Глава 3. Особенности кредитования объектов малого предпринимательства в России

Для того чтобы представить себе особенности кредитования малого бизнеса страны сегодня, необходимо понимать то, что вообще представляет собой малый бизнес страны.

Еще с 1996 г. можно отслеживать нормативные акты, которыми наше государство пыталось создать «тепличные» условия для роста малого бизнеса страны. А все потому, что, по мнению большинства ученых-экономистов и ведущих мировых бизнесменов, малый бизнес – это показатель стабильного экономического роста страны, которого так пытались добиться в 1990-е гг. Однако мало кто учитывал, что экономика каждой страны, а в особенности нашей, представляет собой набор особых свойств. Мало кто станет всерьез заниматься малым бизнесом, когда для него вообще нет условий, да и крупная промышленность, средний бизнес в стране почти полностью отсутствуют. Малый бизнес сможет развиваться там, где есть уже крупное промышленное производство и развит сектор банковских услуг, а как тогда сможет существовать малый бизнес, когда в тех условиях даже крупные промышленные гиганты страны разваливались?

Первым нормативным актом тогда стал Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». О таких словах в начале 1990-х гг. даже в Москве знали немногие, что уж говорить о городах в субъектах Российской Федерации. В основном население России представляло себе малый бизнес как открытие своего ларька с овощами либо поездку в Турцию за вещами. Малый бизнес фактически существовал, но только именно в этой форме.

Уже Указом Президента РФ предусматривалось кредитование малого бизнеса. В частности, п. 2 Указа предусматривал в 1996 г. проинвестировать в быстроокупаемые коммерческие проекты, намечаемые к размещению на конкурсной основе, квоту в размере 500 млрд руб., в том числе 200 млрд руб. для Центрально-Черноземного региона Российской Федерации, на предоставление кредитов субъектам малого предпринимательства по представлению Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и соответствующих региональных фондов.

Однако малому бизнесу такие меры существенно не помогли, он развивался только в Москве и Санкт-Петербурге, до регионов такие меры не дошли. Фактически можно сказать, что никакого малого бизнеса так и не появилось.

Затем последовало принятие ряда федеральных программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства страны. Первая программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 697. Следом была принята Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 годы от 14 февраля 2000 г. № 121. Вот как в последней программе от 2000 г. охарактеризовано состояние малого бизнеса в целом по стране:

«Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. от 25 до 35 % малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда.

Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.


Основные мероприятия Программы направлены прежде всего на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких как:

1) несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

2) неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

3) ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

4) организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

5) административные барьеры на пути развития малого предпринимательства…».

Отсюда можно сделать выводы относительно того, что ждет наше Правительство от развития малого бизнеса в стране. В первую очередь это сокращение безработицы в стране, создание новых рабочих мест. Переход к рыночной экономике (перестройка), которая намечалась еще в 1986 г. первым президентом СССР М. С. Горбачевым как этап в «500 дней», не удалась. Все люди тогда работали исключительно на государственных предприятиях, никакой частной экономики (частного сектора) вовсе не существовало. Результатом тех реформ стали кооперативы, которые в принципе отвечали критериям малого бизнеса. Но этого было недостаточно, в начале 1990-х гг. экономика страны рухнула Каких-либо мер на поддержку уже созданного не предусматривалось, частного банковского сектора вообще не было. В таких условиях малому бизнесу просто неоткуда было взяться.

Безработица появилась вдруг и сразу в огромных масштабах, решить проблему безработицы не только наше правительство, но и даже развитые страны не в состоянии. Например, в настоящее время намечается рост уровня безработицы в США. А в Германии и Франции, наоборот, в последние годы этот показатель сократился. В основном, конечно, безработица есть в каждой стране, но в каком масштабе? Правительство рапортует об относительно невысоком уровне безработных, однако как их у нас считают? Безработные те, кто обратился в органы социальной защиты населения для признания их безработными, а сколько их туда не обратилось? А высокий уровень безработицы сразу создает благоприятную почву для роста преступности, хронического алкоголизма и прочих негативных социальных проявлений. Таким образом, проблема высокого уровня безработицы сразу же порождает ряд других серьезных проблем.

Следующий блок вопросов, которые должно помочь решить малое предпринимательство в экономике страны, это рост товарооборота на местных товарных рынках, появление самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения. Но это все в принципе понятно, малый бизнес означает и то, что у граждан, им занимающихся, должен сформироваться свой капитал. Уровень доходов населения в целом должен возрасти, и появится какой-то капитал, который далее и будет «толкать» экономику страны. Однако, как мы уже подметили, в случае с экономикой нашей страны это не работает. И реально именно сейчас мы наблюдаем, как наши промышленные гиганты начинают «оживать». Однако происходит это вовсе не по причине роста малого бизнеса, а по причине наличия лишних денег в бюджете (стабилизационный фонд, привлечение средств фондов обязательного социального страхования и иных источников, но не вклад малого бизнеса). Есть примеры и того, когда малое предприятие вырастало до крупной организации, но это все в основном в таких отраслях, как общественное питание, прочий рынок услуг, торговля. Можно сказать, что в нашем случае, наоборот, рост тяжелой промышленности влечет за собой и определенный рост всей экономики страны, в том числе и малого бизнеса.

Наконец, еще одна группа вопросов, которую поможет решить малый бизнес в экономике страны, – это снижение нагрузки на бюджеты всех уровней. Как это выражается? Во-первых, повысится взимаемость налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Но мы знаем, что доля даже тяжелой промышленности страны в федеральном бюджете невелика, в основном его формируют отчисления налогов от организаций, занимающихся добычей, переработкой и транспортировкой нефти, газа, других энергоресурсов (например, сейчас происходит масштабное реформирование рынка электроэнергетики, угольная промышленность скоро получит немалые инвестиции). Что говорить о снижении нагрузки на бюджеты за счет отчислений налогов малого бизнеса, когда один только Газпром ежегодно формирует от 7 до 10 % нашего федерального бюджета? Реального серьезного отчисления за счет налогов с малого бизнеса в бюджет не приходит. Вот средний бизнес более или менее формирует бюджеты в городах и регионах страны. Если говорить о снижении социальной нагрузки с бюджетов всех уровней, то заработная плата в стране по-прежнему повсеместно выплачивается «в конверте». Мало на каком предприятии работодатель реально «показывает» в налоговой инспекции и пенсионном фонде всю вашу заработную плату. Обычно делают так: часть заработной платы проводится в бухгалтерской отчетности как реально выплаченная (с нее и начисляют налоговые платежи), а часть заработной платы отдают в «конверте». А отсюда сразу следует и комплекс других проблем, таких как недостаточное формирование средств, накопленных гражданами на свою старость (пенсию) и т. д.

Вместе с тем малый бизнес в стране реально необходим, прежде всего для того, чтобы быстрее перестроить экономику в случае возникновения такой необходимости на новые условия работы. Ведь малому предприятию потребуется меньше затрат на то, чтобы перестроить работу своей организации, чем крупному промышленному производству. Ситуация на мировом рынке в настоящее время нестабильная. С одной стороны, экономики развитых стран капитализма стали «пробуксовывать» и входить в стагнацию (хотя тут можно и спорить, но рост этих экономик значительно замедляется, и это факт, при том, что инфляция не падает а сохраняется там на прежнем уровне, возрастает уровень невозвращенных потребительских кредитов в США, уровень банкротств среди малого бизнеса). С другой стороны, систематически «лихорадит» от диспропорций экономику Китая, есть и развивающиеся быстрыми темпами экономики стран Латинской Америки. Все это может привести к тому, что экономика нашей страны вынуждена будет перестроиться, в каких-то отраслях произойдет ужесточение конкуренции, а где-то придется вообще искать новы рынок сбыта. Возможно, потребуется предложить рынку новые виды продукции. Своевременно вложенные инвестиции в новую развивающуюся отрасль дадут значительный прирост экономики страны в будущем. Крупный бизнес с этой позиции не очень «поворотливый», для его перестройки потребуются не только огромные средства, но и много времени, а вот малый бизнес и сможет занять новые ниши, вовремя предложить рынку новые услуги, заполнить товаром спрос на него. В принципе, на мой взгляд, вся значимость и важность малого бизнеса в экономике каждой страны состоят именно в том, что он позволяет экономике более быстро и своевременно меняться с наименьшими потерями в тех случаях, когда экономика переживает некоторые «кризисные» состояния, замедление роста.

Какие отрасли хозяйствования нуждаются в развитии сектора малого бизнеса в настоящее время?


Как отмечено в федеральной программе по поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 гг., это следующие отрасли:

1) развитие малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, в том числе в области переработки сельскохозяйственной продукции, преимущественно в регионах с высоким уровнем безработицы;

2) развитие малых предприятий, работающих в области производства импортозамещающих товаров, в том числе товаров широкого потребления, в регионах с высоким уровнем безработицы (таких как моногорода, образованные градообразующими редприятиями);

3) развитие малой строительной индустрии и малых предприятий по обслуживанию жилищного фонда преимущественно в регионах с низкими темпами нового строительства, а также в районах, нуждающихся в ликвидации последствий стихийных бедствий и пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций;

4) развитие малых автотранспортных предприятий по облсуживанию населения в регионах с низким уровнем развития транспортной сети и транспортно-экспедиционных услуг;

5) развитие малых предприятий в дорожном хозяйстве и придорожном сервисе реимущественно в регионах с низким уровнем развития дорожной сети и придорожного сервиса;

6) развитие почтового и информационного сервиса на базе местных узлов связи преимущественно в регионах с низким уровнем развития средств связи (в том числе и в малых населенных пунктах, сельской местности);

7) развитие малых форм предприятий в научно-технической сфере, повышение инновационной активности малых предприятий производственной сферы в регионах с высоким научно-техническим потенциалом (таких как академгородки, научные центры, закрытые административно-территориальные образования);

8) развитие предприятий быстрого общественого питания и современной сферы услуг преимущественно в регионах с низким уровнем развития сетей быстрого питания и современой сферы услуг в регионах с высоким уровнем безработицы;

9) развитие центров приграничной торговли и сервиса для частных предпринимателей в новых приграничных районах (в районах, граничащих со стрнами ближнего зарубежья и государствами – участниками СНГ, с КНР и Японией; в свободных экономических зонах).

Если подробно исследовать каждый пункт направления развития кредитования, то можно увидеть, что его отдельные направления получили достаточно широкое развитие в нормативной базе. Это развитие агропромышленного комплекса и науки (научных технологий).

Если говорить о науке, то согласно п. 28 Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-576), основными мерами государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в области финансов являются:

1) финансирование за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок на уровне, обеспечивающем реализацию целей и задач Основ политики государства;

2) направление ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» на фундаментальные исследования и обеспечение научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения;

3) обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

4) целевое выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов на реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, критических технологий федерального значения;

5) поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней;

6) стимулирование деятельности благотворительных организаций и иных хозяйствующих субъектов, направленной на финансирование фундаментальных исследований;

7) обеспечение государственной поддержки наукоградов за счет бюджетов всех уровней;

8) стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов.

Как видно, государство развивает и поддерживает малое предпринимательство в области научных разработок (это касается новых технологий и вообще в целом фундаментальных научных исследований). Есть даже специальная программа, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 1764-р «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий».

Главной целью государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий является создание финансово-экономических условий для реализации утвержденных Президентом Российской Федерации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (далее именуются – Основы политики) и Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, а также для опережающего развития фундаментальной науки и осуществления важнейших инновационных проектов государственного значения (Раздел 2 «Цель и задачи государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий» основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).

Достижение поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых механизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий (Раздел 2 основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).


Для этого требуется решить следующие основные задачи:

1) повысить эффективность использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие сферы науки и технологий;

2) обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы в целях привлечения внебюджетных средств и иных инвестиционных ресурсов в сферу науки и технологий, а также повышения востребованности результатов научно-технических работ отечественным производством;

3) обеспечить воспроизводство и развитие материально-технической базы организаций научно-технической сферы, которые осуществляют исследования по Приоритетным направлениям и технологическое перевооружение наукоемких производств;

4) реализовать важнейшие инновационные проекты государственного значения (Раздел 2 «Цель и задачи государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий» основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).

Согласно положениям Раздела 3. Основные механизмы и пути реализации государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий главным механизмом повышения эффективности использования средств федерального бюджета при выполнении исследований и разработок по Приоритетным направлениям является заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных исследований и разработок с программами социально-экономического развития страны.

Основу заказа государства на научно-техническую продукцию составляют федеральные целевые программы в сфере науки и технологий, Государственная программа вооружения на период 2001–2010 гг. и государственный оборонный заказ (Раздел 3. Основные механизмы и пути реализации государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий).

Согласно положениям Раздела 3 основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий формирование федеральных целевых программ осуществляется на основе общих принципов, определяемых Правительством Российской Федерации с учетом приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, направлений структурной и научно-технической политики, прогнозов развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результатов анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитических и внешнеэкономических условий, а также международных договоренностей.


Наряду с указанными общими принципами формирование федеральных целевых программ в сфере науки и технологий осуществляется с учетом следующих особенностей:

1) обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные исследования – поисковые НИР – прикладные НИОКР – технологии – производство – рыночная реализация» и сбалансированности его этапов при общей ориентации на конечный результат – серийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции в экономически целесообразных объемах;

2) обеспечение концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных средств на реализации Приоритетных направлений и адресности мер стимулирования научно-технической и инновационной деятельности;

3) осуществление выбора объектов финансирования на основе их оценки по научно-техническим, экономическим, экологическим и другим критериям с учетом возможностей федерального бюджета (Раздел 3 основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).

Дальнейшее совершенствование программно-целевого метода планирования в сфере науки и технологий будет осуществляться на основе реализации механизмов консолидированного и многоканального финансирования программных мероприятий. В целях совершенствования государственного регулирования в сфере науки и технологий необходимо содействовать развитию системы государственных научных фондов, осуществляющих на конкурсной основе финансирование инициативных научных проектов, отбираемых самим научным сообществом. Наряду с совершенствованием формирования федеральных целевых программ в сфере науки и технологий предстоит продолжить развитие системы мер экономического и иного стимулирования инвесторов, прежде всего предприятий материальной сферы и кредитных учреждений, поощряя их увеличивать объем инвестиций в научные исследования и инновационный процесс, в том числе:

1) определить порядок передачи прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, российским и иным инвесторам, способствующим использованию этих результатов в хозяйственном обороте (за счет внебюджетных средств) в первую очередь на территории Российской Федерации;

2) регламентировать передачу за рубеж прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной и другой научной и научно-технической деятельности;

3) создать с учетом требований Всемирной торговой организации механизмы финансовой поддержки патентования за рубежом объектов промышленной собственности, полученных в Российской Федерации;

4) повысить эффективность деятельности венчурных инновационных фондов (Раздел 3 основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).


Воспроизводство и развитие материально-технической базы организаций научно-технической сферы осуществляются за счет:

1) целевого финансирования развития приборной базы;

2) содержания уникального оборудования, используемого при проведении исследований и разработок по Приоритетным направлениям;

3) создания центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием и приборами.

В целях воспроизводства и развития материально-технической базы организаций научно-технической сферы предусматривается применение ускоренной амортизации научного оборудования, исходя в том числе из фактора морального старения приборного парка науки. В случае недостаточности средств на воспроизводство и развитие указанной материально-технической базы предполагается рассмотреть возможность привлечения на эти цели иностранных кредитов.

Основами политики предусматривается реализация важнейших инновационных проектов государственного значения, которые базируются на научных результатах мирового уровня, полученных при осуществлении исследований по Приоритетным направлениям. Указанные проекты позволят создавать крупномасштабные высокотехнологичные производства наукоемкой конкурентоспособной продукции за счет привлечения внебюджетных средств.

Перечень проектов формируется федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой государственной научно-технической политики.


Главными целями указанных проектов являются:

1) усиление позиций отечественных товаропроизводителей на рынках товаров и услуг;

2) снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения);

3) увеличение доли продукции высокой степени переработки;

4) повышение эффективности использования сырьевой базы;

5) обеспечение гибкости производства.

Привлекательность проектов для внебюджетного инвестирования обусловлена снижением рисков за счет выпуска продукции, имеющей наибольший потенциал рыночной реализации, а также участием государства в финансировании наиболее рисковых стадий этих проектов.

Существенную роль в реализации указанных проектов играет система внебюджетных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (Раздел 3 основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий).

Рассмотрим развитие и поддержку малого предпринимательства посредством кредитования в области агропромышленного комплекса. Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу так оценивает состояние агропромышленного комплекса страны.

При сохранении в среднесрочной перспективе сложившегося уровня конкурентоспособности агропромышленного комплекса возможности его развития будут недостаточны для гарантированного удовлетворения спроса населения на продовольствие российского производства, устойчивого воспроизводства материально-технических ресурсов, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства, повышения уровня жизни сельского населения («Развитие агропромышленного комплекса и рыболовства» Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р (далее – Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу).

В этих условиях целью развития агропромышленного комплекса и рыболовства является ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции и продукции рыбохозяйственного комплекса на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решения социальных проблем сельских территорий и сокращения разрыва в уровне жизни сельского и городского населения (Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу).


Ускорение темпов роста агропромышленного комплекса намечается обеспечить путем:

1) развития и эффективного использования ресурсного потенциала. Предполагается остановить тенденцию сокращения машинного парка в сельском хозяйстве и увеличить количество тракторов, зерноуборочных комбайнов, а также увеличить внесение минеральных удобрений на посевные площади;

2) модернизации промыслового флота и береговой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса;

3) улучшения рыночной сферы в агропромышленном комплексе и облегчения доступа производителей к рынкам готовой продукции и производственных ресурсов (земельных, финансовых, материально-технических, информационных);

4) формирования экономически активных субъектов бизнеса в агропромышленном комплексе, улучшения воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве;

5) стимулирования развития малых форм хозяйствования;

6) создания условий для устойчивого развития сельских территорий;

7) формирования профессионально подготовленного кадрового трудового ресурса;

8) создания единой системы информационного обеспечения.[4]

Согласно положениям, закрепленным в рассматриваемой Программе, выполнение поставленных задач по ускоренному и динамичному развитию агропромышленного комплекса предусматривается путем осуществления Стратегии развития агропромышленного комплекса и приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».

В ходе осуществления указанного проекта предусматривается реализация первоочередных мер, направленных на ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования.


Для этого согласно рассматриваемой Программе необходимо обеспечить:

1) создание условий для привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов;

2) повышение доступности кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов, дополнительное выделение из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам;

3) наращивание объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга;

4) сохранение режима ограничения импорта мяса;

5) стимулирование импорта технологического оборудования для животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего российских аналогов;

6) предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по строительству (приобретению) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе.

В целях создания необходимых условий для привлечения в животноводство инвестиционных ресурсов предусматривается субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым на срок до 8 лет и предназначенным для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов. Привлекаемые и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом поставок оборудования и племенного скота по лизингу позволят провести на основе современных технологий модернизацию и техническое перевооружение ряда животноводческих комплексов (Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу).

Одним из важных факторов согласно рассматриваемой Программе, способствующих увеличению объемов производства продукции животноводства, является укрепление кормовой базы отрасли и улучшение работы ветеринарной службы.

Основными задачами согласно рассматриваемой Программе являются создание принципиально новой инженерно-технической базы отрасли и использование техники нового поколения, способствующей достижению уровня производства говядины и свинины, отвечающего требованиям стандартов качества и ассортимента, обеспечивающих охрану окружающей среды от загрязнений отходами и выбросами объектов животноводства, а также обеспечение безопасных и социально привлекательных условий труда.

Повышение конкурентоспособности российской продукции требует оснащения предприятий оборудованием, которое отвечает современным требованиям. В связи с этим необходимо создать условия для ввоза импортного технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, путем снижения или отмены ввозных таможенных пошлин. Реализация сценария ускоренного развития животноводства с ориентацией на внутренний рынок позволит увеличить производство мяса на 7 %, молока – на 4,5 % при стабилизации поголовья крупного рогатого скота на уровне не ниже 2005 г.[5]

В настоящее время в Российской Федерации личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства в существенной мере заполняют нишу, образовавшуюся от сокращения объемов сельскохозяйственной продукции, производимой крупными хозяйствами. В связи с этим вопросы обеспечения доступности земельных и финансовых ресурсов, а также строительства, реконструкции и модернизации производства становятся все более актуальными.[6]


Основной целью согласно положениям рассматриваемой Программы является увеличение объемов товарного производства в сфере малых форм хозяйствования путем:

1) расширения доступа к заемным средствам на основе субсидирования процентных ставок по кредитам;

2) модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческих и сбытовых предприятий агропромышленного комплекса;

3) модернизации и развития предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции;

4) упрощения доступа к заемным средствам путем создания системы сельской кредитной кооперации;

5) обеспечения товаропроизводителей долгосрочными финансовыми ресурсами на основе поэтапного вовлечения в рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения.[7]

Дополнительно создаваемая инфраструктура в виде снабженческо-сбытовых и перерабатывающих мощностей даст возможность обеспечить мелким товаропроизводителям гарантированный сбыт произведенной продукции, сохранить ее качественный и товарный вид, увеличить степень переработки и увеличить доходы от ее реализации. Существующие сельские кредитные кооперативы имеют слабую материальную базу, значительный дефицит ресурсов, в технологическом, инфраструктурном и кадровом плане существенно отстают от требований рынка. В связи с этим предстоит решить задачу по развитию системы финансовой взаимопомощи на селе на основе упрощения доступа субъектов мелкотоварного сельскохозяйственного производства к кредитно-финансовым ресурсам. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта позволит в значительной степени улучшить, а в ряде случаев создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства, гарантированного сбыта продукции, повышения качества продукции, облегчения условий труда и роста его производительности. Данные положения также закрепляются Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Важным вопросом является создание системы земельно-ипотечного кредитования, позволяющей привлекать средства на длительный срок и под низкие процентные ставки под залог земельных участков.

Необходимо также совершенствование законодательства Российской Федерации, в том числе налогового, таможенно-тарифного и о техническом регулировании.


Кроме того, основными направлениями развития агропромышленного комплекса согласно рассматриваемой Программе являются:

1) развитие зернового экспортного потенциала с учетом роста потребителей зерна на внутреннем рынке, в том числе:

а) широкомасштабное внедрение современных ресурсосберегающих технологий производства зерна;

б) внедрение высокоурожайных сортов зерновых культур;

в) повышение уровня технического оснащения и использования минеральных удобрений;

г) стимулирование строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры, обновление флота и вагонного парка (субсидирование инвестиционных проектов);

д) финансовая и организационная поддержка экспортеров зерна, развитие институциональной среды экспорта (упрощение процедур оформления экспортных операций, переход к международным принципам стандартизации и сертификации, содействие развитию биржевой торговли);

е) товарные и закупочные интервенции, ориентированные не только на биржевую торговлю, но и на повышение стабильности доходов непосредственных производителей. Реализация мер по развитию зернового экспортного потенциала позволит довести производство зерна в 2008 г. до 85 млн т, в 2010 г. – до 100 млн т и в 2015 г. – до 105 млн т. Потенциальные возможности по экспорту зерна составят в 2008 г. 12,4 млн т, в 2015 г. – 15 млн т;

2) обеспечение эффективного использования ресурсного потенциала и повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса, в том числе:

а) развитие инновационного потенциала рыбохозяйственного комплекса на основе структурно-технологической модернизации и обновления промыслового флота, обрабатывающих мощностей и инфраструктуры отрасли;

б) возрождение экспедиционного промысла рыбы и морепродуктов за пределами исключительной зоны Российской Федерации;

в) формирование эффективной системы реализации рыбной продукции путем создания современной инфраструктуры рынка этой продукции, развития экспортного потенциала;

г) развитие аквакультуры на основе ресурсосбережения и наиболее полного и рационального использования природного потенциала водоемов в целях увеличения рыбоводной продукции. Реализация предусмотренных мер по развитию рыбохозяйственного комплекса позволит увеличить улов рыбы и добычу морепродуктов с 3 млн т в 2004 г. до 4,5 млн т в 2008 г. и до 2010 г. – до 4,7 млн т, что позволит сократить долю рыбной продукции импортного производства на внутреннем рынке соответственно с 30,8 % до 18,9 % в 2008 г.;

3) устойчивое развитие сельских территорий, в том числе:

а) повышение уровня жизни сельского населения;

б) поддержание экологического равновесия, сохранение и улучшение ландшафта сельской местности.

Кроме того, предусматривается реализация мер по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Цель устойчивого развития сельских территорий заключается в снижении бедности путем роста доходов от сельского хозяйства, расширении несельскохозяйственной занятости населения, улучшении доступа сельских жителей к услугам отраслей социальной и инженерной инфраструктуры. Уровень занятости сельского населения в трудоспособном возрасте возрастет к 2008 г. до 80,3 %, доля сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 38,5 %, удельный вес жилой площади в сельской местности, оборудованной водопроводом, достигнет 54 %.[8]

В настоящее время в России существует Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В соответствии со ст. 11 указанного ФЗ определена государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Государством обеспечиваются поддержка формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Субсидии субъектам РФ из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), предусмотренных договорами, заключенными сельскохозяйственными товаропроизводителями с российскими кредитными организациями и (или) сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами, в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа) (ч. 1 ст. 11 ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Согласно названному Закону субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), полученных в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в размере не менее чем 95 % ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более чем 95 % их фактических затрат. Условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, виды кредитов (займов), сроки их предоставления, направления использования, суммы кредитов (займов), по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, а также категории хозяйствующих субъектов, имеющих право на получение субсидий, устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время рядом постановлений Правительства РФ регулируется порядок предоставления субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, направленных на возмещение субъектам Федерации расходов на поддержку (льготное кредитование) сельского хозяйства (субъектов малого предпринимательства – фермеров, членов крестьянских хозяйств, потребительских кооперативов и т. д.). Например, Постановление Правительства РФ от 29 октября 1997 г. № 1367 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации».

В соответствии с названным Постановлением Правительства РФ предусматриваемые в федеральном бюджете ассигнования, направляемые на формирование лизингового фонда для обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе лизинга, составляют средства федерального лизингового фонда. Возвращаемые федеральному бюджету средства по финансовой аренде (лизингу) используются для осуществления финансовой аренды (лизинга) в агропромышленном комплексе.

Распоряжение средствами федерального лизингового фонда осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в соответствии с правилами использования средств федерального бюджета, направляемых на финансовую аренду (лизинг), утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации (п. 3 Порядка обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга) (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 1997 г. № 1367).

Средства федерального лизингового фонда, предназначенные для крестьянских (фермерских) хозяйств, выделяются отдельной строкой. Часть средств указанного фонда может направляться для образования региональных лизинговых фондов, формируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства федерального лизингового фонда могут быть использованы для приобретения запасных частей, узлов, агрегатов, ремонтных материалов и других материально-технических ресурсов сезонного спроса (п. 4 Порядка обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга).

Средства федерального лизингового фонда предоставляются компаниям, осуществляющим лизинговую деятельность, на возвратной основе (п. 5 рассматриваемого Порядка).

Заемщиками средств лизингового фонда могут быть организации, осуществляющие операции по поставке машиностроительной продукции и племенного скота на основе лизинга и привлекающие, кроме бюджетных средств, банковские кредиты, собственные и другие средства (п. 6 рассматриваемого Порядка).

Организации, получающие право на осуществление финансовой аренды (лизинга) по поставке агропромышленному комплексу машиностроительной продукции и племенного скота с использованием средств федерального лизингового фонда, определяются на конкурсной основе. Положение о проведении конкурса на право осуществления финансовой аренды (лизинга) определяется Министерством экономики Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Номенклатура машиностроительной продукции, запасных частей, узлов, агрегатов, ремонтных материалов и других материально-технических ресурсов сезонного спроса, племенной скот, получаемые на условиях лизинга с использованием средств федерального бюджета, а также перечень продукции, по которой цены подлежат согласованию сторонами при заключении договоров, определяются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (п. 7 рассматриваемых Правил).


Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса, а также организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях в 2006–2007 гг. на срок до 5 лет на приобретение племенного скота, племенного материала рыб, техники и оборудования для животноводческих комплексов (ферм) и промышленного рыбоводства (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 879).

Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2007 г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса, а также организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, независимо от их организационной правовой формы (далее – заемщики) в российских кредитных организациях (далее – банки) в 2006–2007 гг. на срок до 5 лет (далее – субсидии).

Средства на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации по кредитам, полученным в банках (далее – целевые средства):

1) в 2006–2007 гг. сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов (ферм);

2) в 2007 г. организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промышленного рыбоводства (п. 2 названных Правил).

Целевые средства предоставляются заемщику при представлении документов на получение целевых средств при условии своевременных погашения кредита и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком. Средства на возмещение процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются (п. 3 рассматриваемых Правил).

Целевые средства предоставляются заемщикам в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более 2/3 фактических затрат на уплату процентов по кредиту. В случае, если заемщик привлек кредит в иностранной валюте, целевые средства предоставляются исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты процентов по кредиту. При расчете размера целевых средств предельная процентная ставка по кредиту, привлеченному в иностранной валюте, устанавливается в размере до 12 % годовых. Размер целевых средств, предоставленных заемщику по отдельному кредиту, не должен превышать размера фактических расходов заемщика на уплату процентов по данному кредиту (п. 4 рассматриваемых Правил).

Для получения целевых средств заемщик в соответствии с п. 5 рассматриваемых Правил представляет в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – уполномоченный орган), заявление о предоставлении целевых средств с приложением таких документов, как:

1) копия решения банка о готовности предоставить заемщику кредит;

2) заверенный банком график погашения кредита и уплаты процентов по нему;

3) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.

Уполномоченный орган осуществляет проверку представленных в соответствии с п. 5 рассматриваемых Правил документов, регистрирует заявление заемщика о предоставлении целевых средств в порядке поступления заявлений в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью этого органа, и направляет заемщику в течение 10 дней с даты регистрации заявления письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа (п. 6 рассматриваемых Правил).

Заемщик обязан в течение 2 месяцев после регистрации заявления о предоставлении целевых средств представить в уполномоченный орган заверенные банком копию кредитного договора, выписку из ссудного счета заемщика о получении кредита, график погашения кредита и уплаты процентов по нему (п. 7 рассматриваемых Правил).

В случае непредставления документов, указанных в п. 7 рассматриваемых Правил, заемщик лишается права на получение целевых средств, о чем делается запись в специальном журнале, и заемщику направляется соответствующее уведомление (п. 8 рассматриваемых Правил).


Для получения целевых средств заемщик представляет в уполномоченный орган:

1) копию кредитного договора – единовременно;

2) расчет размера целевых средств по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, подписанный заемщиком и банком;

3) заверенные руководителем заемщика копии документов, подтверждающих целевое использование кредита, – по мере использования кредита;

4) справку налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (п. 9 рассматриваемых Правил).

Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 11 рассматриваемых Правил).

Уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет об использовании субсидий по форме, установленной Министерством, ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 13 рассматриваемых Правил).

При передаче полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации субъект Российской Федерации уведомляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о переданных полномочиях (с указанием органов местного самоуправления), а также размещает соответствующие сведения в средствах массовой информации (п. 14 рассматриваемых Правил).


Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2006–2007 гг. сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями потребительской кооперации, ремонтными и агроснабженческими организациями в российских кредитных организациях (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 878).

Указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2007 г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2006–2007 гг. в российских кредитных организациях (далее – банки) сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями потребительской кооперации, ремонтными и агроснабженческими организациями (далее соответственно – субсидии, заемщики).

Средства на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации по кредитам, полученным в 2006–2007 гг. в банках (далее – целевые средства):

1) сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на покупку молодняка скота и птицы, а также на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур;

2) организациями агропромышленного комплекса независимо от организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;

3) ремонтными и агроснабженческими организациями на закупку и поставку запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники (п. 2 указанных Правил).

Целевые средства предоставляются заемщикам по мере представления документов для получения целевых средств при условии своевременных погашения кредита и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком. Целевые средства на возмещение процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются (п. 3 указанных Правил).

Целевые средства предоставляются заемщикам в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более 2/3 фактических затрат на уплату процентов по кредиту. Крестьянским (фермерским) хозяйствам в случае, если размер кредита не превышает 3 млн руб. на одно хозяйство, целевые средства предоставляются в размере 95 % ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более 95 % фактических затрат на уплату процентов по кредиту. Размер целевых средств, предоставленных заемщику по отдельному кредиту, не должен превышать размера фактических расходов заемщика на уплату процентов по этому кредиту. Целевые средства предоставляются заемщикам по кредитам, полученным ими в банках с 15 по 31 декабря 2006 г. и в 2007 г., а также по кредитам, полученным в 2006 г. со сроком погашения до 1 апреля 2007 г., при условии использования этих кредитов на цели, предусмотренные п. 2 рассматриваемых Правил (п. 4 указанных Правил).

Орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – уполномоченный орган), принимает от заемщика заявление о предоставлении целевых средств с приложением справки налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам, заверенных банком копии кредитного договора, выписки из ссудного счета о получении кредита и графика погашения кредита и уплаты процентов по нему. Уполномоченный орган осуществляет проверку указанных документов, регистрирует заявления в порядке их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью этого органа, и направляет заемщику уведомление в письменной форме о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа в течение 10 дней с даты регистрации заявления (п. 5 рассматриваемых Правил).


Для получения целевых средств заемщик представляет в уполномоченный орган такие документы, как:

1) расчет размера целевых средств по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, подписанный заемщиком и банком;

2) заверенные руководителем заемщика копии документов, подтверждающих целевое использование кредита, – по мере использования кредита;

3) справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших кредит в размере до 3 млн руб.) (п. 6 указанных Правил).

Уполномоченный орган на основании документов, предусмотренных п. 6 настоящих Правил, составляет справку-расчет на предоставление субсидии по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и направляет ее в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Перечисление субсидии в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется на основании представленной уполномоченным органом справки-расчета на предоставление субсидии (п. 7 указанных Правил).


Перечисление целевых средств на расчетный счет заемщика, открытый им в банке, осуществляется при наличии таких документов, как:

1) платежное поручение на перечисление целевых средств заемщику, оформленное в установленном порядке;

2) проверенный уполномоченным органом расчет размера целевых средств, представленный заемщиком (п. 10 рассматриваемых Правил).

По согласованию уполномоченного органа с банком целевые средства крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации могут перечисляться одновременно нескольким заемщикам, у которых в этом банке открыты счета.

Уполномоченный орган после проверки представленных заемщиком документов, подтверждающих целевое использование кредита, вправе оформить расчет размера целевых средств по форме, определенной банком по согласованию с уполномоченным органом, на основании представленного банком уведомления об остатке ссудной задолженности и о начисленных и уплаченных процентах. Перечисление целевых средств осуществляется на основании представленных уполномоченным органом в территориальный орган Федерального казначейства платежного поручения, оформленного в установленном порядке, и расчета размера целевых средств. Одновременно уполномоченный орган направляет указанный расчет в банк, в котором открыты счета заемщика. Платежное поручение составляется на общую сумму целевых средств, подлежащих перечислению на счет банка для последующего зачисления банком на счета заемщика целевых средств, отраженных в расчете размера причитающихся целевых средств (п. 11 рассматриваемых Правил).

Согласно п. 12 указанных Правил уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет об использовании субсидий ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

При передаче полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации субъект Российской Федерации уведомляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о переданных полномочиях (с указанием органов местного самоуправления), а также размещает информацию об этом в средствах массовой информации (п. 13 рассматриваемых Правил).

Учет операций по предоставлению целевых средств осуществляется на лицевых счетах получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, а в случае передачи полномочий ? на счетах по учету средств местных бюджетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (п. 14 рассматриваемых Правил).


Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2006–2007 гг. сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях на срок до 2 лет (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 877).

Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2007 г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2006–2007 гг. в российских кредитных организациях (далее – банки) на срок до 2 лет на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, перечень которых утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на покупку молодняка скота и птицы, а также на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческими, сбытовыми (торговыми), перерабатывающими, обслуживающими), созданными в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых не менее 70 % членов составляют крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (далее соответственно – субсидии, заемщики).

Средства на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в банках в 2006–2007 гг. на срок до 2 лет, предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации (далее – целевые средства) (п. 2 рассматриваемых Правил).

Целевые средства предоставляются заемщикам по мере представления документов для получения целевых средств в размере 95 % ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, если размер кредита не превышает 10 млн руб. на одного заемщика, но не более 95 % фактических затрат на уплату процентов. Целевые средства предоставляются заемщику при условии своевременных погашения кредита и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком. Целевые средства на возмещение процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются. Размер целевых средств, предоставленных заемщику по отдельному кредиту, не должен превышать размера фактических расходов заемщика на уплату процентов по этому кредиту (п. 3 рассматриваемых Правил).

Орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – уполномоченный орган), вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекать банки для формирования документов, необходимых для предоставления заемщикам целевых средств (п. 4 рассматриваемых Правил).

Уполномоченный орган принимает от заемщика или уполномоченного им в установленном законодательством Российской Федерации порядке лица следующие документы, необходимые для регистрации заявления о предоставлении целевых средств:

1) заявление о предоставлении целевых средств;

2) копии учредительных документов заемщика и свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц;

3) справку налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;

4) заверенные заемщиком и банком копию кредитного договора, выписку из ссудного счета заемщика о получении кредита, график погашения кредита и уплаты процентов по кредиту;

5) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в банке для перечисления целевых средств (п. 5 рассматриваемых Правил).

Уполномоченный орган осуществляет проверку документов, предусмотренных п. 5 рассматриваемых Правил, регистрирует заявления о предоставлении целевых средств в порядке их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью этого органа, и направляет заемщику в течение 5 дней с даты регистрации заявления уведомление в письменной форме о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа (п. 6 рассматриваемых Правил).


Основаниями для отказа в принятии к рассмотрению заявления о предоставлении целевых средств являются:

1) несоответствие заемщика требованиям и целям, предусмотренным п. 1 рассматриваемых Правил;

2) непредставление документов, предусмотренных п. 5 рассматриваемых Правил (п. 7 рассматриваемых Правил).

В соответствии с п. 8 рассматриваемых Правил для получения целевых средств заемщик или уполномоченное им в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицо представляют в уполномоченный орган:

1) расчет размера целевых средств по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, подписанный заемщиком и банком;

2) документы, подтверждающие целевое использование кредита (по мере использования кредита).

Уполномоченный орган на основании документов, предусмотренных в п. 8 рассматриваемых Правил, составляет справку-расчет на предоставление субсидии по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и направляет ее в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 9 указанных Правил).

Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 10 указанных Правил).

Уполномоченный орган представляет в территориальный орган Федерального казначейства по каждому заемщику расчет размера целевых средств и платежное поручение, оформленное в установленном порядке, для зачисления указанных средств на счета заемщиков (п. 11 указанных Правил).

По согласованию с банком целевые средства могут перечисляться одновременно нескольким заемщикам, у которых в этом банке открыты счета. Уполномоченный орган после проверки представленных заемщиками документов, подтверждающих целевое использование кредита, вправе оформить расчет размера целевых средств по форме, определенной банком по согласованию с уполномоченным органом, на основании представленного банком уведомления об остатке ссудной задолженности и о начисленных и уплаченных процентах. Перечисление целевых средств осуществляется на основании представленных уполномоченным органом в территориальный орган Федерального казначейства платежного поручения, оформленного в установленном порядке, и расчета размера целевых средств. Одновременно уполномоченный орган направляет указанный расчет в банк, в котором открыты счета заемщиков. Платежное поручение составляется на общую сумму целевых средств, подлежащих перечислению на счет банка для последующего зачисления банком на счета заемщиков целевых средств, отраженных в расчете размера целевых средств (п. 12 рассматриваемых Правил).

Согласно п. 13 Правил уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет об использовании субсидий по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

При передаче полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации субъект Российской Федерации уведомляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о переданных полномочиях (с указанием органов местного самоуправления), а также размещает информацию об этом в средствах массовой информации (п. 14 рассматриваемых Правил).

Учет операций по предоставлению целевых средств осуществляется на лицевых счетах получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, а в случае передачи полномочий – на счетах по учету средств местных бюджетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (п. 15 рассматриваемых Правил).


Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в 2006–2007 гг. в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах членами этих кооперативов (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 833).

Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2007 г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в 2006–2007 гг. в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее – кредитные кооперативы) членами этих кооперативов – крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (далее соответственно – субсидии, заемщики).

Средства на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации по займам, полученным в кредитных кооперативах (далее – целевые средства):

1) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами:

а) на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, перечень которых утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, на покупку молодняка скота и птицы, а также на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур;

б) на закупку всех видов сельскохозяйственной техники отечественного производства и племенного скота, закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию животноводческих комплексов и предприятий по переработке льна и льноволокна;

в) на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм);

2) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство:

а) на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов, на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ;

б) на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 т, тракторов мощностью до 100 л. с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям (п. 2 названных Правил).

Целевые средства предоставляются заемщикам при представлении документов на получение целевых средств при условии своевременных погашения займов и уплаты начисленных процентов в соответствии с договорами займов, заключенными с кредитным кооперативом (п. 3 названных Правил).

Целевые средства предоставляются заемщикам, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора займа, но не более 2/3 фактических затрат на уплату процентов по займу (п. 4 рассматриваемых Правил).

Целевые средства предоставляются в размере 95 % ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора займа, но не более 95 % фактических затрат на уплату процентов по займу:

1) гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство;

2) крестьянским (фермерским) хозяйствам – если размер займа не превышает 3 млн руб. на одно хозяйство;

3) сельскохозяйственным потребительским кооперативам (заготовительным, снабженческим, сбытовым (торговым), перерабатывающим, обслуживающим), созданным в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», не менее 70 % членов которых составляют крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, – если размер займа на срок до 2 лет не превышает 10 млн руб. на один сельскохозяйственный потребительский кооператив, а размер займа соответственно на срок до 3 и 5 лет не превышает 15 млн руб. на один сельскохозяйственный потребительский кооператив (п. 5 указанных Правил).

В соответствии с п. 6 указанных Правил размер целевых средств, предоставленных заемщику по отдельному займу, не должен превышать размера фактических расходов заемщика на уплату процентов по этому займу.

Для регистрации заявления о предоставлении целевых средств заемщик или по его поручению кредитный кооператив представляют в орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – уполномоченный орган):

1) крестьянское (фермерское) хозяйство и сельскохозяйственный потребительский кооператив:

а) заявление о предоставлении целевых средств;

б) копию свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

в) справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;

г) заверенные заемщиком и кредитным кооперативом копии договора займа и документов, подтверждающих получение займа, график погашения займа и уплаты процентов по нему;

д) документ с указанием счета заемщика, открытого в банке для перечисления целевых средств;

е) копии учредительных документов, подтверждающих участие граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и крестьянских (фермерских) хозяйств в кооперативе, – для сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

ж) копию документа, содержащего краткое описание проекта на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческого комплекса (фермы), – если заем выдается на срок до 8 лет;

з) копию решения кредитного кооператива о готовности предоставить заем на срок до 8 лет – если заем выдается на срок до 8 лет;

2) гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство:

а) заявление о предоставлении целевых средств;

б) выписку из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства заемщика, заверенную администрацией муниципального образования;

в) заверенные заемщиком и кредитным кооперативом копии договора займа и документов, подтверждающих получение займа, график погашения займа и уплаты процентов по нему;

г) документ с указанием номера счета заемщика, открытого в банке для перечисления целевых средств (п. 7 указанных Правил).

Уполномоченный орган осуществляет проверку представленных в соответствии с п. 7 рассматриваемых Правил документов, регистрирует заявление о предоставлении целевых средств в порядке поступления заявлений в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью этого органа, и направляет заемщику в течение 10 дней с даты регистрации заявления письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа. В случае, если заем получен на срок до 8 лет, заемщик обязан в течение 3 месяцев после принятия решения о предоставлении целевых средств представить в уполномоченный орган заверенную копию договора займа. В случае непредставления копии договора займа заемщик лишается права на получение целевых средств, о чем делается запись в специальном журнале, при этом заемщику направляется соответствующее уведомление (п. 8 рассматриваемых Правил).


Основаниями для отказа в принятии к рассмотрению заявления о предоставлении целевых средств согласно Правилам являются:

1) несоответствие заемщика требованиям, предусмотренным п. 1 Правил;

2) несоответствие целей, которые предусмотрены в договоре займа, целям, определенным п. 2 Правил;

3) неполное представление документов, предусмотренных п. 7 Правил.


Для получения целевых средств заемщик или по его поручению кредитный кооператив представляют в уполномоченный орган:

1) расчет размера целевых средств по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, подписанный заемщиком и кредитным кооперативом;

2) заверенные заемщиком документы, подтверждающие целевое использование займа, по перечню, установленному Министерством, – по мере использования займа (п. 10 Правил).

Уполномоченный орган представляет в территориальный орган Федерального казначейства расчет размера целевых средств и платежное поручение, оформленное в установленном порядке, для зачисления целевых средств на счет заемщика (п. 11 Правил).

Уполномоченный орган на основании документов составляет справку-расчет на получение субсидии по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и направляет ее в Министерство не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 12 рассматриваемых Правил).

В соответствии с п. 13 Правил перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.


Перечисление целевых средств на счет заемщика, открытый им в банке для получения целевых средств, согласно положениям рассматриваемых Правил осуществляется при наличии таких документов, как:

1) платежное поручение на перечисление целевых средств заемщику, оформленное в установленном порядке;

2) проверенный уполномоченным органом расчет размера целевых средств, представленный заемщиком (п. 14 рассматриваемых Правил).

По согласованию с банком целевые средства могут перечисляться одновременно нескольким заемщикам, у которых в этом банке открыты счета для зачисления целевых средств. Перечисление целевых средств осуществляется на основании представленных уполномоченным органом в территориальный орган Федерального казначейства платежного поручения, оформленного в установленном порядке, и расчета размера целевых средств. Одновременно уполномоченный орган направляет указанный расчет в соответствующие кредитные кооперативы и в банк. Платежное поручение составляется на общий размер целевых средств, подлежащих перечислению на счет банка для последующего зачисления на счета заемщиков (п. 15 рассматриваемых Правил).

Уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет об использовании субсидий ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме, установленной Министерством (п. 16 рассматриваемых Правил).

Согласно положениям, закрепленным в п. 17 Правил, при передаче полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации субъект Российской Федерации уведомляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о переданных полномочиях (с указанием органов местного самоуправления), а также размещает эти сведения в средствах массовой информации.

Учет операций по предоставлению целевых средств осуществляется на лицевых счетах получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, а в случае передачи полномочий – на счетах по учету средств местных бюджетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (п. 18 рассматриваемых Правил).


Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях в 2006–2007 гг. на срок до 5 лет (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. № 827).

Указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2007 г. из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» (далее – заемщики), в российских кредитных организациях (далее – банки) в 2006–2007 гг. (далее соответственно – субсидии, кредиты) на следующие цели:

1) закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка сельскохозяйственных животных, кормов, ветеринарных препаратов, а также уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ – на срок до 2 лет. Общая сумма кредитов, полученных заемщиком, не должна превышать 300 тыс. руб.;

2) покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 т, тракторов мощностью до 100 л. с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям – на срок до 5 лет. Общая сумма кредитов, полученных заемщиком, не должна превышать 700 тыс. руб.

Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 2 названных Правил).

Согласно п. 3 Правил перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Целевые средства предоставляются заемщикам при представлении документов на получение целевых средств в размере 95 % ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора, но не более 95 % фактических затрат на уплату процентов. Целевые средства предоставляются заемщику при условии своевременного погашения кредита и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками. Целевые средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются. Размер целевых средств, предоставленных заемщику по отдельному кредиту, не должен превышать размера фактических расходов заемщика на уплату процентов по этому кредиту (п. 4 Правил).

Орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – уполномоченный орган), вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекать банки для формирования документов, необходимых для предоставления заемщикам целевых средств (п. 5 Правил).

Для регистрации заявления о предоставлении целевых средств (далее – заявление) в уполномоченный орган заемщиком или уполномоченным им в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицом представляются следующие документы:

1) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства заемщика, заверенная администрацией муниципального образования;

2) копия кредитного договора, заверенная заемщиком и банком;

3) копия выписки из ссудного счета заемщика о получении кредита, заверенная заемщиком и банком;

4) график погашения кредита и уплаты процентов по нему, заверенный заемщиком и банком;

5) документ с указанием номера счета заемщика, открытый ему в банке для перечисления целевых средств (п. 6 рассматриваемых Правил).

Уполномоченный орган осуществляет проверку документов, указанных в п. 6 Правил, регистрирует заявления в порядке их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью этого органа, и направляет заемщику в течение 5 дней с даты регистрации заявления письменное уведомление о принятии этого заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа (п. 7 рассматриваемых Правил).


Основаниями для отказа в принятии к рассмотрению заявления согласно Правилам являются:

1) несоответствие категории граждан, подающих заявление, категории граждан, указанной в п. 1 Правил;

2) несоответствие целей, которые предусмотрены в кредитном договоре, целям, указанным в п. 1 Правил;

3) непредставление документов указанным в п. 6 указанных Правил.


Для получения целевых средств заемщик или уполномоченное им в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицо представляют в уполномоченный орган следующие документы:

1) расчет размера целевых средств по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (по мере исполнения обязательств, связанных с погашением основного долга и уплатой начисленных процентов в соответствии с кредитным договором);

2) документы, подтверждающие целевое использование кредита по перечню, установленному Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (по мере использования кредита) (п. 9 рассматриваемых Правил).

Уполномоченный орган на основании документов, составляет справку-расчет на предоставление субсидий по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и направляет ее в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 10 Правил).

Уполномоченный орган представляет в территориальный орган Федерального казначейства расчет размера целевых средств и платежное поручение, оформленное в установленном порядке, для перечисления целевых средств на счет заемщика (п. 11 Правил).

По согласованию уполномоченного органа с банком целевые средства могут перечисляться одновременно нескольким заемщикам, у которых в этом банке открыты счета. Перечисление целевых средств осуществляется на основании представленных уполномоченным органом в территориальный орган Федерального казначейства платежного поручения, оформленного в установленном порядке, и расчета общего размера целевых средств. Одновременно уполномоченный орган направляет указанный расчет в банк, в котором открыты счета заемщиков. Платежное поручение составляется на общую сумму целевых средств, подлежащих перечислению на счет банка для последующего зачисления банком на счета заемщиков целевых средств, отраженных в расчете общего размера целевых средств (п. 12 Правил).

Уполномоченный орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет об использовании предоставленных субсидий по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 13 Правил).

При передаче полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации субъект Российской Федерации уведомляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о переданных полномочиях (с указанием органов местного самоуправления), а также информирует об этом через средства массовой информации (п. 14 Правил).

Учет операций по предоставлению целевых средств осуществляется на лицевых счетах получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, а в случае передачи полномочий – на счетах по учету средств местных бюджетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (п. 15 Правил).









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх