• 1.1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве
  • 1.2. Субъекты инвестиционной деятельности
  • 1.3. Договорные отношения субъектов инвестиционной деятельности
  • 1.4. Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации
  • 1.5. Участие органов власти в инвестиционной деятельности
  • 1.6. Лицензирование
  • 1.7. Получение разрешения на строительство
  • 1. Инвестиционно-строительная деятельность

    1.1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве

    Правовое регулирование инвестиционной деятельности в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ), Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ). Также в настоящее время продолжает действовать Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 года в части норм, не противоречащих Федеральному закону № 39-ФЗ.

    Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 160-ФЗ).

    Действие Федерального закона № 39-ФЗ распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений. Об этом сказано в статье 2 указанного Закона.

    Федеральный закон № 214 ФЗ регулирует:

    только отношения, связанные с привлечением в строительство денежных средств. Инвестиции иного имущества, в том числе имущественных прав, и иных прав, имеющих денежную оценку, не являются предметом регулирования указанного закона;

    организацию строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. При этом к иным объектам недвижимости относятся гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, культуры и иные объекты недвижимости, за исключением объектов производственного назначения.


    Так как привлечение денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является инвестиционной деятельностью, при инвестировании строительства объектов, которые Федеральным законом № 214-ФЗ именуются как «иные объекты недвижимости», в части, не противоречащей Федеральному закону № 214-ФЗ, применяется Федеральный закон № 39-ФЗ.

    Таким образом, при регулировании отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, необходимо применять положения Федерального закона № 214-ФЗ.

    1.2. Субъекты инвестиционной деятельности

    Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Перечень субъектов инвестиционной деятельности является открытым.

    Субъектами инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, а также объединения юридических лиц, созданные по договору простого товарищества (совместной деятельности) и не имеющие статуса юридического лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные инвесторы.

    Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором (контрактом), заключаемым между ними (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 39-ФЗ).

    Инвесторы осуществляют капитальное строительство с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Главная функция инвестора – финансирование строительства. Инвестор является главным участником инвестиционных отношений: он определяет направления вложения инвестиций, принимает решение о формах инвестирования, на основе конкурса или иных началах привлекает заказчиков и подрядчиков. Только инвестор имеет право распоряжаться созданными в результате инвестирования объектами.

    Иностранный инвестор – это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, которое вправе, в соответствии с законодательством государства, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Также это может быть иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом (например, объединения лиц на основе договора о совместной деятельности); иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе, в соответствии с международным договором Российской Федерации, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

    Заказчики – уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть и сами инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями, которые перечисляет ему инвестор, на период и в пределах полномочий, определенных договором (контрактом).

    Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выделяет такие понятия, как «государственный заказчик» и «муниципальный заказчик». Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. А также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

    Застройщики – организации, специализирующиеся на выполнении функций, связанных с организацией строительства объектов, контролируют его ход и организуют бухгалтерский учет производимых затрат. Функции заказчика и застройщика могут быть совмещены.

    Согласно Федеральному закону № 214-ФЗ застройщики – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство.

    Подрядчики – физические и юридические лица, выполняющие работы по договорам подряда, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ.

    Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

    Участники долевого строительства – граждане и юридические лица, денежные средства которых привлекаются для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве.

    1.3. Договорные отношения субъектов инвестиционной деятельности

    Основным договором при осуществлении инвестиционной деятельности является инвестиционный договор. Следует отметить, что понятие «инвестиционный договор» в законодательстве отсутствует. С этим связана различная трактовка этого договора как в литературе, так и на практике. Традиционно к инвестиционному договору относят договор инвестирования строительства, в соответствии с которым инвестор финансирует строительство объекта недвижимости или его части, а застройщик осуществляет строительство и после сдачи объекта в эксплуатацию передает предусмотренный договором объект (или часть объекта) инвестору.

    Также инвестиционный договор может представлять собой комплексный договор, объединяющий в себе черты организационного договора, который определяет основы взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности: инвестора, заказчика-застройщика, подрядчика, пользователя объекта, и основного договора, содержащего обязательства сторон по реализации инвестиционного проекта.

    Статья 6 Федерального закона № 39-ФЗ предусматривает право инвестора на передачу по договору и (или) контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ (соинвесторам).

    Договор участия в долевом строительстве, введенный Федеральным законом № 214-ФЗ, по своей сути также является инвестиционным договором.

    По договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

    Необходимо помнить, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве только после выполнения следующих условий:

    получения в установленном порядке разрешения на строительство;

    опубликования и (или) размещения проектной декларации в соответствии требованиями Федерального закона № 214-ФЗ;

    государственной регистрации права собственности или права аренды застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства.

    Договор участия в долевом строительстве, а также уступка права требования по нему, должен заключаться в письменной форме. Федеральный закон № 214-ФЗ предусматривает обязательные условия, которые должен содержать этот договор. Эти условия перечислены в пункте 4 статьи 4 указанного закона:

    определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщика после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося объекта недвижимости;

    срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;

    цена договора, сроки и порядок ее уплаты;

    гарантийный срок на объект долевого строительства.

    При отсутствии в договоре указанных условий такой договор в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 214-ФЗ будет считаться незаключенным.

    Федеральный закон № 214-ФЗ допускает уступку участником долевого строительства права требования по договору только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства в порядке, установленном ГК РФ. Ценой договора признается размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства (создания) объекта долевого строительства.

    Договор участия в долевом строительстве подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на территории регистрационного округа по месту нахождения строящихся (создаваемых) объектов недвижимости, для строительства которых привлекаются денежные средства.

    Государственная регистрация договора осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Если инвестиционная деятельность не связана с отношениями, регулируемыми Федеральным законом № 214-ФЗ, то между инвестором и заказчиком (заказчиком-застройщиком) могут заключаться договоры, имеющие различные названия – инвестиционный договор, договор об оказании услуг по выполнению функций заказчика и т. п. Однако суть их одна – в обязанности инвестора входит финансирование (а также в большинстве случаев разработка) инвестиционного проекта, а в обязанности заказчика – реализация проекта и организация строительства, в том числе привлечение подрядных организаций.

    На практике часто функции заказчика и застройщика совмещаются, существует даже такое понятие – заказчик-застройщик. При совмещении функций заказчика и застройщика договор заключается между инвестором и заказчиком-застройщиком.

    В случае если инвестор является заказчиком, то договор заключается между инвестором и застройщиком.

    Предметом данного договора является оказание услуг заказчика (застройщика). Примерный перечень и объем таких услуг перечислены в постановлении Госстроя СССР от 2 февраля 1988 года № 16 «Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия и техническом надзоре)». В частности, к таким услугам могут относиться:

    оформление и получение в установленном порядке необходимых согласований, технических условий и разрешений на работы по строящемуся объекту;

    заключение с соответствующими организациями договоров на выполнение проектно-изыскательских, конструкторских и при необходимости научно-исследовательских работ;

    оформление в установленные сроки договоров подряда на капитальное строительство (при строительстве объектов «под ключ» и вахтовым методом – с учетом их особенностей) с генеральным подрядчиком (подрядчиками);

    контроль и технический надзор за производством работ и применяемыми при этом материалами, оборудованием, соответствием объема, стоимости и качества работ проекту, сметным расчетам и договорным ценам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ;

    приемка законченных работ в соответствии с условиями договоров;

    организация, в необходимых случаях, внесения изменений в проектно-сметную документацию и ее переутверждение, изменение сроков завершения отдельных видов или этапов работ по согласованию с инвестором;

    подготовка необходимой документации и организация приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта в целом, а также оказание других услуг, предусмотренных соглашением между инвестором и заказчиком (застройщиком).

    Заказчик (застройщик) может выполнять функции генерального подрядчика. В этом случае он как генеральный подрядчик заключает договоры подряда на выполнение строительных, монтажных и иных работ с подрядчиками в соответствии с ГК РФ.

    1.4. Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации

    Деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 160-ФЗ, другими нормативными актами Российской Федерации, в том числе субъектов Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

    Как уже указывалось, иностранными инвесторами могут быть иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, международные организации и иностранные государства.

    Иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, включая осуществление прямых иностранных инвестиций.

    Иностранное юридическое лицо может осуществлять инвестиционную деятельность в Российской Федерации через филиал, созданный на территории Российской Федерации, а также путем создания коммерческой организации с иностранными инвестициями.

    Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции (включая функции представительства) от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее – головная организация), при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

    Необходимо помнить, что в соответствии со статьей 83 НК РФ и приказом МНС РФ № АП-3–06/124 от 7 апреля 2000 года филиалы и представительства иностранных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации, созданные на территории Российской Федерации, обязаны встать на учет в налоговых органах.

    Коммерческой организацией с иностранными инвестициями признается организация, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет не менее чем 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации только при осуществлении ею реинвестирования. Реинвестирование – осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций.

    Коммерческая организация с иностранными инвестициями создается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Потеря статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями происходит со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников, и с этого дня инвестор утрачивает правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Федеральным законом № 160-ФЗ.

    Осуществлять инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации иностранный инвестор может в любом виде, не запрещенном законодательством Российской Федерации.

    После уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов иностранный инвестор имеет право на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, а также свободное использование доходов и прибыли для реинвестирования в объекты предпринимательства на территории России.

    В целом, иностранные инвесторы осуществляют инвестиции в строительство на тех же условиях, что и российские. Исключение составляет реализация приоритетных инвестиционных проектов, в отношении которых статьей 9 Федерального закона № 160-ФЗ предусмотрены гарантии от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.

    1.5. Участие органов власти в инвестиционной деятельности

    В соответствии с Конституцией в РФ существует государственная власть, осуществляемая высшими органами власти страны (Президент РФ, Федеральные органы, Правительство РФ), нижестоящие органы, осуществляющие власть в пределах своей компетенции. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако в сфере инвестиционной деятельности их роль может быть такой же, как и у органов государственной власти. Поэтому применительно к нашей книге мы будем использовать понятие «органы власти», имея в виду как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления.

    Согласно статье 13 Федерального закона № 39-ФЗ разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, производится в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

    Так, общие принципы разработки и реализации федеральных целевых программ регулируются Федеральным законом РФ от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и изданным на его основе Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 594 (далее – Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ).

    В качестве примера федеральной целевой программы можно привести федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», утвержденную постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 года № 848.

    Участие органов власти в инвестиционной деятельности в строительстве осуществляется в двух формах:

    создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;

    прямого участия в инвестиционной деятельности.

    Первая форма осуществляется государством в виде создания льготного налогообложения для субъектов инвестиционной деятельности, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений, защиты интересов инвесторов, представления субъектам инвестиционной деятельности в рамках закона льготных условий пользования землей и т. п.

    Прямое участие органов власти в инвестиционной деятельности осуществляется следующими способами:

    разработка и утверждение стандартов, осуществление контроля за их соблюдением;

    разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации и средств бюджета органов местного самоуправления;

    формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета.

    В случаях размещения заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд необходимо руководствоваться порядком размещения таких заказов, установленным Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ), за исключением случаев, если такие товары, работы или услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации по одной сделке. Предельный размер расчетов наличными деньгами в соответствии с Указаниями Центрального банка РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» в настоящее время составляет 60 000 рублей.

    Таким образом, размещение заказов для государственных нужд на сумму превышающую 60 000 рублей, должно происходить в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ.

    1.6. Лицензирование

    В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности, осуществляемые в области строительства:

    проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

    строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

    инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

    Для указанных видов деятельности Правительством РФ приняты Положения, определяющие порядок лицензирования.

    Например, Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 года № 174. В соответствии с указанным Положением деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур (далее – деятельность по проектированию зданий и сооружений).

    В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 года № 174, подлежит лицензированию деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (далее – деятельность по строительству зданий и сооружений), которая включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.

    Согласно Положению о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденному постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 года № 174, подлежит лицензированию деятельность по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, которая включает в себя инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические изыскания, исследование грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, геодезические, геологические, гидрогеологические, геофизические, гидрологические и кадастровые работы, выполняемые в процессе строительства, эксплуатации, ликвидации зданий и сооружений.

    Необходимо иметь в виду, что при осуществлении деятельности по проектированию зданий и сооружений, строительства зданий и сооружений и инженерных изысканий лицензия выдается с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг. Это следует из пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 128-ФЗ. Лицо, получившее лицензию, не вправе выполнять работы или оказывать услуги, не перечисленные в лицензии.

    Лицензия на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.

    Лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений осуществляется территориальными органами Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Это следует из пункта 4 постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 года № 196 «Вопросы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству».

    Для получения лицензии соискателю необходимо уплатить государственную пошлину в порядке, предусмотренном главой 25.3 Налогового кодекса РФ.

    Госпошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии составляет 300 рублей, за предоставление лицензии – 1000 рублей, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, – 100 рублей.

    Важным является то, что для получения лицензий на проектирование, строительство или инженерные изыскания требуется наличие в штате соискателя лицензии специалистов по лицензируемому виду деятельности (не менее 50 % от штатной численности). Органы, осуществляющие выдачу лицензии, также требуют наличие высшего строительного образования у главного инженера или руководителя.

    Обращаем ваше внимание, что в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона № 128-ФЗ с 1 января 2007 года лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений и инженерных изысканий прекращается.

    Расходы на получение лицензии в бухгалтерском учете относятся к обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № ЗЗн). Согласно подпункту 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. Следовательно, в бухгалтерском учете такие затраты будут отражаться в составе расходов будущих периодов на счете 97 «Расходы будущих периодов» и подлежат списанию в составе расходов в течение срока действия лицензии (п. 65 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета)).

    Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ услуги, оказываемые уполномоченными органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин не подлежат обложению НДС.

    Расходы на лицензирование отражаются в бухгалтерском учете:

    ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

    – осуществлены расходы на получение лицензии;

    ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 76

    – отражены затраты в составе расходов будущих периодов;

    ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 97

    – отражены расходы в составе затрат на производство (равными долями в течение срока действия лицензии).

    В целях исчисления налога на прибыль указанные расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) и учитываются в налоговом учете единовременно, так как датой осуществления уплаты налогов (сборов) признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Вместе с тем обращаем внимание, что Минфин РФ по этому вопросу придерживается другого мнения (письмо Минфина РФ от 26 августа 2003 года № 04–02-06/3/62). По мнению Минфина РФ, списание будет осуществляться равномерно в течение срока действия договора, при условии, если на основании договора можно определить, к какому конкретному периоду относятся данные расходы. Свой вывод специалисты финансового ведомства строят на основании пункта 1 статьи 272 НК РФ и Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ, утвержденных приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 года № БГ-3–02/729, которые в настоящее время уже отменены.

    Однако там речь идет о сделках, а получение лицензии – это не сделка, а волевой акт государственного органа, и на него указанные положения не должны распространяться.

    1.7. Получение разрешения на строительство

    Порядок получения разрешения на строительство регулируется Градостроительным кодексом РФ, а также нормативными актами субъектов РФ.

    Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Это предусмотрено статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

    Разрешение на строительство выдается застройщику (заказчику-застройщику).

    На основании разрешения на строительство осуществляется не только строительство, но и реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Это предусмотрено статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.

    Выдается разрешение на строительство либо органом местного самоуправления, либо федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

    Разрешение на строительство на земельном участке, на который распространяется действие градостроительного регламента или для которого установлен градостроительный регламент, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

    Если разрешение на строительство получают для строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, то оно выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

    Для получения разрешения на строительство застройщик направляет в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению должны быть приложены следующие документы:

    правоустанавливающие документы на земельный участок (это может быть свидетельство о праве собственности либо договор аренды земельного участка);

    градостроительный план земельного участка;

    материалы, содержащиеся в проектной документации;

    пояснительная записка;

    схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

    схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

    схемы, отображающие архитектурные решения;

    сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения;

    проект организации строительства объекта капитального строительства;

    проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

    разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (если такое разрешение застройщику было предоставлено);

    согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

    Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением объектов, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса РФ. Такими объектами являются:

    отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

    жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территории общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

    многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

    отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;

    отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.

    К заявлению на выдачу разрешения на строительство может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

    Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы власти по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

    Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 «О форме разрешений на строительство и форме разрешений на ввод объектов в эксплуатацию».

    Отказать в выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган вправе в следующих случаях:

    отсутствие документов, которые должны быть приложены к заявлению;

    несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;

    несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

    В случае отказа уполномоченного органа власти в выдаче свидетельства застройщик вправе обжаловать отказ в выдаче разрешения на строительство в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Согласно пункту 15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченным органом власти без взимания платы.

    Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Срок действия разрешения на строительство может быть по заявлению застройщика продлен органом, выдавшим разрешение на строительство. Указанное заявление должно быть подано застройщиком не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство. Орган, выдавший разрешение, отказывает в его продлении, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство. При переходе права собственности на земельный участок и объекты капитального строительства срок действия разрешения на строительство сохраняется.

    В обязанности застройщика входит безвозмездная передача в орган, выдавший разрешение на строительство, сведений о площади, высоте, этажности объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения и иных сведений, предусмотренных пунктом 18 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Непредставление указанных сведений и документов в дальнейшем может повлечь отказ уполномоченного органа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

    Субъекты РФ вправе издавать нормативные акты, определяющие особенности получения разрешения на строительство и реконструкцию. Так, например, в городе Москве порядок получения разрешения на строительство определяется Законом от 09 июля 2003 года № 50 «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве» (далее – Закон № 50).

    Помимо разрешения на строительство в Законе № 50 предусмотрена выдача ордера на выполнение подготовительных, земляных и строительных работ, в котором указывается дата начала работ по подготовке участка строительства и прилегающей к нему территории. Основанием выдачи ордера является разрешение на строительство (ст. 18 Закона № 50).









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх