• 2.1. Долгосрочные инвестиции государственных органов и органов местного самоуправления
  • 2.1.1. Порядок предоставления инвестиций в виде бюджетных средств
  • 2.1.2. Разработка и утверждение инвестиционных контрактов
  • 2.1.3. Размещение средств государственного и местного бюджета на конкурсной основе
  • 2.1.4. Бухгалтерский учет и налогообложение инвестиций в виде бюджетных средств у получателя
  • 2.1.5. Контроль над целевым использованием бюджетных средств
  • 2.1.6. Отчетность о целевом использовании бюджетных средств
  • 2.2. Долгосрочные инвестиции юридических лиц
  • 2.2.1. Бухгалтерский учет и налогообложение долгосрочных инвестиций
  • 2.2.1.1. У инвестора
  • 2.2.1.2. У получателя инвестиций
  • 2. Учет и налогообложение долгосрочных инвестиций

    Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств (ст. 9 Федерального закона № 39-ФЗ).

    Инвесторами как участниками инвестиционной деятельности могут быть:

    физические лица;

    юридические лица;

    объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица;

    государственные органы;

    органы местного самоуправления;

    иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

    Участники инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов этой деятельности, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними.

    2.1. Долгосрочные инвестиции государственных органов и органов местного самоуправления

    2.1.1. Порядок предоставления инвестиций в виде бюджетных средств

    Финансирование строительства осуществляется в соответствии с Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 года № 714 (далее – Положение № 714).

    Капитальные вложения могут направляться:

    на новое строительство;

    на реконструкцию;

    на техническое перевооружение строек и объектов, включенных в перечень объектов для федеральных государственных нужд.

    Определение этих понятий дано в письме Минфина СССР от 29 мая 1984 года № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».

    К новому строительству относится строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, осуществляемое на новых площадках в целях создания новой производственной мощности.

    К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения. Как правило, реконструкция производится без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связана с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса и осуществляется по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.

    К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.

    Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2005 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2005 год, утвержден распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2005 года № 131-р.

    Размер и порядок финансирования капитальных вложений определяется государственным контрактом (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

    Финансирование может происходить как за счет одного, так и за счет нескольких источников одновременно. При реализации федеральных и региональных целевых программ финансирование осуществляется не только за счет бюджетных средств, но и внебюджетных источников. Причем внебюджетные источники, как правило, составляют большую часть в общем объеме финансирования.

    К внебюджетным источникам финансирования целевых программ относятся:

    взносы участников реализации программ;

    целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;

    кредиты банков;

    средства фондов и общественных организаций;

    средства зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий);

    другие поступления.

    Получение и целевое использование бюджетных средств регулируется Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ), нормативными документами Правительства РФ и субъектов РФ.

    Согласно статье 162 БК РФ получателем бюджетных средств, кроме бюджетных организаций, могут быть и иные организации, которые имеют право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

    Согласно пункту 27 раздела 3 Положения № 714 выделение ассигнований главным распорядителям средств федерального бюджета для финансирования строек и объектов, включенных в перечень, осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета, лимитами бюджетных обязательств по государственным капитальным вложениям на очередной финансовый год.

    Таким образом, основанием для получения целевых средств является утвержденная бюджетная роспись.

    Определение бюджетной росписи дано в статье 6 БК РФ.

    Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

    Бюджетные средства, согласно статье 69 БК РФ, предоставляются юридическим лицам в форме субвенций и субсидий.

    Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

    Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Оплата выполненных работ (услуг), а также затрат по стройке или объекту осуществляется путем перечисления средств федерального бюджета с лицевого счета получателя средств федерального бюджета, открытого заказчику-застройщику в территориальном органе Федерального казначейства, на счета подрядных организаций, открытые ими в кредитных организациях.

    Исполнение за счет средств федерального бюджета обязательств по стройкам и объектам, находящимся в государственной собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности, осуществляется в порядке межбюджетных отношений.

    Субсидии и субвенции могут также предоставляться из местного бюджета в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления (ст. 78 БК РФ).

    2.1.2. Разработка и утверждение инвестиционных контрактов

    Порядок принятия решений об осуществлении капитальных вложений государственными органами установлен статьей 13 Федерального закона № 39-ФЗ. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

    в федеральном бюджете – при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ;

    в бюджетах субъектов РФ – при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Финансирование органов местного самоуправления осуществляется из местного бюджета.

    Порядок финансирования инвестиционных контрактов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ, а порядок финансирования инвестиционных контрактов за счет средств бюджетов субъектов РФ – органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Перечни инвестиционных контрактов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ, образуют региональные инвестиционные программы (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 39-ФЗ).

    Государственные капитальные вложения используются в качестве источника финансирования в пределах ассигнований, предусматриваемых законом о федеральном бюджете на очередной год.

    Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных контрактов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производится в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ.

    В качестве примера нормативного акта по разработке и заключению государственного контракта можно привести распоряжение Федерального дорожного агентства от 22 июня 2005 года №ОБ-152-р «Об организации работы по подготовке, заключению, регистрации и хранению государственных контрактов, договоров, соглашений, в которых одной из сторон выступает Федеральное дорожное агентство, и согласованию проектов государственных контрактов, представляемых государственными заказчиками». Следует помнить, что порядок разработки и утверждения инвестиционного контракта другими органами власти может отличаться от порядка, изложенного ниже.

    Согласно указанному распоряжению обеспечение всех процедур по заключению государственного контракта возлагается на Управление, которое в соответствии с утвержденными планами работ назначено ответственным за подготовку и сопровождение государственного контракта (далее – Управление).

    Проект государственного контракта оформляется по форме, установленной «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд» (утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 594) с приложением технического задания, календарного плана выполнения работ по государственному контракту, протокола соглашения о контрактной цене, сметы затрат (калькуляции) на выполнение работ.

    Количество экземпляров проектов государственных контрактов определяется количеством сторон контракта.

    Начальник Управления визирует каждый лист проекта государственного контракта, календарного плана выполнения работ, протокола согласования контрактной цены, сметы затрат на выполнение работ по государственному контракту, технического задания и направляет государственный контракт на согласование в структурные подразделения Росавтодора в соответствии с их компетенцией. Срок рассмотрения и согласования проекта государственного контракта в каждом структурном подразделении Росавтодора не должен превышать двух дней.

    Государственный контракт согласовывается со структурными подразделениями, ответственными за организацию порядка расчетов, контроля за соответствием расходов утвержденным объемам финансирования, соответствия направления расходования средств действующей бюджетной классификации РФ, соответствия цены работ в государственном контракте цене, достигнутой по итогам конкурса.

    При отсутствии замечаний и наличии всех виз (подписей) руководителей структурных подразделений Росавтодора государственный контракт представляется ответственным Управлением в структурное подразделение, ответственное за проведение правовой экспертизы государственного контракта.

    Согласованный проект государственного контракта представляется на рассмотрение и согласование заместителю руководителя Росавтодора, курирующему работу Управления. После его утверждения проект в двух экземплярах представляется на подпись руководителю Росавтодора или иному лицу, имеющему право подписи на государственных контрактах.

    2.1.3. Размещение средств государственного и местного бюджета на конкурсной основе

    Порядок размещения средств федерального бюджета на конкурсной основе регулируется Федеральным законом № 94-ФЗ.

    Контракт на выполнение строительных работ для государственных (муниципальных) нужд заключается с государственным заказчиком во всех случаях, за исключением выполнения строительных работ на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (в настоящее время – 60 000 рублей).

    Под размещением заказов на выполнение работ для государственных нужд в целях Федерального закона № 94-ФЗ понимаются действия заказчика либо уполномоченных органов по определению подрядчиков для заключения с ними государственных или муниципальных контрактов.

    Государственными и муниципальными заказчиками (далее – государственный заказчик) могут выступать органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Также заказчиками могут выступать уполномоченные указанными органами на размещение заказов получатели бюджетных средств. В случае создания специальных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, они осуществляют данные функции, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на выполнение строительных работ для государственных (муниципальных) нужд.

    Государственный заказчик или уполномоченная организация вправе привлечь на договорной основе выбранное им юридическое лицо (так называемую специализированную организацию) для осуществления ею функций по размещению заказа. Специализированная организация осуществляет функции по размещению заказа от имени государственного заказчика или уполномоченного органа, при этом права и обязанности возникают у государственного заказчика или уполномоченного органа (ст. 6 Федерального закона № 94-ФЗ).

    Размещение заказа на выполнение строительных работ для государственных нужд в большинстве случаев происходит путем проведения конкурса. Но также возможно заключение государственного контракта путем проведения аукциона, запроса котировок, запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

    Участником конкурса может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Об этом сказано в статье 8 Федерального закона № 94-ФЗ.

    При размещении заказов к работам, выполняемым иностранными лицами, применяется национальный режим, который предусматривает, что их работы допускаются для целей размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд на равных условиях с работами, выполняемыми российскими лицами, если иное не установлено международным договором РФ или иными федеральными законами. Национальный режим применяется к работам, выполняемым иностранными лицами, если аналогичный режим установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении работ, выполняемых российскими лицами. В случае если иностранным государством или группой иностранных государств в отношении работ, выполняемых российскими лицами, национальный режим не установлен, условия допуска работ, выполняемых иностранными лицами, устанавливаются органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. Правительством РФ могут устанавливаться запреты и ограничения допуска работ, выполняемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.

    Лицо, желающее принять участие в конкурсе, подает заявку на участие в конкурсе в указанный в извещении о проведении открытого конкурса срок по форме, установленной конкурсной документацией. Заявка подается в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. На конверте не допускается указывать наименование (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (для физического лица) участника размещения заказа. Содержание заявки и документы, которые должны быть к ней приложены, указаны в пункте 3 статьи 25 Федерального закона № 94-ФЗ. Требовать документы, не перечисленные в указанном пункте, заказчик не вправе.

    Заказчиком может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, размер которых не может превышать 5 % начальной цены контракта.

    Участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку на участие в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В случае если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, государственный заказчик, уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе денежные средства участнику размещения заказа, отозвавшему заявку на участие в конкурсе, в течение 5 дней со дня поступления заказчику, уполномоченному органу уведомления об отзыве заявки на участие в конкурсе.

    Срок рассмотрения конкурсной комиссией заявок на участие в конкурсе не может превышать 10 дней со дня вскрытия конвертов с заявками. По результатам рассмотрения заявок составляется протокол, который ведется конкурсной комиссией. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе не может превышать 10 дней со дня подписания протокола.

    Лицо, победившее в конкурсе, заключает с заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования государственный (муниципальный) контракт на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный государственным заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

    Контракт на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд заключается в порядке, предусмотренном параграфом 5 главы 37 ГК РФ.

    2.1.4. Бухгалтерский учет и налогообложение инвестиций в виде бюджетных средств у получателя

    Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство с привлечением бюджетных средств, необходимо руководствоваться следующими документами:

    Положением по ведению бухгалтерского учета;

    Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденным приказом Минфина России от 20 декабря 1994 года № 167;

    Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30 декабря 1993 года № 160 (далее – Положение № 160). Это Положение применяется в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету (письмо Минфина РФ от 15 ноября 2002 года № 16–00-14/445);

    Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 года № 92н;

    Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н (далее – Инструкция по применению Плана счетов).

    Для получения федеральных бюджетных средств, предназначенных для осуществления целевых программ, получатель этих средств должен открыть в отделении Федерального казначейства лицевой счет, на который будут зачисляться целевые средства. Такой порядок предусмотрен Инструкцией о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства МФ РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина РФ от 31 декабря 2002 года № 142н. чтобы произвести оплату денежных обязательств, получатель средств должен представить в орган Федерального казначейства договор и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате выполненных работ, оказанных услуг (акт выполненных работ или счет).

    В то же время, получателем бюджетных средств может осуществляться авансирование выполнения работ, оказания услуг в соответствии с законодательством РФ согласно условиям договора. Согласно постановлению Правительства РФ от 22 июня 1994 года № 745 «Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд» размер авансирования составляет до 30 % от установленного Министерством экономики РФ годового лимита капитальных вложений на указанные стройки и объекты.

    Таким образом, при осуществлении целевых программ на практике возможны следующие ситуации:

    финансирование осуществляется с помощью авансирования (предоплаты);

    финансирование осуществляется по мере выполнения работ (отдельных этапов).

    И в первом, и во втором случае обязательства органов власти на очередной финансовый год определяются заранее. Однако на практике финансирование из бюджета может происходить нерегулярно, что предполагает отражение в учете задолженности по суммам финансирования. Кроме того, перед исполнителем работ встает задача дополнительного изыскания средств для реализации проекта.

    Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, предусмотрен счет 86 «Целевое финансирование».

    При осуществлении капитального строительства этот счет ведут организации-застройщики.

    Если источниками финансирования являются, кроме бюджетных средств, средства других инвесторов, то аналитический учет по счету 86 ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления. В этом случае к счету 86 можно открыть субсчета: «Бюджетные средства», «Средства юридических лиц», «Средства физических лиц с разделением по субконто».

    Зачисление бюджетных средств производится на отдельный счет. Для этого предназначен счет 55 «Специальные счета в банках».

    Застройщик в соответствии с пунктом 7 ПБУ 13/2000 принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если имеется уверенность в том, что:

    условия предоставления этих средств организацией будут (были) выполнены (в качестве подтверждения могут быть использованы: заключенные договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономическое обоснование, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.);

    указанные средства будут получены (в качестве подтверждения могут быть использованы: утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы).

    Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, равно как и средства, поступающие от иных инвесторов, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п. (п. 7 ПБУ 13/2000).

    В бухгалтерском учете заказчика (заказчика-застройщика) получение средств целевого финансирования будет отражено так:

    ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

    – отражена задолженность по средствам целевого финансирования;

    ДЕБЕТ 55 (или 51) КРЕДИТ 76

    – отражено поступление средств целевого финансирования.

    Поясним необходимость применения счета 76.

    Поступление средств целевого финансирования, как правило, не ограничивается единоразовым перечислением. Поэтому для выполнения требования существенности и полноты бухгалтерской отчетности организации надо сформировать всю сумму задолженности по инвестиционным вкладам. Такой вариант учета целевых средств предпочтителен в тех случаях, когда объемы финансирования, во всяком случае за счет бюджетных источников, определены до начала строительства.

    Признание средств целевого финансирования по мере фактического поступления средств (то есть без применения счетов расчетов) также допускается пунктом 7 ПБУ 13/2000. На наш взгляд, такой вариант целесообразно применять в случае, когда размер средств финансирования окончательно не определен и подлежит изменению.

    В бухгалтерском учете такое поступление будет отражено:

    ДЕБЕТ 55 (или 51) КРЕДИТ 86

    – отражено поступление средств целевого финансирования.

    Полученные целевые средства включают в себя средства на организацию строительного процесса (вознаграждение заказчиказастройщика) и выполнение самого строительства. С суммы предоплаты за услугу по организации строительства (вознаграждение заказчика-застройщика) надо перечислить в бюджет НДС. А значит, часть целевых средств будет показана как использованная и будет отражаться записями в учете:

    ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

    – получены целевые средства;

    ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные»

    – отражена сумма предоплаты за вознаграждение застройщика;

    ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

    – начислен НДС с предоплаты.

    В результате получается ситуация, когда по завершении строительства сумма затрат по строительству объекта будет списана за счет соответствующего источника только в части строительной деятельности. А в части оказания услуги по организации строительства часть стоимости строительства будет закрываться с помощью счетов расчетов и отражаться записями в учете:

    ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 08 субсчет «Строительство объектов основных средств»

    – передан объект строительства инвестору;

    ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 08 субсчет «Строительство объектов основных средств»

    – произведены расчеты по услугам заказчика-застройщика.

    На наш взгляд, такая схема отражения бухгалтерских записей не в полной мере позволяет отразить информацию об использовании средств целевого финансирования. Тем более, когда речь идет о бюджетном финансировании или застройщике, являющемся одновременно подрядчиком. В этой связи мы и предлагаем введение специальных субсчетов. Это позволяет нам сделать Инструкция по применению плана счетов. В ней сказано: «Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требования управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их. А также вводить дополнительные субсчета».

    К счету 86 (как при первом, так и при втором варианте) целесообразно открыть два субсчета:

    86 субсчет «Полученные целевые средства»;

    86 субсчет «Использованные целевые средства».

    Схема бухгалтерских проводок при таком применении субсчетов будет выглядеть так:

    ДЕБЕТ 55 (или 51) КРЕДИТ 86 субсчет «Полученные целевые средства»

    – получены целевые средства;

    ДЕБЕТ 86 субсчет «Использованные целевые средства» КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные»

    – отражена сумма предоплаты за вознаграждение застройщика;

    ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

    – начислен НДС с предоплаты;

    ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные» КРЕДИТ 62

    – закрыт использованный счет (основание – акт приемки законченного строительством объекта);

    ДЕБЕТ 86 субсчет «Использованные целевые средства» КРЕДИТ 62

    – закрыт субсчет использованных целевых средств;

    ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные»

    – принят к вычету НДС с аванса;

    ДЕБЕТ 86 субсчет «Полученные целевые средства КРЕДИТ 08 субсчет „Строительство объектов основных средств“

    – передан объект строительства инвестору.

    На основании пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета, использованные бюджетополучателем по назначению.

    При этом налогоплательщики-получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

    2.1.5. Контроль над целевым использованием бюджетных средств

    В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

    В соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

    Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения. В этом случае на руководителей получателей бюджетных средств налагается штраф в соответствии с КоАП РФ, осуществляется изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, использованных не по целевому назначению. Согласно статье 282 БК РФ, помимо изъятия бюджетных средств, к нарушителям бюджетного законодательства может быть применена мера в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Также возможно привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной УК РФ, при наличии состава преступления.

    Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств».

    На должностных лиц налагается штраф от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

    2.1.6. Отчетность о целевом использовании бюджетных средств

    Представление обязательной отчетности об использовании бюджетных средств предусмотрено бюджетным законодательством. Пункт 2 статьи 163 БК РФ обязывает получателей бюджетных средств своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

    В составе бухгалтерской отчетности предусмотрена специальная форма для отчета об использовании целевых средств. Это форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств». Указанная форма представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности. Однако форма № 6 рекомендована для включения в состав бухгалтерской отчетности только некоммерческим организациям. На это указывает пункт 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 года № 67н.

    Для коммерческих организаций информация о бюджетных средствах показывается в разделе «Справки» Отчета об изменениях капитала (форма № 3). В этом разделе отражаются данные о целевых средствах, полученных из бюджета и внебюджетных фондов. Кроме того, информация о полученных организацией из бюджета средствах в виде субсидий, субвенций и бюджетных кредитов показывается в разделе «Государственная помощь» Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

    В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:

    характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

    назначение и величина бюджетных кредитов;

    характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;

    не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

    В налоговом учете информация о целевом использовании имущества, работ, услуг, полученных в качестве целевых поступлений, целевого финансирования, включается в отчет о целевом использовании полученных средств в форме, утверждаемой Минфином РФ (п. 14 ст. 250 НК РФ).

    Форма отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках целевых поступлений, целевого финансирования, входит в состав декларации по налогу на прибыль (лист 07). Она утверждена приказом Минфина РФ от 7 февраля 2006 года № 24н. Порядок заполнения данного листа декларации разъяснен в разделе 15 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденным Минфина РФ.

    2.2. Долгосрочные инвестиции юридических лиц

    Участниками инвестиционной деятельности наравне с органами власти могут быть организации и физические лица. В таком случае они становятся потенциальными собственниками недвижимости (или ее части), если до окончания строительства не переуступят право требования на объект строительства иным лицам.

    2.2.1. Бухгалтерский учет и налогообложение долгосрочных инвестиций

    2.2.1.1. У инвестора

    Бухгалтерский учет инвестиционных вкладов у инвестора в объект строительства ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по отдельному субсчету. Перечисление средств инвестиционного вклада заказчику (заказчику-застройщику) отражается бухгалтерской записью:

    ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

    – перечислен инвестиционный вклад.

    По мере завершения строительства и оформления всех необходимых документов инвестор отражает у себя в учете капитальные вложения в объект недвижимости (п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета). Эта операция отражается бухгалтерской записью:

    ДЕБЕТ 08.4 КРЕДИТ 76

    – отражена инвестиционная стоимость объекта.

    Дальнейшее отражение в учете полученного объекта зависит от его назначения. Если он предназначен для использования в хозяйственной деятельности организации, объект надо учитывать в составе основных средств, если для продажи – в составе товаров.

    Передача объекта инвестору оформляется актом о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а).

    Если объект находится в собственности двух или нескольких организаций, данные о нем записываются в форме № ОС-1а соразмерно доле организации в праве общей собственности. При этом на первой странице в раздел «Справочно» заносятся сведения об участниках долевой собственности (с указанием их доли в праве общей собственности).

    Обратите внимание!

    На практике встречаются случаи, когда размер инвестиционного вклада превышает инвестиционную стоимость строительства. Это характерно для внебюджетного финансирования, когда ведется долевое строительство жилых домов и иных объектов недвижимости. В такой ситуации объект будет приниматься к учету инвестором-дольщиком по стоимости вклада, при условии, если договором с заказчиком не предусмотрен возврат средств экономии. Основанием такого вывода является статья 5 Федерального закона № 214-ФЗ. Согласно этой статье в договоре между заказчиком и инвестором указывается цена договора. По этой цене и будет приниматься к учету завершенный строительством объект, если, конечно, эта цена не будет изменена. При этом изменение цены договора допускается только в случае, если это предусмотрено договором (п. 2 ст. 5 Закона № 214-ФЗ).

    Вместе с передачей объекта строительства заказчик (заказчик-застройщик) должен передать инвестору информацию о сумме «входного» НДС. Ведь право на вычет НДС, уплаченного подрядчикам, имеет инвестор.

    В бухгалтерском учете инвестора «входной» НДС отражается следующей бухгалтерской записью:

    ДЕБЕТ 19 «НДС» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

    – отражена сумма НДС, уплаченная подрядным организациям и заказчику-застройщику за оказанную услугу.

    Для произведения вычета по НДС инвестору необходимо иметь:

    сводный счет-фактуру;

    копии счетов-фактур, выставленных подрядчиками заказчику (застройщику);

    справку-расчет суммы НДС, приходящейся на долю инвестора (если инвесторов несколько).

    Организация-инвестор сможет принять к вычету суммы «входного» НДС, переданного ему заказчиком (заказчиком-застройщиком), при использовании полученного имущества в деятельности, облагаемой НДС. В противном случае, то есть при использовании в деятельности, не облагаемой НДС, суммы «входного» НДС должны быть включены в стоимость объекта.

    Например, реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них освобождена от НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ). Следовательно, суммы «входного» НДС, приходящиеся на эти жилые помещения, доли в них подлежат включению в их стоимость.

    Обратите внимание!

    Если организация построенный или приобретенный объект недвижимости перестает использовать в облагаемой деятельности, она обязана восстановить ранее принятый к вычету НДС.

    Расчет суммы НДС, ранее принятой к вычету, весьма сложен и регулируется пунктом 6 статьи 171 НК РФ. Налогоплательщик обязан по окончании каждого календарного года в течение 10 лет, начиная с года, в котором имущество начало амортизироваться, в целях исчисления налога на прибыль восстанавливать сумму налога. Расчет производится как у суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за календарный год. Сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.

    Приведенные правила не распространяются только на ту недвижимость (основные средства), которые полностью самортизированы или с момента ввода в эксплуатацию которых прошло не менее 15 лет.

    Восстановленная сумма НДС за год отражается в налоговой декларации по НДС на отдельном листе. Форма этого приложения содержится в Приложении № 1 к приказу Минфина РФ от 28 декабря 2005 года № 163н.

    Для строительства, начатого до вступления в силу изменений по НДС, то есть до 1 января 2006 года, законодатель предусмотрел переходный период (ст. 3 Федерального закона № 119-ФЗ). Он делится на два этапа:

    1) суммы НДС, предъявленные до 1 января 2005 года.

    Если суммы «входного» НДС были предъявлены налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и не были приняты им к вычету до 1 января 2005 года, то они подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. То есть по мере уплаты налога и начала начисления амортизации по нему либо по мере реализации объекта незавершенного строительства.

    2) суммы НДС, предъявленные в период с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года.

    Если суммы «входного» НДС были предъявлены налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и не были приняты им к вычету в период с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года, они подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. Если объект завершенного капитального строительства будет принят на учет в 2006 году (или реализован объект незавершенного строительства), суммы НДС, не принятые ранее к вычету, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства (или реализации объекта незавершенного капитального строительства).

    2.2.1.2. У получателя инвестиций

    Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство при привлечении средств организаций и физических лиц, аналогично порядку отражения бюджетных средств. Разница заключается лишь в том, что для получения средств юридических лиц и граждан заказчик (заказчик-застройщик) не обязан открывать для этого специальный счет в банке. Достаточно будет организовать аналитический учет поступающих средств по каждому соинвестору (дольщику) на счете 86.

    Доходы в виде средств целевого финансирования, к которым относятся и аккумулированные на счетах организации-застройщика средства инвесторов, не облагаются налогом на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) при условии, что заказчик-застройщик ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, и иных доходов (расходов). Если раздельный учет отсутствует, средства целевого финансирования подлежат налогообложению с даты их получения (п. 14 ст. 250 НК РФ).

    Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 39 и подпункту 1 пункта 2 статьи 146 НК РФ, а также разъяснениям налоговых органов, данным в письме УФНС г. Москвы от 25 октября 2004 года № 24–11/ 68 529, денежные средства инвесторов, поступающие на расчетный счет организации-застройщика, осуществляющего работы по реализации инвестиционного проекта, являются источником целевого финансирования и не рассматриваются как средства, связанные с реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, они не являются объектом обложения НДС.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх