2. Гарантийные доплаты, гарантийные выплаты, компенсационные выплаты

В юридической литературе понятие гарантии охватывает не только денежные выплаты, которые носят гарантийный характер (их два вида – гарантийные выплаты и гарантийные доплаты), но и те меры (в ст. 164 ТК сказано: «средства, способы, условия»), которые обеспечивают работникам осуществление их прав в области социально-трудовых отношений. Система гарантий призвана обеспечить сохранение за работником места работы (должности) и заработка в установленных законом случаях.

В процессе трудовой деятельности иногда рабочим или служащим приходится отвлекаться от выполнения своих трудовых обязанностей по уважительным причинам, предусмотренным законодательством. В таких случаях ему гарантируется выплата определенных денежных сумм. Гарантийные выплаты производятся также:

а) при выполнении в рабочее время государственных и общественных обязанностей;

б) при освобождении от работы, обусловленном охраной труда и здоровья трудящихся (ежегодном отпуске, обязательном медицинском обследовании, сдаче крови для переливания, перерывах, включаемых в рабочее время);

в) при выполнении работы по внедрению изобретений и рационализаторских предложений;

г) при простое не по вине работника;

д) при повышении работником без отрыва от производства квалификации и образования.

В отдельных случаях гарантийные выплаты производятся при прекращении трудового договора (выходное пособие, оплата вынужденного прогула и периода задержки расчета при увольнении).

По своей природе, гарантийные выплаты носят специфический характер. Следует иметь в виду, что они не являются вознаграждением за труд, поскольку не соизмеряются с количеством и качеством фактически затраченного работником труда в тот период, за который они выплачены. Их целевое назначение состоит в предотвращении возможных потерь в заработке в связи с тем, что работник отвлекается от выполнения трудовых обязанностей.

Размер сохранения заработка определяется законом или решением соответствующего общественного объединения. Чаще всего работнику выплачивается средний заработок, иногда часть заработка или часть тарифной ставки (оклада).

Гарантийные выплаты не являются вознаграждением за труд, за выполнение для работодателя определенной работы. Они производятся взамен заработной платы за время, когда работник фактически не работал по уважительным причинам (например, в связи с выполнением обязанностей воинской службы или обязанностей присяжного заседателя). Таким образом, следует отметить, что целевое назначение гарантийных выплат – предотвратить возможные потери в заработке в связи с отвлечением работника от выполнения трудовых обязанностей.

В отдельных, строго определенных законодательством случаях, когда работник не может по ряду причин в полном объеме выполнить свои производственные функции, обусловленные трудовым договором, хотя при этом он продолжает работать, за ним сохраняется его обычный или близкий к нему уровень оплаты труда. В таких случаях с целью сохранения обычного уровня оплаты труда работника, к получаемой им заработной плате производятся гарантийные доплаты. Гарантийные доплаты, в отличие от гарантийных выплат, непосредственно связаны с выполнением работником трудовых функций и суммируются с заработной платой, начисленной за фактически отработанное время или за фактически изготовленную продукцию. В то время как гарантийные выплаты производятся взамен заработной платы.

К гарантийным доплатам следует отнести доплаты при некоторых переводах на другую нижеоплачиваемую работу (ст. 182 ТК РФ) и др.

Компенсационные выплаты призваны обеспечить возмещение затрат, понесенных работником, в связи с выполнением трудовых и иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Конкретные размеры возмещения понесенных работником затрат определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (например, для служебных командировок) либо соглашением сторон (при переезде на работу в другую местность, использования личного имущества работника).

Предельные размеры возмещения расходов в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральным законодательством, в организациях, финансируемых из регионального и местного бюджета, соответственно органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх