• 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ»
  • ТЕСТ 1 «Насколько эффективно Вы используете свое время?» Дела служебные*
  • ТЕСТ 2 «Насколько эффективно Вы используете свое время?» Дела личные
  • ТЕСТ 3 «Насколько Вы умеете делегировать обязанности?» Дела служебные
  • 2. ВРЕМЯ И ВЫ. МАТРИЦА ЭЙЗЕНХАУЭРА
  • ТЕСТ 4. «Насколько вы умеете устанавливать приоритеты и делегировать обязанности?»
  • 2.1. КВАДРАНТ I. РАБОТОГОЛИКИ. ПРИНЦИП ПАРЕТО. МЕТОД АВС-АНАЛИЗА
  • 2.2. КВАДРАНТ II. Я В ЗАМКЕ КОРОЛЬ
  • 2.3. ЦЕЛИ. ПЛАНИРОВАНИЕ
  • 2.4. КВАДРАНТ III. СУЕТА СУЕТ, ИЛИ КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА
  • 2.5. ТЕХНИКИ ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
  • ТЕСТ 5 «Страдаете ли Вы перфекционизмом?»
  • ТЕСТ 6. «Жаворонок или Сова?»
  • 2.6. СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
  • 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • 4. КЛЮЧИ К ТЕСТАМ
  • ТЕСТ 1
  • ТЕСТ 2
  • ТЕСТ 5
  • ТЕСТ 6
  • Контрольный тест
  • УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

    1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ»

    «Время – бесценный и невозобновляемый ресурс. И?o тех пор, пока временем не управляют, ничем аругим управлять нельзя».

    (Peter Drucker, классик современного менеажмента)

    При опросе 2500 руководителей высшего звена Европы и США оказалось, что немецкие менеджеры проводят на работе 70 часов в неделю, английские – 60 часов, американские – 58, французские – 56, шведские – 54 часа. 23 % опрошенных немецких менеджеров работают по 80 часов в неделю, 24 % – по 100 часов. Для 75 % опрошенных рабочая неделя превратилась в семидневку. Самым страшным «киллером» времени стали заседания, конференции, совещания, планерки и пр., занимающие до 65 % рабочего времени. При этом 80 % менеджеров выражают недовольство организацией подобных мероприятий и считают, что теряют на этом до 30 % своего времени.

    Исследования показывают, что 36 % (78 дней в году) рабочего времени тратится впустую. Главными причинами эксперты называют недостаточное планирование и недостаточный контроль. 43 % своего времени руководители высшего звена тратят не на руководство, а на администрирование и бумажную работу.

    Звучит убедительно, не правда ли? В числе каких расточителей Вы нашли себя? Обидно, правда? Особенно если учесть, что у Вас постоянно не хватает времени не то чтобы выполнить все намеченное, а на элементарный обед…

    И кто виноват? А никто! Вы сами не умеете ценить свое время, свою жизнь, свои возможности! Что делать? Начать новую жизнь, научиться ценить каждое мгновение, организовать себя так, чтобы жизнь, наконец, стала в радость, чтобы потом «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

    Цель данной книги – помочь читателю найти и блокировать основные каналы потери его рабочего времени. Сам курс построен так, чтобы избежать ненужных потерь времени.

    Читателю предлагаются тесты, вопросы в которых в ряде случаев содержат ответы. Вдумчиво прочтите вопрос, задумайтесь над ответом. Если Вы знаете, что Ваш ответ не соответствует действительности, это свидетельствует о том, что Вы уже начали работу над собой, выбрав тот ответ, который должен быть у хорошо организованного человека!

    Что дает управление временем

    1. Вы научитесь понимать, что является важным для достижения поставленных целей!

    2. Вы достигнете своих целей быстрее. Ваша жизнь наполнится новым смыслом и удовлетворением!

    3. Вы добьетесь успеха как в работе, так и в личной жизни!

    4. Благодаря грамотному управлению своим временем Вы научитесь избегать стрессовых ситуаций или, попав в них, выходить из стресса с минимальными потерями!

    5. Вы будете достигать большего за меньшее время, а сэкономленное время использовать для достижения других целей!

    6. Поскольку Вы сами будете хорошо организованы, Вам будет проще и приятнее работать с Вашим начальником и подчиненными!

    7. У Вас появится больше простора для творчества, поскольку Вы высвободите для этого достаточно времени!

    8. У Вас просто появится больше свободного времени для себя!

    ТЕСТ 1

    «Насколько эффективно Вы используете свое время?» Дела служебные*

    Выберите из приведенных ответов один.






    ВСЕГО:

    *Ответы на этот и последующие тесты вы найдете на стр. 70

    ТЕСТ 2

    «Насколько эффективно Вы используете свое время?» Дела личные

    Ответьте на вопросы.

    ТЕСТ 3

    «Насколько Вы умеете делегировать обязанности?» Дела служебные



    2. ВРЕМЯ И ВЫ. МАТРИЦА ЭЙЗЕНХАУЭРА

    ТЕСТ 4. «Насколько вы умеете устанавливать приоритеты и делегировать обязанности?»

    Матрица Эйзенхауэра



    ТЕСТ 4.

    «Насколько Вы умеете устанавливать приоритеты и делегировать обязанности?»

    Выпишите из Вашего еженедельника/дневника план одного дня. Что Вы сделали, какие задачи решили, с кем встречались, кто Вам мешал работать, сколько на это ушло времени? Распределите сделанное по четырем квадрантам Матрицы Эйзенхауэра с указанием затраченного времени. Подсчитайте, как распределилось время по четырем квадрантам?

    Обработка результатов

    Квадрант I – те дела, которые требуют немедленного решения. Они и срочные, и важные, и так и кричат о себе: «Сделай! Прими решение! Ответь на письмо! Совещание! Приготовь доклад!».

    Что Вы получили?

    Если квадрант I непропорционально разросся, это значит, что сроки и даты управляют Вами, а не Вы своей жизнью. Может, Вы просто дотянули все дела до последнего предела? Ведь очень может быть, что дела квадранта II, которые тоже важные, но не срочные, стали срочными, поскольку Вы не успели их выполнить в установленные сроки? У Вас отсутствует стратегический подход к проблеме. Менеджер, да и просто человек, попавший в такую ситуацию, находится под ежедневным дамокловым мечом стресса, вызванного непреходящей кризисной ситуацией. У Вас нет ни времени, ни сил обдумать перспективные планы, подготовить предложения о новом продукте, Ваши друзья, отношениями с которыми Вы так дорожите, забыли, как Вы выглядите. Вы догоняете уходящий поезд, и в один прекрасный момент окажетесь на пустом перроне с разрывом сердца.

    Почему?

    Вы неправильно расставили приоритеты, не умеете делегировать обязанности, не доверяете своим сотрудникам, тянете все нагрузки на себе. При таком положении вещей Вам трудно рассчитывать на повышение, т. к. у Вас нет мнения, видения будущего компании, Вы целиком заняты важными проблемами сегодняшнего дня.

    Что делать?

    Научиться делегировать обязанности, воспитывать себе заместителя, дублера, если хотите, который заменит Вас при необходимости. Подготовить лист обязанностей, которые Ваши сотрудники могут выполнять вместо Вас. Пересмотреть лист приоритетов. Перенести центр тяжести Вашей деятельности в квадрант II.

    Квадрант. II. Важно, но не срочно – прекрасная философия! Если Вам удалось так распределить время, что квадрант II оказался наиболее заполненным делами, Вас можно искренне поздравить!

    Золотое правило:

    Кризис легче предотвратить, чем разрешить.

    Что Вы получили?

    Вы прекрасно умеете «отделять зерна от плевел», концентрируетесь на главном, имеете свой взгляд на все, поскольку у Вас достаточно времени спокойно поразмыслить о текущих и будущих проектах. У Вас хорошие деловые отношения с Вашими коллегами, Вам есть к кому обратиться с вопросом и за консультацией, если это потребуется.

    Почему?

    Ваша система установления приоритетов хорошо подходит для Вашей конкретной деятельности. Вы умеете делегировать обязанности и не тратите время на решение чужих проблем.

    Квадрант III. Неважно, однако срочно? Несущественные мелочи, краткосрочные цели, сиюминутные интересы и проблемы.

    Что Вы получили?

    Вам не кажется, что Вами затыкают все дыры? Или Вы это так сами устроили? Почему Вы выполняете самую неважную часть работы? Кто за Вас делает все остальное? Если к тому же второе место по затраченному времени в Вашей матрице занимает квадрант IV, то Вы первый кандидат на увольнение.

    Почему?

    В силу каких-то причин Вы изо всех своих должностных обязанностей выбрали только неважные. Причем Вы сами определили, что для Вас является основным делом, и что – суета сует. Если Вы сами признаете, что тратите время на выполнение неважных задач, то почему Вы так поступаете? У Вас нет ни четких целей, ни планов, как на ближайшее время, так и на долгосрочную перспективу. Это похоже на саботаж, причем пострадаете от него прежде всего Вы сами.

    Что делать?

    Если Вы собираетесь поискать себе другое место работы, подумайте вначале, на какую рекомендацию от Вашего теперешнего руководства Вы можете рассчитывать при таком трудовом энтузиазме? Наверное, целесообразнее привести в порядок дела на настоящем месте работы, чтобы Ваш начальник отпускал Вас со слезами на глазах и обещанием принять, как только Вы захотите вернуться назад. Для этого необходимо «просто» перенести центр тяжести Ваших дел в квадрант II, стать незаменимым и действительно нужным сотрудником. Для этого надо немедленно пересмотреть лист приоритетов, графики выполнения задач, освоить все техники экономии времени. Вам отступать некуда, Вы в кризисе, который может закончиться плачевно!

    Квадрант IV. Неважные и несрочные дела. За что Вам платят зарплату? Вам не жаль тратить свою жизнь на выполнение никчемных дел? Комментарии излишни.

    Что мы выучили из этого примера?

    «Срочные дела, как правило, не самые важные, а важные – не самые срочные».

    (Д. Эйзенхауэр)

    Предварительный анализ Вашей Матрицы Эйзенхауэра показал, что люди, стремящиеся и добивающиеся успеха, избегают заниматься делами из квадрантов III и IV. Давайте подумаем, почему это так, и как расставить дела в листе приоритетов, чтобы добиться максимального успеха.

    2.1. КВАДРАНТ I. РАБОТОГОЛИКИ. ПРИНЦИП ПАРЕТО. МЕТОД АВС-АНАЛИЗА

    «Во всем нужна мера».

    (Солон, между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н. э.)

    Если Вы живете по его правилам, это стресс и кризис. Сроки и взрывы, управление кризисом, новые сроки и новые кризисы. Постоянный стресс убивает вначале способности мыслить и анализировать, затем возникают проблемы со здоровьем. Надежда, что дела из квадранта I будут закончены, и потом начнется новая, наполненная смыслом и более размеренная жизнь, ни что иное, как пустой звук. Стресс и кризис – это образ жизни, они переходят в привычку, человек становится зависимым от них и чувствует себя ненужным, если вдруг постоянное давление этих двух факторов вдруг по каким-то причинам заканчивается на какое-то время. Вспомните, как пусто бывает, когда Вы так интенсивно работали над срочным проектом, вкладывали всего себя, всю душу и энергию – и вдруг все закончилось. И нет больше привычного извинения за пропущенную встречу, забытое обещание и прочие обязанности нормальной жизни.

    И надо опять возвращаться в этот реальный мир с его проблемами и неурядицами. Как попытка ухода от проблем реального мира, можно сказать, своего рода эскейпизм, возникает потребность в новой стрессовой ситуации. Людей, ведущих такой образ жизни, часто называют работоголиками (workoholics). Они обладают даром чрезвычайно быстро думать и принимать решения, любят работать хорошо и живут только работой. У них высокие стандарты выполнения работы, и они не прощают бездеятельности и безынициативности. Работоголики любят соревнование и ненавидят рутину, выполняют несколько дел сразу и прекрасно умеют работать в нескольких направлениях одновременно. Им трудно прекратить работу в конце дня. Их эксплуатируют или, во всяком случае, пытаются подсунуть свои дела все кому не лень. Работоголики редко добиваются большого успеха или получают повышение, поскольку и начальник, и все их окружение безумно боятся потерять «палочку-выручалочку», безотказного человека, готового просидеть над проектом месяц без выходных. Работоголики – люди высокой профессиональной подготовки, однако часто довольно ограниченного кругозора. Им недостает времени вникнуть в проблемы будущего, все заслоняет текущее управление кризисом. При всем уважении к людям, умеющим хорошо работать и делающим это на самом высшем уровне, надо сказать, что такой образ жизни к успеху не приведет.

    Вы узнали себя? Вы стремитесь к успеху? Тогда за дело! Вы должны научиться делегировать обязанности, планировать свою жизнь и правильно устанавливать приоритеты. Планирование поможет Вам вовремя выполнить дела из квадранта II и тем самым разгрузит квадрант I. Правильное определение приоритетов расставит по местам Ваши дела. Возможно, при этом окажется, что некоторые срочные и важные дела вовсе не такие важные, и место им в квадранте III. А дела из квадранта III надо научиться делегировать.

    Учимся устанавливать приоритеты

    Любые приоритеты устанавливаются на основе анализа и фильтрации активностей любого рода. Как золотоискатель промывает золотой песок через сито в надежде намыть самородок, так и Вы «фильтруете» свою деятельность с целью получить золотое время. Какие фильтры надо использовать? Фильтр важности и фильтр срочности. Пропустив всю свою повседневную деятельность через эти два фильтра, Вы поймете, какие у Вас важные дела, а какие срочные.

    Принцип определения приоритетов 20:80 был открыт на основе статистики, которую провел итальянский экономист Вильфредо Парето (18481923). Парето в свое время установил, что 20 % населения владеют 80 % национальных богатств. Оказалось, что отношение 20:80 справедливо во многих других областях. Например, 20 % постоянных клиентов (товаров) обеспечивают до 80 % прибыли. 80 % числа всех пропусков рабочих дней делают только 20 % сотрудников. Самые важные сообщения в газете занимают 20 % места и приносят 80 % информации. Применительно к распределению времени принцип Парето гласит: за 20 % времени, затраченного на достижение поставленной цели, достигается 80 % успеха. За 80 % оставшегося времени достигается только 20 %. Принцип Парето применяется, когда надо расставить приоритеты в делах одной тематики или направления.

    Как установить приоритеты согласно принципу

    1. Выпишите все дела, относящиеся к достижению определенной цели.

    2. Отметьте степень важности по вкладу в достижение цели.

    3. Выберите из этих дел те, которые в сумме дадут 80 % вклада в достижение цели. Это и будут Ваши первоочередные дела.

    4. Оставшиеся дела и делишки распределите по срочности и важности.

    5. Важные выполните сами, неважные и срочные делегируйте.

    Золотое правило: Делегируйте все, что можно делегировать!

    Установка приоритетов по методу ABC-анализа полезна там, где нужно расставить приоритеты среди различных направлений или различных видов деятельности. Отнесем к группе А важные и часто срочные дела, к группе В – дела средней важности и к группе С – дела, называемый текучкой, всякого рода дополнительную деятельность и т. п. Дела группы А составляют обычно 15 % от общей деятельности, группы В – 20 % и группы С – до 65 %. При этом вклад в общий успех группы А составляет до 65 %, группы В 20 % и группы С только 15 %.

    Дела группы А (15 %), как важные и приносящие максимальный вклад в успех достижения цели, должны быть выполнены самостоятельно, их нельзя делегировать.

    Дела группы В (20 %) нужно по возможности почетно делегировать. Хотя они и имеют гриф средней важности, но вклад от них в общий успех небольшой.

    Дела группы С (65 %) являются неизбежно-рутинными, например, телефонные разговоры, письма и прочая корреспонденция, заказ билетов и пр.

    Распределение задач по группам

    Вклад каждой группы в общий успех

    Рис. 1. Метод АВС-анализа

    После того как Вы научились правильно расставлять приоритеты, внимательно посмотрите, чем Вы заняты сегодня. Насколько важны для успеха Ваши сегодняшние дела? Если не очень, то такие дела лучше всего перепоручить, чтобы высвободить время для выполнения важных и срочных дел. Поэтому сейчас мы

    Учимся делегировать

    «Постыдно, занимаясь много чужими делами, забрасывать свои собственные».

    (Демокрит, ок. 470 или 460 – ок. 370 гг. до н. э.)

    1. Составьте список дел из квадранта III с указанием требований, предъявляемых к исполнителю, графиков выполнения.

    2. Составьте список Ваших сотрудников, укажите сферу ответственности, меру занятости другими проектами.

    3. Совместите оба списка и определите, кто из Ваших сотрудников с большим успехом мог бы выполнить определенные задачи из квадранта III.

    4. Проведите соответствующую беседу с сотрудниками. Объясните им необходимость выполнения полученных задач как возможность будущего повышения по служебной лестнице. Отметьте для себя, кто из них проявил больше энтузиазма и интереса, в какой области, по каким причинам. Тот сотрудник, который регулярно справляется с выполнением важных и срочных работ, со временем станет Вашим заместителем или займет Ваше место, когда Вы уйдете на повышение. Хороший дублер возьмет на себя часть вашей деятельности, когда Вы уезжаете в командировку, примет правильные решения и обеспечит выполнение текущих проектов.

    5. Нельзя делегировать вопросы из квадрантов I и II!

    «Время на все есть:

    свой час для беседы, с

    вой час для покоя».

    (Гомер, ок. VIII в. до н. э.)

    2.2. КВАДРАНТ II. Я В ЗАМКЕ КОРОЛЬ

    Задумайтесь, пожалуйста, чем отличаются дела из квадрантов I и II? Оба подпадают под определение важных и, казалось бы, что со временем дела квадранта II должны автоматически перейти в квадрант I? Отличие, однако, заключается в другом. Поскольку активности квадранта I требуют немедленного принятия решений и незамедлительных действий, они воздействуют на Вас, в то время как Вам отведена роль пассивного исполнителя поставленной срочной и важной задачи.

    В квадранте II ситуация меняется на диаметрально противоположную. Вы выбрали роль активного лидера, Вы можете влиять на способ решения задачи, выбор метода, установление листа приоритетов, время выполнения задания, определение команды исполнителей. Вы управляете всеми активностями, перечисленными в квадранте II! Знаете, в чем состоит разница между менеджером-исполнителем и лидером?

    «Менеджер делает дела правильно, а лидер делает «правильные» дела».

    (Peter Drucker)

    «Мудр тот, кто знает не много, а нужное».

    (Эсхилл ок. 525–456 гг. до н. э.)

    Чтобы добиться успеха, надо воспитать в себе лидера, человека, ответственного не только за других, но и в первую очередь за себя самого. За свою карьеру, семью, своих сотрудников, свои служебные и жизненные интересы. Чтобы стать лидером, надо научиться выбирать и делать «правильные» дела. Чтобы определить, какие дела в настоящий момент представляют для Вас стратегический интерес, необходимо научиться устанавливать правильные приоритеты.

    2.3. ЦЕЛИ. ПЛАНИРОВАНИЕ

    «Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?».

    (Пифагор Самосский, 2-я пол. VI – нач. V вв. до н. э.)

    Какие бы цели Вы перед собой ни ставили, Вам не обойтись без планирования. Цель без реализации – только мечта. План – это стремление к достижению цели. Подготовка любого плана состоит из последовательности следующих шагов:

    1. Составление задания (контракт, письмо, расчет стоимости и т. п.)

    2. Оценка длительности выполнения задания.

    3. Резерв времени.

    4. Выполнение согласно листу приоритетов.

    5. Учет и контроль.

    Умение составить задание составляет одну из Ваших должностных обязанностей. Оценка длительности выполнения основывается на Вашем опыте. При этом Вы уже, вероятно, отметили, что обычно на выполнение уходит больше времени, чем Вы это планировали. Поэтому зарезервируйте на 20 % больше времени как резерв при выполнении задания и еще 20 % – на всякие внештатные ситуации. Поэтому, если Ваш рабочий день составляет 8 часов, то собственно на выполнение важных дел (квадранты I и II или группа А) у Вас остается только около 60 % от полного рабочего времени, т. е. 4,8 часа, или 4 часа 48 минут. Не мудрствуя лукаво, оставьте 4 часа 30 минут. Остальные 3 часа 30 минут оплачиваемого рабочего времени Вы должны посвятить выполнению дел из квадрантов II, III и групп В и С, если Вы не сумели их делегировать.

    Метод Альпы отличается от других своей пиктографией, т. е. пометками, которые должны указать на род деятельности и срочность выполнения.

    Выберите сами такие значки, которые ясно Вам скажут, что это – дело срочное, это – важное, это – телефон, это – отдел маркетинга. Если Вам это помогает ориентироваться, Вы можете с успехом использовать значки-картинки.

    Если Вас это раздражает, выберите другой путь внесения смысловых акцентов: подчеркивание маркерами разных цветов, толщины, смайлики и т. п.

    ЦЕЛИ

    «Не желай невозможного».

    (Хилой из Лакадемона, VI в. до н. э.)

    Жизненные цели всех живущих на земле людей примерно одинаковы: никто не хочет быть бедным и больным, одиноким и не иметь радостей в жизни. Для одних людей важнее всего на свете – интересы семьи, другие ищут удовлетворения в работе, третьим по душе только удовольствия. Определение жизненных целей – свободный выбор каждого индивидуума, причем жизненные цели могут меняться в различные периоды жизни. Определение приоритетности жизненных целей обычно зависит от условий. Любимую семью нужно кормить, за удовольствия, здоровье и хорошее самочувствие платить. Поэтому волей-неволей встает вопрос о профессии, карьере, если у Вас нет гарантированных и очень высоких доходов извне. Ниже приведены основные общечеловеческие цели. Порядок следования произвольный.

    1. Здоровье и хорошее самочувствие.

    2. Профессия и карьера, включая обучение. Сроки, доходы. Материальные блага. Социальный статус.

    3. Семейное положение. Партнер, дети, родственники, друзья и знакомые.

    4. Удовольствия – путешествия, отдых, развлечения, хобби.

    КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛИ

    1. Напишите на бумаге Ваш личный перспективный план развития. Укажите, каких целей Вы хотели бы добиться, какого положения в компании, уровня зарплаты с указанием сроков.

    2. Напишите, что Вас не удовлетворяет в Вашей личной жизни, что бы Вы хотели изменить, почему.

    Золотое правило: Цели должны быть реальными, планируемыми и достойными, а результат достижения цели должен быть видимым и возможным для оценки.

    3. Реально оцените Ваши шансы для желаемых перемен. Что Вы можете сделать сами, для чего потребуется помощь со стороны? Какого сорта и чего Вам это будет стоить? Чем придется пренебречь для достижения цели? Стоит ли цель таких усилий и жертв?

    4. Выпишите цели и пути их осуществления в порядке важности по убыванию. Служебные и личные цели, если предполагается, что Вы намерены их достичь одновременно, должны быть записаны в одном временном интервале с точным указанием, чем Вы собираетесь пожертвовать во имя достижения цели. Укажите альтернативные пути достижения цели по принципу логического оператора «если». «Если я предприниму такие шаги, то получу такой результат, если не предприниму, то результат будет, скорее всего, такой».

    5. Для каждой поставленной цели укажите сроки, в которые Вы предполагаете достичь намеченного. Укажите, что Вы будете делать, если по каким-то причинам Вам не удастся достичь желаемого результата, – измените цель на альтернативную, продлите сроки выполнения первоначального плана, пойдёте на дополнительные жертвы или инвестиции.

    6. Пометьте каждую поставленную перед Вами задачу буквами «А», «В», «С» по степени важности для достижения поставленной цели. «А» – очень важные, выполнение которых нельзя делегировать, «В» – просто важные, которые можно в ряде случаев делегировать, и «С» – рутина, без которой не обойтись.

    7. Согласно методу установления приоритетов АВС, выберите в ряду «А», «В», «С» задачи, которые Вы можете выполнить самостоятельно. В особую строку выпишите дела, которые потребуют посторонней помощи. Особо определите, кто и как может Вам помочь в выполнении намеченного плана, руководствуясь правилами делегирования. На какой основе будет оказана помощь – безвозмездно, услуги, денежные расчеты?

    8. Составьте пошаговый, т. е. годовой, квартальный, месячный, недельный и ежедневный планы. Распределите Ваше время таким образом, чтобы Вы могли до 15 % времени заниматься выполнением задач «А», до 20 % – выполнением задач «В» и не больше 65 % задачами «С».

    9. Планируя день, не забудьте отметить в Вашем дневнике не только, в какое время Вы собираетесь выполнить намеченные дела, но и ожидаемый результат выполнения, приближающий Вас к достижению цели. Как только цель сформулирована и записана на бумаге, она начинает реально существовать.

    10. При составлении планов не забудьте, согласно методу Альпы, оставлять 40 % времени в резерв на всякие непредвиденные события – болезнь или различные катаклизмы местного и глобального значения.

    11. Все, что не было выполнено сегодня, автоматически переносится на другие дни.

    12. План на день должен быть составлен заранее. Не позже вечера текущего дня Вы должны знать, чем будете заниматься завтра.

    Золотое правило: Ничто так не помогает достичь успеха, как работа с учетом собственных интересов.

    2.4. КВАДРАНТ III. СУЕТА СУЕТ, ИЛИ КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА

    «Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни».

    (Демокрит, ок. 470 или 460 – ок. 370 гг. до н. э.)

    Обычно люди, занимаясь деятельностью, перечисленной в квадранте III, считают, что они находятся в квадранте I. Их деятельность представляется им не только действительно срочной, но и чрезвычайно важной. Однако это не так. Если Вы поразмыслите, сколько времени Вы могли бы сэкономить, если бы закончили телефонный разговор, как только получили необходимую информацию; быстро и эффективно провели заседание; установили часы, в которые Вы могли бы заняться Вашей непосредственной работой без помех, – Вы, несомненно, пришли бы к выводу, что неразумно тратите Ваше время, точнее говоря, Вашу жизнь, на какие-то дела, которые можно было бы выполнить гораздо быстрее и эффективнее. Заполните приведенную ниже таблицу потерь Вашего рабочего времени и придите, наконец, в ужас от того, сколько времени Вы тратите впустую! И пусть этот комплекс вины преследует Вас до тех пор, пока Вы не освоите техники экономии времени. Вы уже научились делегировать неотложные и важные задачи и частично освободили себя от управления кризисами квадранта I. Поэтому выполнение срочных, но не жизненно важных работ из квадранта III тем более можно и нужно делегировать. Освойте техники экономии времени, ознакомьте с ними Ваших сотрудников, и Вы получите солидный запас времени, которое Вы потратите на действительно важные мероприятия, которые приведут Вас к намеченной цели.

    ТАБЛИЦА ПОТЕРЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

    2.5. ТЕХНИКИ ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ. ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ

    Одним из основных «пожирателей» времени является телефон. Из одного из самых эффективных средств быстрого общения телефон превратился в настоящий бич из-за своей сверхдоступности и относительной дешевизны телефонных разговоров. Происходит это, в основном, из-за неподготовленности собеседников к деловому общению.

    Золотое правило:

    Помните, если Вы звоните из офиса своей компании, Вы звоните от лица своей компании. И Ваша задача – не потерять это лицо.

    В зависимости от того, звоните ли Вы или Вы отвечаете на звонок, техника эффективных телефонных разговоров несколько отличается.

    Вы собираетесь позвонить в компанию, чтобы выяснить некоторые вопросы, относящиеся к области Вашей компетентности.

    1. Прежде чем взять телефонную трубку, подумайте, так ли это необходимо? Должны ли Вы после телефонного разговора отправить письмо или факс? Не будет ли проще и эффективнее сразу написать письмо или отправить факс? Не будет ли эффективнее позвонить после того, как письмо будет получено? Не быстрее ли связаться с сотрудником по электронной почте? Можете ли Вы получить нужную информацию из других источников? Знаете ли Вы точно номер телефона, имя и фамилию сотрудника, которому Вы собираетесь звонить?

    2. Сформулируйте цель Вашего звонка. (Я звоню, чтобы выяснить следующие вопросы.) Приготовьте план разговора, запишите все ключевые вопросы, которые Вы собираетесь задать.

    3. Подготовьте и упорядочьте на столе все необходимые документы, которые могут Вам понадобиться для аргументации Вашей позиции по обсуждаемому вопросу. Запишите по пунктам положения, которые Вы собираетесь привести в качестве аргументов. Приготовьте бумагу и ручку, чтобы записывать ответы Вашего собеседника.

    4. Приготовьте вводную и заключительную фразы телефонного разговора. Сразу после приветствия сообщите о цели Вашего звонка.

    «Здравствуйте, Иван Иванович! С Вами говорит Анна Ивановна Петрова из отдела маркетинга компании «Прожектор». Я звоню по вопросу продажи наших изделий (цель звонка)…» и «Спасибо за информацию (помощь и пр.). Всего доброго! До свидания!».

    5. Во время разговора делайте пометки на Вашем листе с аргументами, записывайте аргументы Вашего собеседника (цифры, даты, имена сотрудников и компаний). Если Вы не согласны с какими-то доводами, не прерывайте, а запишите Ваши вопросы, чтобы задать их, когда Ваш собеседник закончит говорить. 6. Если во время разговора возникли проблемы, к которым Вы не готовы, постарайтесь максимально прояснить ситуацию: не стесняйтесь спрашивать, задавайте вопросы, постарайтесь узнать мнение Вашего собеседника.

    Золотое правило: Ваша позиция при любом телефонном разговоре должна быть активной. Вы должны брать инициативу в свои руки с самого начала, т. е. вести телефонный разговор, а не следовать Вашему собеседнику.

    7. Если Вы уверены, что выяснили все вопросы, которые были целью Вашего звонка, и в разговоре возникла пауза, не стесняйтесь тотчас же поблагодарить Вашего собеседника и вежливо закончить разговор. («Спасибо за… (цель Вашего звонка), не стану Вас больше задерживать. Всего доброго! До свидания!»)

    Вы отвечаете на телефонный звонок

    1. Назовите Ваше имя и название Вашей компании.

    2. Если Ваш собеседник не счел нужным представиться, уточните, с кем Вы разговариваете. (Извините, я не расслышал (а) Ваше имя.)

    3. Спросите о цели звонка. Если Вы можете сами на него ответить, отвечайте конкретно на вопрос; сообщите, какие действия Вы предпримите в ответ на этот звонок; поблагодарите за интерес к компании и вежливо закончите разговор («Спасибо за Ваш звонок! Мы пришлем Вам нашу рекламу!/ Мы ждем Вас на следующей неделе в офисе нашей компании с образцами Ваших изделий./ Мы вышлем Вам новый счет завтра по факсу. Всего наилучшего! До свидания»).

    4. Если вопрос не входит в сферу Вашей компетенции, сообщите номер телефона ответственного за него сотрудника и вежливо закончите разговор.

    5. Если к телефону просят сотрудника, который по каким-то причинам в данное время отсутствует, сообщите, когда его можно застать по этому номеру телефона. Если требуется, запишите для него сообщение для передачи. Быстро и вежливо закончите разговор («Не стану Вас больше задерживать»).

    Из приведенных выше примеров видно, что эффективно телефонный разговор можно провести тогда, и только тогда, если относиться к этому инициативно. Если Вы лидируете в разговоре, то и закончите Вы его тогда, когда сами сочтете это нужным, при этом ни в коей мере не обидев Вашего собеседника. При этом Вы потратите на разговор ровно столько времени, сколько планировали, а не отдадитесь на произвол стихии телефонного многословия.

    Борьба с перфекционизмом

    «Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого».

    (Солон, между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н. э.)

    Народная мудрость гласит: «Лучшее – враг хорошего». При этом подразумевается, что часто проще, надежнее, выгоднее, т. е. лучше со всех сторон, остановиться на достигнутом хорошем уровне, чем пытаться достичь неземного совершенства. Слово «перфекционизм» пришло в европейские языки, как и многие другие, из латинского. Латинское слово «perfectus» означает ничто иное, как абсолютное совершенство. Подумайте, можно ли достичь абсолютного совершенства? Нужно ли? Поэтому со временем слово «перфекционизм» приобрело некоторый негативный оттенок, выражающий напрасное стремление к недостижимому совершенству. Мы тоже будем использовать слово «перфекционизм» в этом его современном значении.

    ТЕСТ 5

    «Страдаете ли Вы перфекционизмом?»

    Ответьте на вопросы «Да» или «Нет».

    Золотое правило:

    Не впадайте в крайности! Крайности вредны для успешной карьеры!

    Техника избавления от перфекционизма

    Выберите время и подумайте, почему Вы перепроверяете себя, уделяете чрезмерно много времени там, где можно управиться за минуту. Напишите на листе бумаги, что Вам мешает работать без ошибок и сбоев. Обычно причина везде одна – страх, который постоянно вгоняет Вас в стресс и не дает нормально жить (я панически боюсь ошибиться и постоянно должен(должна) проверять уже сделанное; я не помню, делал(а) ли я эту работу вообще или нет; мне страшно стыдно не выполнить обещания, хотя такая работа мне просто не под силу).

    Проанализируйте, насколько Ваши страхи реальны? Не являются ли они, хотя бы отчасти, плодом Ваших собственных фантазий? Подумайте, добросовестно ли Вы относитесь к работе? Конечно, ответ должен быть положительным. Тогда почему же Вы держите себя в таком напряжении? Насколько критичны ошибки, которые Вы, в принципе, можете совершить, выполняя свою работу? Вряд ли мир перевернется, если Вы случайно перепутали колонку цифр или отправили нужную справку с неправильную папку или просто в корзину для бумаг. Большинство ошибок можно исправить в большими или меньшими затратами времени. Придите в равновесие с собой, научитесь уважать себя, свою работу, не спешите ни с речами, ни с делами. Спокойно и обстоятельно выполненная работа принесет Вам удовлетворение и, как результат, – уверенность в себе.

    1. Необходимым атрибутом вашего рабочего стола должен быть план работы на день. Не откажите себе в удовольствии сделать пометку о выполнении намеченного на день. Тогда Вы не станете нервничать, вспоминая, сделано дело или нет, как и когда.

    2. При работе с бумажными документами очень у многих людей срабатывает ассоциативное восприятие увиденного. Вы можете запомнить порядок расположения строчек в книге, документе, дату или фамилию автора письма. Если Вы точно знаете, что является наиболее важным для этой бумаги, полезно будет подчеркнуть эти наиболее важные для Вас места маркером, сделать цветные закладки с пояснительной надписью вверху для книги. Не пожалейте времени и раз и навсегда упорядочьте Ваш архив, расставьте все папки по полкам, надпишите, где и что можно найти, даже если Вы по каким-то причинам отсутствуете на рабочем месте. Договоритесь с Вашими коллегами, что всегда вместо изъятого документа или одолженной в Ваше отсутствие книги должна находиться записка, кто, когда и на какое время взял Ваши вещи в Ваше отсутствие. Нарушителей надолго отлучайте от совместного пользования Вашим архивом, библиотекой, рабочим столом.

    Золотое правило: Порядок не там, где его постоянно наводят, а где его поддерживают.

    Что Вы выучили из этого примера?

    • Устанавливайте всегда реальные, достижимые, конкретные цели, которые можно сформулировать в письменном виде!

    • Доверяйте себе, своим знаниям и профессионализму, верьте в себя, в свои возможности!

    • Не бойтесь ошибок! Не ошибается тот, кто ничего не делает. На ошибках учатся! Не бойтесь спрашивать, т. е. учиться у специалистов! Если Вы не знаете чего-то из относящегося к Вашей деятельности, не спешите ругать себя. Нет людей, которые знают всё!

    Золотое правило: Не стыдно не знать, стыдно не пытаться узнать.

    • Научитесь думать позитивно и находить положительные моменты во всех, даже очень неприятных ситуациях. Самые большие неприятности учат лучше всего, если Вы возьмете за привычку делать «разбор полета», анализировать, что привело к такому результату и формулировать, что надо или не надо делать впредь, чтобы избежать повторения подобного конфуза. За одного битого двух небитых дают!

    Техника использования биологических ритмов

    «Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт».

    (Архиллох, 2-я пол. VII в. до н. э.)

    ТЕСТ 6. «Жаворонок или Сова?»

    Проверьте

    Из этого теста Вы уже поняли, кто Вы – Жаворонок или Сова. Оба типа, равно как и смешанный, считаются совершенно нормальными явлениями реальной жизни. Ориентация биологических ритмов людей заложена при рождении и зависит от работы многих функциональных систем организма, прежде всего ферментной. Поэтому не стоит корить себя, если Вы не в состоянии рано встать и сразу начать продуктивно работать, как Ваш коллега или знакомый. Или наоборот, Вам сложно засиживаться допоздна за работой уже просто по той причине, что Вы в это время дня уже плохо что-то воспринимаете и не можете больше так же эффективно работать, как в утренние часы. Надо подчеркнуть, что смена активных и пассивных фаз дня для обоих типов имеет одинаковый характер. Различие заключается во времени начала первой активной фазы. На графике приведены усредненные графики распределения дневной активности для жаворонков и для сов.

    Поскольку Вы уже выяснили из Теста 6, кто Вы по ориентации своих биологических часов, то вопрос сводится к тому, как наиболее эффективно использовать свои биологические особенности.

    Упражнение

    Вспомните свой обычный рабочий день и ответьте письменно на следующие вопросы:

    • Когда Вы начинаете чувствовать усталось в течение обычного рабочего дня?

    • Когда Вам просто необходимо сделать небольшую паузу в работе, чтобы снять усталость?

    • Когда Вы чувствуете взлеты работоспособности и интеллектуальный подъем?

    • В какое время дня Вы чувствуете себя почти неспособным к работе?

    • В какое время Вы можете заниматься рутинной механической работой, но не в состоянии сконцентрироваться и принять важное решение?

    Постройте следующий график. По оси «Время» отложите Ваши часы работы. По оси «Готовность к работе» отложите в процентном отношении Вашу готовность выполнять поставленные задачи. Возьмите за образец график биологической активности, приведенный выше. Возьмите за 100 % готовность принять важное решение, провести важное совещание, успешно выступить с докладом и пр., т. е. пик Вашей интеллектуальной и деловой активности.

    Остальные цифры остаются на Ваше усмотрение, т. е. зависят от Ваших личных качеств, способностей и времени дня. Вы должны построить график зависимости Вашей работоспособности как функции от времени дня.

    После того как Вы построили такой график, найдите в Вашем еженедельнике расписание любого рабочего дня. Не забудьте отметить важность, т. е. приоритетность Ваших занятий. Распределите выполнение наиболее важных, приоритетных задач в то время, когда Вы находитесь на пике Вашей интеллектуальной формы. Задачи, требующие минимума интеллектуальных затрат, выполняйте, когда Вы устали, и Ваша работоспособность почти минимальна. В часы, когда Ваша работоспособность достигает 50 % от максимальной (очень хороший показатель), планируйте выполнение задач умеренной умственной активности: письма, договоры, контроль за выполнением заданий, телефонные звонки, встречи с коллегами и клиентами.

    Золотое правило:

    Работайте по своим биологическим часам, а не против них!

    Рис. 2. Распределение суточной активности. Жаворонки, Совы

    Конференции, совещания, встречи с коллегами, подчиненными, клиентами

    Еще один скрытый резерв времени, который при хорошей организации можно использовать для экономии времени. Рассмотрим два случая. Первый, когда Вы – руководитель и должны подготовить совещание по некоторому вопросу. Второй, когда Вам по долгу службы приходится принимать участие в совещании.

    Вы должны подготовить и провести совещание

    Прежде чем заняться подготовкой совещания, подумайте, действительно ли оно так необходимо? Сумеете ли Вы собрать всех заинтересованных сотрудников в определенное время в определенном месте?

    Иногда лучше обратиться с информационным письмом ко всем потенциальным участникам совещания, или провести селекторную или телеконференцию.

    Итак, Вы поняли, что ни один из предложенных выше способов общения проблемы не решит и Вы должны непременно провести это совещание. Воспользуйтесь приведенным ниже планом, который поможет Вам быстро и эффективно подготовить и провести совещание, конференцию, «круглый стол».

    ПЛАН ПОДГОТОВКИ СОВЕЩАНИЯ

    1. Сформулируйте четко ТЕМУ совещания, определите, какая ЦЕЛЬ должна быть достигнута (выработка производственного плана, определение числа новых поставщиков, запуск новой линии продукции и пр.).

    2. Каждый участник заранее должен знать полный состав присутствующих, повестку дня, тему и цель совещания.

    3. Вы должны позаботиться о приглашении сотрудников, ответственных за вопросы, обсуждаемые на совещании. Приглашения должны быть разосланы не позднее, чем за неделю, чтобы избежать совпадений по времени с другими заседаниями. Укажите в приглашении, что участник должен обязательно немедленно информировать Вас, если он по каким-то причинам не сможет присутствовать на заседании. В ряде случаев встречу приходится переносить.

    4. Каждый сотрудник должен быть готов к личному участию в заседании. Для этого каждый должен располагать своим набором фактов, дат, необходимых цифр, относящихся к его участку работы и упорядоченному в соответствие с повесткой дня.

    5. Проверьте и согласуйте весь фактический материал: сроки, цифры, объемы производства, названия компаний-поставщиков, цены и пр., чтобы все члены Вашей команды располагали одинаковыми наборами информации.

    6. Строго следуйте назначенным Вами же: времени начала заседания, регламенту, объявленному заранее, времени окончания заседания.

    7. Проверьте исправность света, отопления, кондиционера, технических средств презентации (проекторы, доска, мел, указки, писчая бумага и пр.).

    8. Заранее назначьте секретаря, который будет вести протокол заседания.

    9. Подумайте и оптимально распределите места за столом заседаний. Избегайте сажать рядом или друг напротив друга сотрудников, чьи служебные интересы могут стать предметом конфликта на совещании.

    10. Позаботьтесь заранее, чтобы всем хватило стульев.

    11. В ряде случаев, особенно при сложных и продолжительных совещаниях, протоколом предусматриваются небольшие (10–20 минут) перерывы для отдыха и обсуждения острых проблем в неформальной обстановке. Позаботьтесь заранее о кофе, чае и других безалкогольных напитках. Если бюджет Вашей организации позволяет, можно заказать небольшие бутерброды.

    12. Укажите заранее, что мобильные телефоны для удобства остальных участников должны быть отключены на время заседания.

    Вы должны принять участие в совещании

    Прежде чем соглашаться на участие в любом мероприятии, требующем значительных затрат времени, ознакомьтесь с повесткой дня, обсуждаемыми вопросами, списком участников, своей ролью в этом заседании. Если Вы считаете, что Ваша роль сведется к пассивному отсиживанию, т. е. прямой потере времени, под любым благовидным предлогом отклоняйте такое предложение. Ничего полезного для Вас оно не сулит. Если же совещание затрагивает интересные для Вашего подразделения вопросы или Вы сможете встретиться с людьми, знакомство и общение с которыми представляет для Вас интерес, тщательно подготовьтесь к такому событию. Для этого Вам необходимо изучить все рассматриваемые на совещании вопросы, чтобы принять активное участие в их обсуждении. Выясните с Вашим непосредственным начальником, какая роль отведена Вам в обсуждении, какое выступление Вы должны приготовить. Если это не совещание по обмену мнениями, важно, чтобы Ваши заявления не шли в разрез с мнением Вашей команды.

    ПОДГОТОВКА К ВСТРЕЧЕ С КОЛЛЕГАМИ, ПОДЧИНЕННЫМИ, КЛИЕНТАМИ

    1. Сформулируйте цель встречи/переговоров. Составьте повестку дня проведения встречи. Если во встрече принимают участие несколько человек, определите «ролевое» участие каждого.

    2. Подготовьте список обсуждаемых вопросов, раздайте каждому участнику с Вашей стороны.

    3. Подготовьте все альтернативные варианты, которые могут быть предложены, если Вы не сумеете прийти к соглашению сразу.

    4. Подготовьте все необходимые документы, фактический материал по обсуждаемому вопросу. Ознакомьте с ними всех участников встречи с Вашей стороны.

    5. Продумайте регламент проведения встречи. Если встреча продлится более 2 часов или Вы предполагаете, что Вам будет непросто убедить Ваших партнеров, позаботьтесь о кофе/напитках в перерыве. Время перерыва (не более 20 минут) можно очень плодотворно использовать для продолжения обсуждения, но уже в неформальной обстановке.

    6. Обдумайте, как распределить места участников встречи за столом переговоров. Обычно одна команда занимает места по одну сторону стола, а другая – места напротив. Приготовьте для каждого участника-гостя папку с рекламными материалами Вашей компании.

    7. В конце встречи подведите итог переговоров. Повторите, к каким соглашениям вы пришли, каких результатов достигли. Если во время встречи какие-то вопросы остались нерешенными, особо отметьте, по каким причинам; какая дополнительная информация потребуется для следующей встречи; когда и где вы собираетесь провести новый раунд переговоров.

    2.6. СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

    Взгляните на свое рабочее место – Ваш стол. Что на нем? Горы бумаг, свидетельствующие о высокой занятости? Различные записи, книжки, справочники, однозначно указывающие, что работающий занят интеллектуальным трудом повышенной сложности? К вышеперечисленным атрибутам занятости живым укором там и тут прикреплены различные памятки, что Вы должны успеть сделать сегодня, завтра, всегда? Вы подходите к столу и не знаете, с чего начать, за что хвататься в первую очередь, как разобрать все эти завалы? Не кажется ли Вам, что Вы находитесь в прямой зависимости от своего рабочего места? Оно диктует Вам, что и когда надо сделать, бесцеремонно напоминая о делах неважных, пряча под грудами бумаг нужные, вгоняя Вас в стресс одним видом всего того, что Вам предстоит сделать? Подумайте, сколько полезного времени Вы теряете просто из-за того, что Ваше рабочее место плохо организовано? Сколько крови и нервов у Вас ушло на то, чтобы отыскать в бесконечном беспорядке нужные протокол, расчет стоимости, копию диплома, которая вдруг срочно понадобилась Вашему кадровику, чтобы заполнить бумаги на Ваше повышение по службе? Честно признайтесь себе, сколько раз Вы пытались начать «новую жизнь» и упорядочить свое рабочее место? Не получилось? Почему? Если Вы начнете винить внешние обстоятельства, чрезвычайную нагрузку, болезнь, Вы будете глубоко неправы. Всему причина – Ваши лень и неорганизованность.

    Подумайте только, что Вы ведь все равно куда-то кладете эту злополучную бумажку с расчетом или копию. Так почему же Вам сразу не отправить ее на место, где Вы без труда можете ее отыскать? Видимо потому, что Вы точно не знаете, где это самое место.

    Золотое правило:

    Порядок – это когда у каждой вещи есть свое определенное место.

    Подумайте, как лучше организовать Ваше рабочее место?

    Пожалуй, самым оптимальным является блочно-модульная организация рабочего места. В этом случае Вы размещаете бумаги, расчеты, всю прочую документацию по темам – модулям. Внутри каждого модуля существуют блоки, которые Вы должны организовать так, чтобы ими удобно было пользоваться. Можно сделать блоки по времени поступления документа, направлению работы внутри модуля, по степени приоритетности задачи и т. д. Все блоки и модули должны быть четко определены и отделены друг от друга. Различные модули лучше разместить в различные папки-скоросшиватели, внутри которых находятся блоки, разделенные специальными цветными вкладками.

    Если Вы не поленитесь и будете сразу отправлять все документы в соответствующее им место, у вас никогда не возникнет проблем срочного поиска необходимого документа.

    Очень часто можно наблюдать такую картину. Стол завален папками, бумагами, к которым прикреплены листочки-напоминания. При таком положении дел можно подумать, что работник занят сегодня исключительно этими делами. Однако проходит время, а положение дел не меняется – тот же стол, те же бумажки-напоминания. О чем это говорит? Только о том, что такой способ организации труда не работает. Вместо листиков – памяток, папочек и бумажечек, лежащих на видном месте, чтобы про них не забыть, надо всего лишь завести дневник, еженедельник, календарь для планирования своего времени. Выберите, что Вам больше по вкусу – обычный ежедневник-еженедельник в виде книжки, маленький или обычный компьютер со специальной программой дневником. У каждого есть свои преимущества – если книжка всегда с Вами, то карманный компьютер может дать Вам звуковой сигнал, чтобы напомнить о встрече. База данных, занесенная в большой компьютер, будет служить Вам долгие годы.

    Вы уже научились расставлять дела в порядке приоритетов, поэтому уберите все ненужное со стола, откройте свой план на сегодня и выполните все, что намечено.

    Ваши помощники

    Ваш первый и самый надежный помощник – это Вы сами и Ваша сильная мотивация на успех. Поэтому Вам не составит труда один раз продумать и навести порядок, который поможет Вам экономить время на выполнение действительно важных жизненных задач. Поэтому мы сейчас научимся наводить порядок на столе, в шкафах, мыслях, чувствах – в жизни вообще.

    Основное правило – понять, чего мы хотим добиться. Это цель.

    Наша цель – навести порядок. Каким образом мы добьемся цели – это стратегия.

    Стратегия – выбросить все ненужное и сделать наиболее эффективным все нужное.

    Как реализовать стратегию? Этот шаг – выполнение стратегии.

    Что можно выбросить и как сделать эффективным нужное?

    После того как цель выполнена, результат выполнения надо проверить и оценить.

    Анализ выполнения стратегии. Что было правильным, что нужно исправить?

    Наглядный жизненный пример использования основной формулы стратегического менеджмента. Смотрите на рисунке 3.

    Нас окружают вещи, много вещей. Вещи разные, нужные и не очень, что-то радует глаз, без чего-то нельзя обойтись. Подумайте, так ли нужно все, что лежит у Вас на столе, копится в шкафу? Определенно, НЕТ!

    Все, что Вам сейчас не нужно.

    Старые счета, платежки, письма, балансы, т. е. то, что Вам сейчас жизненно НЕ важно, должно уйти с глаз долой, чтобы не отвлекать от забот насущных. Найдите время и систематизируйте Ваши бумаги. Разложите по папкам, папки подпишите, сложите все в коробку и отправьте в архив или туда, где этого не будет видно.

    Текущие дела, т. е. то, что имеет отношение к Вашей непосредственной деятельности, надо тоже систематизировать. Вспомните круг Ваших должностных обязанностей. Например, проект AAA, тема БББ, прибор, продукт ССС. Разложите по стопкам AAA, БББ, ССС все материалы, связанные с этими проектами. См. выше об эффективности блочно-модульной системы организации. Внутри стопок наведите одинаковый внутренний порядок – проектная документация, письма и т. п. должны быть расположены по датам поступления. Почему это полезно? Вы почти всегда помните, КОГДА Вы получили письмо, распоряжение, документацию, какая при этом была погода, тепло – холодно, как были одеты, т. е. налицо ассоциативная связь. Если же во всех папках порядок расположения будет одинаковым, Вы скоро к нему привыкнете и перестанете терять время на поиски нужного документа.

    Рис. 3. Стратегический менеджмент в действии

    Закладки и наклейки. Если Вам по долгу службы приходится часто пользоваться справочниками, словарями, сделайте свою работу с ними максимально эффективной. Здесь помогут цветные наклейки, например, на буквах словаря или разделах справочника. Вы наверняка сталкивались с такой проблемой, когда надо срочно найти в толстой книге определенную информацию, Вам надо перелистать половину книги, пока Вы найдете нужный раздел. Вы нашли, но оказалось, что в этом же разделе требуется дополнительная информация. И вновь перелистывание страниц фолианта. Если же Вы предусмотрительно подклеили цветные указатели тем, разделов, букв и т. п., такой поиск не займет много времени. Если Вам надо поработать с книгой, полезно будет пользоваться закладками. Если Вам понадобилось отметить место в книге, чтобы потом быстро его найти, вложите закладку, подписав сверху, к какой части книги она относится. Просто, однако получается существенная экономия времени и нервов. Инвестируйте немного времени и терпения – и Ваши усилия будут вознаграждены сторицей.

    Записная книжка или RAM. Это книжка-памятка, которая всегда с Вами. Где бы Вы ни находились – на работе, в банке, в магазине – книжечка размером с открытку всегда придет Вам на помощь, если надо срочно что-то записать. Если сравнивать с компьютером, то такая записная книжка – это оперативная память. Если информация нужная, Вы перенесете ее в постоянную память, если нет – просто выбросите. Записная книжка лучше различных листиков тем, что листы записной книжки не теряются!

    Записную книжку RAM нужно постоянно освобождать от ненужной информации. Если Вы уже перенесли информацию в постоянную память, использовали или она оказалось ненужной, выдирайте листок без сожаления. Порядок надо поддерживать.

    Очень полезно составить набор памяток для разных оказий. Например, Вы собираетесь в командировку. Как собраться быстро, но при этом ничего не забыть? Как не забыть ничего при подготовке переговоров? Просто составьте памятку, она не подведет! В книге приведен ряд Памяток на разные случаи жизни. Подготовьте памятки, Распечатайте, вставьте в прозрачную обложку, подколите в папку. Все, Вы теперь никогда ничего не забудете! Появились новые пункты в памятке, внесите их, хотя от руки. И опять Ваша голова не загружена неважной информацией.

    Оргтехника. Совсем неважно, чем Вы занимаетесь в офисе. Если Вы работаете за письменным столом, Вам потребуется небольшой стандартный канцелярский набор – скрепер, дырокол, современные разноцветные картонные папки-скоросшиватели с колечками, набор толстых и тонких фломастеров, маркеры, наклейки. Попросите Вашего начальника позаботиться о необходимых орудиях труда. Лучше иметь это все на столе, чем тратить время на поиски необходимой мелочи по всему отделу.

    Маркеры. Отмечайте маркером всю ту информацию в документах, которая Вам может понадобиться. Нет смысла раз за разом изучать весь документ, если Вам требуется узнать только, например, срок поставки комплектующих. Выделите дату и название, этого будет достаточно. Строго говоря, целью документа и было только это сообщение – доставка чего, когда.

    Ваш портфель, сумочка. Если Вам приходится носить портфель, организуйте в нем постоянный порядок на основе блочно-модульной структуры. Деловые бумаги находятся в папке, мобильный телефон в специальном отделении, предметы гигиены (дезодорант, расческа и пр.) в косметичке, записная книжка RAM, еженедельник, ручка. Кладите каждую вещь на отведенное ей место. Если Вы, например, держите мобильный в кармане, пусть он там и находится. Представьте себе, в какой стресс Вы себя вгоните, если начнете искать мобильный или бумажник со всем содержимым в неположенном месте! Порядок в портфеле или сумке не только экономит время и нервную энергию, он радует своей надежностью и красотой.

    Еженедельник. Ваше Alter ego. Это Ваше второе Я. Выше Вы узнали, как эффективно планировать время, выбрали для себя те приемы экономии времени, которые больше всего подходят к Вашей деятельности. Это была теоретическая часть курса. Практическая же часть состоит в применении этих знаний для реальной ситуации. Составление плана на день, который Вы затем внесете в еженедельник, начинается с определения всех тех задач, которые Вы предполагаете решить завтра. Выпишите все дела, задумайтесь, каким квадрантам Матрицы Эйзенхауэра или группам метода АВС они соответствуют? Расставьте приоритеты. Определите, какое время займет выполнение Вашего плана на завтра?

    Вспомните, что на все плановые мероприятия следует отвести 60 % рабочего времени, 20 % оставить в запас на непредвиденные ситуации и 20 % – резерв времени на выполнение основного плана. Теперь напишите иерархический план работы на завтра, поставив в его начало самые важные дела, и завершив план делами важными, но не срочными. Успеете, хорошо, не успеете, перенесете на завтра. Не горит! Если Вы к тому же распределите свою занятость по часам, Вы получите в результате так называемый т. н. рамочный план дня. Строго говоря, в каждом еженедельнике есть строка времени дня. Поэтому рамочный план Вы получите в любом случае.

    Лень всегда двигала прогресс вперед. Действительно, если проанализировать технический прогресс, то можно прийти к заключению, что вся история цивилизации – это непрерывные попытки сделать жизнь людей более комфортабельной, сэкономить время и усилия. Когда людям надоело считать на пальцах, стирать у реки, ездить на перекладных, они изобрели соответственно калькулятор, стиральную машину, самолет. Будьте творческим человеком, мобилизуйте свои способности и… лень и придумайте, как выполнить эквивалентную работу быстрее без потери качества.

    Сборы на завтра. Утренние сборы – источник непреходящего стресса для любого работающего человека. Однако если всем членам семьи один раз обсудить и договориться выполнять общие правила для всех, то утреннего стресса можно избежать. Созовите «круглый стол» Вашей семьи, установите и распределите круг обязанностей, и со следующего утра начните выполнять принятое соглашение. К кругу обязанностей каждого члена семьи относятся такие простые вещи как подготовка с вечера одежды и обуви, портфеля для школьников и менеджеров. Все важные решения, как, например, очередь в ванную и очередность приготовления завтрака, принимаются совместно и так же совместно выполняются. Ничего, кроме доброй воли и желания избежать стресса, ни от кого не требуется.

    Группа поддержки. После того как Вы сами прониклись идеями сделать свою жизнь более эффективной, Вам потребуется поддержка и помощь Вашего ближайшего окружения – сослуживцев, членов семьи, друзей и родственников. Объясните им преимущества бережного отношения к своему времени, заручитесь их поддержкой. Если Вы все вместе начнете управлять своим временем в рамках сплоченной команды, результат будет много быстрее и лучше. Помощь и взаимопонимание здесь неоценимы.

    Польза стереотипов. Некоторые полезные привычки, стереотипы поведения тоже могут стать важными ресурсами экономии времени. Например, привычка не оставлять неоконченных дел. Это касается как ответа на полученное распоряжение или письмо, так и мытья посуды. Найдите в своей деятельности такие области, где Вам требуется просто автоматически, без особых раздумий выполнять рутинные действия. Если Вы привыкнете выполнять это быстро, не откладывая дело в долгий ящик, Вы скоро достигнете профессионализма в этом вопросе. Полезные привычки всегда помогут Вам справиться с делами быстро и без стресса.

    Золотое правило: Посеешь привычку – пожнешь характер.

    Посеешь характер – пожнешь судьбу.

    Время в транспорте, ожидания

    Всем приходится ездить на большие или меньшие расстояния – поездки на работу, командировки, а также непременные ожидания являются неплохим резервом столь недостающего Вам времени. Используйте это время с пользой. Можно, если это позволяют условия, выполнить некоторую рутинную работу, обдумать и частично подготовить выступление на совещании, выучить что-то, если Вы занимаетесь самообразованием и пр. Всегда имейте при себе материалы, которые помогут Вам «спасти» время, проведенное в очереди, транспорте и пр.

    Искусство говорить «нет»

    Это действительно искусство, как дипломатии, так и хорошей организации. Придумайте стандартную вежливую формулу отказа, которая поможет Вам в будущем легко и необидно отклонять некоторые дела и обязанности.

    План отказа

    1. Поблагодарите предлагавшего самым горячим и искренним образом.

    • Дорогой (ая)/Уважаемый (ая)… во-первых, я хочу поблагодарить (Вас) за такое заманчивое предложение.

    2. Высоко оцените его/ее предложение.

    • Это действительно прекрасная организация с хорошими традициями, известная во всем мире своими благотворительными акциями.

    • Это великолепный проект во всех отношениях.

    • Это почти то, о чем я мечтала всю жизнь.

    3. Приведите, если считаете нужным, убедительную причину, заставляющую Вас отклонить такое заманчивое предложение.

    • Однако если я сейчас соглашусь на предложение занять место общественного вице-президента, я должен буду лишить мою семью совместного отпуска как минимум на три года.

    • Однако, по ряду причин я сейчас, к сожалению, не могу принять Ваше предложение.

    4. Еще раз выразите свою признательность за предложение.

    • Тем не менее мне хотелось бы, чтобы Вы знали, как я Вам признателен за это предложение.

    • Я хочу еще раз поблагодарить Вас за то, что Вы вспомнили обо мне в связи с таким престижным предложеним.

    Пример вежливого отказа на предложение о работе, выходящей за рамки должностных обязанностей

    Большое спасибо, что Вы обратились ко мне с этим предложением. Однако, поскольку я до конца месяца буду занята очень важным годовым отчетом нашей организации, мне приходится Вам отказать.

    Я, право, очень сожалею об этом, но по-другому поступить не могу. Еще раз спасибо, что Вы выдвинули меня на эту работу.

    Время – деньги. Куплю время

    Звучит парадоксально, однако, если посмотреть внимательно, то иногда можно купить время за деньги, если правильно расставить приоритеты. Вы находитесь в цейтноте, однако это не избавляет Вас от обязанности иметь чистую одежду, регулярно питаться и пр. В этом случае Вам помогут многочисленные службы быта: доставка продуктов, доставка обедов, прачечные с доставкой, службы по уборке квартир, мытью окон и другой сервис. Пользуясь такими услугами, Вы высвобождаете свое время, заплатив за это. Когда это оправданно? Если качество предлагаемого сервиса соответствует цене, а цена Вашего затраченного времени существенно выше уплаченных денег, Вы можете смело покупать себе дополнительное время. Такие расходы окупаются очень быстро.

    Огромные резерв экономии времени – путь в транспорте на работу. Что лучше, простоять час в пробке или воспользоваться метро? Может, лучше уехать часом позже или часом раньше?

    3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Контрольный тест «Мой образ жизни»

    После того как Вы проштудировали курс «Управление временем», освоили техники экономии времени, выполните следующий тест. Повторяйте тестирование как минимум раз в месяц. С каждым разом Вы должны получать все лучший результат. Если же это не так, Вам нужно еще раз обратиться к курсу, чтобы понять, что же мешает Вам эффективно использовать свое время и достигать поставленных целей. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ», подсчитайте результат.

    Из этого теста Вы поняли, что Ваши проблемы с управлением временем тем больше, чем чаще Вы отвечаете «ДА» на поставленные вопросы. Еще раз внимательно прочитайте вопросы, задумайтесь над фактом, что в каждом вопросе заключен и ответ! Если, например, Вы вынуждены брать работу на дом или работать сверхурочно, не думайте, что тем самым Вы повышаете эффективность своего труда. Эффективность зависит не от времени, проведенного за работой, а от организации труда!

    «Истинно велик тот человек, который овладел своим временем».

    (Гесиод, 700 г. до н. э.)

    9 правил эффективного использования времени (счастливой жизни)

    1. Определите свои жизненные цели.

    2. Расставляйте приоритеты.

    3. Всегда планируйте свое время, свою работу, свою жизнь.

    4. Устанавливайте реальные сроки (60 % + 40 %) выполнения задач.

    5. Научитесь делегировать.

    6. Организовывайте наиболее важные дела в соответствии с Вашими биоритмами.

    7. Определяйте сроки выполнения поставленных задач.

    8. Постоянно блокируйте каналы потери времени.

    9. Уважайте сами и заставьте других уважать свое время.

    К сожалению, осознание быстротечности бытия приходит, когда уже много лет позади. Тогда начинаются приступы запоздалого раскаяния, приводящие к глубоким депрессиям. Очень часто такой неудовлетворительный самоанализ является причиной кризиса среднего, позднего и прочих возрастов. Поэтому нужно как можно раньше осознать и оценить уникальность своей жизни, ее неповторимость, ценить каждую минуту. Рачительно используя свое время, Вы успеваете сделать больше полезных дел. И не просто сделать, но испытывая при этом законное чувство удовлетворения собой, своими успехами.

    Больших Вам свершений!

    4. КЛЮЧИ К ТЕСТАМ

    ТЕСТ 1

    «Насколько эффективно Вы используете свое время?» Дела служебные. Обработка результатов

    Число ответов «Всегда» умножьте на 4, «Иногда» – умножьте на 2. Сложите полученный результат.

    81 —100 Вы прекрасно управляете своим временем и держите ситуацию под контролем.

    Рекомендация: Поздравление! Загляните в курс, чтобы удостовериться, насколько грамотно Вы управляете своим временем.

    61–80 Вы неплохо умеете управлять своим временем. Однако в Вашей практике случаются прорывы.

    Рекомендация: Вам надо быть более последовательным и шире использовать методы организации работы, сберегающие время.

    41–60 Да Вы же спите на ходу!

    Рекомендация: Не давайте обстоятельствам управлять Вами! Выполните тесты и используйте техники экономии времени! Не давайте процессу развиться до необратимого состояния.

    21–40 Ситуация вышла из под Вашего контроля!

    Рекомендация: Начните сей же час изучать курс! Определите, что Вам мешает рачительно использовать свое время. Упорядочьте Вашу жизнь! Наведите порядок в мыслях и чувствах. Освойте техники эффективного использования своего времени.

    0-20 Чем так жить, лучше умереть! Вы подавлены, Ваши интересы так разбросаны, что их как будто бы и нет, Ваши планы терпят крушение. Судя по всему, Вы находитесь под большим стрессом.

    Рекомендация Начните сей же час изучать курс! Определите и постарайтесь устранить причины стресса! Упорядочьте Вашу жизнь! Наведите порядок в мыслях и чувствах. Освойте техники эффективного использования своего времени!

    ТЕСТ 2

    «Насколько эффективно Вы используете свое время?» Дела личные. Обработка результатов

    Вопросы 1—10

    Если большинство ответов на вопросы 1 —10 положительные, это значит, что у Вас большие проблемы со временем. Вы лихорадочно пытаетесь сделать что-то, впадаете в больший стресс и вскоре теряете контроль над ситуацией. Основная причина подобного положения вещей находится обычно в нас самих.

    Если большинство Ваших ответов на вопросы 1—10 отрицательные, Вас можно поздравить: Ваша жизнь выглядит довольно размеренной и почти лишенной стресса. Вы умело управляете своими нагрузками, распределяя их вполне оптимально.

    Вопросы 11–12

    Если Вы положительно ответили на вопросы 11–12, это значит, что Вы стараетесь всем угодить и при этом следовать своим планам. Такой ритм жизни удается выдержать не каждому и не долго.

    Отрицательные ответы свидетельствуют о том, что Вы успешно следуете пословице «Делу – время, а потехе – час». У Вас хватает времени, чтобы Ваша служебная часть жизни не мешала Вашим домашним делам.

    Вопросы 13–15

    Если количество положительных ответов состаляет большинство, это значит, что Вы не удовлетворены Вашим настоящим образом жизни. В будущем Вы собираетесь устроить все по-другому. Так дальше продолжаться не может, Вы чрезмерно пренебрегаете собой.

    Отрицательные ответы описывают Вас как человека, который старается не пренебрегать личными интересами.

    Вопросы 16–20

    Если ответы на вопросы 16–20 в основном положительные, это значит, что Вы просто не знаете, как убить время и страдаете от лени. Вы остро реагируете на требования Вашего окружения, без которого Вы проваливаетесь в вакуум.

    Отрицательные ответы указывают на то, что Вы вполне самодостаточный человек и прекрасно обходитесь обществом своих близких, книгами, самообразованием.

    ТЕСТ 5

    «Страдаете ли Вы перфекционизмом?» Обработка результатов

    Ответьте на вопросы «Да» или «Нет». Подсчитайте результат.

    Если ответов «Да» от 7 до 12, нужно честно сказать, что, к сожалению, Вы очень склонны к перфекционизму. Внимательно изучите материал данного раздела, определите Ваши личностные и поведенческие предпосылки, которые приводят к перфекционизму.

    Ответов «Да» 4–7. Вы неплохо справляетесь с работой, однако при этом иногда впадаете в перфекционизм. Изучите техники борьбы с перфекционизмом, подумайте, почему Вам иногда удается справляться с этим злом, а иногда нет. Постарайтесь из Вашего частичного успеха выстроить устойчивую победу.

    Ответов «Да» 1–4. Примите поздравления! Вы уважаете себя и доверяете себе. Один раз качественно выполненная работа не вызывает у Вас чувства необходимости проверять и перепроверять сделанное. Как Вы этого добились – Ваш секрет, однако и Вам будет полезно знать, почему перфекционизм так мешает успешно продвигаться на пути к успеху.

    ТЕСТ 6

    «Жаворонок или Сова?» Обработка результатов

    Подсчитайте, сколько «А» и «В» ответов Вы получили.

    Если большинство ответов «А», то Вы – Жаворонок. Вы без труда встаете утром и наиболее продуктивно работаете в первую половину дня. Для этого Вам для сохранения работоспособности рекомендуется пораньше лечь спать, чтобы выдержать санитарную норму продолжительности сна 8 часов.

    Если Вы выбрали в основном «В» ответы, то Вы – Сова. Вам мучительно трудно встать рано утром, и первая половина дня у Вас уходит на то, чтобы проснуться окончательно. Зато в послеобеденное время Вы полны сил, энергии, идей.

    Если же Вы получили примерно одинаково и А и В ответов, это значит, что Вы принадлежите к смешанному типу, который, однако, тяготеет к одному из вышеперечисленных типов.

    Контрольный тест

    «Мой образ жизни». Обработка результатов

    В вопросах 1 —19 ответов «ДА» от 10 и выше.

    Хотя Вы постоянно заняты и находитесь под стрессом, едва ли Вы приближаетесь к заветной цели.

    В вопросах 20–21 ответы «ДА».

    Вы хотите и своих целей достичь, и всем вокруг услужить. Получается? Вообще говоря, так бывает редко, чтобы и волки были сыты, и овцы целы.

    В вопросах 22–27 ответов «ДА» большинство.

    Вы неудовлетворены текущим состоянием дел и хотели бы что-то изменить в будущем. Насколько Вы уверены, что можете долго придерживаться этого немерения? И что с Вами станется при этом?

    В вопросах 28–35 ответов «ДА» большинство.

    В Вашей жизни все чересчур зарегулировано. Если же Вы постараетесь избавиться от этого диктата, что у Вас останется?









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх