• 7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды
  • 7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений
  • 7.3. Юридические факты в налоговом праве
  • Лекция 7. Налоговые правоотношения

    7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды

    Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых принципов, составляют налоговое право, которое является подотраслью (частью) финансового права.

    Отношения, регулируемые НК РФ, относятся в финансовым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения.

    Основные функции:

    – конституционная;

    – координирующая;

    – фискальная;

    – стимулирующая;

    – контрольная;

    – межотраслевая;

    – правовая;

    – внешнеэкономическая.

    Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.

    Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию НК РФ, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся отношения между:

    – субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;

    – государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога;

    – различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;

    – налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов;

    – налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей;

    – субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;

    – налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;

    – органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками – нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях, а также отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства.

    Классификация:

    1) по основным функциям права:

    а) Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права:

    – абсолютные это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия,

    – относительные – лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.

    б) Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налогово-правовой нормы.

    2) По характеру налогово-правовых норм: материальные и процессуальные;

    3) На основании особенностей их объекта: имущественные и неимущественные;

    4) По структуре их юридического содержания: простые и сложные.

    7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений

    Элементами структуры налогового правоотношения является:

    – субъекты

    – юридическое содержание, т. е. права и обязанности субъектов.

    Субъекты налоговых правоотношений – лица, участвующие в конкретном правоотношении и являются носителями прав и обязанностей.

    Классификация субъектов налоговых правоотношений:

    1. По способу нормативной определенности:

    – зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений;

    – не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.

    2. По характеру фискального интереса:

    – частные субъекты;

    – публичные субъекты.

    3. По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:

    – имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях;

    – не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

    НК РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:

    – налогоплательщики – организации и физические лица;

    – налоговые агенты;

    – налоговые органы;

    – таможенные органы;

    – сборщики налогов и сборов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

    – финансовые органы;

    – органы государственных внебюджетных фондов;

    – иные уполномоченные органы – органы, наделенные компетенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ.

    Объект правоотношения не включается в его структуру; он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

    Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

    Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

    К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся:

    – налоги;

    – сборы;

    – налоговый кредит;

    – инвестиционный налоговый кредит;

    – штрафы, недоимки, пени;

    – отсрочки и др.

    К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения.

    7.3. Юридические факты в налоговом праве

    Всякое правоотношение связано с юридическими фактами.

    Юридические факты в налоговом праве выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

    Функции юридических фактов:

    – значимого элемента налогово-правового регулирования;

    – активную информативную, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения;

    – стимулирующая, т. е. юридические факты стимулируют субъекта налогового права к тем видам деятельности, которые социально необходимы, значимы, полезны для субъекта.

    Классифицируются юридические факты на:

    а) юридические действия – это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Они делятся на правомерные действия и неправомерные действия. В свою очередь правомерные действия делятся на:

    – юридические поступки – действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица;

    – юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: правовые акты индивидуального регулирования и прочие акты волеизъявления субъектов финансового права.

    Акты индивидуального регулирования могут быть подразделены на налогово-правовые и прочие.

    Среди налогово-правовых актов индивидуального регулирования главное место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом финансово-правового регулирования.

    Координационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования являются результатом выработки сторонами соглашения, соответствующего нормам права и отражающего их волю.

    К правомерным юридическим действиям (как основаниям развития налоговых правоотношений) могут быть отнесены и прочие акты волеизъявления субъектов налогового права. Среди них, главным образом, заявления, которые согласно законодательству должны подать субъекты налогового права для получения налоговых отсрочек, инвестиционного налогового кредита, а также налоговая декларация.

    В числе правомерных юридических фактов, с которыми связывается движение финансовых правоотношений, можно назвать и такие правомерные действия, как юридические поступки. Они характеризуются тем, что приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица.

    б) юридические события – это обстоятельства, не зависящие как юридические факты от воли людей: относительные и абсолютные события.

    Относительные события – это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие, независимо от причин, их породивших.

    Абсолютные события – это обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее.

    К юридическим фактам-событиям, вызывающим движение финансовых правоотношений, должны быть отнесены и сроки.

    Так, истечение срока, на который налогоплательщику предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога (ст. 64 НК РФ), является юридическим фактом, который изменяет финансовое правоотношение по уплате налога.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх