• Акио Морита
  • Коносукэ Мацусита
  • Акио Морита Vs. Коносукэ Мацусита
  • Глава VIII

    Боги японского менеджмента

    Акио Морита и Коносукэ Мацусита

    Акио Морита – предприниматель, соучредитель международной корпорации Sony, занимавшийся ее коммерческим развитием.


    1921

    26 января в городе Нагоя (Япония) в семье производителей саке родился Акио Морита.

    1944

    Морита заканчивает факультет естественных наук Имперского Осакского университета, поступает на службу в ВМС Японии и в звании лейтенанта начинает работать в межотраслевой группе ученых над совершенствованием оружия с тепловым наведением.

    1945

    Становится преподавателем Токийского университета и одновременно сотрудником компании своего друга Масару Ибуки.

    1946

    7 мая Морита и Ибука в полуразрушенном здании токийского универмага учреждают компанию «Токио цусин когё» (Tokyo Tsushin Kogyo K. K.), впоследствии переименованную в Sony Corporation. Морита оставляет преподавание, чтобы полностью посвятить себя работе в новой компании.

    1950

    Компания Мориты и Ибуки выпускает в продажу первый сделанный в Японии ленточный магнитофон.

    1951

    Морита знакомится со своей будущей женой Йосико. В этом же году они регистрируют брак.

    1955

    Выпуск первого транзисторного приемника, произведенного в Японии.

    1957

    Выпуск первого в мире карманного транзисторного приемника.

    1958

    Морита и Ибука решают переименовать свою компанию в Sony Corporation, чтобы дать ей легко запоминающееся название. Акции компании начинают продаваться на Токийской фондовой бирже.


    Коносукэ Мацусита – предприниматель, основатель компании Matsushita Electric Industrial, переименованной в 2008 году в Panasonic.


    1894

    27 ноября в префектуре Вакаяма (Япония) в семье мелкого землевладельца родился Коносукэ Мацусита. Он был младшим из девяти детей.

    1904

    После того как семья разорилась из-за неудачных биржевых спекуляций отца, Мацусита становится подмастерьем, сначала в мастерской по производству жаровен, а затем в велосипедном магазине.

    1910

    Устраивается на работу в Компанию электрического освещения города Осака. Начинает учеником – возит за мастером тележку с инструментами, но быстро продвигается по службе.

    1912

    Решает получить образование (пока у него лишь 4 класса школы) – поступает в вечернюю Коммерческую и промышленную школу Кансаи. Не добившись там больших успехов, через два года оставляет учебу.

    1915

    По настоянию родственников женится на девятнадцатилетней Мумено Иуэ. Их брак продлился почти 70 лет.

    1917

    Уходит из Компании электрического освещения. Работа перестает его удовлетворять, задачи кажутся слишком простыми.

    1918

    Создает собственную компанию по производству электрического оборудования – Matsushita Electric Industrial (MEI). Она располагается в той же двухкомнатной квартирке, где проживает семья Мацуситы, а работают в ней сам Коносукэ, его жена и еще несколько человек.

    1922

    Компания Мацуситы начинает продавать велосипедный фонарь, работающий от батарейки. Первый большой успех.

    1927

    Мацусита создает свой первый бренд – лампу National.



    1959

    Sony объявляет о создании первого транзисторного телевизора.

    1960

    В США создана Sony Corporation of America. Морита переезжает в Соединенные Штаты, чтобы наладить продажи продукции этой компании. В 1962 году к нему присоединяются жена и дети.

    1961

    Sony становится первым японским предприятием, чьи акции продаются на Нью-Йоркской фондовой бирже.

    1966

    Морита выпускает книгу «Забудьте о школьных оценках» (Never mind school records), где говорит о том, что успехи в учебе не влияют на достижения в работе. В Японии эта книга чрезвычайно популярна – продано 250 000 экземпляров.

    1982

    Морита становится первым японцем, получившим (наряду с Томасом Эдисоном, Марией Кюри и Луи Пастером) медаль Альберта Королевского общества искусств Великобритании. В своей речи после вручения медали он шутя говорит о том, что, помимо прочего, обогатил английский язык новыми словами, например «walkman».

    1984

    Получает Орден Почетного легиона – одну из высших наград Франции.

    1986

    Публикует автобиографическую книгу «Сделано в Японии: Акио Морита и Sony» (Made in Japan: Akio Morita and Sony) на английском языке (переведена на 12 языков).

    1989

    Sony приобретает кинокомпанию Columbia Pictures.

    1991

    Морита публикует эссе «Япония, не умеющая сказать „нет“» (в соавторстве с политиком Синтаро Иотхарой), где критикует американский подход к бизнесу и призывает Японию более независимо действовать в бизнесе и международных отношениях. В том же году император Японии Акихито награждает его Орденом Священного сокровища за долгую и безупречную службу своей стране.

    1994

    Во время игры в теннис с Моритой случается инсульт, и он вынужден оставить пост председателя правления компании Sony.

    1999

    3 октября в Токио Акио Морита умер от пневмонии в возрасте 78 лет.


    1932

    Мацусита излагает свое видение деятельности компании как заботы о благе человечества, направленной на то, чтобы покончить с бедностью, избавить человека от страданий.

    1933

    Вводит «дивизиональную систему», организующую работников по типу производимой продукции.

    1935

    MEI становится публичной компанией.

    1946

    Американские оккупационные власти серьезно ограничивают деятельность компании и даже пытаются ее закрыть. Однако к 1947 году ограничения сняты. В тот же год Мацусита основал организацию «За мир и счастье через процветание» (Институт PHP), цель которой – изучать природу человека и предотвращать участие Японии в международных конфликтах.

    1951

    В возрасте 56 лет отправляется в свое первое заграничное путешествие по США и Европе, чтобы познакомиться с передовыми методами управления и наладить международные связи.

    1952

    Создает совместное предприятие с нидерландской фирмой Philips. Капитал новой компании превышает весь капитал MEI.

    1956

    Мацусита предлагает первый «пятилетний план» развития MEI и ставит цель вчетверо увеличить объем продаж. Она была достигнута раньше намеченного срока.

    1961

    Оставляет пост президента MEI и становится председателем совета директоров.

    1962

    Приобретает мировую известность после публикации материалов о нем в журнале «Time».

    1965

    MEI переходит на пятидневную рабочую неделю.

    1973

    Мацусита оставляет пост председателя совета директоров, становится руководителем-советником и перестает принимать участие в повседневной деятельности компании.

    1980

    Основывает Институт государственного управления и менеджмента Мацуситы.

    1989

    27 апреля Коносукэ Мацусита умер в возрасте 94 лет.

    Акио Морита

    Акио Морита – соучредитель международной компании Sony, одного из крупнейших производителей бытовой электроники. В ней он отвечал за коммерческое развитие, и именно благодаря его таланту и настойчивости крошечное предприятие, возникшее в разрушенной войной Японии, превратилось в крупнейшую мировую корпорацию. Одной из главных забот Мориты было повысить известность бренда Sony. И ему это удалось – к концу его жизни, по опросам, этот бренд стал в США самым популярным, опередив даже Coca-Cola.

    «Учась руководить рабочими, я понял, что управляющий должен воспитывать в себе такие черты характера, как терпение и чуткость»

    Морита родился в 1921 году в семье потомственных «сакеваров», производивших этот традиционный японский напиток несколько сотен лет. Его семья была богата. Правда, отец Акио унаследовал семейный бизнес в незавидном состоянии. Как говорил Морита, его предки слишком много времени уделяли искусству и коллекционированию, а забота о пропитании была для них скорее тяжкой обязанностью. Но благодаря врожденным деловым качествам Морите-старшему удалось восстановить и развить семейное дело.


    Как старший сын, по японской традиции, Акио должен был со временем возглавить семейный бизнес. Поэтому отец часто брал его с собой, когда занимался делами. Акио нередко наблюдал бизнес-переговоры, а после спорил с отцом, отстаивая свою точку зрения на ведение дел. Отец поощрял эти споры, поскольку считал, что так его сын скорее сможет обрести деловую хватку.

    Мать Мориты любила западную классическую музыку, и в их доме всегда было очень много грампластинок с записями лучших европейских исполнителей. Морита считал, что именно под влиянием матери в нем начал зарождаться интерес к музыке и звуковоспроизведению, ставшему одним из главных направлений деятельности его компании Sony.

    Довоенное семейство Морита: мать и отец, сам Акио, две его младшие сестры, младший брат, шестеро слуг и много бедных родственников.

    В школе Акио заинтересовался радиотехникой и электроникой, начал взахлеб читать книги и журналы на эту тему, самостоятельно мастерил аппаратуру. Его так захватило новое увлечение, что дела с учебой пошли совсем плохо. Видимо, помня свой детский опыт, много лет спустя он напишет книгу «Забудьте о школьных оценках» (1966) – о том, что школьная успеваемость не так важна для будущей работы. Этому принципу Морита следовал и нанимая новых сотрудников своей компании.

    После школы, несмотря на некоторое неудовольствие родителей, видевших в нем продолжателя семейного дела, Акио становится студентом факультета естественных наук Осакского университета. Во время учебы, по совету своего профессора, Морита поступает на бессрочную тогда службу в ВМС Японии и продолжает учиться уже в качестве военного стипендиата. А по окончании университета получает звание лейтенанта и работает в военной лаборатории, где занимается усовершенствованием оружия с тепловым наведением. Но заканчивается Вторая мировая война, США оккупируют Японию и жизнь совершенно меняется – и для Мориты, и для всей страны.

    Морита оставляет военную службу – ведь японской армии больше не существует, переезжает в столицу и начинает преподавать физику в Токийском университете. Но преподавание не могло удовлетворить Мориту – страсть к бизнесу была у него в крови. В Токио он встречает своего старого знакомого Масару Ибуку. У того есть небольшая компания – мастерская и лаборатория, где ведутся разработки в области электроники. Морита сотрудничает с Ибукой, продолжая преподавать в университете. В послевоенном Токио компания Ибуки ютится в полуразрушенном бомбежками универмаге в центральной части города. Именно в этих руинах в мае 1946 года и происходит судьбоносное событие: Морита и Ибука учреждают компанию «Токио цусин когё» (Токийская компания телесвязи) – будущую Sony Corporation. Денег у учредителей было не так уж много – изначальный капитал составлял всего $500, но нашлись инвесторы, и прежде всего – отец Мориты, который впоследствии стал одним из основных акционеров компании.

    Морита принес домой первый Walkman и стал слушать музыку в наушниках. Заметив, что это раздражает его жену, он создал новую модель – с двумя парами наушников, чтобы женам, мужьям и друзьям не было обидно.

    Новой компании – новое место, и вскоре «Токио цусин когё» перебирается из центра на окраину города. Чтобы пройти в помещение фирмы, приходилось подлезать под бельевую веревку, на которой сушились детские пеленки. Великая Sony действительно начинала с малого.

    Морита и Ибука не стремились удовлетворять насущные потребности покупателей. Они хотели формировать их, создавая новейшие высокотехнологичные продукты. И первым по-настоящему серьезным делом новой фирмы стал ленточный магнитофон. Ибука увидел такой магнитофон американского производства в Японской радиовещательной компании, управляемой тогда оккупационными военными властями. Он упросил одного из офицеров привезти магнитофон к нему в компанию, и после демонстрации Ибука и Морита, пораженные качеством звуковоспроизведения (на их родине тогда были известны лишь проволочные магнитофоны), решили создать свой, японский ленточный магнитофон. Управляющий и бухгалтер компании были против того, чтобы вкладывать солидную сумму в исследования и разработки. Но они смотрели только на шаг вперед, а Морита и Ибука – гораздо дальше.

    «Признаюсь, что вначале меня подавляли сами масштабы США. Эта страна просто угнетала меня»

    В конце концов, в 1950 году компания произвела 50 таких магнитофонов. Но, увы, никто не захотел их покупать. Магнитофон весил 35 кг и стоил огромных по тем временам денег – примерно 17 зарплат начинающего инженера. Каждый день Морита возил его на грузовичке по друзьям – записывал их болтовню и пение. Все радовались и веселились, но никто и не думал заполучить эту диковинку в собственность. И тогда Морита понял, что недостаточно просто производить хорошие вещи, как считал Ибука. Необходимо активно искать потенциальных покупателей – тех, кому действительно нужна продукция их компании. По словам Мориты, он осознал, что в их маленькой фирме он должен стать продавцом. (Ту же роль – конечно, уже с иным размахом – Морита будет исполнять во всемирной корпорации Sony.) Мобилизовав свои связи, Морита продемонстрировал магнитофон в Верховном суде Японии – и у них купили сразу 20 штук! Затем они разработали новую, более компактную модель для школ, и в 1952 году магнитофоны уже пользовались огромным спросом – у тех, кому они действительно нужны.

    Следующим шагом было создание транзисторного радиоприемника. В 1953 году компания приобрела у американской фирмы Western Electric патент на использование соответствующей технологии. Начался трудный процесс разработок. Необходимо было увеличить мощность транзистора, что позволило бы использовать его в радиоприемниках. Конструкторы компании, по словам Мориты, фактически изобрели его заново, а также создали необходимые миниатюрные детали. В 1955 году на японский рынок вышел транзисторный радиоприемник Sony, а в 1957-м – первый самый маленький в мире карманный радиоприемник. Правда, в обычный карман он не помещался. И Морита заказал для своих торговых представителей одежду с немного увеличенными карманами, для пущей наглядности.

    В 1950-х годах Морита много путешествовал в поисках возможностей для расширения рынков сбыта – по США, ФРГ, Франции. Тогда он понял, что японское имя их компании западному человеку трудно произнести, а в переводе на английский оно звучит как-то вяло. Нужно было сделать название компании привлекательным и в Японии, и на Западе.

    Морита и Ибука зарылись в словари и после долгих поисков набрели на подходящее по смыслу латинское слово «sonus», то есть «звук». Попробовали вариант «Sonny», созвучный английскому слову «sunny» (солнечный). Но на японский слух оно воспринималось как «потерять деньги». В таком виде название не годилось, и в конце концов родилась идея убрать из него одну «n». Новая компания была зарегистрирована в 170 странах. Вскоре неожиданно выяснилось, что одна японская фирма стала производить шоколад под тем же брендом. Компания Sony обратилась в суд. Свидетели истца утверждали, что, узнав о шоколаде «Sony», они решили: видно, дела у этой фирмы совсем плохи, раз вместо магнитофонов и радиоприемников она взялась торговать сладостями, да и у тех, должно быть, вкус синтетический. Дело тянулось четыре года – в Японии суды очень долгие, – но правда все же восторжествовала, и Sony отстояла свою торговую марку.

    Приемник Sony поначалу не произвел впечатления в США. «Зачем вы делаете такие маленькие приемники? – спрашивали торговцы. – В Америке все хотят иметь большие приемники. Кому нужны такие миниатюрные вещи?»

    В 1958 году Морита создал в США компанию Sony Corporation of America, став ее главой, а некоторое время спустя перевез в Соединенные Штаты и всю свою семью.


    Морита много размышлял и писал об отличии японского бизнеса от американского. Прежде всего его поразила любовь американцев к крупным формам (японцы традиционно тяготеют к миниатюре). Первые клиенты, которым он предлагал портативные радиоприемники и магнитофоны, удивлялись: «К чему нам такие маленькие вещицы?» Но это было лишь внешнее отличие.

    Для Sony, как и для всех серьезных компаний, важно было позаботиться о долгосрочном развитии. А американцы, по мнению Мориты, ориентировались в основном на немедленную прибыль. Так, во время своих первых коммерческих путешествий по США Морита встретил торговца, готового купить десятки тысяч портативных радиоприемников Sony. Он попросил Мориту подготовить коммерческое предложение на десять, тридцать, пятьдесят и сто тысяч единиц. Ознакомившись с предложением, он был поражен: «Как, вы собираетесь продать мне 30 000 по большей цене за штуку, чем 20 000?! Это неслыханно!» Но Морита объяснил ему, что для больших объемов им придется увеличить производственные мощности. Конечно, в ближайшее время компания сорвет крупный куш, но если дальнейших заказов не будет, вложения окажутся бессмысленными и придется увольнять работников. В конце концов была заключена сделка на 10 000 штук.

    Эта история подводит нас к другому важному отличию – заботе о работниках. Для Sony работники – не временный материал. Тот, кто пришел в компанию, остается в ней надолго, нередко на всю жизнь. Поэтому она уделяет огромное внимание воспитанию и развитию своих сотрудников. Морита говорит: «Как бы вы ни были хороши или удачливы и как бы вы ни были умны или ловки, ваше дело и его судьба находятся в руках тех, кого вы нанимаете». Например, все работники Sony могут вносить предложения по улучшению процесса и условий труда. Их внимательно изучают, и лучшие из них воплощаются в жизнь. Эту практику впоследствии переняли многие западные компании. В Sony не подчеркивают иерархию – все ее сотрудники ходят в одинаковых куртках, обедают в одной столовой. Морита замечал, что в западных фирмах производственные рабочие нередко трудятся в жаре и пыли, а менеджеры сидят в чистеньких кабинетах с кондиционерами. В Sony у многих менеджеров собственных кабинетов попросту нет.


    Акио Морита с видеокамерой новой модели (1985)


    В отличие от западных организаций, Sony не поощряет узкую специализацию своих работников. Все новые инженеры сначала отправляются поработать на конвейере, чтобы понять, ради какого конечного результата они трудятся. Также Sony публикует внутренние вакансии и предлагает своим сотрудникам перейти на ту работу, которая им больше по душе. «Самого серьезного успеха, – говорит Морита, – достигли те компании, что сумели создать веру в единую судьбу у всех работников и акционеров».

    С 1960-х начинается победоносное шествие Sony по всему миру – ее дочерние компании открываются в Великобритании, Франции, Германии и других странах. Создаются такие известнейшие, ставшие нарицательными бренды, как Discman и Walkman. Появляются магазины и демонстрационные салоны. Морита много работает над упрощением процесса дистрибуции продукции фирмы, над формированием непосредственного доступа к покупателю. Он вечно в пути, вечно ведет переговоры по телефону, трудится днем и ночью. В конце рабочего дня секретари – а их у Мориты было четверо – готовили ему коробки с документами, которые он просматривал дома. На него в компании работал целый отдел по внешним связям. О себе Морита говорил, что просто влюблен в свою работу.

    «Совершив ошибку, вы извлечете из нее урок. Только не допускайте одну и ту же ошибку дважды»

    Уже довольно немолодой Морита увлекся спортом: в пятьдесят пять лет – теннисом, в шестьдесят – горными лыжами, в шестьдесят четыре – водными. И даже учился управлять вертолетом. Он считал, что спорт делает его разум более ясным. К несчастью, в 1994 году во время теннисной партии с ним случился инсульт, и ему пришлось покинуть пост председателя правления компании Sony.

    В 1999 году в родном для Sony городе Токио ушел из жизни Акио Морита – человек, посвятивший себя одной компании, одному делу.

    Коносукэ Мацусита

    Коносукэ Мацусита – основатель Matsushita Electric Industrial (MEI), одной из ведущих мировых корпораций по производству бытовой электроники, в 2008 году переименованной в Panasonic (по известнейшему ее бренду). Мацусита учредил эту компанию практически без капитала. А развил ее благодаря собственной предприимчивости и стратегии, направленной на улучшение и удешевление имеющейся на рынке продукции, а также нестандартным маркетинговым решениям. Мацусита не создавал невиданных новшеств, но всегда следовал своей философии: делать товары лучше, дешевле, а общество – богаче и счастливее. Трудно сказать, стало ли общество более счастливым с магнитофонами, телевизорами и телефонами MEI. Но десятки тысяч ее работников, заботе о которых Мацусита всегда отдавал львиную долю своего времени и энергии, несомненно, довольны своей жизнью.


    Коносукэ Мацусита родился в 1894 году в семье мелкого землевладельца, сдававшего свою землю в аренду. Коносукэ был самым младшим, девятым ребенком. Его раннее детство прошло в деревне – в просторном доме, в атмосфере спокойствия и благополучия. Но когда Коносукэ было три года, его отец занялся биржевыми спекуляциями и потерпел неудачу. Землю и дом пришлось продать, и семья перебралась в скромную квартирку в городке по соседству. Там Коносукэ закончил начальную школу. В отличниках этот тихий, застенчивый мальчик не ходил. Четыре начальных класса, да еще два класса вечерней Коммерческой и промышленной школы, – вот и все официальное образование Мацуситы.

    Взрослый Мацусита был очень мал ростом (162 см) и весил всего 60 кг.

    Когда Коносукэ исполнилось девять, началась его самостоятельная жизнь. Он отправился в Осаку к знакомому отца, державшему мастерскую по изготовлению жаровен «хибачи», и поступил к нему в подмастерья. Поначалу мальчик выполнял разные работы по дому, мыл полы, присматривал за детьми, а потом стал помогать и в мастерской. Как было принято в те времена, работал он по 10–12 часов в сутки, без выходных, получал небольшие, но тогда казавшиеся ему целым состоянием деньги, дарившие ощущение независимости. В этой мастерской Мацусита оставался недолго. Хозяин перестал в нем нуждаться, и Коносукэ перешел в велосипедный магазин, тоже подмастерьем. Там он проработал шесть лет – чинил и продавал велосипеды, а заодно и приобретал основные навыки ведения бизнеса. Его жизнь тогда была нелегкой, и впоследствии Мацусита не любил вспоминать эти годы.

    В пятнадцать лет Мацусита сделал необычный по тем временам шаг – отказался от возможности самому стать мастером, ушел из велосипедного магазина и поступил в Компанию электрического освещения города Осака.

    Трудности всегда придавали Мацусите сил. Неудовлетворенный своей работой в Компании электрического освещения, он заболел, а когда решил вступить на рискованный путь создания собственного предприятия – сразу выздоровел.

    Сначала он был там простым учеником, но стал быстро продвигаться по службе и вскоре уже самостоятельно проводил электричество клиентам. У него даже появились подчиненные. Казалось бы, все хорошо – фактически он был занят работой всего по 4–5 часов, а оставшееся время мог посвящать каким-то своим делам. Но Коносукэ это не нравилось, и он принял решение покинуть компанию.

    Мацусита всегда был готов рисковать. Оставив гарантированный заработок, он открыл собственную фабрику по изготовлению ламповых патронов – Matsushita Electric Industrial (MEI). Вся «фабрика» умещалась в его двухкомнатной квартирке, а работали на ней он сам, его жена и еще четыре помощника. После долгих и трудных разработок – ведь технология изготовления патронов тогда еще держалась в секрете – Мацусита выпустил несколько образцов. В тот раз его постигла неудача – торговцы отказывались брать товар у такой маленькой и никому не известной фирмы. Но он не отчаялся – по-видимому, он вообще никогда не отчаивался – и стал заниматься изоляционными плитами, что позволило компании выжить и начать получать прибыль.

    «Не продавайте потребителям товары, которые их привлекают, продавайте им товары, которые принесут им выгоду»

    Первым действительно серьезным проектом MEI, настоящей рыночной сенсацией, стал в 1922 году велосипедный фонарь. В этом проекте отчетливо проявились главные черты бизнес-стратегии Мацуситы. Первое: улучшать имеющиеся на рынке продукты. В отличие от Sony компания MEI никогда не стремилась к неслыханным инновациям. Второе: продукция MEI должна была стать не только лучше, качественнее, но и дешевле. Со временем Мацусита пришел к формуле «на 30 % лучше и на 30 % дешевле рыночного стандарта». И третье: уделять главное внимание сбыту, использовать оригинальные маркетинговые стратегии.


    Коносукэ Мацусита на своей фабрике (1964)


    Итак, Мацусита решил создать новый образец велосипедного фонаря, работающего от батарейки. В то время фонари на батарейках были не слишком популярны: питания хватало лишь на пару часов, да и ломались они очень быстро. После шести месяцев разработок был создан новый фонарь в форме пули, который мог работать без замены батарейки от 30 до 50 часов. Невиданное улучшение! Казалось бы, подобный товар должны были отрывать с руками. Установив достаточно низкую цену для такого превосходного продукта, Мацусита отправляется по розничным магазинам Осаки, но, к своему изумлению, везде слышит один и тот же ответ: «У таких фонарей слишком плохая репутация. Никто не станет их покупать!» Мацусита едет в Токио – но и там магазины отказались брать его фонарь. Другой на его месте постарался бы сократить производство, чтобы минимизировать потери. Но эта неудача лишь позволила маркетинговому гению Мацуситы проявиться в полную силу.


    Скорее всего, по нынешним меркам идеи Мацуситы не покажутся необычными, но тогда, в консервативной Японии 1920-х, все это было подлинным новшеством. Он нанял нескольких агентов по сбыту, которые оставляли в магазинах включенные демонстрационные образцы фонаря, чтобы торговцы смогли воочию убедиться в высоком качестве товара, и предлагали им расплачиваться только после его реализации. Поскольку владельцы магазинов при этом совершенно не рисковали, у них не было причины отказаться от столь выгодной сделки. Покупатели были довольны, и новый фонарь очень быстро завоевал рынок: к концу 1924 года его производство достигло 10 000 штук в месяц. В 1927 году, выпустив на рынок новую модель – лампу под торговой маркой National, предназначавшуюся уже не для велосипедов, Мацусита отказался от услуг посредников и стал налаживать собственную систему сбыта. В частности, он предоставил крупным розничным торговцам 10 000 бесплатных экземпляров – невероятный для тех лет поступок!

    В 1931 году компания Мацуситы уже была достаточно крупным предприятием, выпускавшим больше 200 видов продукции. Несмотря на то что мировой экономический кризис, Великая депрессия, был в самом разгаре, MEI процветала.

    «Целью бизнеса и производства является обогащение не только магазинов и фабрик данного предприятия, но также и всего общества»

    В начале 1932 года к Мацусите обратился один из клиентов компании, настойчиво приглашая его посетить религиозную общину, в которой он состоял. Этот человек много рассказывал о том, как религия изменила его жизнь. Уступив уговорам, Мацусита согласился. Община произвела на него большое впечатление, особенно благоустроенность быта, спокойствие, старательность и почтительность ее членов. Как он писал, все работало с точностью часового механизма. По-видимому, именно этот опыт побудил Мацуситу в мае 1932 года сформулировать миссию компании и представить ее на собрании руководителей предприятия: «Миссия промышленного предприятия должна состоять в преодолении бедности, в избавлении от страданий общества в целом, в том, чтобы сделать людей богатыми». Тогда же он сказал, что достижение этой цели может занять десятки или даже сотни лет, но именно к ней надо стремиться. Многие из слушателей довольно скептически отнеслись к выступлению Мацуситы, но это не охладило его пыл. Он записал новые принципы деятельности своего предприятия (такие как служение обществу, постоянное самосовершенствование, вежливость и смирение), и теперь его работники должны были каждое утро декламировать их.

    Сегодня только у ленивых компаний нет собственной корпоративной миссии, провозглашающей заботу об общественном благе. Зачастую эти «кредо» и «принципы» – просто дань моде, нередко – обыкновенное лицемерие. Но Мацуситой руководило подлинное стремление избавить людей от жизненных тягот и бедности. А путь к всеобщему счастью лучше начинать с собственного дома. Именно так Мацусита поступал всегда – в первую очередь он заботился о своих работниках. Вот некоторые тому подтверждения. В 1929 году – еще до того, как он сформулировал свое кредо, началась Великая депрессия, и объем продаж MEI уменьшился почти вдвое. Многие руководители компании предлагали начать сокращать штаты, но Мацусита решил никого не увольнять и даже сохранить существующие зарплаты. И удивительным образом в Великую депрессию компания Мацуситы процветала. В 1965 году он ввел на своих предприятиях пятидневную рабочую неделю, а к концу 1960-х практически сравнял заработную плату своих работников с европейской и американской. Хотя когда он объявил об этом своем намерении, мало кто воспринял его всерьез.

    К началу 1940-х годов MEI была одной из крупнейших японских корпораций. Во время войны ей приходилось сотрудничать с правительством, работать на военное ведомство. И после поражения Японии американские оккупационные власти этого сотрудничества Мацусите не простили. В 1946 году MEI попала в список компаний-монополистов «дзайбацу»: на ее деятельность были наложены серьезные ограничения, а самому Мацусите было запрещено занимать в ней руководящие должности. Однако – отчасти благодаря заступничеству профсоюза компании, собравшего тысячи подписей в защиту Мацуситы и самой компании, – в 1947 году ограничения были отменены частично, а в 1950-м – полностью. В это тяжелейшее время Мацусита основал организацию «За мир и счастье через процветание» (Институт PHP) для изучения природы человека и предотвращения участия Японии в международных конфликтах. Как впоследствии признавался Мацусита, вовлеченность в деятельность Института помогла ему справиться с тяжелейшим душевным кризисом. В этот период Мацуситу постоянно мучила бессонница, он даже стал злоупотреблять алкоголем.

    «Бизнесмены также должны принимать участие в создании общества, являющегося богатым духовно и изобильным материально»

    В 1950-е годы к компании вернулось процветание, и она вступила в фазу глобализации. В 1951 году Мацусита впервые отправился за границу, в США и Европу. Его поездка в США планировалась всего на несколько дней, но он задержался там на три месяца, знакомясь с передовыми технологиями и принципами ведения бизнеса. В 1952 году MEI и нидерландская компания Philips создали в Японии совместное предприятие, выпускающее кинескопы, лампы и другие электронные приборы. Для MEI это было величайшим достижением, поскольку капитал новой компании составил ?620 млн, тогда как капитал самой MEI насчитывал лишь ?500 млн. В 1956 году начался период «пятилетних планов» Мацуситы по снижению себестоимости, увеличению производительности, сокращению рабочей недели и повышению зарплат для работников. Все эти планы осуществились. В 1960-х Мацусита стал постепенно отдаляться от управления компанией. В 1973 году он оставил руководящие посты и посвятил себя иным занятиям.

    Когда в начале 1960-х благодаря журналу «Time» имя Мацуситы приобрело мировую известность, его стали часто посещать журналисты. Все они удивлялись: почему миллиардер живет в весьма скромном доме, почему у него нет шикарных машин, почему он не находит «достойного» применения своему богатству? Ответ прост: деньги для него никогда не были главным – он стремился улучшить жизнь общества.

    По настоянию родственников Мацусита женился в 20 лет. С будущей женой он встретился лишь однажды, и они едва успели поговорить. Их брак длился 70 лет.

    Выйдя на пенсию, он почти все свои силы отдавал деятельности созданного им Института, занимался благотворительностью и создавал книги. Именно создавал, поскольку писали книги в основном его помощники, по составленному им точному плану. Мацусита выпустил 46 книг, посвященных главным образом проблемам менеджмента, политической философии, благоустройству общества. В частности, в Японии он предлагал вдвое увеличить площадь культивируемых земель, постепенно отменить налоги и провести ряд других коренных преобразований. В своих книгах по менеджменту он прежде всего говорил о необходимости заботиться о работниках, являющихся ключевым фактором успеха любой компании.

    Мацусита скончался в возрасте девяноста четырех лет. Это был человек заурядной внешности и маленького роста, плохой оратор, лишенный так называемой харизмы. И все же он – выдающийся бизнесмен, ставивший во главу угла служение обществу. На его похороны пришли больше

    20 000 человек. В своей телеграмме соболезнования американский президент тех лет Джордж Буш-старший назвал его вдохновителем людей во всем мире. И он был совершенно прав.

    Акио Морита Vs. Коносукэ Мацусита


    Морита и Мацусита создали во многом похожие компании. Обе они занимались преимущественно производством бытовой электроники. Обе добились выдающегося положения на японском и мировом рынке. Но токийская Sony всегда была новатором – создавала оригинальные, невиданные прежде товары. А «провинциальная», расположенная в Осаке MEI улучшала уже имеющиеся виды продукции и продавала их по более доступным ценам.

    Создатели этих компаний вышли из разных слоев общества. Семья Мориты была богата, а сам он получил хорошее образование. Мацусита же провел детство в нищете, учился всего шесть лет и пробивался в жизни самостоятельно. И все же оба они отказались от более традиционных занятий, Морита – от ведения семейного бизнеса, Мацусита – от перспективы стать велосипедным мастером, чтобы посвятить себя предпринимательству в достаточно новой отрасли. Любопытно, что они создали свои компании – с разницей в двадцать восемь лет – практически в одном возрасте: Мацусита – в двадцать четыре года, а Морита – в двадцать пять.

    Оба предпринимателя всегда были готовы рисковать и не отчаивались, если рынок игнорировал их творения. Истории первых серьезных неудач (и одновременно успехов) Мориты и Мацуситы очень похожи. Первый ленточный магнитофон Sony поначалу оказался никому не нужен, а велосипедный фонарь MEI не хотел продавать ни один магазин. Тем не менее, благодаря настойчивости и готовности неустанно искать своего покупателя эти казавшиеся «странными» продукты в конце концов завоевали рынок.

    В Sony Морита отвечал преимущественно за коммерцию, а его партнер Ибука был «техническим мозгом» компании. В чем-то Морите было легче. Ведь Мацусите поначалу приходилось самому заниматься и производством, и сбытом. Наверное, именно это позволило Мацусите увидеть компанию как единый организм и создать для нее новое видение. Видение, поставившее во главу угла благо не самой компании, а всего человечества.

    Мацусита – человек с тихим голосом, не блиставший ораторским искусством и не отличавшийся особой харизмой. Он вел достаточно традиционный образ жизни. Морита же – светский лев, большую часть времени проводивший за границей. Он отлично знал английский язык, имел значительные связи. Например, был близко знаком с членами британской королевской семьи, дружил со знаменитым дирижером Гербертом фон Караяном.

    Мацусита всегда был очень скромен и внимателен к другим людям. Рассказывают, что как-то раз, уже в старости, он не смог доесть в ресторане бифштекс. Тогда Мацусита попросил позвать повара, и чтобы тот не ровен час не обиделся, сообщил, что бифштекс очень хорош, но, увы, сам он уже сыт. Это его отношение ко всем людям как к равным прежде всего проявлялось в заботе о своих работниках, об их материальном и социальном благополучии. Конечно, и Морита много сделал для персонала своей компании, но пальма первенства здесь, бесспорно, принадлежит Мацусите.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх