезам, как, например, произошло в данном случае.

    Несколько постоянных партнеров собрались вместе, чтобы обсудить результаты совместной работы и решить возникшие на производстве проблемы. Переговоры протекали в теплой и дружественной обстановке, но только до тех пор, пока один из присутствующих не закурил. Как выяснилось, у одного из партнеров была аллергия на табачный дым, поэтому переговоры были перенесены на несколько недель, до полного его выздоровления.

    Да, такие случаи не так уж редки в наше время. Причем подобные курьезы вполне могут испортить отношения между коллегами, так как они вправе расценить это как неуважение к себе, к тому же виновнику придется после этого извиняться, а значит, взаимопонимание и доверие будут нарушены.

    * * *

    Даже такая безобидная вещица, как жевательная резинка, тоже может стать причиной неудач на переговорах. Курьезных случаев, в которых главной причиной казуса является жевательная резинка, довольно много. Вот один из них.

    На переговорах двух фирм присутствовало много молодых людей. Буквально все они жевали жевательные резинки, и это считалось среди них в порядке вещей. В перерыве между переговорами был организован небольшой фуршет. Все присутствующие, конечно же, стали думать, куда же девать эту штуку. Как назло, в помещении не оказалось урны, поэтому многие попытались пристроить ее к краю тарелки, некоторые поместили ее в пепельницы.

    Наконец, переговоры были возобновлены. Все принялись обсуждать возникшие проблемы. Неожиданно среди этого шума голосов промелькнула не совсем культурная фраза. Оказалось, что один из партнеров просто-напросто вляпался в клейкую жвачку, которую кто-то поместил на край стола.

    Мало приятного, не правда ли? Подобных курьезных историй каждый из вас наверняка может вспомнить очень много. Суть же их всегда одна: на переговорах непременно нужно строго придерживаться установленных правил этикета, независимо от того, пользуетесь ли вы ими в повседневной жизни. И тогда вы можете быть уверены, что никогда не окажетесь в смешной и нелепой ситуации.

    На деловом ужине

    Предлагаем вашему вниманию весьма поучительный случай. Одна французская металлургическая фирма вела поиск месторождений руды в джунглях Южной Америки. Было обнаружено очень богатое месторождение меди. Но дело в том, что находилось оно на исконных землях местных индейских племен. И чтобы получить разрешение на разработку, нужно было заручиться согласием их вождей. Надо сказать, что поскольку французы – люди цивилизованные, все экологические нормы были бы неукоснительно соблюдены, и дело сулило выгоду обеим сторонам – и французам, и индейцам.

    Так вот, было решено устроить грандиозный банкет и пригласить туда всех местных «руководителей». Так и было сделано, и все вроде бы шло хорошо, но вдруг, когда стали подавать коронное блюдо французской кулинарии, лягушек, в стане гостей послышался ропот и возмущенные выкрики.

    Недоумевающие французы не могли понять, что происходит. Оказалось, что у местных жителей лягушка считается священным существом, о чем несчастные французы и не подозревали.

    Таким образом, сделка была поставлена под удар, и еще немало усилий пришлось приложить французам, чтобы загладить свою вину. Таким образом лягушачья лапа чуть не стала «ахиллесовой пятой» для французских бизнесменов.

    * * *

    Этот случай произошел в 1939 году, когда советские войска оккупировали половину территории Польши по соглашению с Германией, которая в это время оккупировала другую ее половину.

    В состав тогдашней Польши входила территория Западной Украины, вошедшая теперь в состав Советского Союза. Комендантом Львова, естественно, стал советский генерал. Отцы города, пребывавшие в этот момент в смертельном страхе, решили хоть как-то задобрить новую власть. Для этого они устроили торжественный прием в главном здании города, куда пригласили всю военную верхушку советских войск, располагавшихся тогда во Львове.

    Гостей усадили за длинный стол, уставленный различными яствами. Перед едой, согласно этикету, положено помыть руки. Для этого подавались специальные вазы с ароматизированной водой, в которых люди полоскали руки, а затем вытирали их полотенцами.

    Разумеется, советские военные не имели об этикете никакого представления. И произошла казусная ситуация. Когда на стол поставили вазы с водой, генерал счел, что это подали первое блюдо, как говориться, для аппетита, тем более что вода приятно пахла. Поэтому он взял и выпил эту воду. Все остальные подчиненные сделали, естественно, то же, что и их командир.

    Пораженные горожане, видя все это, решили не доводить дело до греха, поэтому они так же взяли каждый свою вазу и выпили из нее всю воду. Надо ли говорить, что слухи об этом идиотском происшествии еще долго ходили по Львову, а главы города еще больше преисполнились ужаса, видя нравы новой власти.

    При устройстве на работу

    * * *

    Был один такой случай. В дверь кадрового агентства постучалась молодая женщина. Она пришла устраиваться на работу. До этого она работала в другой фирме на должности бухгалтера, и теперь ей хотелось попробовать свои силы в качестве главного бухгалтера. В разговоре она сказала, что пришла сюда подучиться и набраться опыта. И в этом была ее ошибка. Ее попросили перезвонить через неделю. Когда женщина позвонила, то ей вежливо отказали в работе, сказав, что они нашли более подходящую кандидатуру. Женщина осталась ни с чем.

    Итак, устраиваясь на работу, никогда не говорите, что пришли набраться опыта. Люди могут подумать, что вы пришли не на работу устраиваться, а на практику, постажироваться.

    * * *

    Одна дама искала себе работу. До этого она работала секретарем в одной фирме, хозяйкой которой была представительная американская леди, занимавшаяся бизнесом в России. Героиня нашего рассказа обзвонила ряд фирм, и наконец удача ей все-таки улыбнулась – ее пригласили на собеседование. Ей предложили показать свое умение пользоваться компьютером. Конечно же, она знала его в совершенстве. И вот ей предложили распечатать некоторый текст. Для этого она попросила, чтобы ей дали бумагу. Ей ответили, что бумага уже лежит в принтере, на что она заметила: «Бумага-то использованная!»

    Дело было в том, что бумага в принтере была использована лишь с одной стороны, а эта дама, работая в офисе у представительной американки, не привыкла к подобному режиму строгой экономии. Мелочь, конечно, но тем не менее этот эпизод оказал решающую роль, и работу в этой фирме она не получила.

    Разумеется, поиски работы на этом досадном инциденте не закончились, и наша героиня, усвоив из всего вышесказанного определенный урок, решила попытать счастья в другой организации.

    Менеджер, назначивший ей встречу, повел ее в демонстрационный зал, где показали фильм о работе этой компании. Наша героиня обратила внимание, что этот фильм был снят, так сказать, «топорно», то есть был не очень хорошего качества, о чем она не замедлила сказать своему потенциальному работодателю. Менеджер, конечно, не подал и вида, что подобная критика ему неприятна, но и на эту работу ее не взяли.

    Чем закончилась эта история с трудоустройством, мы не знаем, но твердо уверены в том, что если эта леди так и не научится тактичности и деликатности, то работы ей не видать как собственных ушей. Согласитесь, мало найдется желающих взять на работу столь беспардонную мадам.

    * * *

    Одна молодая женщина пришла устраиваться на работу нянькой. Ее спросили:

    – А что Вы умеете делать?

    Девушка ответила:

    – Я умею делать все, кроме одного. Не могу укладывать ребенка спать.

    Маленький мальчик, услышав про это, закричал:

    – Мама, мы ее берем!

    * * *

    При устройстве на работу молодая девушка пришла на собеседование и принесла свое резюме. Она претендовала на должность секретаря. Начальник, мельком просмотрев ее резюме, спрашивает:

    – А языком вы владеете?

    – Я ведь все написала в своем резюме.

    – Просто я ниже объема груди не смотрел.

    * * *

    Молодая женщина пришла устраиваться на работу на должность бухгалтера. Ей сказали:

    – Извините, но место, на которое вы претендуете, уже занято. Но у нас есть секретарская вакансия и свободна должность менеджера по рекламе. Если вы хотите, то, пожалуйста, милости просим.

    – Но я хочу работать именно бухгалтером.

    – Увы, ничем не могу помочь.

    Женщина, с обидой:

    – А вот если бы к вам пришла устраиваться на работу дочка вашего лучшего друга, то вы бы приняли ее на должность бухгалтера?

    – Ну, если бы дочка моего лучшего друга, то конечно бы принял.

    – Тогда отдайте мне ее место, она не придет.

    * * *

    В магазин модной одежды пришла устраиваться на работу одна молодая девушка. Она претендовала на должность продавца-консультанта. Хозяину этого магазина захотелось проверить, может ли она работать с покупателями и подходит ли на эту должность. Он говорит девушке:

    – Представьте, в наш магазин зашла покупательница, которая хочет подобрать себе красивый наряд. Вы помогаете ей в этом, и вдруг она заявляет: «Скажите, это платье долго будет носиться?» Что вы ей тогда ответите?

    На что претендентка, не задумываясь, ответила:

    – Я ей скажу: «Конечно, мадам! По крайней мере, за вторым таким никто еще не приходил».

    Тогда хозяин удовлетворенно сказал:

    – Вы приняты на работу!

    * * *

    При устройстве на работу работодатель объясняет молодому мужчине, претендующему на должность менеджера:

    – У вас будет месяц испытательного срока. Зарплата на испытательный срок – 800 рублей. Вас это устроит?

    – Для того чтобы набраться здесь опыта, меня и такая зарплата устроит.

    * * *

    При приеме на работу на должность секретаря молодая девушка спрашивает у работодателя:

    – Ну а какая здесь зарплата?

    – Все зависит от вашего старания.

    * * *

    При устройстве на работу на должность офис-менеджера молодого парня пригласили на собеседование. Тот пришел. Директор фирмы спрашивает его:

    – Почему вы выбрали именно эту должность?

    – Пап, не задавай глупых вопросов.

    * * *

    Мужчина пришел устраиваться на работу. Работодатель провел с ним собеседование и в конце концов спрашивает:

    – А вы в армии служили?

    – Служил.

    – Воевали?

    – В Афганистане.

    – Ранения имеются?

    – Граната взорвалась, оторвало руку!

    – Хорошо! Мы берем Вас на работу. Приходите завтра в 11 утра!

    – Но ведь все начинают в 8.00?!

    – С восьми до одиннадцати все сидят и трут руки, думая, что делать!

    * * *

    При приеме на работу на должность секретаря директор фирмы спрашивает молодую девушку: «Почему вы выбрали именно эту профессию?» Девушка в ответ: «Понимаете, дело в том, что вы мне очень понравились».

    * * *

    Общение с коллегами на работе

    Общение, как известно, начинается с приветствия. Неправильное приветствие может выставить вас далеко не в лучшем свете перед окружающими.

    В Испании принято приветствовать друзей, родных и незнакомых людей поцелуем в обе щеки. Поэтому, когда несколько сотрудников русской фирмы посетили Испанию с целью повышения квалификации, то вернувшись на Родину, они решили применить понравившуюся им форму приветствия у себя в фирмах.

    Войдя с докладом к начальству, юноши решили поприветствовать его по-испански. Вид надвигающихся на него мужчин привел шефа в ужас, и он начал пятится назад. Вошедшая секретарша застала в кабинете шефа весьма необычную сцену: прижатый к стене шеф с широко раскрытыми глазами, а напротив него – несколько юношей. Сначала секретаршу охватил ужас, так как вид испуганного начальника навел ее на мысль, что ему угрожают. Час спустя все весело смеялись над этой нелепой ситуацией, а ведь все могло закончиться не так весело.

    * * *

    Обращение друг к другу в рабочем коллективе также может создать нелепые ситуации.

    Представьте себе офис престижной фирмы, где все служащие обращаются друг к другу только по фамилии или же только по имени. Любой человек, попавший в такой офис, сразу же решит, что подобное обращение приемлемо и для него. И что же получится?

    К секретарше подходит незнакомый человек:

    – Люсенька, как мне попасть к Вовочке?

    Удивленная секретарша переспрашивает:

    – К какому Вовочке?

    – Вы что, имя собственного начальника забыли? – удивляется посетитель, – и он прав, так как только что в его присутствии подчиненные называли своего начальника подобным образом. Такое обращение, конечно, говорит о хороших взаимоотношениях в коллективе, но оно совершенно недопустимо в присутствии посторонних людей.

    Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации, необходимо просто придерживаться основных правил этикета или поинтересоваться у человека, с которым вы разговариваете, как ему будет удобно, чтобы к нему обращались.

    * * *

    И опять затронем тему курения. Курить в коллективе можно только с разрешения окружающих, а после этого обязательно проветривать помещение. Если же вы кого-то дожидаетесь в кабинете, то не закуривайте, не дождавшись прихода ожидаемого. Иначе может возникнуть ситуация, подобная той, которая произошла не так давно, в одной средней школе.

    Директор школы никак не мог найти у себя календарные планы некоторых преподавателей, поэтому он зашел в учительскую и решил дождаться своих коллег. До конца урока оставалось двадцать минут, поэтому он решил скрасить свое ожидание сигареткой.

    Наконец прозвенел звонок, учителя стали входить в учительскую. Те, кто вошли первыми, не выказали своего недовольства по поводу неприятного запаха в их кабинете, а вот вошедшие за ними не сразу выделяли среди учителей директора и поэтому бросали не совсем приятные для него фразы:

    – Кто тут надымил, лестницы что ли мало, уже сюда переместились?

    – Фу, ну и вонь, хоть бы проветрили.

    После таких слов неудобно чувствовал себя не только директор, но и преподаватели, а следовательно, взаимопонимание и доверие в коллективе было нарушено.

    * * *

    В общении с коллегами очень важно уметь правильно извиняться, хотя этого порой бывает недостаточно, как, например, в этой ситуации.

    Менеджер быстро поднимался по лестнице и случайно задел спускающуюся с большим количеством бумаг секретаршу. Бумаги рассыпались по всей лестнице. Менеджер вежливо извинился и направился дальше, оставив секретаршу собирать бумаги, разлетевшиеся по всем этажам.

    * * *

    Бывает, что в неловкие ситуации попадает и начальство, так как не соблюдает даже самые элементарные правила этикета. Непонимание между руководителями и сотрудниками может возникнуть всего-навсего из-за различных пустяков и нелепых случайностей.

    Возвращаясь с курорта, директор фирмы решил заехать к другу, у которого и заночевал. Так как переодеться у него не было возможности, он отправился в офис в джинсах и в гавайской рубашке. Рабочий день прошел, как обычно, но на следующее утро его взору предстала «ужасающая» картина. Весь персонал офиса разгуливал в джинсах, топиках и гавайках. Потребовалось несколько недель, чтобы вернуть былую дисциплину.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх