• 3.1 Понятие и цели контроля качества аудита
  • 3.2 Субъекты контроля качества аудита и их правовой статус
  • 3.3 Организация контроля качества аудита на федеральном уровне
  • 3.4 Организация контроля качества аудита на уровне профессиональных аудиторских объединений
  • 3.5 Внутренний контроль качества аудита
  • Глава 3

    Система контроля качества аудита в России

    3.1 Понятие и цели контроля качества аудита

    Согласно п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности цель аудита – «выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Достижение поставленной цели, обеспечение объективного и независимого профессионального мнения аудитора в значительной степени зависят от осуществления системного контроля качества аудиторской деятельности.

    Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связана с вероятностью того, что некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными. Несостоятельность аудита – это ситуация, когда аудитор приходит к неточному выводу в результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение.[12]

    Возникновение этой ситуации связано со следующими причинами:

    во-первых, в связи с неверной оценкой величины аудиторского риска у аудируемого лица. Категория риска – одна из основополагающих в аудиторской проверке. От его уровня зависит не только материальная, но и моральная ответственность аудитора. В случае если аудитор не смог обнаружить существенные искажения отчетности и составил положительное заключение, а фирма-клиент впоследствии была оштрафована, аудиторы могут быть обвинены в некомпетентности и привлечены к ответственности;

    во-вторых, из-за несоблюдения критериев качества аудита;

    в-третьих, из-за несоблюдения интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора.

    В настоящее время в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности заложены определенные механизмы контроля качества аудита. В статье 14 «Контроль качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» закреплена система, в которой определены соответствующие уровни контроля качества аудита:

    1) федеральный уровень. Согласно п. 2 ст. 14 данного Закона уполномоченный федеральный орган устанавливает систему проверки качества работы аудиторских организаций внешними проверяющими и может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

    Функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти возложены на Министерство финансов Российской Федерации;[13]

    2) уровень профессиональных аудиторских объединений. Согласно п. 2 ст. 14 и п. 4 ст. 20 упомянутого Закона аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям предоставлено право «самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами…»;

    3) внутрифирменный контроль качества аудита. Согласно п. 1 ст. 14 этого же Закона аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

    Внешние проверки качества работы аудиторских фирм (индивидуальных аудиторов) осуществляются на основании следующих документов:

    1) на федеральном уровне – Программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)[14] (утверждена Минфином России 11.03.2005);

    2) на профессиональном уровне – Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26.05.2005 (протокол № 36).

    Согласно положениям указанных документов внешний контроль качества аудита направлен на:

    определение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности», Положения о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190, постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;

    создание предпосылок для осуществления аудиторской работы в соответствии с Кодексом этики аудиторов России, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

    Однако представляется некорректным ограничение цели контроля лишь теми критериями качества, которые определены Программой проверки Минфина России и Временными методическими рекомендациями.

    Целью контроля качества аудита следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества.[15] Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) установленным критериям качества.

    Следует различать стратегические и тактические аспекты общего контроля качества аудиторской деятельности. Очевидно, что стратегия определяет важнейшие цели и задачи, осуществляемые государством, профессиональными объединениями и аудиторскими организациями в целом для достижения высокого качества аудиторских услуг, оказываемых клиентам, а тактика – это конкретные мероприятия, принимаемые для достижения стратегических целей и задач. При этом стратегический подход к контролю качества аудита должен заключаться в максимальном удовлетворении потребностей пользователей профессионального мнения аудитора при минимальной себестоимости оказания услуг и оптимальной рентабельности деятельности, так как качество, прежде всего, есть средство получения прибыли и достижения конкурентного преимущества. Тактический подход к осуществлению контроля качества аудита направлен на обеспечение соответствия качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям.

    Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на:

    1) предупреждение несостоятельности аудита, т. е. неверной оценки аудиторского риска, несоблюдения критериев качества аудита, а также интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора;

    2) достижение разумной уверенности в том, что аудит как деловая профессиональная услуга удовлетворяет требованиям по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора;

    3) обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

    3.2 Субъекты контроля качества аудита и их правовой статус

    Субъектами контроля выступают «отдельные лица, группы лиц или организации, проверяющие тот или иной объект. Все субъекты контроля наделены определенными правами и обязанностями, составляющими их правовой статус. Субъекты контроля классифицируются по различным признакам, в то же время они имеют единую цель – обеспечение соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины и законности во всех звеньях народного хозяйства в целях повышения эффективности общественного производства».[16]

    В соответствии с действующим законодательством в качестве субъектов контроля качества аудита выступают Министерство финансов РФ (уполномоченный федеральный орган), профессиональные аудиторские объединения и аудиторские организации. Уполномоченный федеральный орган организует и проводит проверки качества аудиторской работы аудиторских организаций, профессиональные аудиторские объединения контролируют качество деятельности своих членов, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы осуществляют самоконтроль в отношении качества своей деятельности.

    Предоставление государственным и общественным органам полномочий по контролю качества аудиторской деятельности обусловлено необходимостью поддержания авторитета аудиторской профессии. Таким образом, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, так и само аудиторское сообщество в лице профессиональных аудиторских объединений выступают в роли субъектов, в компетенцию которых входит непосредственное осуществление контроля качества аудита.

    Качество аудиторской работы в первую очередь «контролируют» пользователи профессионального мнения аудитора. Они заинтересованы в качественном проведении аудита, чтобы быть уверенными в объективности и независимости мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. К ним относятся: во-первых, внешние пользователи (собственники (учредители, участники, акционеры), управленческий персонал (руководство); во-вторых, внутренние (инвесторы (реальные и потенциальные), кредиторы (заимодавцы, кредитные организации, поставщики и подрядчики), государственные органы, общественность в целом). Однако, будучи заинтересованными в оценке качества аудита, такие пользователи фактически не имеют права устанавливать порядок проведения контроля качества, а также осуществлять контроль качества за аудиторской деятельностью.

    Следует отметить, что пользователи профессионального мнения аудитора могут обращаться в суд с исками к аудиторской организации и направлять свои претензии в соответствующий уполномоченный орган в случае некачественного проведения аудита. Это может быть основанием для проведения внеплановой проверки качества в отношении аудиторской фирмы или аудитора.[17] Типовой программой установлен круг пользователей, претензии которых к качеству аудита будут приниматься во внимание вышестоящими органами. К ним отнесены непосредственные заказчики, налоговые и правоохранительные органы, органы государственной власти.

    Следовательно, является обоснованным выделение группы субъектов контроля, которые имеют право инициировать проведение контрольных процедур в отношении аудиторских организаций (аудиторов) с целью оценки качества проводимого аудита. Министерство финансов РФ как лицензирующий орган вправе инициировать проверку качества аудита при обращениях и жалобах заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных и судебных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации (п. 6 Положения о лицензировании аудиторской деятельности). Кроме того, инициатором проведения внешнего контроля качества может выступить собственно и аудиторская организация (аудитор) с целью признания качества оказываемых услуг.

    Группы субъектов контроля качества аудита[18] можно представить в виде схемы (схема 3.1).


    Схема 3–1. Состав субъектов контроля качества аудита и их правовой статус


    Представленный состав субъектов контроля качества аудита различен, однако всех их объединяет потребность в качественном аудите и соответственно в оценке качества аудита.

    3.3 Организация контроля качества аудита на федеральном уровне

    Внешний контроль качества аудита со стороны уполномоченного федерального органа (Министерства финансов Российской Федерации) реализуется в следующих формах:

    проведение внешних проверок качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов);

    контроль за деятельностью аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

    Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), а также полномочия федеральных органов исполнительной власти в области организации и проведения мероприятий по контролю установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ).

    Мероприятия по контролю должны проводиться на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) указываются:

    номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

    наименование органа государственного контроля (надзора);

    фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю;

    наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

    цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

    правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

    дата начала и окончания мероприятия по контролю.

    Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо заверенная печатью его копия предъявляется должностным лицом, уполномоченным проводить контроль, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Контроль может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) (ст. 7 Закона № 134).

    Продолжительность проверки не может составлять более одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 3 ст. 7 Закона № 134-ФЗ).

    В рамках внешнего контроля могут проводиться как плановые, так и внеплановые проверки.

    Плановая проверка – это проверка выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований. Плановая проверка может проводиться не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства – не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации (п. 4 ст. 7 Закона № 134-ФЗ).

    Предметом внеплановых проверок является контроль за исполнением указаний об устранении выявленных нарушений в случаях:

    обнаружения нарушений обязательных требований плановыми проверками;

    обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю (п. 5 ст. 7 Закона № 134-ФЗ).

    Контроль качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов). Обязанность по установлению системы внешней проверки качества уполномоченным федеральным органом предусмотрена п. 2 ст. 14 Закона об аудиторской деятельности. Предполагается, что объектом контроля качества в рамках деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) выступает установленная ими система внутреннего контроля качества аудита.

    Внешний контроль осуществляется на основе данных, полученных по результатам представления аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) ежегодных отчетов об аудиторской деятельности,[19] а также в связи с жалобами и обращениями надлежащих пользователей аудиторской отчетности или в связи с обращениями правоохранительных органов.

    В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о них в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности (п. 3, 4 ст. 14 Закона об аудиторской деятельности).

    Контроль за деятельностью аккредитованных профессиональных аудиторских объединений предусмотрен п. 22–33 Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Минфине России, утвержденного приказом Минфина России от 29.04.2002 № 38н. Целью контроля является установление соответствия профессионального аудиторского объединения требованиям аккредитации.

    Надзор уполномоченного федерального органа за деятельностью профессиональных аудиторских объединений осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка проводится один раз в два года в соответствии с планом и программой проверки, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом.

    Основанием для внеплановой проверки является:

    нарушение аккредитованным объединением требований законодательства;

    обращения и жалобы членов аккредитованных объединений, правоохранительных, налоговых и других органов на допущенные объединением нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

    При обнаружении нарушений установленных требований Минфин России в течение месяца должен направить аккредитованному профессиональному объединению предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. В случае если в определенный Минфином России срок (шесть месяцев) это объединение не устранило указанные нарушения, принимается решение об отзыве аккредитации.

    3.4 Организация контроля качества аудита на уровне профессиональных аудиторских объединений

    Порядок организации контроля качества деятельности аудиторских организаций на профессиональном уровне регламентируется следующими документами:

    1) Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 14 «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» и ст. 20 «Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения»);

    2) Временным положением о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.04.2002 № 38н (в редакции от 17.06.2005 № 74н);

    3) Временными методическими рекомендациями и программой проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг, одобренными Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26.05.2005 (протокол № 36).

    Профессиональные аудиторские объединения осуществляют внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций, являющихся их членами.

    В соответствии с требованиями Закона об аудиторской деятельности профессиональные аудиторские объединения подлежат аккредитации при Минфине России.[20]

    К основным требованиям к аккредитации профессионального объединения относятся, в частности:

    наличие собственной системы внешнего контроля качества работы членов профессионального объединения. Система контроля качества должна предусматривать периодичность проведения проверки каждого члена объединения;

    наличие постоянно действующего органа контроля качества аудита членов объединения и органа по рассмотрению дел о применении к членам объединения установленных мер воздействия;

    наличие обязательных для своих членов внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики.

    При соблюдении этих требований создаются условия для осуществления эффективного внешнего контроля качества аудита в отношении членов профессионального аудиторского объединения.

    Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями норм Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, норм профессиональной этики.

    Профессиональное аудиторское объединение в соответствии с требованиями, принципами и обязательными процедурами, утвержденными уполномоченным федеральным органом, самостоятельно определяет:

    формы внешнего контроля качества;

    сроки проведения проверок качества;

    периодичность проведения проверок качества.

    Внешний контроль профессионального объединения за деятельностью своих членов может осуществляться в виде:

    постоянного надзора за выполнением членами объединения внутренних правил и стандартов, а также норм профессиональной этики объединения;

    контроля с использованием предоставляемой членами объединения информации о своей деятельности и ее результатах в форме и порядке, установленных профессиональным объединением;

    инспекционных проверок качества работы членов объединения по месту их нахождения (в том числе производственных и иных объектов, филиалов и представительств);

    «проверки равного равным», т. е. проверок качества, проводимых членами объединения в отношении других членов этого объединения.

    Внешние проверки качества работы аудиторских организаций и аудиторов могут быть плановыми и внеплановыми.

    Плановые внешние проверки качества проводятся на основе плана проверок, утвержденного руководящим органом профессионального аудиторского объединения. Перспективные планы составляются не менее чем на один год с разбивкой по кварталам. На основе перспективного плана на предстоящий квартал могут составляться уточненные рабочие планы. В соответствии с планом уполномоченный орган по контролю качества работы определяет и согласовывает с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) сроки проведения проверки.

    Плановые внешние проверки качества работы аудиторских организаций и аудиторов проводятся не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год и должны иметь продолжительность, определенную уставом профессионального объединения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Однако указанная норма проекта Федерального закона «Об аудиторской деятельности» противоречит законодательству Российской Федерации, а именно Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого предусматривают, что плановая проверка не может проводиться чаще одного раза в два года, а продолжительность ее должна составлять не более одного месяца.

    Внеплановые внешние проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) могут проводиться в следующих случаях:

    при поступлении в профессиональное аудиторское объединение жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушающие нормы Закона об аудиторской деятельности, федеральные стандарты аудиторской деятельности, нормы профессиональной этики;

    по просьбе аудиторской организации (индивидуального аудитора).

    В случае выявления нарушений аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) в результате проведения внешней проверки качества работы норм Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, норм профессиональной этики профессиональное объединение вправе:

    1) принять решение, обязывающее члена объединения устранить выявленные по результатам внешней проверки качества работы нарушения, установить сроки их устранения;

    2) вынести предупреждение члену объединения;

    3) принять решение о приостановлении членства аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении;

    4) принять решение об исключении члена профессионального аудиторского объединения из профессионального аудиторского объединения;

    5) обратиться в суд с заявлением об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

    6) принять иное решение, не противоречащее федеральным законам.

    Профессиональное аудиторское объединение вправе приостановить членство аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении на срок до устранения аудитором, аудиторской организацией выявленных по результатам внешней проверки качества работы нарушений, но не более чем на 180 дней со дня принятия решения о приостановлении членства. Приостановление членства аудитора в профессиональном аудиторском объединении влечет приостановление:

    – участия этого аудитора в работе выборных и специализированных органов профессионального аудиторского объединения;

    – права этого аудитора давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию претендента;

    – течения срока непрерывного осуществления аудиторской деятельности.

    Индивидуальный аудитор и аудиторская организация, членство которых в профессиональном аудиторском объединении приостановлено, не вправе заключать новые договоры на проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг, связанных с выражением в установленной форме независимого мнения об информации организаций, в течение всего срока, на который приостановлено членство индивидуального аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении.

    Приостановление членства аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении не влечет исключение этого аудитора, этой аудиторской организации из профессионального аудиторского объединения.

    Не менее чем за семь рабочих дней до истечения срока, на который членство аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении приостановлено, саморегулируемое аудиторское объединение принимает решение о восстановлении членства аудитора, аудиторской организации в профессиональном аудиторском объединении или об исключении аудитора, аудиторской организации из профессионального аудиторского объединения.

    Профессиональное аудиторское объединение в установленном законодательством Российской Федерации и уставом профессионального аудиторского объединения порядке несет ответственность перед своими членами за неправомерные действия работников профессионального аудиторского объединения при осуществлении ими внешнего контроля качества работы.

    Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения обязаны сохранять конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе выполнения проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по поручению Минфина России, в том числе о деятельности своих членов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Профессиональные аудиторские объединения обязаны не реже одного раза в квартал представлять в Минфин России отчет о проведенных проверках качества (п. 21 Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений).

    В настоящее время в России наблюдается тенденция к развитию института саморегулирования аудиторской профессии. С 01.06.2006 аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям Минфином России передана функция подтверждения соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации аудиторов.[21] С введением в действие проектов нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности»[22] и Федерального закона «О саморегулируемых организациях»[23] сфера деятельности профессиональных аудиторских объединений будет существенным образом расширена. Предполагается, прежде всего, установить требования по обязательному членству аудиторских организаций и аудиторов в профессиональном аудиторском объединении, определить обязанности профессиональных аудиторских объединений по осуществлению внешнего контроля качества аудиторских организаций и аудиторов.

    3.5 Внутренний контроль качества аудита

    Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских фирм предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению работы. Порядок организации контроля качества на внутрифирменном уровне регламентируется следующими документами:

    1) федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита» (утверждено постановлением Правительства РФ от 04.07.03 № 405) (далее – Правило (стандарт) № 7) – устанавливает единые требования к внутреннему контролю качества аудита;

    2) Методическими рекомендациями по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21–22.10.2003) – разъясняют основные требования Правила (стандарта) № 7 для обеспечения в аудиторских организациях единообразного подхода при разработке и внедрении системы контроля качества как аудиторских услуг в целом, так и отдельных аудиторских проверок.

    Единый подход к внутреннему контролю качества аудита включает требования по обеспечению:

    качества работы аудиторской организации в целом;

    внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки.

    Таким образом, Правило (стандарт) № 7 проводит различие между контролем качества отдельных проверок и общим контролем качества, принятыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором). Признание взаимосвязи между этими двумя направлениями контроля одновременно подразумевает, что общий контроль качества «дополняет и способствует» контролю отдельных аудиторских проверок.

    Требования по обеспечению качества работы аудиторской организации в целом. Аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) должны установить принципы и конкретные процедуры, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с иными документами.

    Другими словами, действующее законодательство требует, чтобы во всех аудиторских организациях существовала система внутреннего контроля качества аудита. При сравнении российского и международного подходов к контролю качества аудита можно сделать вывод о том, что определенные российским стандартом принципы внутреннего контроля качества работы аудиторской организации в целом описаны в международном стандарте как элементы системы внутреннего контроля качества аудита.

    Таким образом, согласно Правилу (стандарту) № 7, система внутреннего контроля качества аудита включает в себя следующие элементы:

    1) профессиональные требования;

    2) профессиональная компетентность;

    3) поручение заданий;

    4) контрольные полномочия;

    5) консультирование;

    6) работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;

    7) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.

    Следовательно, принципы и конкретные процедуры контроля качества должны быть разработаны в отношении каждого из представленных элементов внутрифирменной системы контроля качества аудита. В приложении 2 раскрыто содержание элементов системы внутреннего контроля через принципы и процедуры обеспечения качества работы аудиторской фирмы в целом.

    Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), зависят от таких факторов, как объем и характер деятельности, территориальное расположение, организационная структура аудируемого лица, а также соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), и объем документации будут меняться.

    Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по соблюдению и реализации данных принципов должны быть:

    определены внутрифирменными стандартами или иными документами аудиторской организации (индивидуального аудитора);

    в обязательном порядке доведены до сведения работников аудиторской организации (индивидуального аудитора) таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такие принципы и процедуры понятны и применяются на практике;

    в обязательном порядке исполнены всеми аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами).

    Требования по обеспечению внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской проверки. Контроль качества работы в ходе проведения аудиторской проверки осуществляется путем:

    руководства аудиторской проверкой;

    надзора в ходе аудиторской проверки;

    проверки работы по проведению аудита.

    Руководство аудиторской проверкой. Руководитель аудиторской проверки должен применять такие процедуры внутреннего контроля качества аудита, которые соответствуют целям и задачам проводимой аудиторской проверки.

    Функции по руководству аудиторской проверкой включают:

    анализ профессиональной компетентности аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу;

    предоставление аудиторам и ассистентам аудиторов четких указаний о проведении ими соответствующих аудиторских процедур. При этом работники могут быть информированы о таких аспектах, как вид деятельности аудируемого лица и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур;

    доведение до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита (на основе программы аудита, сметы затрат времени и общего плана аудита).

    Любое поручение ассистент аудитора выполняет таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполнена с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.

    Надзор за проведением аудиторской проверки. Во время аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

    а) осуществлять контроль за ходом аудита, чтобы определить:

    обладают ли ассистенты аудитора необходимыми навыками и компетентностью для выполнения порученных им заданий;

    понимают ли ассистенты аудитора указания по проведению аудита;

    выполняется ли работа в соответствии с общим планом и программой аудита;

    б) получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проведения аудита, осуществлять оценку их важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита;

    в) устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.

    Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна быть проверена работниками, имеющими, по крайней мере, равный уровень компетентности, по следующим вопросам:

    – была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;

    – были ли выполненная работа и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены;

    – были ли все важные аспекты аудита урегулированы и отражены в выводах аудиторской проверки;

    – были ли достигнуты цели аудиторских процедур;

    – соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

    Проверка работы по проведению аудита. Проверка работы в ходе аудита предполагает проведение подробной, промежуточной и обзорной проверки качества аудита.

    Ответственность за подробную проверку работы аудиторов и ассистентов аудиторов несет руководитель аудиторской проверки. В ходе подробной проверки изучению подлежат следующие вопросы:

    – полностью ли завершены все необходимые аудиторские процедуры и выполнены ли аудиторские программы, есть ли отметка о выполнении аудиторских программ и проведено ли перекрестное сопоставление с рабочими документами;

    – подтверждают ли результаты проведенных аудиторских процедур сделанные выводы и удовлетворяют ли целям аудиторских программ;

    – являются ли допущения и расчеты клиента достаточными;

    – достаточно ли аудиторских доказательств;

    – являются ли сделанные выводы четкими;

    – все ли вопросы отмечены, на которые надо обратить внимание руководства аудиторской организации;

    – полностью ли отмечены все системные или другие недостатки.

    Данная проверка проводится в ходе аудита при завершении каждого из разделов или подразделов программы. В случае выявления фактов неправильного выполнения задания и при невозможности внесения исправлений тем же специалистом принимается решение об отстранении его от участия в проверке и замене другим специалистом.

    Во время проведения аудита работники, назначенные для осуществления контрольных функций, должны осуществлять промежуточную проверку в дополнение к контрольным функциям руководителя аудиторской проверки и рассматривать следующие аспекты:

    – планируемый уровень существенности (уточнение уровня существенности);

    – результаты произведенных оценок риска;

    – план аудита;

    – результаты данных аналитической проверки;

    – объем выборки;

    – наличие достаточных аудиторских доказательств для подтверждения результатов и выводов аудита, на основе которых сформировано мнение, высказанное в аудиторском заключении;

    – все ли сложные вопросы были выяснены, а если нет, то обеспечить их доведение до руководства аудиторской фирмы;

    – какие-либо упущения в работе;

    – вопросы, перенесенные на следующий год;

    – отчет о результатах аудита руководству проверяемого экономического субъекта;

    – эффективность работы специалистов;

    – правильность и полнота составления рабочих документов.

    Обзорная проверка осуществляется на всех этапах аудиторской проверки назначенным приказом (или иным документом) представителем руководства аудиторской организации (индивидуального аудитора). Он несет полную ответственность за выполнение требований правил (стандартов) и методик проведения аудита. По результатам проверки составляется контрольный обзор качества аудита.

    Представитель руководства аудиторской организации (индивидуального аудитора) должен контролировать работу на каждой стадии аудита с целью надлежащего планирования и выполнения аудита и своевременного разрешения существенных вопросов, возникающих в ходе аудита.

    На этапе планирования представитель руководства аудиторской организации должен выполнить следующие процедуры:

    – обеспечить личное присутствие руководителя аудиторской проверки (если необходимо) на предшествующей аудиту встрече с руководством аудируемого лица;

    – обсудить и проверить общий план и программу аудита с руководителем аудиторской проверки, а затем утвердить его.

    На этапе промежуточного контроля представитель руководства должен провести:

    – проверку и обсуждение с руководителем аудиторской проверки промежуточных рабочих документов и постоянных (системных) файлов;

    – проверку, утверждение общего плана и программы аудита и внесение поправок в них с учетом результатов промежуточной работы.

    На заключительной стадии аудита представитель руководства должен:

    – проверить аудиторские файлы с целью определения, выполнен ли аудит согласно федеральным правилам (стандартам), и подтверждены ли выводы в аудиторском заключении достаточными доказательствами и согласуются ли они с рабочими документами по аудиту;

    – проверить отчет по аудиту о событиях, происшедших после даты составления финансовой (бухгалтерской) отчетности до даты выдачи аудиторского заключения, и результаты обсуждения нерешенных вопросов с руководством клиента;

    – рассмотреть и согласовать с руководителем аудиторской проверки письменную информацию для руководства аудируемого лица по результатам аудита;

    – рассмотреть и согласовать с руководителем аудиторской проверки текст аудиторского заключения;

    – осуществить выборочную проверку рабочих документов с целью дополнительного контроля.

    Вопросы, перенесенные на рассмотрение на следующий год. Нерешенные вопросы могут быть перенесены для рассмотрения на следующий год только после согласования их с представителем руководства аудиторской организации (индивидуального аудитора).

    Принятие решений. Представитель руководства аудиторской организации должен рассмотреть возникшие вопросы и обоснованность принятых по каждому из них решений. Все вопросы должны быть разрешены до подписания аудиторского заключения.

    Завершающие процедуры. По завершении работы представитель руководства аудиторской организации должен проверить отчеты и заключение на предмет соответствия требованиям законодательных и нормативных актов и убедиться, что вся работа зафиксирована в рабочих документах.

    Проверка по завершении работы на объектах. Руководитель проверки и представитель руководства аудиторской организации должны убедиться в том, что:

    все события, которые произошли после даты составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и оказывают существенное влияние на выводы в отношении этой отчетности, отражены в рабочих документах проверки; или

    аудиторские процедуры подтверждают отсутствие существенных событий после отчетной даты.

    Применение санкций к персоналу. К работникам, которые допустили некачественное выполнение работы, могут быть применены следующие санкции (в соответствии с трудовым договором):

    замечания, порицания или выговоры;

    снижение уровня оплаты труда;

    увольнение из аудиторской организации.

    В отдельных случаях руководство может потребовать от работников повышения профессиональной квалификации.

    В приложении 3 представлены основные процедуры внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской проверки по представленным контрольным направлениям.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх