8. Туннельная мойка

Про туннельные мойки разговор особый, потому что это самый дорогой в плане начальных затрат тип мойки. По сути, туннельная мойка – это конвейер, через который потоком проходят машины. Туннели предназначены для легковых автомобилей и могут отмыть 20-100 автомобилей за час.

Моечный туннель – это целый комплекс устройств, через которые автомобиль последовательно провозится на специальном транспортере.

По способу мытья туннели могут быть контактными, бесконтактными или комбинированными. При контактном способе грязь с машины убирают боковые щетки и миттеры (свисающие сверху полоски), а при бесконтактном используется только вода под высоким давлением. В комбинированных туннелях есть и то и другое.

Стандартный набор оборудования для контактного туннеля: две пары вертикальных щеток, которые вращаются в противоположные стороны, горизонтальная щетка, распылители автохимии, распылители жидкого воска и сушильные фены. В качестве дополнительных опций могут быть добавлены щетки для колесных дисков, для нижней части боковин машины, оборудование для мойки днища и т. д. Длина туннеля зависит от набора оборудования и может составлять от 10 до 45 м. В принципе, можно и больше, все зависит от того, какой набор оборудования вы хотите поставить. По сути, туннельную мойку можно собрать как конструктор из частей: сначала поставить арку, за ней – мойщики колес, за ними – боковые щетки, потом – миттер, потом еще что-нибудь и еще, и еще. Короче говоря, все зависит от ваших целей и финансовых возможностей.

Через туннель автомобиль проходит только один раз, т. е. с одного конца заехал грязный, с другого конца выехал чистый. Самое главное преимущество туннелей перед мойками других типов – это их производительность, т. е. возможность вымыть большой поток машин за минимальное время.

Типы туннельных моек

FULL (полный сервис) – наибольшее количество персонала, большой набор дополнительных услуг, самая высокая стоимость мойки.

Мойка кузова и сушка делаются в туннеле автоматически. Уборку салона пылесосом, протирку стекол и протирку труднодоступных мест мойщики делают вручную. На время мойки клиент покидает машину. Дополнительно можно оказывать услуги по детальной обработке и полировке автомобиля.

FLEX (совмещенный сервис) – меньшее количество персонала по сравнению с полным сервисом, большой набор дополнительных услуг.

Мойка кузова и сушка делаются в туннеле автоматически. Во время мойки клиент находится в машине. После выезда из туннеля клиент может проехать на другой участок для уборки салона, полировки и т. д.

EXPRESS (мойка кузова) – минимально необходимое количество персонала, минимальный набор дополнительных услуг.

Мойка кузова и сушка делаются в туннеле автоматически. Во время мойки клиент сидит в машине. После выезда из туннеля клиент может самостоятельно воспользоваться пылесосом для уборки салона. Оплата пылесоса производится через автомат, без участия кассира. Плюс к этому можно установить аппараты по продаже различных мелочей для уборки (полотенца, химикаты, освежители и т. д.). На экспресс-мойках обычно стараются установить побольше оборудования, чтобы клиент мог выбрать как можно больше различных услуг мойки в туннеле.

Туннельный комплекс – это очень серьезные инвестиции, где суммы, которыми придется оперировать, исчисляются миллионами долларов. Стоимость каждого отдельного проекта всегда привязана к параметрам земельного участка, удаленности от участка инженерных сетей, стоимости строительства и прочим факторам, которые в каждом конкретном случае индивидуальны.

Итоговые затраты на строительство двух абсолютно одинаковых туннельных комплексов, которые стоят по разные стороны одной дороги, могут различаться в полтора-два раза. Исходя из опыта компании Sonny's в России (за 2007–2008 годы) стоимость среднего размера туннельного комплекса с конвейером длинной 20–25 м, с дополнительным помещением для уборки салона на два-пять машиномест обходится в 33–40 млн руб. Это без учета стоимости земли, которую обычно берут в аренду. Если участок покупать, это существенно увеличивает расходы. Участок под мойку с туннелем Sonny's, которая открылась весной 2009 года в Омске, стоил около 7 млн руб.

Большую часть инвестиций в строительство туннельных комплексов составляют расходы на подведение электроэнергии, подвод воды и организацию слива. Само по себе оборудование обычно составляет не больше 20 % от общих затрат, а все остальное – это затраты на строительство и инженерные коммуникации. Например, за подведение электричества к одному из туннельных комплексов в Санкт-Петербурге инвесторы заплатили около 10 млн руб., что более чем вдвое превышало стоимость самой моющей системы.

Как я уже сказал, главное преимущество туннеля – это производительность. Качество мойки машины в туннеле, само собой, ниже, чем на ручной мойке, но для многих людей быстрая автоматическая мойка будет более привлекательной. Плюсы туннеля для клиента – это скорость. Качество мытья будет сильно зависеть от климатических условий конкретного региона. И здесь играет роль такой фактор, как предварительная обработка. Запускать очень грязный автомобиль сразу под щетки нежелательно, его стоит подвергнуть предварительной отмывке. На некоторых мойках для этого перед автоматикой ставят мойщиков с АВД, которые сбивают грязь вручную. Но при этом снижается скорость помывки и выигрыш от автоматизации процесса, ведь персоналу нужно платить зарплату, нужно платить за него налоги, нужны дополнительные помещения.

Поэтому лучше использовать комбинированные туннели – сначала на автомобиль наносится активная химия, которая потом сбивается водой под давлением, а уже потом машина протаскивается через щетки. Причем чем больше грязи, тем больше времени нужно на то, чтобы химия эту грязь отъела. Время прохождения машины через туннель будет также зависеть и от сезона: летом грязи мало и времени нужно меньше, осенью-зимой-весной – больше. В любом случае, для того чтобы получить максимальное качество, нужно будет настраивать оборудование, моечные программы и подбирать химию.

Стоимость оборудования для туннелей зависит от модели и способа мойки. Вот, к примеру, цены на гибридные туннели Sonny's:

• самые простые, которые хорошо отмывают, – от $200 тыс.;

• премиум-системы с пропускной способностью до 60 а/м в час – $250–280 тыс.;

• суперпроизводительные комплексы на 80-100 а/м в час с полным набором услуг – от $350 тыс.

В бизнес-плане туннельной мойки должны учитываться многие специфические вещи, такие как, например, фундаментные работы. Они нужны для прокладки канавы конвейера, для создания сточных приямков и пр. При этом стоимость фундаментных работ зависит от типов грунтов на участке, а чтобы их определить, нужно проводить геологоразведку – копать шурфы. Само по себе оборудование окупается меньше чем за год, а вот срок полной окупаемости проекта туннельного комплекса – около 5 лет.

Но если мойка стоит в хорошем месте, ее можно «отбить» и за два-три года. Потенциал туннельной мойки очень велик. В США для туннельной мойки загрузка 500 машин в день – это норма, а в некоторые дни иногда до 1000 машин в день доходит. Для России 500 машин в день на туннельной мойке – это пока предел, потому как нашим людям очень тяжело работать в таком режиме. Хотя всегда бывают исключения: туннельный комплекс в Уфе моет до 600 а/м за день. Но даже 500 машин в день на постоянной основе – это много.

Прибыльность среднего туннеля – до 1 млн руб. и выше в месяц. Опять же есть и исключения. Операционные затраты зависят от каждого конкретного случая, в среднем – это от 250 тыс. руб. при минимальном количестве мойщиков до 500 тыс. руб. и более. Например, на одной из туннельных моек Санкт-Петербурга штат мойщиков, занимающихся дополнительными услугами после мойки кузова, – более 50 человек, фонд оплаты труда, естественно, соответствующий, да и налог ЕНВД высчитывается исходя из количества персонала.

Операционные затраты туннеля складываются из следующих основных величин. 1. Химия для работы моющей системы ($1–3 в зависимости от программы мойки).

2. Электричество (около 2 кВт на 1 а/м + освещение и прочие нужды комплекса).

3. Расходы на воду (0,2 м3 на 1 а/м при условии установки системы очистки и рециркуляции, до 1 м3 на 1 а/м без системы очистки).

4. Расходы на отопление (стандартный комплекс 500 м2 требует 0,3–0,5 ГКл тепла).

5. Расходы на утилизацию (канализование, вывоз ассенизаторскими бочками – сильно разнятся от способа и региона, в среднем до 10 руб. на 1 а/м).

6. Оплата труда персонала – 12–15 тыс. руб. в месяц за смену, три-четыре смены.

Найти в аренду здание под туннельную мойку, прямо скажем, проблематично. Под туннель нужно длинное специфическое помещение, и для установки оборудования требуются сложные фундаментные работы. Хотя если делать туннель с минимальным набором оборудования и поставить мойщиков на предварительный обмыв, возможно, что вы найдете помещение. С другой стороны, аренда – это всегда риск, и я бы не стал рассматривать такой вариант. На мой взгляд, если уж открывать туннель, то только в своем здании на своем участке земли.

Какая площадь нужна? Все зависит от того, какой именно будет ваша мойка. Если это экспресс-мойка без дополнительных услуг, необходимо только здание комплекса. Если, например, это 25-метровый туннель, площадь здания должна быть около 200 м2. Площадь необходимого участка обычно в 2–2,5 раза больше площади здания, т. е. понадобится как минимум 400450 м2 земли. Опять же все зависит от формы и конфигурации участка и от различных градостроительных норм в вашем регионе.

Если вы хотите построить туннельную мойку полного сервиса, площадь, естественно, увеличивается.

Возьмем для примера комбинированный туннель «SONNY'S 60-MT». Для размещения самого туннеля нужно помещение 150 м2. Около 25–30 м2 – для размещения вспомогательного оборудования: компрессоров, насосов, турбины пылесоса, резервуаров и насосов подачи химикатов в непосредственной близости от туннеля. «Шлюз» на въезде для предварительной обработки и участок дополнительных услуг на выезде (уборка салона), комната управляющего с местом для переодевания персонала, туалет, касса и место для продажи автоаксессуаров. Итого – 400 м2 помещений и соответственно 800 м2 участок земли.

Внутренняя компоновка помещений всегда зависит от конкретного проекта, потому как нужно учитывать параметры земельного участка, расположение здания на участке, набор оборудования и прочие моменты. Например, для въезда и выезда на туннельных мойках нужно много места, поскольку необходимы большие радиусы поворота.

Само собой, постройка туннеля должна быть основана на 100 %-ной уверенности в потоке клиентов. Иначе пролет будет полный. Оборудование продать будет сложно, и хорошую цену за б/у никто не даст. Здание под туннель тоже очень специфическое: узкое и длинное, поэтому его подо что-то другое, кроме туннельной мойки, будет сложно приспособить, а значит, для покупки такое здание не очень привлекательно.

Сейчас рынок моечных услуг в России еще только формируется. Даже в Москве есть не больше двух десятков туннельных комплексов. Для России такие мойки в новинку в отличие от США, где их просто огромное количество. Например, в компании Sonny's уверены, что в следующие 2–5 лет доля ручных моек упадет до 10–20 %, а основной сегмент займет автоматическое оборудование. По статистике, Sonny's за 2008–2009 годы было и будет запущено в эксплуатацию столько же туннельных комплексов, сколько за 2001–2007 годы.

Для начала, как вы понимаете, нужно выяснить, будет ли достаточный спрос на услуги такой мойки в вашем городе. Во-первых, изучите данные по автопарку вашего города: прикиньте количество легковых автомобилей, возрастную структуру парка, процент отечественных машин и иномарок. Во-вторых, посмотрите на уже работающие автомойки. Если среди них есть мойки портального типа – это хорошо, это значит, что в вашем городе люди уже понимают, что такое автоматическая мойка, готовы за это платить и не боятся, что щетки поцарапают машину. Посмотрите на их цены и занесите их в отдельный документ. В качестве отправной точки можно взять средние по городу цены на автоматическую мойку. Если туннельные мойки в вашем городе уже есть, обязательно загляните на каждую, посчитайте дневную проходимость, посмотрите, как организован процесс и что можно улучшить.

Рассчитайте постоянные ежемесячные затраты вашей будущей туннельной мойки: аренду, зарплату персоналу, обслуживание оборудования. У вас получится сумма, которую вы должны будете тратить каждый месяц независимо от потока клиентов. После этого посчитайте примерную себестоимость мойки одного автомобиля, которая будет включать расходы на воду, электричество и химию. Посчитайте прибыль от мойки одного автомобиля. А после этого посчитайте, сколько автомобилей ваша мойка должна помыть за месяц, чтобы «выйти в ноль» при рассчитанных постоянных затратах.

Теперь взгляните на ваши данные по автопарку и определите, есть ли в городе необходимое количество машин, чтобы загрузить вашу мойку работой. Понятно, что если в городе всего 50 тыс. легковых автомобилей, а вам для «выхода в ноль» нужно мыть 10 тыс. машин в месяц, перспективы туннельной мойки не очень хорошие. А вот если в городе 150 тыс. машин, а вам необходимо намывать 5 тыс. автомобилей за месяц, чтобы отбить постоянные затраты, тогда прогноз рентабельности и окупаемости куда более оптимистичный. Собственно, 5 тыс. помывок в месяц – это необходимый минимум для разумной окупаемости среднего туннеля, а в деньгах это около 1 млн руб. выручки.

Особенно тщательно нужно следить за своевременным обслуживанием оборудования и ни в коем случае на нем не экономить, иначе малейшая поломка может очень дорого обойтись. Да и вообще, для туннельного комплекса обязательно нужен грамотный управляющий, потому что построить здание и впихнуть оборудование недостаточно, нужно еще всем этим грамотно управлять, как, впрочем, и в любом другом бизнесе.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх